Главная / Классному руководителю / Тренинг как одна из форм социализации школьников

Тренинг как одна из форм социализации школьников

О.Г. Булыкина,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 53 с углубленным

изучением отдельных предметов»

г. Барнаул


Тема: «Тренинг как одна из форм социализации школьников»



У современных школьников, как правило, отсутствуют навыки живого общения, т.к. большая часть общения происходит через социальные сети. Поэтому классные часы я стараюсь организовывать и проводить в форме тренингов общения.

«Что же такое тренинг и что на нем происходит?

Тренинг—особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе.

Структура тренинга общения.

Структура тренинга общения в общем виде состоит из трёх блоков:

- разминки (вводной части), занимает ¼ часть времени всего занятия;

- упражнений (основной части), занимает ½ часть времени всего занятия;

- итоговой рефлексии (завершения), занимает ¼ часть времени всего занятия.

Основная форма расположения участников на тренинге – круг. Круг создаёт возможности равенства школьников с педагогом, ведущим тренинг; круг увеличивает взаимное «заражение»; круг создаёт педагогу возможность более лёгкого отслеживания разворачивающихся процессов. Круг – это возможность видеть и слышать друг друга.

Позиция ведущего на равных в кругу подчинена общим правилам тренинга, отсутствия права на заключительные, окончательные суждения.

Разминка включает в себя ряд заданий, направленных на создание необходимой в тренинге атмосферы открытости и внимания, видения, слышания друг друга. Упражнения носят психофизический характер, т.е. включают в той или иной мере физические действия, движения. Такое «физкультурное» начало позволяет уменьшить психофизическую зажатость участников, а телесные взаимодействия – похлопывание друг друга, прикосновения друг к другу – включают на телесном уровне возможность объединённости, общности, сплочения.

Основные упражнения тренинга связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель. Каждое упражнение, как правило, обсуждается, совместно анализируется. На общее обсуждение, как правило, выносятся не столько конкретные слова, действия школьников (в упражнении), сколько ощущения, чувства, связанные с их действиями и мысли по поводу своих действий. Ощущения, чувства, мысли выносятся в круг в словесных формах, специально задаваемых ведущим: «Я чувствую, что…», «Я думаю, что…», «Я ощущаю, что…».

В зависимости от задач упражнений, атмосферы на тренинге, состава участников, высказываются в анализе все ( по кругу) или только те, кто захотел бы сказать. Ведущий может побуждать к высказыванию, но не настаивать, не «продавливать», не требовать.

В конце тренингового занятия проводится круг итоговых рефлексивных упражнений относительно темы и занятия в целом. Формулы высказываний могут задаваться те же, что при рефлексии упражнений, но могут быть и специальные итоговые. Например, «Самое важное для меня на занятии было …», « На занятии я понял, что …», « На занятии я почувствовал …».

Организация занятий.

Занятие проводится в классном коллективе. Длительность 30-40 минут (хотя длительность занятий может варьироваться).

Место проведения должно быть просторным отдельным помещением, в котором не будут беспокоить посторонние. Обязательно должно быть место для свободного передвижения и фиксирование высказываний и записей учащихся. Можно использовать зал, просторный кабинет.

При работе с учащимися необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Принцип самораскрытия. Каждый участник группы имеет возможность выразить свои чувства, переживания, мысли.

  2. Принцип доброжелательности. Между участниками группы должны доминировать искренние, дружеские отношения.

  3. Принцип добровольности. Активность учащихся должна достигаться не путём принуждения, а путём поощрения.

  4. Принцип индивидуального подхода. При организации и проведении занятия должны учитываться индивидуальные психологические особенности участников, уровень их реальных возможностей.

  5. Принцип безоценочности. В адрес участников группы, как со стороны учащихся, так и со стороны ведущего не должно звучать никаких негативных оценок.

  6. Принцип жизненного опыта. Игры и упражнения должны соответствовать реальному жизненному опыту участников, должны быть понятны и доступны, соответствовать возрастным параметрам.

  7. Принцип направленности на применение результатов тренинга в жизни. Тренинг должен иметь практическое значение, призван помочь участникам перенести полученный опыт на практику (именно для этого он и организуется).







Классный час в форме тренинга по теме «Наркотики и общество» для учащихся 8 класса.



Цель: 1. Повысить уровень информированности учащихся по проблемам, связанных с употреблением наркотических веществ.

2. Способствовать разработке и развитию навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.



Задачи: 1. Выяснить уровень информированности учащихся по проблеме.

2. Предоставить достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков.

3. Формировать умения говорить «Нет!».





Ведущий. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть на этом классном часе, который мы проведём в необычной форме – тренинге. Сегодня я предлагаю вам обсудить одну из самых сложных проблем современного общества – наркомания.

Перед началом нашего обсуждения, предлагаю вам выработать правила работы на тренинге.

Учащиеся высказывают свои предложения, которые фиксируются на доске или ватмане. Эти правила находятся всё занятие на видном месте. Их в последствии можно использовать и на других занятиях.

Возможные правила:

1.Говорить по одному.

2.Безоценочность суждений.

3. Правило поднятой руки и т.д.



Разминка.

Упражнение 1.

Приветствие «Клубок». Передаётся мягкая игрушка и предлагается продолжить предложение «У меня сегодня … настроение, т .к. …»

Упражнение 2. «Ассоциации»

Написать 1-2 слова, которые приходят на ум, когда вы слышите слова «наркотик», «наркомания», «зависимость». 1 мин.

Высказывания участников вслух

Актуализация проблемы.

Ведущий просит класс ответить на вопросы:

- Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

- Сталкивались ли с этой проблемой Вы или Ваши близкие? Что Вы чувствовали, когда столкнулись с этой проблемой?

- Насколько опасно это явление для подростков и молодёжи?

Ведущий: Ещё 15-20 лет назад наркотики в России были экзотикой, сегодня по самым скромным, можно утверждать, что каждый 15 житель страны – наркоман.

Упражнение 3. Работа в группах . 5 мин.

Сформулируйте определения понятий а) наркоман; б) наркомания; в) наркотик;

г) депрессия; д) ломка; е) зависимость.

Заслушать и записать ответы групп.

Обобщение.

-Наркоман – человек, которому по результатам медицинского обследования поставлен диагноз «наркомания», человек, употребляющий наркотики.

- Наркомания- болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включённых в список наркотиков и проявляющаяся в психической и физической зависимости от них.

- Наркотик- препарат, вызывающий зависимость.

- Депрессия- состояние угнетённого, пониженного настроения.

- Зависимость – привыкание к наркотикам, постоянная необходимость в их приёме.

Упражнение 4. Мозговой штурм. Работа по группам. 5 мин.

Сформулируйте причины и последствия употребления наркотиков.

Причины

Последствия

За компанию

Смерть от передозировки

Модно

Отчуждение окружающих

Назло родителям

Конфликты с близкими

Семейные проблемы

Тюрьма

Интересно

Больница

Испытать ощущения


Заслушать и записать выступления групп.

Вывод. Практически всех случаях человек сам выбирает употреблять ему наркотики или нет. Тот кто выбирает наркотики косвенно выбирает последствия.

Упражнение 5. Работа в группах.3 мин.

Ведущий: Достоверно определить употребление человеком наркотиков может только специалист. Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

Внешние признаки:

-чрезмерная худоба,

-нездоровый цвет лица,

-бедность мимики (лицо похоже на маску),

- ссуженный или расширенный зрачок,

- замедленный или ускоренный темп движения,

- дрожание рук, головы,

- суетливость,

-неопрятность,

- всегда длинные рукава,

- сухие волосы,

-частая смена настроения и пр.


Вывод. Хотели бы Вы так выглядеть?



Упражнение 6. Игра «Спасибо, нет!»

Цель: Найти причины, по которым подростки могут отказаться от приёма наркотиков. Отработать навыки тактичного и твёрдого отказа.

Придумать ситуации, в которых на подростка оказывает давление его друг или группа сверстников .

Методика. Один – человек, на которого оказывается давление. Каждый раз говоря «Нет!», он должен аргументировать свой отказ. Например: «Нет! Я знаю, что это опасно для меня», «Нет! Я у же пробовал, мне не понравилось.».

Ситуации :

Твой друг предлагает тебе: Группа друзей хочет, чтобы ты

- сделать кому-нибудь что-то нехорошее; -украл образец предстоящей

- выпить рюмку водки ; контрольной работы;

- покурить; - покурил травку вместе с ними;

- попробовать наркотик; - выпил с ними и пр.

- купить для него наркотик.

Итог.

Обсудить, когда сложнее сопротивляться: под давлением группы или одного человека?

Помогут ли полученные навыки и опыт в реальных ситуациях?



Заключительная часть.

Упражнение 7. «Спорные утверждения»

Цель: Каждый участник может выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, после чего каждый участник должен встать под одной из табличек, на которой отражена его точка зрения – «Согласен», «Сомневаюсь. Не знаю», «Не согласен».

Участники могут объяснить свой выбор.

Утверждения:

- Наркомания – это преступление!

- Наркомания – это болезнь!

- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент!

- Наркомания излечима!

- Наркоман может умереть!

- Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления!

- Продажа наркотиков не преследуется по закону!

Вывод. Человеку необходимо принимать эффективные для него решения, чтобы в ситуации выбора он смог сказать «нет!»

Подведение итога. Каждый участник высказывается, начиная со слов «Сегодня я понял…» , «Сегодня я узнал… », «Сегодня мне понравилось (не понравилось)…».



Литература.

  1. Гладышев С., Как вести себя на тренинге?, журнал "Обучение & карьера", 2005 г., N 35, с. 70.

2 .»Психологическое сопровождение школьников».Авт. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. М. ,Асадема, 2002г.

3. « Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать – нет!»). Сост. М.А.Костенко, О.В.Вараксина, и др. АККЦМ, Барнаул, 2002г

4 .hrttp://netnarkoticov.ru/vred-narkotikov.html

Тренинг как одна из форм социализации школьников
  • Классному руководителю
Описание:

 

      У современных школьников, как правило, отсутствуют навыки живого общения, т.к. большая часть общения происходит через социальные сети.  Поэтому классные часы я стараюсь организовывать и проводить в форме тренингов общения.

 «Что же такое тренинг и что на нем происходит?

 

 Тренинг—особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. На стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни и творческой работе.

Автор Булыкина Ольга Григорьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 576
Номер материала 39711
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓