Тренировочные задания
по Конституции РФ
для подготовки к ЕГЭ по
обществознанию
2015
Пояснительная записка
Данное пособие
составлено для учащихся старших классов в качестве тренировочного материала для
подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Задания можно использовать как в системе,
так и выборочно для проведения самостоятельных работ, зачетов в 10-11 классах
при прохождении темы «Основные положения Конституции РФ», «Государственное
устройство РФ». В профильных классах гуманитарного цикла, где преподается
отдельный предмет «Правоведение» и изучению Конституции РФ отводится до 10 - 15
уроков также имеет смысл проработать предложенные задания. Пособие можно
использовать и для самостоятельной подготовки учащихся к урокам и экзамену.
Задания составлены с
учетом специфики ЕГЭ по обществознанию. По каждому разделу и главе Конституции
предлагаются варианты простых тестов, заданий на сопоставление, рассуждение,
работу с источником и т.д.
Пособие составлено в
соответствии с требованиями к выпускнику школы и продиктованы увеличением на
экзамене количества заданий, выполнение которых напрямую связано со знанием
Конституции РФ.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
1.
Высшей
ценностью в РФ признаётся:
1.
государство
2.
законы
3.
человек
4.
суверенитет
2.
Россия по
форме правления является:
1.
конституционной
монархией
2.
демократическим
государством
3.
республикой
4.
федерацией
3.
Единственным
источником власти в стране является:
1.
государство
2.
народ
3.
законы
4.
парламент
4.
Независимость
государства внутри страны и за ее пределами – это
1.
суверенитет
2.
паритет
3.
плебисцит
4.
плюрализм
5.
Верны ли
следующие суждения об осуществлении власти в РФ?
A.
Высшим
непосредственным выражением власти народа является референдум.
B.
Высшим
непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы.
1)
|
верно только А
|
2)
|
верно только Б
|
3)
|
верны оба суждения
|
4)
|
оба суждения неверны
|
6.
Свою
Конституцию в составе РФ имеет:
1.
область
2.
край
3.
автономный
округ
4.
республика
7.
Государство,
которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан и
обеспечивать им достойную жизнь, называется:
1.
социальное
2.
светское
3.
гуманитарное
4.
правовое
8.
Верны ли
следующие суждения о защите собственности в РФ?
A.
В Российской
федерации признаются и защищаются равным образом частная и государственная
формы собственности.
B.
В Российской
федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности.
1)
|
верно только А
|
2)
|
верно только Б
|
3)
|
верны оба суждения
|
4)
|
оба суждения неверны
|
9.
В систему
органов государственной власти не входят
1.
суды
2.
местное
самоуправление
3.
парламент
4.
президент
10.
В чем
выражается принцип светскости Российского государства?
1.
в наличии
многопартийности
2.
в разделении
церкви и государства
3.
в охране труда
и здоровья людей
4.
в принципе
разделения властей
11.
Верны ли
следующие суждения о соотношении норм международного права и Конституции РФ?
A.
В Конституции
РФ установлен принцип приоритета международного права перед
внутригосударственным.
B.
Общепризнанные
нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.
1)
|
верно только А
|
2)
|
верно только Б
|
3)
|
верны оба суждения
|
4)
|
оба суждения неверны
|
В1. Запишите слово, пропущенное в
схеме:
В2. Вставьте пропущенное слово:
« Государственная власть в РФ осуществляется на основе
разделения властей на ………., исполнительную и судебную.»
В3. Ниже приведен перечень
субъектов РФ. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
Край,
область, республика, район, автономный округ, автономная область, города
федерального значения.
В5. Найдите в приведенном списке экономические
принципы, закрепленные в Конституции РФ. Запишите цифры, под которыми они
указаны.
1.
поддержка
конкуренции
2.
свободное
перемещение товаров и услуг
3.
охрана труда
4.
защита всех
форм собственности
5.
установление
гарантированного минимального размера оплаты труда
Ответ:
________________________
В6. Прочитайте приведенный ниже
текст, в котором пропущен ряд слов.
« Многообразие иначе называют ___________ (1)… В то же
время идеологическое единообразие, наличие единственной и общеобязательной __________
(2) характерно для тоталитарного государства.
В настоящее время в ч.2 ст. 13 ____________ (3)
отмечено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной.
Политическое многообразие означает свободу мнений, идей и взглядов
в сфере _________ (4), т.е. в сфере управления государственными и __________
(5) делами.
Люди, имеющие одинаковые политические взгляды, имеют возможность
объединяться в ________________ (6) и другие общественные объединения,
а также выражать свои политические взгляды индивидуально».
Слова в списке даны в именительном падеже единственном
числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам
потребуется для заполнения пропусков.
А) идеология
Б) власть
В) Конституция РФ
Г) институт
Д) политическая партия
Е) общественный
Ж) группа
З) политика
И) плюрализм
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите
под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся
последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Суверенитет народа.
Эта категория относится к числу обязательных исходных
принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в
цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе
революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII–XVIII вв.) и
противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат,
якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего
верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом
(Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было
использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства
и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня
напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а
следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.
Позже, в XX в. возникло понятие «суверенитет нации»,
которое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на
самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе
и скрытому смыслу это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное
государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства.
Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям
национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в Заключительном акте
Хельсинкского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости
границ государств европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно
понять, что в многонациональном обществе государство не может позволить себе
быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое
правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и
обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих
национальных культурных интересов. Политические формы для этого – автономия,
федерация и конфедерация. И только безответственные националисты и сепаратисты,
в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие
равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и
создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это
особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия,
национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и
гражданской войне.
(Баглай М. В. Конституционное право
Российской Федерации. 1998.)
С1. Выпишите
из текста определение понятия «суверенитет». В каких значениях оно
употреблялось в разные периоды истории?
С2.
Что, по мнению автора должно исключить демократическое государство в отношении
к своим гражданам? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса,
назовите две причины почему «в многонациональном обществе государство не может
позволить себе быть однонациональным».
С3. На
основании текста назовите
С4.
Опираясь на знание истории и обществоведческого курса,
С5. Дайте определение понятию «экономическая свобода».Опираясь
на знание обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие
информацию об экономической свободе.
С6.
Назовите три основания приобретения гражданства РФ и проиллюстрируйте каждое из
них примером.
С7. Многообразие
иначе называют плюрализмом. Какие виды плюрализма отмечены в Конституции РФ?
Дайте им краткое описание.
С8. Вам
поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основы конституционного строя
РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.