Главная / Русский язык и литература / Тропы. Сравнение. 4-6 классы

Тропы. Сравнение. 4-6 классы

Сравнение.

Язык в художественном произведении служит материалом, из которого создаётся картина жизни.

Чем полнее и образнее язык, тем живее и радостнее наша жизнь.

В сравнении явление сопоставляется с другим явлением, что позволяет увидеть тот главный признак, который важен для понимания жизненной ситуации.

Из детства многие помнят :

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин)

А подушка, как лягушка, ускакала от меня. (К.Чуковский)

Существуют различные способы выражения сравнения :

  1. в форме оборота со сравнительными союзами как, как будто, будто, точно, словно, что:

застыл , как изваяние;

лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит (Н.Некрасов)



  1. в форме имени существительного в творительном падеже:

завертелся волчком



  1. в форме имени существительного в дательном падеже с предлогом подобно:

жужжало подобно пчеле



  1. в форме имени прилагательного или наречия в сравнительной степени и имени существительного :

мчится быстрее ветра



  1. при помощи слов похож на, напоминает, вот так :

улыбка похожа на солнечный луч



  1. Существует отрицательное сравнение. Оно берёт своё начало в народной поэзии. Отрицательное сравнение построено на противопоставлении двух предметов, а не на сопоставлении.



Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз – воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н. Некрасов)



Задание . Рассмотрим примеры, попробуем определить , что хотел передать автор и определим способ выражения сравнения:



  1. Фразы тяжёлые , как булыжник. (А.Чехов)

  2. Смех серебрист, как снег. (Б.Пастернак)

  3. Ягнёночком кудрявым месяц пляшет в голубой траве… (С.Есенин)

  4. Кленовый лист напоминает нам янтарь… (Н.Заболоцкий)

  5. Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка…(В.Луговской)

  6. Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной; моей души коснулась ты …(А.К.Толстой)

Задание . Найдите сравнения в поэтических и прозаических отрывках.

  1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

(С. Есенин)



  1. Не осенний частый дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слёзы горькие льёт молодец

На свой бархатный кафтан.

(А.Дельвиг)

  1. И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(И.Бунин)



  1. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Белая позёмка.

(С.Маршак)



  1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

(А.Пушкин)



  1. Был он рыжий , как из рыжиков рагу,

Рыжий , словно апельсины на снегу.

(Р.Рождественский)



  1. Снег , словно мёд ноздреватый,

Лёг под прямой частокол.

(С.Есенин)



  1. Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

(А.Пушкин)



  1. Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи.

(Ф.Тютчев)



  1. Не псарь по дубровушке трубит,

Гогочет, сорвиголова,-

Наплакавшись, колет и рубит

Дрова молодая вдова.

(Н.Некрасов)



  1. Жёлтыми мохнатыми шмелями

Вылупились вербные цветы.

(В. Фёдоров)



  1. Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь !

(Б. Пастернак)



  1. Как огромный навозный жук,

Чёрный танк наползал жужжа.

(А. Сурков)





  1. И сияет роса

На траве серебром.

(И. Суриков)



  1. Лес, точно терем расписной…

(И. Бунин)



  1. Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял.

(М. Лермонтов)



  1. Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

(А. Пушкин)



  1. Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг.

(С. Есенин)



  1. Цепи гор стоят великанами.

(И. Никитин)



  1. Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком.

(И. Тургенев)



  1. Иногда солнце восходит, как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз.

(К. Паустовский)



  1. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

(К. Паустовский)



  1. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

(В. Белинский)



  1. Белей, чем горы снеговые,

Идут на запад облака.

(М. Лермонтов)



  1. Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые…

(Н. Некрасов)



  1. Её уста, как роза, рдеют.

(А. Пушкин)



  1. Ты всех милее, всех дороже, русская суглинистая жёсткая земля.

(А. Серафимович)



  1. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная.

(А. Чехов)





Сформулируйте своими словами мысль писателя и запишите её.

И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведеньем и мудрым познаньем жизни отзовётся слово британца; лёгким щеголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

(Из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Найди сравнения в предложениях из книги К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона»

Самая простая примета – это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.

Мещёрские леса величественны , как кафедральные соборы.

А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы , и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры , и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

Вдумайтесь в сравнения в стихотворении Пушкина «Зимний вечер». Как оживает картина, благодаря сравнениям?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.



Загадки.

Сидит на окошке, будто кошка:

И хвост, как у кошки, и нос, как у кошки,

И уши , как у кошки, а не кошка.



Бел, как снег, в чести у всех,

И нравлюсь вам во вред зубам.















Тропы. Сравнение. 4-6 классы
  • Русский язык и литература
Описание:

Изобразительно-выразительным средствам языка сейчас в методике преподавания литературы уделяется большое внимание. Данное занятие может быть разбито на серию занятий и использовано как толчок к детской поэзии. Например, показываешь классу ветку сирени и просишь найти сравнение. На что она похожа? На воробышка, на шар, на салют. Потом дети составляют предложения, используя сравнение.

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 20.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 739
Номер материала 60100
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓