Главная / Школьному психологу / Тренинг по сплочению коллектива

Тренинг по сплочению коллектива


Зерновская общеобразовательная школа I – III ступеней

Красногвардейской РГА










Отдельный человек слаб, но целый коллектив — это сила














Тренинг подготовила

практический психолог ІІ категории

Бибнева Лариса Викторовна

Larisa.bibneva.68@mail.ru






















Республика Крым

с. Зерновое

2014

Описание разработки


В любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Тренинг «Отдельный человек слаб, но целый коллектив — это сила» направлен на сплочение коллектива и повышение самооценки участников. В разработке представлены активные методы групповой работы, которые акцентированы на взаимоотношениях между участниками группы, развивающиеся в ситуации "здесь и теперь". Тренинг разработан для целевой группы, в состав которой входят педагоги школы и родители обучающихся.

Разработка предназначена педагогам – психологам, классным руководителям

общеобразовательных учреждений.























Краткие рекомендации к использованию

Цель. Сплочение коллектива и повышение самооценки.

Задачи:

  • создание позитивного настроя на работу;

  • создание атмосферы единства;

  • сплочение, улучшение взаимопонимания участников;

  • повышение взаимного доверия участников;

  • тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.


Целевая группа: педагоги школы и родители обучающихся

Условия проведения:

  • пространство, позволяющее обеспечить безопасность участников, например, спортивный зал.

  • особое внимание со стороны психолога уделяется эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.


Правила тренинга: 

  • Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). 

  • Общение по принципу “здесь и теперь”. 

  • Конфиденциальность всего происходящего. 

  •  Персонификация высказываний. 

  • Искренность в общении.

  • Уважение к говорящему. 

Оборудование: бумага, цветные карандаши (фломастеры или маркеры), плакат с правилами тренинга, карточки с афоризмами о коллективе, компьютер, электронная презентация «Притчи», аудиоаппаратура, мелодии для создания музыкального фона во время проведения групповых подвижных упражнений




Конспект тренинга

  1. Обсуждение правил тренинга.  

  • Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). 


Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

  • Общение по принципу “здесь и теперь”. 
    Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  • Конфиденциальность всего происходящего. 

    Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

  • Персонификация высказываний. 


Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

  • Искренность в общении. 
    Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

  • Уважение к говорящему. 
    Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

  1. Погружение

  1. Притча.

Веник

Древняя притча

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

  • Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.

  1. Упражнение «Рисуем в парах».

  • Участники в парах рисуют свое настроение. Обязательное условие — карандаш держат двое и рисуют одновременно.

D:\Личные папки\Владелец\Desktop\Альбом\Школа\Тренинг по сплочению коллектива. 13.06.2013 г\IMG_0674.JPG

  • Комментарий рисунков ( по желанию).

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0695.jpg


ІІІ. Основная часть

  1. Упражнение «Счёт до десяти».

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.


Ход упражнения: Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?

  • Если не получилось, то почему?

  • Какую стратегию вы выбрали?


  1. Упражнение "Строй". 

Мотивация к выполнению задания:

  • Притча

В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было вдесятеро больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались. По дороге он остановился возле синтоитской святыни и обратился к своим людям.

Посетив святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошел в святыню и молча помолился. Когда он вышел, кинул монетку. Выпал орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после боя.

Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, на которой с обеих сторон был орел.

Комментарий психолога.

  • Великий японский воин использовал монетку, чтобы усилить веру в успех боя, в благоприятный поворот судьбы. Так он заставил поверить своих солдат в собственные силы.

  • Завершение битвы могло быть и неудачным, и хорошим. Каким оно стало, определила уверенность воинов в своем успехе.

  • В жизни каждого человека бывают моменты, когда вера в себя ослабляется, особенно перед важными испытаниями. И тогда необходима «монетка позитивного прогноза».

  • Вспомните, кто может стать для Вас таким человеком, который верит в Вас и усилит Вашу веру в себя?

  • Возможно, какая-то фраза, мысль, чувство может стать для Вас талисманом успеха? Мысленно повторите, пожалуйста, эту фразу или представьте свой талисман.

  • Переходим к выполнению следующего задания.

Ход упражнения: Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

D:\Личные папки\Владелец\Desktop\Альбом\Школа\Тренинг по сплочению коллектива. 13.06.2013 г\IMG_0708.JPG
Обсуждение:

  • Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?



  1. Упражнение «Путанка».
    Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

    Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост.

  • Кто будет головой? А кто хвостом? – спрашивает психолог

  • . Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад.

  • А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение:

  • Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0733.jpg

  1. Упражнение «Поезд».

    Цель: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

    Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (психолог указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

  • Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

  • Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».


  1. Упражнение «Переключатели».

Цель: Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства.


Ход упражнения: На счет «три» нужно повернуться на 90 градусов не договариваясь в какую сторону.

Комментарий психолога.

  • Вы на собственном опыте убедились, насколько сложно иногда бывает взаимодействовать в коллективе, но каждый из нас всегда может вспомнить простые слова: «Отдельный человек слаб, но целый коллектив — это сила».

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0742.jpg

IV. Рефлексия

  1. Притча.

Мир такой, каким ты его видишь

К оазису подошел юноша, попил воды и спросил у старика, который отдыхал у родника:

Какие люди тут живут?

Старик и себе спросил у молодого человека:

А какие люди живут там, откуда ты пришел?

Толпа эгоистов с недобрыми помыслами, ответил юноша.

Таких же найдешь и тут, — промолвил мудрец.

В этот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду после сложного пути. Увидев старца, он, поприветствовав его, спросил:

Какие люди проживают в этом месте?

Старик в ответ поставил тот же вопрос:

А какие люди живут там, откуда ты пришел?


Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

Таких же найдешь и тут, — заверил мудрец.

Человек, который слышал оба разговора, поинтересовался:

Как мог ты дать два такие одинаковые ответа на разные комментарии?

На это старик ответил:

Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет найти ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.


  1. Комментарий психолога.

  • Все, что окружает нас, — это отображение наших мыслей. Мы смотрим на реальность через фильтр, которым сами и являемся. Мы сами выбираем, в каком свете видеть все, что происходит вокруг нас, — в позитивном или негативном.


  • Какие чувства испытывали? 


  • Что нового узнали о себе, о коллективе? 

  • Как будете использовать эти знания? 

  • Чему научились? 

  • Как это пригодиться в будущем? 

  • Что было важным? 

  • Над чем вы задумались? 

  • Что происходило с вами? 

  • Что нужно развивать на будущее?

V. Прощание

  • Упражнение «Подари улыбку»

  • Спасибо, за внимание и активное участие!



























Приложение 1


  • Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая — общение с другими людьми.

В. А. Сухомлинский


  • Коллектив — это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей.

В. А. Сухомлинский




  • Как бы талантлив человек ни был, но коллектив всегда умнее и мощнее.

II. А. Островский


  • Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери


  • Лишь в людях себя познать способен человек.

И. Гёте


  • Мы знаем, что отдельный человек слаб, но мы знаем также, что целое — это сила.

К. Маркс




  • Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер











Список литературы 


1. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе.
М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. 


2. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем.
М.: ТЦ "Сфера", 2000. 


3. Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета "Школьный психолог", № 13 апрель 2004.


4. Літковська О.В.100 притч для тих, хто вчить, і тих, хто вчиться. — К.: Шкільний світ, 2012.


































Тренинг по сплочению коллектива
  • Школьному психологу
Описание:

    В   любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

  Тренинг   «Отдельный человек слаб, но  целый  коллектив — это сила»  направлен  на     сплочение коллектива и повышение самооценки  участников.     В  разработке  представлены  активные  методы  групповой  работы, которые   акцентированы   на взаимоотношениях между участниками группы, развивающиеся  в ситуации "здесь и теперь".  Тренинг  разработан  для  целевой  группы,  в  состав  которой  входят  педагоги  школы  и  родители  обучающихся.

  Разработка  предназначена  педагогам – психологам,    классным  руководителям  общеобразовательных  учреждений.

 

Автор Бибнева Лариса Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1681
Номер материала 26798
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓