Главная / Русский язык и литература / Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Урок в 6 кл.

Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Урок в 6 кл.

рассмотреть  идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать...
Село Спасское - Лутовиново — «колыбель Тургенева» - один из самых привлекател...
«…Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с рус...
Идейно-композиционные особенности сборника «Записки охотника» Крестьяне внуш...
Замысел рассказа – август- сентябрь 1850 года: Из дневника: «Описать, как мал...
Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа. «Лучшие герои Тургене...
Портрет – изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики, жестов). ...
Тихая летняя ночь, неподалеку река, горит костер, поодаль щиплют траву кони. ...
Павел Илюша Костя Федя Ваня
«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских де...
Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необы...
Чтобы коротать время, дети рассказывают разного рода былички. - Что такое был...
Быличка про Домового Быличка про Русалочку Быличка про Ермила Быличка про бар...
Прекрасный июльский день Ночной пейзаж Второй ночной пейзаж
     Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо л...
Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Пони...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 рассмотреть  идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать ро
Описание слайда:

рассмотреть  идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;  показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;  продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;

№ слайда 3 Село Спасское - Лутовиново — «колыбель Тургенева» - один из самых привлекательны
Описание слайда:

Село Спасское - Лутовиново — «колыбель Тургенева» - один из самых привлекательных уголков средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами, в двенадцати верстах от города Мценска, уездного города Орловской губернии. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц…

№ слайда 4 «…Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русски
Описание слайда:

«…Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась какая-то таинственная, недоступная глубь…» М.Е.Салтыков-Щедрин «Автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него ещё никто не заходил» В.Г.Белинский

№ слайда 5 Идейно-композиционные особенности сборника «Записки охотника» Крестьяне внушают
Описание слайда:

Идейно-композиционные особенности сборника «Записки охотника» Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение(«Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с лучшими людьми из дворян» - Белинский) Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Рассказчик не только очевидец событий, но и активный участник.

№ слайда 6 Замысел рассказа – август- сентябрь 1850 года: Из дневника: «Описать, как мальчи
Описание слайда:

Замысел рассказа – август- сентябрь 1850 года: Из дневника: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».

№ слайда 7 Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа. «Лучшие герои Тургенева
Описание слайда:

Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа. «Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы…Они и есть часть природы, неразрывно связаны с ней. Природа загадочна, таинственна. Она умеет быть доброй и мстить…Счастье - в единении с ней , в ощущении себя частицей бесконечного целого природы» Г.Курляндская.

№ слайда 8 Портрет – изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики, жестов). Пом
Описание слайда:

Портрет – изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики, жестов). Помогает понять социальное положение героя, его характер Пейзаж - картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

№ слайда 9 Тихая летняя ночь, неподалеку река, горит костер, поодаль щиплют траву кони. У к
Описание слайда:

Тихая летняя ночь, неподалеку река, горит костер, поодаль щиплют траву кони. У костра несколько ребят. Они пасут коней и коротают время, рассказывая былички… Кто они? Чем интересны герою – рассказчику? Найдите портретные характеристики. Какую роль играет портрет в создании образа героев?

№ слайда 10 Павел Илюша Костя Федя Ваня
Описание слайда:

Павел Илюша Костя Федя Ваня

№ слайда 11 «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей
Описание слайда:

«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой» Якушин

№ слайда 12 Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необычно
Описание слайда:

Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необычность, непохожесть, духовное богатство, их умение тонко чувствовать красоту природы, поэтичность, их талантливость, ум, трудолюбие. Портрет помогает понять авторский замысел, идею произведения: человек – это единое целое с природой.

№ слайда 13 Чтобы коротать время, дети рассказывают разного рода былички. - Что такое быличк
Описание слайда:

Чтобы коротать время, дети рассказывают разного рода былички. - Что такое былички? - Какие былички они рассказывают?

№ слайда 14 Быличка про Домового Быличка про Русалочку Быличка про Ермила Быличка про барина
Описание слайда:

Быличка про Домового Быличка про Русалочку Быличка про Ермила Быличка про барина Быличка про Тришку Быличка про Лешего Быличка про Водяного и Акулину

№ слайда 15 Прекрасный июльский день Ночной пейзаж Второй ночной пейзаж
Описание слайда:

Прекрасный июльский день Ночной пейзаж Второй ночной пейзаж

№ слайда 16      Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо луче
Описание слайда:

     Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «могучее светило»… Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «хлынули играющие лучи»…. Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

№ слайда 17 Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Пониман
Описание слайда:

Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека. Пейзаж выполняет разные задачи в произведении – он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и мёртвая сила, враждебная человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.

№ слайда 18
Описание слайда:

Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Урок в 6 кл.
  • Русский язык и литература
Описание:

ЛИТ-6                                      урок №                                                  дата_______

ТЕМА;  И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по рассказу «Бежин луг».( Презентация)

Цели: обучающая:разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя;

развивающая: развитие устной речи   (художественный пересказ);

воспитательная: внимательное и бережное отношение к природе: слышать и видеть прекрасное вокруг себя и уметь рассказать об этом.

Тип и вид урока: изучение нового материала; урок - практикум.

Основное содержание темы, понятия и термины: основная тема: природа и человек через пейзаж и выразительные средства языка, портретные характеристики, рассказы мальчишек. Термины: очерк, пейзаж ( сравнение, метафора, олицетворение, эпитет) портрет, былички, россказни, предания, поверья.

Образовательные ресурсу: презентация к уроку «И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа по рассказу «Бежин луг»,

                                      ХОД УРОКА

     1.Организационный момент.

Слово учителя:

- Мы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Давайте определим основную тему прочитанного рассказа.

     2.Постановление учебной задачи

Фронтальная, Словесный.

Проблема в схеме.

-Через что раскрывается тема рассказа? , Мы приблизились к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать всё, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всём этом. Каждый человек может воспитать в себе эти качества, обратимся к тому, как сам И.С. Тургенев воспитывал их у себя. Обращение к письмам, дневниковым записям И. С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе...» Так автор умел вслушиваться в природу, чувствовал каждый звук или шорох. Показ презентации

(Слайд1,2)

Отвечают на поставленный вопрос,выявляют

через что решается тема в рассказе.

Контрольный слайд-схема

      3. Рефлексия.Фронтальная. Словесный.Устный ответ на поставленный вопрос.

Показ слайда №3

- Что я знаю о жизни и творчестве И.С. Тургенева?

4.Проверка домашнего задания

5.Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный, наглядный, частично - поисковый. Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Организует просмотр презентации и изучение по плану:

.1Замысел рассказа (слайд    )

.2.Словарь: портрет, пейзаж

     4.Рассмотрение

Картины В.Е. Маковского «Ночное», краткая характеристика художника

     5.Сравнительная характеристика: картина и текст Тургенева

6.Портретные характеристики (слайд    ), формулирует вопросы по прочитанным характеристикам

Слушают учителя, рассматривают,сравнивают текст произведения с картиной В.Е. Маковского «Ночное», участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Работа с текстом: читают портретные характеристики, отвечают на вопросы. Словесное рисование: описывают внешность товарища по парте.

Готовые определения записывают  в тетради.

   7.-Что означают слова одного ряда?(слайд     )

Называют оттенки  слов- синонимов: россказни, предания, поверья.

    8.Показ презентации:

определение слова «былички»(слайд    )

Читают определение слова

Готовое определение  записывают в тетрадь

6.Закрепление знаний  и способов действий.

Коллективная, групповая.

Словесный, проблемный, практический, поисковый.

1.Организует просмотр     презентации,

задает вопросы:

-Какие былички рассказали дети? (обращение к тексту, слайд    )

Восстанавливают хронологию рассказов мальчиков:

Быличка про Домового

Быличка про Русалочку

Быличка про Ермила

Быличка про барина

Быличка про Тришку

Быличка про Лешего

Быличка про Водяного и Акулину

7.Негласная физминутка

Минутка отдыха,движение.

2.Организует сцену у костра (слайд   ):

Со стульями идут к костру, рассаживаются в кружок.

3.Создание словами картины: тихая июньская ночь, звезды, костер, возле костра ребят, время для рассказа страшных историй.

    Художественный пересказ: учащиеся по очереди

Рассказывают  былички:

про домового;

про русалку,

про Ермила,

про барина, по водяного.

4. Показ презентации.  (слайд    , лешем.

5.Показ презентации.

- Сколько пейзажей показано в рассказе «Бежин Луг»? (слайд    )

Отвечают на поставленный вопрос.

6. Показ презентации «Выразительные средства языка»: сравнение, метафора, эпитеты, олицетворение(слайд      )

      Вспоминают определения выразительных средств языка, признаки их различия, зачитывают примеры эпитетов, сравнения, олицетворения, метафоры, которые были взяты из текста произведения «Бежин луг» (описание июльского дня ).

Приклеивают определения в тетрадь

7.Показ презентации: вывод (слайд      )

Чтение вывода.

8.Показ презентации: идут слайды раннего утра, слайд

На фоне музыки Грига читается ученицей отрывок  из  очерка «Бежин луг»(описание утра).Класс внимательно слушает.

8.Информация  о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

Показ презентации: домашнее задание (слайд    )

    Предлагает сделать презентацию одного из героев по плану  (индивидуальное задание ) или рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

домашнее задание

9.Рефлексия  . Беседа.

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке?

-На каком этапе урока было трудно?

-В какой момент урока было интересно?

-Что не понравилось в уроке? (слайд    )

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

Выставляют оценки.

Автор Камалова Рима Рифовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1926
Номер материала 29801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓