Главная / Другое / Тренинг - средство формирования исполнительских качеств обучающихся

Тренинг - средство формирования исполнительских качеств обучающихся

Малюченко Н.Л., ПДО I кв. категории, руководитель театрального объединения «Кукляндия»

Психофизический тренинг как средство формирования исполнительских навыков обучающихся

Искусство актёра - это искусство сценического действия. Убедительно выглядит на сцене только то, что выражено через действие. Таким образом, сценическое действие является главным средством актёрской выразительности. Мы рассматриваем его как единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами в условиях публичности.

Очень часто мы видим, как живой органический процесс действия подменяется его условным изображением, внешней (транслирующей) формой выражения, такими как мимика и жесты. Получается, что педагог навязывает обучающимся соё восприятие творческого материала, лишая ребёнка главного в любом творчестве: осознания, понимания, восприятия.

Формирование исполнительских навыков обучающегося означает прежде всего тренировку внешней (транслирующей) и внутренней (эмоциональной) психотехники через веру себе. Только точно найденное физическое действие способно разбудить подлинную эмоциональную природу исполнителя. Психофизический тренинг является эффективным средством формирования исполнительских навыков при условии, что педагог и обучающиеся относятся к нему, как к процессу самопознания и самовоспитания, а не как к возможности продемонстрировать собственные достижения. При таком подходе педагог через тренинг помогает обучающимся познать себя, открыть свою природу каждому ребёнку, так как истинное всегда индивидуально.

Психофизический тренинг помогает исполнителю найти ответы на ряд вопросов: как зарождаются чувства, эмоции и желания ? как они работают? как ими управлять? что такое вдохновение?

Упражнения психофизического тренинга можно условно разделить на четыре группы:

  • Упражнения на освобождение от мышечных напряжений и телесных зажимов. С низ обычно начинается занятие, поэтому их называют «разогревающими процедурами».

  • Упражнения на внимание, сосредоточение (концентрацию внимания), переключение внимания, привлечение внимания к себе.

  • Упражнения на развитие воображения. Являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют движения исполнителя осмысленным содержанием.

  • Упражнения и общение и взаимодействие с проработкой средств общения (интонации, мимики, жестов, движения) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

Упражнение «Ртуть» Цель: снять напряжение, расслабить мышечный аппарат. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает представить своё тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (масло) в ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки»

Упражнение «Спагетти». Цель: снять напряжение, расслабить мышечный аппарат. «Нам предстоит превратиться в спагетти. Расслабьте руки от предплечья до кончиков пальцев. Размахивайте руками в разные стороны, контролируя их абсолютную свободу. Следующий этап- освобождаем руки от локтя до кончиков пальцев и продолжаем хаотическое вращение. Держим «закрытым» локтевой сустав, но полностью освобождаем кисти и пальцы. Вращаем ими, ощущая пружинистую вибрацию. Проверьте, что пальцы действительно свободны и струятся, как отваренные спагетти»

Упражнение «Слушаем тишину» Цель: концентрация внимания. «Послушайте и расскажите, что делается сейчас в кабинете, в коридоре, на этом этаже, на улице за окном».

Упражнение «Объект». Цель: переключение внимания. Упражнение проходит втакой последовательности:

  1. Зрительное внимание: объект далеко (например, дверь).

  2. Слуховое внимание: объект близко (комната)

  3. Зрительное внимание: новый объект далеко (улица в окне)

  4. Осязательное внимание (объект- ткань своей одежды)

  5. Слуховое внимание: объект далеко (звуки улицы)

  6. Зрительное внимание: объект близко (карандаш)

  7. Обонятельное внимание (запах в аудитории)

  8. Зрительное внимание: объект близко (пуговица на одежде)

  9. Осязательное внимание (объект- поверхность стула).

Упражнение «Зеркало» Цель: установление психологического контакта с партнёром. Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».На первых порах проработки задания педагог предлагает некоторые ограничения на действия «оригинала»: 1)не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений, 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время дети меняются ролями.

Упражнение «Насос и надувная кукла» Цели: снятие напряжения, взаимодействие в парах. Дети работают в парах. Один- надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно в углу. Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперёд, произносит звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, её части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание опасно, так как кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо во время закончить. Это время окончания надувания партнёр определяет по состоянию куклы. Затем куклу сдувают, вынимая из неё насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает»



Упражнение «Стулья» Цель: учиться взаимодействовать в предлагаемых обстоятельствах. Педагог даёт команду построить из стульев какую- либо фигуру. Задача обучающихся - максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу; букву «Р», развёрнутую к окну, и т.п.). Дополнительное задание- одновременность действий (одновременно встать со стула, одновременно поднять).

Упражнение «Зажимы» Цель: освобождение от мышечных напряжений. Дети идут по кругу. По команде педагога напрягают леву руку, левую ногу, правую руку, обе ноги, поясницу, всё тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения дети идут 15-20 секунд, потом по команде педагога сбрасывают напряжение - полностью расслабляют напряжённый участок тела.

Упражнение «Предмет по кругу» Цели: развитие воображения, учиться взаимодействовать с партнёром. Группа рассаживается или становится в полукруг. Педагог показывает детям предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч и т.п.). Обучающиеся передают друг другу предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передаёт её следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот принимает её именно как скрипку. Второй участник обыгрывает линейку как другой предмет, например как ружьё. Важно, чтобы дети не просто выполняли формальные манипуляции, а передавали своё отношение к воображаемому предмету.

Упражнение «Ощущения» Цели: развивать воображение, умение действовать в предлагаемых обстоятельствах. Задания:

  • посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, пчела на цветке, побитая собака, наказанный ребёнок, бабочка перед полётом, наездник на лошади, космонавт в скафандре;

  • пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета;

  • улыбнуться, как вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребёнок матери;

  • нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.

Упражнение «Десять масок» Цели: развивать воображение, умение перевоплощаться. Детям предлагается «создать» предложенную маску. Сначала нужно обсудить с группой все нюансы: как смотреть? нужно ли моргать? можно ли опускать глаза? открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д. Изобразить следующие маски: страх, злость, влюблённость, радость, смирение, раскаяние, плач, смущение, размышление, презрение, равнодушие, боль, сонливость, просьбу. Чтобы лучше получалось изображать, говорите про себя слова (не стыдно тебе? на кого ты похож? я тебя терпеть не могу! и т.п.)

Тренинг - средство формирования исполнительских качеств обучающихся
  • Другое
Описание:

                      Искусство актёра - это искусство сценического действия. Убедительно выглядит  на сцене только то, что выражено через действие. Таким образом, сценическое действие является главным средством актёрской выразительности.  Мы рассматриваем его как единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами в условиях публичности.

       Очень часто мы видим, как живой органический процесс действия подменяется его условным изображением, внешней (транслирующей) формой выражения,  такими как мимика и жесты. Получается, что педагог навязывает обучающимся соё восприятие творческого материала, лишая ребёнка главного в любом творчестве: осознания, понимания, восприятия.

 

      Формирование исполнительских навыков обучающегося означает прежде всего тренировку внешней (транслирующей) и внутренней (эмоциональной) психотехники через  веру себе. Только точно  найденное физическое действие способно разбудить подлинную эмоциональную природу исполнителя. Психофизический тренинг является эффективным  средством  формирования исполнительских навыков при условии, что педагог и обучающиеся относятся к нему,   как к процессу самопознания и самовоспитания, а не как к возможности продемонстрировать собственные достижения.  При таком подходе педагог через тренинг помогает обучающимся познать себя, открыть свою природу каждому ребёнку, так как истинное всегда индивидуально.

Автор Малюченко Наталья Леонтьевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 347
Номер материала 17457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓