Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТургенев-мастер портрета и пейзажа. Урок в 6 кл.

Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Урок в 6 кл.

Скачать материал
Скачать материал "Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Урок в 6 кл."

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа(по рассказу «Бежин луг»).

    1 слайд

    И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа
    (по рассказу «Бежин луг»).

  • рассмотреть  идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать...

    2 слайд

    рассмотреть  идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;
     показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
     продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;

    Задачи:

  • Село Спасское - Лутовиново — «колыбель Тургенева» - один из самых привлекател...

    3 слайд

    Село Спасское - Лутовиново — «колыбель Тургенева» - один из самых привлекательных уголков средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами, в двенадцати верстах от города Мценска, уездного города Орловской губернии.
    Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц…

  • «Записки охотника» «В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и   оп...

    4 слайд

    «Записки охотника»
    «В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и
    опубликовал первый короткий рассказ, открывающий
    «Записки охотника», он стал самостоятельным
    писателем» В.Набоков

    «…Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась какая-то таинственная, недоступная глубь…»
    М.Е.Салтыков-Щедрин
    «Автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него ещё никто не заходил»
    В.Г.Белинский

  • Идейно-композиционные  особенности сборника «Записки охотника»Крестьяне внуш...

    5 слайд

    Идейно-композиционные особенности сборника «Записки охотника»
    Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение(«Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с лучшими людьми из дворян» - Белинский)

    Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы.

    Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

    Рассказчик не только очевидец событий, но и активный участник.

  • «БЕЖИН ЛУГ»Замысел рассказа – август- сентябрь 1850 года:
 Из дневника:
«Опис...

    6 слайд

    «БЕЖИН ЛУГ»
    Замысел рассказа – август- сентябрь 1850 года:

    Из дневника:
    «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни».

    «Бежин луг» был написан в
    Петербурге в начале 1851 года,
    и феврале появился на
    страницах журнала «Современник».

  • Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа. 
   «Лучшие герои Т...

    7 слайд

    Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа.
    «Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы…Они и есть часть природы, неразрывно связаны с ней. Природа загадочна, таинственна. Она умеет быть доброй и мстить…Счастье - в единении с ней , в ощущении себя частицей бесконечного целого природы»
    Г.Курляндская.

  • СловарьПортрет –
     изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимик...

    8 слайд

    Словарь
    Портрет –
    изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики, жестов). Помогает понять социальное положение героя, его характер
    Пейзаж - картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

  • Словесное рисованиеТихая  летняя ночь,  неподалеку река, 
горит костер, поода...

    9 слайд

    Словесное рисование
    Тихая летняя ночь, неподалеку река,
    горит костер, поодаль щиплют траву кони.
    У костра несколько ребят.
    Они пасут коней и коротают время, рассказывая
    былички…
    Кто они? Чем интересны герою – рассказчику?
    Найдите портретные характеристики.
    Какую роль играет портрет в создании образа героев?

  • Павел
Илюша
Костя
Федя
ВаняКрестьянские дети

    10 слайд

    Павел
    Илюша
    Костя
    Федя
    Ваня
    Крестьянские дети

  • «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе 
«Бежин луг» крестьянских д...

    11 слайд

    «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе
    «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир,
    их умение тонко чувствовать красоту природы.
    Писатель заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой»
    Якушин

  • Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необы...

    12 слайд

    Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необычность, непохожесть, духовное богатство, их умение тонко чувствовать красоту природы, поэтичность, их талантливость, ум, трудолюбие.
    Портрет помогает понять авторский замысел, идею произведения: человек – это единое целое с природой.
    Вывод:

  • Чтобы коротать время, дети рассказывают разного рода былички. 
- Что такое бы...

    13 слайд

    Чтобы коротать время, дети рассказывают разного рода былички.
    - Что такое былички?
    - Какие былички они рассказывают?

  • Быличка про Домового
Быличка про Русалочку
Быличка про Ермила
Быличка про бар...

    14 слайд

    Быличка про Домового
    Быличка про Русалочку
    Быличка про Ермила
    Быличка про барина
    Быличка про Тришку
    Быличка про Лешего
    Быличка про Водяного и Акулину

    Былички -
    фольклорный жанр — рассказ о якобы происшедшем в действительности чудесном событии (о мнимых
    столкновениях с домовыми, лешими, чертями, колдунами, одним словом, с представителями темной, нечистой силы)

  • ПейзажПрекрасный июльский день



Ночной пейзаж



Второй ночной пейзаж

    15 слайд

    Пейзаж
    Прекрасный июльский день



    Ночной пейзаж



    Второй ночной пейзаж

  •     
Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо л...

    16 слайд

        
    Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «могучее светило»…

    Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо», 

    Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»,
    «хлынули играющие лучи»….

    Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
    Определите, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.

  • Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Пони...

    17 слайд

    Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека.
    Пейзаж выполняет разные задачи в произведении – он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему.
    Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и мёртвая сила, враждебная человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.
    Вывод:

  • Пожалуй, лишь в общении с природой и простыми людьми он(Тургенев) чувствовал...

    18 слайд

    Пожалуй, лишь в общении с природой и простыми людьми он(Тургенев) чувствовал себя свободно. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ЛИТ-6                                      урок №                                                  дата_______

ТЕМА;  И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по рассказу «Бежин луг».( Презентация)

Цели: обучающая:разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;

развивающая: развитие устной речи   (художественный пересказ);

воспитательная: внимательное и бережное отношение к природе: слышать и видеть прекрасное вокруг себя и уметь рассказать об этом.

Тип и вид урока: изучение нового материала; урок - практикум.

Основное содержание темы, понятия и термины: основная тема: природа и человек через пейзаж и выразительные средства языка, портретные характеристики, рассказы мальчишек. Термины: очерк, пейзаж ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет) портрет, былички, россказни, предания, поверья.

Образовательные ресурсу: презентация к уроку «И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по рассказу «Бежин луг»,

                                      ХОД УРОКА

     1.Организационный момент.

Слово учителя:

- Мы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Давайте определим основную тему прочитанного рассказа.

     2.Постановление учебной задачи

Фронтальная, Словесный.

Проблема в схеме.

-Через что раскрывается тема рассказа? , Мы приблизились к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать всё, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всём этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества, обратимся к тому, как сам И.С. Тургенев воспитывал их у себя. Обращение к письмам, дневниковым записям И. С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох. Показ презентации

(Слайд1,2)

Отвечают на поставленный вопрос,выявляют

через что решается тема в рассказе.

Контрольный слайд-схема

      3. Рефлексия.Фронтальная. Словесный.Устный ответ на поставленный вопрос.

Показ слайда №3

- Что я знаю о жизни и творчестве И.С. Тургенева?

4.Проверка домашнего задания

5.Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный, наглядный, частично - поисковый. Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Организует просмотр презентации и изучение по плану:

.1Замысел рассказа (слайд    )

.2.Словарь: портрет, пейзаж

     4.Рассмотрение

Картины В.Е. Маковского «Ночное», краткая характеристика художника

     5.Сравнительная характеристика: картина и текст Тургенева

6.Портретные характеристики (слайд    ), формулирует вопросы по прочитанным характеристикам

Слушают учителя, рассматривают,сравнивают текст произведения с картиной В.Е. Маковского «Ночное», участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Работа с текстом: читают портретные характеристики, отвечают на вопросы. Словесное рисование: описывают внешность товарища по парте.

Готовые определения записывают  в тетради.

   7.-Что означают слова одного ряда?(слайд     )

Называют оттенки  слов- синонимов: россказни, предания, поверья.

    8.Показ презентации:

определение слова «былички»(слайд    )

Читают определение слова

Готовое определение  записывают в тетрадь

6.Закрепление знаний  и способов действий.

Коллективная, групповая.

Словесный, проблемный, практический, поисковый.

1.Организует просмотр     презентации,

задает вопросы:

-Какие былички рассказали дети? (обращение к тексту, слайд    )

Восстанавливают хронологию рассказов мальчиков:

Быличка про Домового

Быличка про Русалочку

Быличка про Ермила

Быличка про барина

Быличка про Тришку

Быличка про Лешего

Быличка про Водяного и Акулину

7.Негласная физминутка

Минутка отдыха,движение.

2.Организует сцену у костра (слайд   ):

Со стульями идут к костру, рассаживаются в кружок.

3.Создание словами картины: тихая июньская ночь, звезды, костер, возле костра ребят, время для рассказа страшных историй.

    Художественный пересказ: учащиеся по очереди

Рассказывают  былички:

про домового;

про русалку,

про Ермила,

про барина, по водяного.

4. Показ презентации.  (слайд    , лешем.

5.Показ презентации.

- Сколько пейзажей показано в рассказе «Бежин Луг»? (слайд    )

Отвечают на поставленный вопрос.

6. Показ презентации «Выразительные средства языка»: сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение(слайд      )

      Вспоминают определения выразительных средств языка, признаки их различия, зачитывают примеры эпитетов, сравнения, олицетворения, метафоры, которые были взяты из текста произведения «Бежин луг» (описание июльского дня ).

Приклеивают определения в тетрадь

7.Показ презентации: вывод (слайд      )

Чтение вывода.

8.Показ презентации: идут слайды раннего утра, слайд

На фоне музыки Грига читается ученицей отрывок  из  очерка «Бежин луг»(описание утра).Класс внимательно слушает.

8.Информация  о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

Показ презентации: домашнее задание (слайд    )

    Предлагает сделать презентацию одного из героев по плану  (индивидуальное задание ) или рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

домашнее задание

9.Рефлексия  . Беседа.

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке?

-На каком этапе урока было трудно?

-В какой момент урока было интересно?

-Что не понравилось в уроке? (слайд    )

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

Выставляют оценки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 823 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1073
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1607
    • PPTX 2.9 мбайт
    • 30 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Камалова Рима Рифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Камалова Рима Рифовна
    Камалова Рима Рифовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38802
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе