Главная / Школьному психологу / Тренинг для 11 класса "Скорая помощь при стрессе"

Тренинг для 11 класса "Скорая помощь при стрессе"

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Слова А. Шопенгауэра


Необходимое условие для всякого жизненного успеха – здоровье. Продолжительность жизни, самочувствие во многом зависит от нас. Еще древние целители указывали: корни всех физических недугов кроются в психике человека. Молодые люди думают, что наделены здоровьем «с избытком», и поэтому не берегут свои силы. Досада, раздражение, недовольство, зависть, ревность, злоба и т. д. – все это концентрирует негативную энергетику, которая пагубно сказывается на человеческом организме.

Бич нашего времени – усталость. Всем нам нужно понять, что устаем мы не потому, что много работаем, а потому, что не умеем правильно работать и забываем дать себе передышку.

Наша жизнь – сплошной стресс. Тревоги и волнения. Ганс Селье дал определение: «Стресс – неспецефическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование».

Практически все население испытывает стресс, в первую очередь- информационный.

По мнению психологов источником этого стресса являются средства массовой информации, которые не вполне корректно подают информацию.

С экранов телевизоров и со всех страниц газет на нас постоянно сыпется поток сообщений о различных катастрофах, убийствах, террористических актах, криминальных происшествиях. Это заставляет людей постоянно думать об опасностях, которые могут подстерегать его везде, бояться за свою жизнь. Внешне это никак не проявляется, но данный стресс не может пройти бесследно для организма. Это ослабляет иммунную систему, человек впадает в депрессию, и даже может привести к хроническим заболеваниям, опухолям.

Интернет тоже добавляет свою толику в эту неблагоприятную ситуацию. Заходя на любой сайт, человек сразу натыкается на новостные ленты, в которых постоянно мелькают сообщения о катастрофах. И это не удивительно, потому как «страх» хорошо «продается», повышает рейтинг.

стресс может вызываться гонкой за образованием. Многим детям с детства внушают то, что хорошее Также информационный образование – залог жизненного успеха. Дети все больше времени проводят в школе и на занятиях. Также многие родители отдают детей на многочисленные курсы и дополнительные занятия. Что также отнимает очень много времени у детей. На обычные детские игры и развлечения у них просто не остается времени. Это, конечно же, не может не сказаться негативно на здоровье ребенка.

Все больше детей впадают в беспричинные на взгляд родителей депрессии, становятся раздражительными и нервными. Некоторые родители, даже не разобравшись в ситуации обвиняют детей, что они капризны и не хотят слушать родителей, хотя они хотят дать им более светлое будущее.

В итоге, у ребенка практически нет детства, а, заканчивая школу, он попадает в еще более стрессовую среду: поступление в высшее учебное заведение, сессии, экзамены. У многих старшеклассников по окончании школы уже нет даже желания выбирать себе то направление, по которому им было бы интересно учиться, они просто устали от обучения. И они опять идут на поводу у родителей, зачастую поступая не в те ВУЗы, в которых бы хотели учиться.

Жизнь - это постоянный источник изменений, а значит больших и маленьких стрессов. Ни для кого не секрет, что стресс оказывает разрушающее действие на наш организм. И поскольку избежать стрессов практически невозможно, давайте научимся их снимать.

Методы снятия стресса способствуют полному физическому и психическому восстановлению. Они учат современного человека правильно расслабляться и освобождаться от телесных зажимов, в результате чего человек становится более свободным, целостным и открытым. Трех упражнений достаточно, чтобы эмоционально успокоиться, избавиться от хаотичных или навязчивых мыслей, ненужного контроля и сбалансировать деятельность полушарий головного мозга.

1.Миллиметр за миллиметром.

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, мягкое расслабленное тело, глаза закрыты. Теперь очень медленно, настолько, насколько это возможно, поднимайте правую руку вверх. Миллиметр за миллиметром. Потом то же самое проделайте левой рукой. В конце таким же образом поднимите обе руки через стороны вверх. В конечном счете вы должны почувствовать, что руки у вас словно подвешены.

2.Балансировка дыхания.

Упражнение займет несколько минут. Устройтесь удобно, прислушайтесь к своему дыханию и вместе со вдохом начинайте произносить слово "вдох" так, чтобы начало слова совпадало с началом вдоха, а завершение вдоха - с последней буквой. Уже через несколько циклов дыхания вы почувствуете, как погружаетесь в тишину и успокаиваетесь.

3.Возьмите себя в руки.

Этот метод снятия стресса разработал врач-психиатр Хасай Алиев. Метод состоит из трех этапов.

Подготовительный. Сначала делаем настройку (с закрытыми глазами): спокойные движения головой, плечами, тазом, коленями - очень медленно, с минимальным усилием и максимальным удовольствием. Теперь обнимите себя двумя руками, голову чуть склоните набок. Раскачивайте вперед-назад.

Основной. Поднимите руки вперед. И, ничего специально не делая, прикажите рукам разойтись. Представьте, как пространство, расширяясь, расталкивает руки в разные стороны, а за запястья, как за ниточки, кто-то тянет. Сбросьте руки и повторите еще. (Этот метод психорегуляции давно используют в своей работе врачи, психологи, спортсмены, артисты и другие творческие работники).

Релаксационно-стабилизирующий. На последнем этапе важно просто сесть и минут десять молча посидеть с закрытыми глазами. В этот момент вы можете наконец-то почувствовать эффект "пустой головы" - когда нет мыслей и постоянного диалога. Именно в это время, возможно, к вам придет решение какой-либо сложной проблемы, интересная идея. Да мало ли что может случиться в состоянии неожиданной свободы?!





Хочу дать вам несколько общих рекомендаций, которые обязательно помогут в жизни:

  • Хорошее настроение создавайте себе сами.

  • Не раздражайтесь по пустякам.

  • Никогда не завидуйте другим.

  • Все старайтесь сделать заранее, чтобы нервничать из – за спешки.

  • Не планируйте много дел на короткое время.

  • Не затягивайте принятие решений.

  • Если вынуждены ждать, заполните время ожидания полезным делом.

Как научиться преодолевать стресс

  • 1. Не принимайте происходящее близко к сердцу. Жизнь – это смесь хорошего и плохого. Если с вами происходит что-то плохое – в прошлом, настоящем или будущем, - принимайте это как часть жизни.

  • Это не следствие злого умысла, направленного против вас, и не ниспосланная на вас Божья кара – просто жизнь многоцветна и разнообразна. Если бы с нами происходило только хорошее, мы бы ничему не научились, и наша жизнь была бы скучной. У всех нас время от времени бывают неприятности. И всем нам нужно с этим справляться и извлекать из этого уроки.

  • 2. Все меняется. Какой бы ни была ваша теперешняя ситуация, все изменится. Вы ничего не можете с этим сделать, вам просто нужно принять то, что изменения неизбежны. Когда мы боимся изменений, стараемся их избежать, наше мышление затормаживается, чувство тревоги мешает нам адекватно реагировать на происходящее вокруг. Если же мы принимаем то, что изменения неизбежны, мы можем на них реагировать как на нечто возбуждающее, и тогда процесс нашего мышления сохраняет чистоту, ясность и легкость.

  • 3. Прекратите попытки быть идеальными. Гораздо больше способствует расслаблению и приносит пользу принятие того, что все мы не лишены тех или иных слабостей и недостатков. Перестаньте воспринимать себя ущербным существом. Если вы избавитесь от всего, что оцениваете как плохое, то потеряете свою индивидуальность. Очень хорошо совершенствовать себя, но при этом бесполезно стараться стать идеальным.

  • 4. Возьмите на себя инициативу. Никто не виноват в том, что вы такие, какие есть. Если в критической ситуации вы будете пассивны и будете только винить всех и вся – то ничего этим не измените. Проявите инициативу, предпринимайте позитивные шаги – и вам удастся изменить ситуацию к лучшему. Не цепляйтесь за прошлое – его невозможно изменить; думайте о будущем – на него повлиять можно.

  • 5. Перестаньте требовать. Позвольте обстоятельствам вести вас вместо того, чтобы пытаться подчинить их себе. Измените то, что можете, а на остальное не тратьте силы.

  • 6. Куда вы мчитесь? Воспринимайте жизнь как путешествие. Наслаждайтесь им. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь проанализировать, чем жизнь одарила вас. Смакуйте каждый ее эпизод. А еще время от времени позволяйте себе ничего не делать, только наблюдайте, как развиваются события.

  • 7. Обратите внимание на работу своего организма. Наш организм очень нуждается в заботе и поддержке. Без хорошего сна, качественной пищи и регулярных физических упражнений он рано начинает давать сбои. Прислушивайтесь к его работе и исправляйте «неполадки», не дожидаясь, когда выйдет из строя вся система. Заботьтесь о своем теле – это не эгоизм и не пустая трата времени, а жизненно важная необходимость.

  • 8. Не бейтесь головой о стену. Если та или иная ситуация вызывает у вас сильную депрессию и неспособность что-либо изменить -–возможно, вам следовало бы избегать ее или по-другому на нее реагировать. Вместо того, чтобы воспринимать эту ситуацию как источник разочарования, воспринимайте ее в качестве вызова. У вас нет проблем; у вас есть опыт, благодаря которому вы учитесь. У вас нет разочарований, у вас есть уникальные возможности для совершенствования своих навыков и способностей. Временами мы все испытываем разочарования – когда не можем получить то, чего хотим, или сделать так, чтобы ситуация была такой, как нам нравится. Тем не менее хорошая ментальная релаксация может помочь нам справится с разочарованием, выработав правильное отношение к ситуации – то есть воспринять ее спокойно, как неизбежность.

  • 9. Научитесь больше смеяться, смех помогает быстрее выздоравливать, позволяет лучше справляться с жизненными драмами и вообще улучшает здоровье. Обратите внимание на то, как часто вы смеетесь – не просто улыбаетесь или ухмыляетесь, а смеетесь от души, буквально до слез. Делайте это почаще, нет никакой необходимости быть слишком серьезным.

  • 10. Выражайте свои чувства. Научитесь больше говорить о том, что вы чувствуете. Будьте честными с другими людьми, когда дело касается ваших чувств. Не старайтесь ограждать от них окружающих. Это относится как к положительным, так и к отрицательным эмоциям. Если чувствуете раздражение, говорите об этом. Если чувствуете себя счастливыми – не скрывайте. Проявляйте настойчивость, когда не желаете что-то делать или когда чувствуете, что ситуация вредит вам.

  • 11. Знайте, чего вы хотите. Заглядывайте вперед и планируйте, что вы хотите делать. Задавайте своей жизни направление. Думайте о себе, о том, что для вас хорошо, и старайтесь достичь этого. Однако не желайте чересчур многого, будьте реалистичными и гибкими, при необходимости вносите коррективы в свои действия. Стройте как долгосрочные, так и краткосрочные планы.

  • 12. Управляйте своими взаимоотношениями. Если вы не будете вкладывать во взаимоотношения какое-то количество своего времени и своих усилий, они будут приходить в упадок и распадаться. Вам нужно трудиться в этом направлении. Заботьтесь о своих взаимоотношениях – не только с любимым человеком, но и с друзьями, коллегами по работе, знакомыми, членами семьи, родственниками, соседями. При этом не требуйте от них слишком большого внимания к себе. Если взаимоотношения зашли в тупик – разорвите их.

  • 13. Эффективно используйте свое время. Оставляйте время для досуга, семьи, любви, развлечений, работы, путешествий, учебы, для того, чтобы побыть в одиночестве. Отведите в своем графике место для всех перечисленных сфер жизни, а также оставьте немного времени для составления планов на будущее и на проверку того, насколько эффективно вы используете свое время.

  • 14. Ищите выбор. Всегда бывает по крайней мере два способа повлиять на ситуацию. Когда есть выбор, появляется чувство свободы. В любой ситуации5 рассматривайте варианты выбора. Ничто в жизни не является незыблемым – всегда есть альтернатива. Она может быть не совсем приятной или вообще неприемлемой, и мы можем отбросить ее, но, по крайней мере, будем сознавать, что воспользовались выбором, а это придает уверенность.

  • 15. Не бойтесь новизны. Вы все время меняетесь. Приобретаете новые интересы, новых друзей. Если нынешняя ситуация вас не удовлетворяет, двигайтесь дальше. Всегда будьте готовы получать исследовать, новый опыт, оказываться в новых ситуациях. Познавайте, пробуйте новое, улучшайте свое образование, больше читайте. Проявляйте гибкость мышления. Не застревайте в повседневной рутине и привычках. Чем больше мы экспериментируем, стремимся к новизне, тем больше растем интеллектуально.

  • 16. Установите для себя интеллектуальные и нравственные критерии. Это не противоречит совету иметь гибкое, а не закоснелое мышление. Мы нуждаемся в такого рода критериях. В интеллектуальной сфере должно быть стремление к углублению знаний и приобретению новых, тогда вы всегда будете оставаться интересными людьми. Установите для себя и высокие нравственные критерии, чтобы были основания ценить вас как личность. Словом, всегда нужно ориентироваться на самое лучшее.

  • 17. Всесторонне развивайтесь. Все мы нуждаемся в том, чтобы иметь возможность выражать свои эмоции и чтобы у нас их было много; нам необходимо также заботиться о своем здоровье, развивать свою умственную деятельность. Помимо этого, в нашей жизни должна присутствовать и духовная составляющая, что вовсе не означает принадлежность к какой-либо религиозной конфессии -–это может быть, например, просто наслаждение красотой окружающего мира.

  • 18. Осознавайте свои пределы. Не берите на себя слишком много. Будьте готовы к тому, что время от времени можете испытывать неудачу. Прощайте себя, когда у вас что-то не получается. Чаще смейтесь над собой. Перестаньте оправдываться.

  • 19. Взгляните на себя критически. Посмотрите на себя в зеркало, подумайте, на каком этапе жизни вы находитесь. Сколько вам лет? Что это означает? Насколько вы расслаблены? Какое количество положительных эмоций вы получаете? Перегружены ли вы работой? Какие у вас взаимоотношения с окружающими? Нравитесь ли вы сами себе? Удовлетворены ли вы своей сексуальной жизнью? Чего вы боитесь?

  • 20. Хорошо относитесь к себе. Периодически уделяйте время самим себе. Награждайте себя, вы этого заслуживаете. Балуйте себя, вы это заработали. Доставляйте себе удовольствие, вам это нужно. Не ждите, пока другие похвалят вас, хвалите себя сами. Не ждите, пока другие полюбят вас, любите себя сами. Не ждите, пока другие поведут вас куда-нибудь развлечься, сходите и развлекитесь сами. Больше развлекайтесь. Чем больше мы расслаблены, как умственно, так и физически, тем лучшей компанией мы становимся для окружающих, тем лучше мы можем справляться с жизнью и тем больше можем помогать другим. Чем лучше мы относимся к себе, тем больше вероятность того, что мы захотим хорошо относиться к другим. Когда мы расслаблены и приветливы, у окружающих будет больше желания находиться рядом с нами.



Все эти рекомендации вам известны, но, к сожелению, вы не всегда им следуете.


Стресс Борьба со стрессом






Подготовила: Вышинская Т. С.

Педагог-психолог

Донецкая СШ









2014-2015 уч год

Тренинг для 11 класса "Скорая помощь при стрессе"
  • Школьному психологу
Описание:

Необходимое условие для всякого жизненного успеха – здоровье.  Продолжительность жизни, самочувствие во многом зависит от нас.    Еще древние целители указывали: корни всех физических недугов кроются в психике человека. Молодые люди думают, что наделены здоровьем «с избытком», и поэтому не берегут свои силы. Досада, раздражение, недовольство, зависть, ревность, злоба и т. д. – все это концентрирует негативную энергетику, которая пагубно сказывается на человеческом организме.

  Бич нашего времени – усталость. Всем нам нужно понять, что устаем мы не потому, что много работаем, а потому, что не умеем правильно работать и забываем дать себе передышку.

 Наша жизнь – сплошной стресс. Тревоги и волнения. Ганс Селье дал определение: «Стресс – неспецефическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование».

 

Практически все население испытывает стресс, в первую очередь- информационный.

Автор Вышинская Татьяна Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 935
Номер материала 31632
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓