Главная / Школьному психологу / ТРУДНОСТИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ

ТРУДНОСТИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ

ТРУДНОСТИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ

АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Домашнее задание сопровождается еще большими трудностя­ми, если родители расходятся во мнении, насколько нужно помогать ребенку. Будьте осторожны в плане супружеской борь­бы за власть. Муж, который считает свою жену слишком снис­ходительной, может при проверке задания быть очень строгим и резким, чтобы компенсировать снисходительность жены. Но жена может слишком баловать ребенка, компенсируя воин­ственный стиль мужа. Ни в одном из этих случаев вы не оказы­ваете ребенку реальную помощь. Если такое вашей семье свой­ственно, то начните с предпосылки, что самый лучший подход тот, который эффективен именно для вашего ребенка. Вы дол­жны в первую очередь стремиться, чтобы ребенок как можно больше работал самостоятельно и при этом мог обращаться к вам за помощью. Домашнее задание должно требовать усилий, но не должно разочаровывать или переутомлять ребенка. 

1. Что нужно принять во внимание

Стандартов относительно того, какой разумный объем домашне­го задания ребенок в силах выполнять каждый день, не существует. Однако есть общее правило: отводить десять минут в день первокласс­нику, добавляя по мере перехода его в следующий класс еще по де­сять минут. Таким образом, пятикласснику в среднем будет требовать­ся на выполнение домашнего задания уже около часа, а восьмикласснику - полтора часа и более. (Замечание: дети каждый день по три- Четыре часа проводят у телевизора. Здесь что-то не так.) Во время выполнения домашнего задания дети часто пытаются заниматься другими делами, например, смотреть телевизор или раз­говаривать по телефону. Если это происходит, то у них на домашнее задание уходит в два, а то и в три раза больше времени, чем, если бы они просто сели за стол и спокойно выполнили его. Если вы не знаете, что ребенку задано и когда ему сдавать зада­ние, то не сможете помочь ему организовать свое время. Один четве­роклассник начал читать книгу, причем с благим намерением, бук­вально накануне сдачи письменного изложения. Он совершенно не­дооценил объем времени, требующегося на выполнение задания. Если ребенок постоянно говорит, что ему ничего не задано или что он все сделал в школе, и вы не подвергаете это сомнению, то вы оказываете ему плохую услугу. Произнесение слов по буквам, историю, географию и т. д. вы мо­жете проверить, пока едете на машине вместе с ребенком в магазин. Отличная идея — вспоминать слова или факты, которые ребенок уже прошел, чтобы показать, как забывается материал, если его не по­вторять. Этот метод особенно полезен для школьников, которые в конце каждой четверти сдают экзамены по пройденному материалу. Ваши дети в конце концов приучатся делать домашнее задание, если вы сами соблюдаете дисциплину. Выполняете ли вы свою рабо­ту в срок? Не видят ли дети, как вы откладываете важное дело и зря тратите время? А может быть, наоборот, они видят, как вы читаете книги и стремитесь узнать что-то новое? Вы сделали очень важный шаг, если добились того, что не вам приходится уговаривать детей выключить телевизор, а, наоборот, они сами просят у вас разрешение посмотреть его. Телевизор должен быть не повседневным делом, а редкой привилегией.

2. Как нужно говорить

Самое важное - это постоянно УЧИТЬ ребенка, что вы цени­те образованность и считаете домашнее задание чрезвычайно важным делом. Разумеется, большинство детей предпочита­ют домашним заданиям игры. Вы можете посочувствовать ребенку, не забывая при этом подчеркнуть, что цените обра­зованность. "Я знаю, что тебе хотелось бы, чтобы ничего не задавали на дом. Помню, что и у меня возникало такое жела­ние. Но я хочу, чтобы ты узнал как можно больше, поскольку знаю, что если ты будешь стараться в школе, то перед тобой откроется гораздо больше возможностей, когда ты станешь старше".

Детям нужно помогать проявлять упорство, когда задание трудное. Для этого они должны верить, что у них есть все, что требуется для его успешного завершения дела. По крайней мере, они должны верить, что если хорошо постараешься, то, скорее всего, добьешься успеха. "Как только ты пришел до­мой из школы, ты сразу же сел за письменный стол и начал делать домашнее задание. Это очень мудро. Я заметила, как ты просматривал главу, когда не знал, как ответить на постав­ленный вопрос. Это тоже хорошая идея". "Я вижу, что прежде чем обратиться ко мне за помощью, ты пытался решить эту задачу сам. Это говорит о том, что ты ста­рался".

"Если ты будешь стараться, то почти всегда будешь получать хорошие оценки. Если постараешься, но не очень, то у тебя будут хорошие оценки только иногда. Ну а если не будешь ста­раться, то никогда не будешь хорошо учиться". Помогая ребенку, расстроенному из-за домашнего задания, ро­дители могут допускать одну из трех ошибок: родители слиш­ком огорчаются и тем самым ухудшают ситуацию; родители делают за ребенка большую часть работы (совершая эту боль­шую ошибку, вы лишь способствуете нытью и промедлению); родители отстраняются от помоши или мало помогают. Са­мый лучший подход — это сказать: "Я вижу, что ты огорча­ешься из-за задания. Я могу сделать за тебя первую часть за­дания, а ты его закончишь. Или ты можешь сделать первую часть, а я закончу. Что ты предпочитаешь?" "Кажется, что как бы я ни пыталась тебе помочь, ты все равно расстроен. Может быть, нам обоим сделать пятиминутный" пе­рерыв? Хочешь поиграть во что-нибудь?" Когда ребенок думает над задачей, пусть он свой мыслитель­ный процесс проговаривает вслух. Это поможет вам опреде­лить, где именно он заблуждается. "Давай я покажу тебе, что я имею в виду. Когда я буду решать задачу на сложение, я буду проговаривать ее вслух: шесть плюс четыре равняется десяти, поэтому поставим ноль и перенесем единицу..." Не превращайте проверку домашнего задания в рутину. Если вам это обременительно, то ваш ребенок вряд ли будет вы­полнять задание с радостью и вряд ли попросит вас о помо щи. "Ах, да! Пора проверить твое домашнее задание. Сейчас я вытру руки и сяду проверять".

"Если у тебя есть вопросы по домашнему заданию, то ты все­гда можешь обращаться ко мне. Если я занят, я быстро прерву все свои дела и отвечу на твои вопросы". Покажите своими действиями, что вопросы по домашнему заданию очень важ­ны для вас как для родителя.



3. Как не нужно говорить

• "Ты сделал свое домашнее задание? Хорошо". Спросите, что было задано и проверьте выполненное задание. Покажите свою заинтересованность. Это возможность выявить ошибки и похвалить ребенка за усердие,

• "Тебе сегодня ничего не задали? Ну ладно". Проявляйте боль­ше интереса. Может быть, ребенок успел сделать задание в школе? Характерно ли отсутствие домашнего задания? Если это так, то учитель халатно относится к своим обязанностям.

• "Хорошо, в этот раз я сделаю задание за тебя. Но в следую­щий раз тебе лучше закончить задание за день до сдачи!" Это проблема как ваша, так и вашего ребенка. Если вы следите за выполнением задания, то вы можете напоминать ребенку о том, чтобы он уложился в срок. Конечно, иногда домашнее задание приходится доделывать в последнюю минуту, но это должно случаться в крайних случаях.

• "Почему ты не сказал мне, что тебе в понедельник сдавать со­чинение? Теперь нам придется потратить на него выходные!" Привейте ребенку привычку каждый раз говорить вам, что ему задано на дом. В некоторых школах требуют, чтобы дети за­
писывали задания в дневник, который вы должны проверять. Если вы не будете регулярно интересоваться выполнением до­машнего задания, то некоторые задания могут "ускользнуть". Даже очень способные дети не всегда могут правильно орга­низоваться и поэтому бывают не в состоянии оценить, сколь­ко времени займет у них то или иное задание.

 


ТРУДНОСТИ С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ
  • Школьному психологу
Описание:

Домашнее задание сопровождается еще большими трудностя­ми, если родители расходятся во мнении, насколько нужно помогать ребенку. Будьте осторожны в плане супружеской борь­бы за власть. Муж, который считает свою жену слишком снис­ходительной, может при проверке задания быть очень строгим и резким, чтобы компенсировать снисходительность жены. Но жена может слишком баловать ребенка, компенсируя воин­ственный стиль мужа. Ни в одном из этих случаев вы не оказы­ваете ребенку реальную помощь. Если такое вашей семье свой­ственно, то начните с предпосылки, что самый лучший подход тот, который эффективен именно для вашего ребенка. Вы дол­жны в первую очередь стремиться, чтобы ребенок как можно больше работал самостоятельно и при этом мог обращаться к вам за помощью. Домашнее задание должно требовать усилий, но не должно разочаровывать или переутомлять ребенка. 

Автор Шитикова Ольга Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 361
Номер материала 41487
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓