Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 компенсирующего вида
г. Раменское
Тренинг для педагогов ДОУ
"Полотно счастья"
Подготовила
и провела:
Педагог-психолог
Долова
Н.Ю.
2014 г.
Древняя
мудрость гласит: сложно изменить мир,
но
если ты хочешь этого - начни меняться сам.
Цель: развитие
коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе,
доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
Повышать коммуникативные навыки
педагогов;
Снять эмоциональное и мышечное
напряжение;
Развивать эмоциональную
устойчивость, уверенность в себе;
Познакомить с приемом
восстановления эмоционального равновесия;
Повышать самооценку педагогов;
Повышать настрой на удачу, счастье,
добро и успех;
Педагог-психолог:
Древняя
притча "Счастье"
Бог слепил
человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё
слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи
мне счастье, - попросил человек.
Ничего не
ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
-
Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?
Мы ищем
счастье тут и там,
За ним мы
бродим по пятам,
Ему
твердим мы бесконечно -
С тобою
быть хотим навечно!
Мечтая в счастье
раствориться,
Мы долго,
вглядываясь в лица.
Найти
пытаемся ответ -
В чем
счастье? Есть оно, иль нет?
Мы
пребываем в заблуждении,
Что
счастье - чьих-то рук творение,
Что к нам
вот-вот придет волшебник,
И
осчастливит нас, в сей миг!
Вопрос для
обсуждения:
Педагог-психолог:
- Как вы
думаете: "Счастье - чьих рук творение?"
Вывод:
А счастье
ходит с нами рядом,
С улыбкой
говоря: "Смотри!
Меня
искать совсем не надо,
Я есть
всегда, ведь я внутри!"
Игра "Нити счастья"
Сегодня мы с вами будем волшебниками,
которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы
соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток.
Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по
плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг
другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое
счастье?" и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Следующий
участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу.
Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому,
становится мотком Нитей Счастья.
Игра "Полотно счастья"
В моих руках Нити Счастья. В памяти
нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи
этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.
Игра "Имена" (плетем
канву)
Передавая Нити Счастья соседу
справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно
придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина -
веселая, Надежда - нежная).
Имя - это то, что сопровождает
человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот
мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может
звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье:
каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда
желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему
относится. А это тоже счастье!
Приняв моток Нитей счастья, надо
обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу.
Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна
Счастья.
Мы все связаны друг с другом Нитями
счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и
эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и
получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.
Вопросы для обсуждения:
- Понравился ли вам комплимент?
- Приятно ли было вам получать
комплимент?
- Что приятнее получать или
говорить комплимент?
Игра "Оберег Счастья"
Педагог-психолог: Мы с вами соткали
Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники!
Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не
упускайте никаких деталей, ведь в наших руках - чудо. Запомните это чудо рук
творенье!
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствуете, держа его в
руках?
- Что оно вам напоминает?
Педагог-психолог: Опустите
Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не
нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по
одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна
Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею.
(Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)
А короткие нити привязывайте к
основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами:
"Желаю вам:". (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости,
Здоровья и т.д). Сохраните этот оберег счастья.
У каждого счастье в чем-то своем.
Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в
зоопарк.
Упражнение "Посещение
зоопарка"
Встаньте, пожалуйста, друг за
другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из
участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит
впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж
друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка
чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху
вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка
(ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят в зоопарк первые
посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и
смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине
крест-накрест).
Рядом находится загон со львами.
Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и
лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам,
которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом
с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся сильные прыжки кенгуру
("топать" кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами.
Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в
террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения,
похожие на змеиные).
Вот крокодил открывает свою пасть и
хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
А вот и колибри прилетела в гнездо
и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
Вот прогулка подошла к концу.
Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев
пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание
партнера).
Упражнение "Общее
дыхание"
Послушайте и понаблюдайте за
дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с
дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).
Педагог-психолог: Мы с вами
одно большое животное, которое дышит ровно, глубоко, спокойно. (Нужно дать
возможность подышать синхронно). Молодцы!
Вопросы:
Что вы чувствовали, когда делали
массаж вам?
Что больше понравилось: делать
массаж или когда вам делали массаж?
Понравилась вам наша прогулка в
зоопарк?
Кто из вас испытал счастье от
нашего сплочения и единения?
Значит это ваше счастье. А для
кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или
дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь
двойное счастье: делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог
осчастливить его. И сегодня мы раскрасим и подарим себе мандалу. Что это такое
сейчас узнаем?
Раскрашивание "Мандалы"
Материал: у каждого должны быть
цветные карандаши. (Для практической работы рекомендуется увеличить размер
предложенных вариантов мандал примерно в четверть листа).
Педагог-психолог: Само
слово "Мандала" в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо,
кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество,
совокупность, собрание.
В Мандале есть тайна, поскольку Мир
есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей
внутренней тайны. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в
котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний,
своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя,
изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого
воздействие.
Поэтому во время раскрашивания
Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.
Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо - начало
жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное
защищённое место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии.
И именно поэтому Мандала
представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью
которого можно разрешать многие вполне насущные проблемы. Начните с себя, и вы
увидите, как начнёт меняться ваша жизнь. Мандала действительно работает, и она
обязательно приведёт вас к вашей заветной цели. Это с успехом использует
Мандала-терапия.
Инструкция: Перед вами цветные
карандаши можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку).
При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного.
Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя
нарушать.
Вывод: Раскрашивая Мандалу, мы
решали, какие цвета будем использовать в одних частях рисунка, не беспокоились
о том, что мы хотим изобразить и достаточно ли у нас художественных
способностей для реализации наших намерений. Работа одновременно увлекла и
успокоила. Повседневные заботы и тревожности отошли на задний план. Может быть,
кто-то ответил на трудные вопросы.
Завершение тренинга
Секрет
счастья (притча)
Я раскрою вам секрет, как сделать свою жизнь
счастливой.
Один торговец отправил своего сына узнать Секрет
Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и,
наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил
мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком
наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу
разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол,
уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с
разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.
Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели
его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему
Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два
часа.
- Однако я хочу попросить об одном одолжении, -
добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две
капли масла. - Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не
вылилось.
Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым
лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.
- Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры,
которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник
создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей
библиотеке?
Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего
не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил
ему мудрец.
- Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей
Вселенной, - сказал ему мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с
домом, в котором он живёт.
Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на
прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения
искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые
горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений
искусства было помещено именно там, где нужно.
Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что
видел.
- А где те две капли масла, которые я тебе доверил? -
спросил Мудрец.
И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло
вылилось.
- Вот это и есть тот единственный совет, который я
могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при
этом, никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.
Притча от Пауло Коэльо
Вывод:
Счастье является наивысшим благом,
и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь
увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое
счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви,
успехов!
А свое мнение о нашей встрече вы
сможете высказать с помощью анкет.
Анкета "Обратная связь"
Ваша степень включенности в занятие
с педагогом-психологом (обведите):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешало вам быть включённым в
занятие с педагогом-психологом? ___________________________
Самые значимые (полезные) для вас
эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в
чем-то разобраться:___________________________________________
Что вам не понравилось на занятии?
Почему? _____________________________________
Ваши мысли после занятия
_______________________________________________________
Ваши замечания и пожелания ведущему
(по содержанию, по форме занятия и т.п.) __________________________
Список литературы
Коммуникативная компетентность
педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост.
А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143с.
Педагогика взаимопонимания: занятия
с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. - 2-е изд. - Волгоград:
Учитель, 2011. - 123с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.