Главная / Школьному психологу / Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Тренинг «Учимся понимать друг друга»

Тренинги с родителями позволяют мне на практике показать взрослым весь диапазон альтернативного поведения при решении проблем возникающих в семье. На встречах мы с родителями обсуждаем эпизоды из жизни, в игровой форме обыгрываем конфликтные ситуации. Родители, обменявшись мнениями и поделившись своими трудностями, осознают, что они не одиноки и могут преодолеть любые трудности.

У каждого педагога-психолога свой индивидуальный подход.....Структура тренинга аналогична уроку...

  • Стадия вызова интереса

  • Стадия осмысления проблемы

  • Рефлексия

.... но есть и свои особенности...... как и на уроке самопознания я использую метод приветствия, минутку тишины, Элементы и приемы:

  • сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)

  • игровая терапия( игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)

  • арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)


Предлагаю начать так.....-Здравствуй солнце золотое............(руками поздоровались -контакт пошел..)

  • Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)»

  • Обсуждение: «Правила работы в группе»:

  • открытое общение

  • активность

  • безоценочные суждения

  • добровольное участие

  • здесь и сейчас


  • Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:( мы научимся сегодня находить компромисс в семейных отношениях, лучше понять своего ребенка)

Себе же я ставлю Цель: повышение функциональной психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и чувствованию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдения и совместной деятельности;

  • изменение неадекватных родительских позиций;

  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.


  • Установка(Ожидания участников от работы.)

Сегодня я научусь....

Сегодня я стану.........

Отныне я буду..........(всегда выслушивать и стараться понимать своего ребенка, не быть диктатором)


Для сплочения и раскрытия коллектива-(родители сидят в кругу..)

Упражнение «Перебежки»:

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Учитель:

Время – вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день, как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?

  • Вот и пригласили мы вас сегодня, чтобы вы немного отвлеклись от будничных дел, увидели, какие чудесные, талантливые ваши дети; чтобы ваши дети увидели, как мамам и папам интересно быть рядом с ними, чтобы вы почувствовали себя семьёй. Мир впервые дети открывают для себя в семье.

  • Учитель:

  • Когда появилось слово “семья”?
    Когда-то о нём не слыхала Земля.
    Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
    - Сейчас я тебе семь вопросов задам –
    Кто деток родит мне, богиня моя?
    И Ева тихонько ответила: “Я”.
    - Кто их воспитает, царица моя?
    И Ева покорно ответила: “Я”.
    - Кто пищу сготовит, о радость моя?
    И Ева всё так же ответила: “Я”.
    - Кто платье сошьёт, постирает бельё,
    Меня приласкает, украсит жильё?
    “Я, я” - тихо молвила Ева. – “Я, Я”…
    Сказала она знаменитых семь “Я”.
    Вот так на Земле появилась семья!

-Предлагаю ученикам нарисовать свою семью ( играет спокойная музыка)

Рисуночный тест "Моя семья"

Рисунок семьи может стать своеобразным тестом на определение эмоционального благополучия ребёнка, поможет глубже понять своего ребёнка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих.


А тем временем работа с родителями...


-В наше современное время (как говорит Владимир Леви) не трудные дети а трудные родители.........

Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.


Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка,


Из пеленок дочка моя, малышка,

Вырывается, да силенок мало.

Ты зачем ее туго запеленала,

Ручки-ножки ей затянула слишком?

Ты зачем ее связала, сдавила,

А малышка, тужится, рвется – видно,

Хочет вольно жить и дышать свободно.

Посмотри, как ей трудно, крохе малой.

Отпусти, ослабь ее путы, мама.

Не смиряется, бьется, требует воли

Сердце гневное, маленькое, живое.

Пусть меня держала ты на аркане,

В страхе связывала своими руками,

Отпусти хоть дочку мою родную,

Развяжи, не бойся дать ей свободу.

Всем на свете ради нее рискну я,

Пронесу, спасу ее в непогоду.

Там, где солнце, месяц, свет и прохлада,

Вырастай привольно, моя отрада,

Прутик мой, тростинка моя прямая.

Отпусти ее на свободу, мама!

Не смиряется, бьется, требует воли

Сердце смелое, маленькое, живое!

М. Макатаев

-Кто прав? Чью позицию занимаете ВЫ?



-Многие молодые семьи в наше время живут с родителями то-есть бабушками и дедушками.... И принципы воспитания незримой чертой как пропасть встают между поколениями... Жесткие времена наших предков закалили их, и такого же крепкого духа хотят они для своих внуков, Родители же в наше современное время прогресса хотят дать все своему ребенку чтобы он не отличался от других детей, не был хуже....



Предлагаю занять позицию бабушек и позицию родителей......(выбираю участников- делю на 2 группы)

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВАМ НЕ ЗАВИДОВАЛИ, КАКОЙ У ВАС ВЫРОС РЕБЕНОК.

  1. Сделай своего ребенка центром внимания, позволяй ему все, что ему придет в голову, для исполнения его желаний будь готов к любым отречениям и жертвам.

ИЛИ

Ни от чего не отказывайся ради него. Не выполняй даже самых необходимых и разумных его просьб и пожеланий.



  1. Сдувай с него пылинки, предупреждай его желания, сделай все, чтобы у него не было неприятностей, чтобы он ни о чем не жалел и не испытал стыда, даже если он виноват.

ИЛИ

Предоставь его самому себе. Брось его сразу в глубокую воду по принципу: «Пусть научится плавать или пусть утонет».



  1. Убеждай его своим поведением, что ему принадлежит все, что все обязаны о нем заботиться. Давай ему столько денег, сколько хочет и не контролируй, на что эти деньги потрачены.

ИЛИ

Внуши ему что он не может в жизни рассчитывать ни на что, кроме того, что сам сможет урвать для себя. Вообще не давай ему денег и ничего из того, что в его возрасте имеют все.



  1. Воспринимай его как взрослого и знающего, чего он хочет уже в 12 лет. Не раздражай его контролем, не выясняй, где и с кем он бывает, не назначай вечером времени обязательного возвращения домой.

ИЛИ

И в 16, и в 18 лет считай его по-прежнему «глупым щенком», который должен слушаться, а не рассуждать. У него не должно быть собственного мнения. Его жизнь должна быть заполнена домом и учебой.



  1. Иди навстречу всем его вкусам, все, что он делает гениально! Музыка, которую он слушает, гениальна, хотя от нее у тебя болит голова. Его прическа – верх совершенства (можешь то же устроить у себя на голове).Этим ты доказываешь духовную близость молодежи.

ИЛИ

Истребляй в нем любое проявление индивидуальности, считай важнейшей проблемой шириной его брюк или цвет прически. Выброси плейер, мобильный телефон и диски. Пусть слушает по 2 часа в день органную музыку!



  1. Реши раз и навсегда, что он прав всегда и во всем. Учителя и соседи сговорились, чтобы оклеветать невинное дитя. Соглашайся с его утверждением, что виноваты во всем только окружающие.

ИЛИ

Не допускай даже мысли, что он когда-либо бывает прав. Когда его накажут, не выясняй степень его вины, а добавь ему, не вникая в вопрос, кто прав.



  1. Ничего ему не запрещай, не наказывай даже тогда, когда он совершил нечто мерзкое сознательно.

ИЛИ

Окружи его запретами, как колючей проволокой, наказывай не только за проступок, но и профилактически, наказывай его тогда, когда ты сам зол и измучен.



  1. Наставляй его на путь истинный с помощью нотаций и наставлений, нарушая их тут же, у него на глазах.

ИЛИ

Сними с него розовые очки, научи его ловчить, мошенничать, убеди его в том, что «работа дураков любит» и всяких подобных премудростях. Подкрепи «теорию» практикой, своим поведением.




  1. Устраивай за него его дела, выполняй домашние задания, извиняйся за него, если он где-то напакостил, пиши ему липовые справки, если он сбежал с уроков, копи деньги, чтобы ребенок гарантированно попал в вуз и т.д.

ИЛИ

Никогда ему не помогай, даже если он болен, устал, в тупиковой ситуации, даже если он умоляет о помощи.



  1. Когда к нему придет первая любовь, просвети его, как предохраняться и что делать, чтобы ликвидировать нежелательные последствия этого романа.

ИЛИ

Потребуй порвать немедленно с девушкой под угрозой изгнания из дома, надавай пощечин, устрой скандал девушке и ее родителям. Перехватывай и читай его письма, проверяй карманы.


Вот мы и нашли золотую середину........ для этого маленького , хрупкого незакаленного жизнью детского сердца! (А вам оно нравится?, яркое, легкое, красное, гладкое?, Лопаю- а теперь нравится? -вот таким оно может стать после всех семейных разногласий......

_А теперь делаем вывод......... везде должна быть золотая середина, у ребенка есть свое мнение на которое он имеет право, не устраивать разборки-ссоры на глазах у ребенка)


если же вы не прислушаетесь к советам.....или будите придерживаться одной из точки зрений поколений...ГАРАНТИЯ!!!

После 15 – 18 лет воспитания в любом из двух вариантов ВАМ НИКТО НЕ ПОЗАВИДУЕТ, КАКОЙ ВЫРАСТЕТ У ВАС РЕБЕНОК.


Демонстрация детских рисунков "Моя семья"

Просмотр видеоролика "День семьи"


Игра на укрепление детско- родительского коллектива: Сесть поочередно и положить ладошки на колени соседа и при команде начать легкое похлопывание по цепочке- удалось-здорово-можите работать слаженно!)


Демонстрация проекта "Моя семья" Солодовник Олеся.


Упражнение "Урна" или "Мусорное ведро" Вспомните и напишите на листе бумаги те отрицательные качества своего ребенка (родителя) от которых вы бы хотели его избавить и подумать как это можно сделать представили что вы это сделали уже .........( скомкали. кидаем в мусорное ведро-сжигаем)

Минутка тишины

  • Дети, теперь давайте сядем в круг. (Дети садятся на стульчики или на ковер). Послушайте меня внимательно. Я вам расскажу одну необыкновенную историю. Для этого нужно сесть удобно, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещивать и, конечно же, ножками не болтать. Нужно сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Это Цветок Любви.

Свет проходит по вашим рукам до самых кончиков пальцев, ваши руки становятся светлыми, теперь они будут делать только хорошие, полезные, добрые дела. Свет опускается ниже, согревая ваш живот, освещает ваши ноги до самых кончиков пальцев. Теперь ваши ноги становятся крепкими, уверенными; они поведут вас только в хорошие места. По позвоночнику свет поднимается в голову, освещает ваш ротик, ушки, глазки они будут говорить, видеть и слышать только доброе, хорошее, светлое.

Давайте мысленно отправим свет друг другу.

Наполним светом весь наш класс, всю школу, весь город. Представим, как солнечные лучи озаряют, освещают все вокруг.

Давайте отправим свет своим родителям, всем родным и друзьям.

Подарим свой свет всей Земле, осветим каждое растение, каждое животное, каждого человека, чтобы не осталось ни одного темного уголка, почувствуем, как свет возвращается к нам, умноженный тысячекратно!

Чудесный цветок в нашем сердце открыл свои лепестки и стал таким удивительно большим и красивым! Он навсегда останется в нашем сердечке, в нашей душе. Такой цветок, взращённый в душе с любовью, будет всегда и бесконечно радовать нас. Полюбуйтесь на волшебное творение своей души. Посмотрите на этот удивительный цветок.

Когда вы закончите им любоваться, можно потихоньку открывать глазки… (Дети выполняют упражнение в процессе рассказа учителя).

  • Какие чувства навевает на вас мой рассказ?

  • Какой цветок вы видели внутри своего сердца? (Ответы детей).

Заканчиваем на позитиве..........

Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3-мя позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

  • Рефлексия Установка

Сегодня я понял....

Сегодня я стал.........

Сегодня я научился...

Отныне я буду..........(всегда выслушивать и стараться понимать своего ребенка, не быть диктатором)

Приложение:

Родители...

  1. Сделай своего ребенка центром внимания, позволяй ему все, что ему придет в голову, для исполнения его желаний будь готов к любым отречениям и жертвам.


  1. Ничего ему не запрещай, не наказывай даже тогда, когда он совершил нечто мерзкое сознательно.


  1. Иди навстречу всем его вкусам, все, что он делает гениально! Музыка, которую он слушает, гениальна, хотя от нее у тебя болит голова. Его прическа – верх совершенства (можешь то же устроить у себя на голове).Этим ты доказываешь духовную близость молодежи.




Бабушки, дедушки.....

  1. Ни от чего не отказывайся ради него. Не выполняй даже самых необходимых и разумных его просьб и пожеланий.


  1. Окружи его запретами, как колючей проволокой, наказывай не только за проступок, но и профилактически, наказывай его тогда, когда ты сам зол и измучен.


  1. Истребляй в нем любое проявление индивидуальности, считай важнейшей проблемой шириной его брюк или цвет прически. Выброси плейер, мобильный телефон и диски. Пусть слушает по 2 часа в день органную музыку!


Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»
  • Школьному психологу
Описание:
Тренинг«Учимся понимать друг друга»

Тренинги с родителями позволяют мне на практике показать взрослым весь диапазон альтернативного поведения при решении проблем возникающих в семье. На встречах мы с родителями обсуждаем эпизоды из жизни, в игровой форме обыгрываем конфликтные ситуации. Родители, обменявшись мнениями и поделившись своими трудностями, осознают, что они не одиноки и могут преодолеть любые трудности.

 

У  каждого педагога-психолога свой индивидуальный подход.....Структура тренинга аналогична уроку...
Автор Лутаева Александра Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2430
Номер материала 30284
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓