Главная / Школьному психологу / Тренинг общения «Лидер - Перспектива».

Тренинг общения «Лидер - Перспектива».


Цикл тренинговых занятий

для проекта «Лидер в действии»

Составитель: практический психолог

Некипелова И.А.


Вступление.


Представляемый психологический тренинг был разработан как тренинг общения для проекта «Лидер - Перспектива» для улучшения самочувствия при межличностном взаимодействии, для самопознания и самораскрытия своей индивидуальности.

Мы ставили перед собой такие задачи:

повышения чувствительности к себе и к другому человеку, умение понять и передать свое эмоциональное состояние и "войти" в эмоциональное состояние другого, полноценное эффективное взаимодействие с окружающим миром.

Каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо сформировать в себе определенные навыки. Полноценное общение невозможно без так называемой "обратной связи". Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда, осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. И именно этот "невербальный" язык может быть и информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу).

Представьте себе трех человек, каждый из которых говорит вам: "Я очень рад вас видеть". Первый из них говорит скороговоркой, пряча глаза и напряженно поднимая плечи. Второй - откинувшись на стуле, заложив ногу на ногу, скрестив руки на груди и с "каменным" выражением лица. Третий с улыбкой и "светящимися" глазами, с устремленным "навстречу" вам телом.

Ситуации, предлагаемые в этом тренинге, во многом искусственные, но они дают навык расшифровки невербального языка, дают тем самым новый опыт общения. Навык приобретается путем освоения упражнений по следующим направлениям (темам):

1) освобождение от мышечных напряжений (от так называемых "зажимов"). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно- ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые "разогревающие процедуры".

2) Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на "здесь и теперь"), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.

3) Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.

4) Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

Первый день:

Вводная беседа «Зачем мы здесь собрались?»

Цель: знакомство участников с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

План вводного рассказа:

Чем нам здесь предстоит заниматься?

Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но её смысл к этому не сводится, игра также даёт возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться.

Беседами на интересные темы, имеющими отношение к психологии.

Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов.

Какую пользу это нам принесёт?

Мы сможем лучше понять себя: свои чувства, переживания, желания.

Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди нас понимали.

Мы сможем более эффективно общаться с людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.

Упражнение-разминка «Имя-движение».

Цель: начать занятие с приветствия, расположить участников к совместной работе, снять эмоциональное напряжение.


Все участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперёд, произносит своё имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. И так все участники.

Упражнение «Австралийский дождь».

Цель: развитие сплочённости в группе, настройка на единый лад, снятие напряжения между участниками.

Ведущий задаёт движения, имитируя дождь, задача участников вовремя вступить в общий ритм, создавая эффект волны.

Упражнение «Представление с перекидыванием предмета».

Цель: познакомиться с участниками группы, представить себя.

Участники встают в круг. Тренер, держа в руках мяч, представляется: говорит о себе какой-нибудь факт, после чего перебрасывает мяч другому участнику. Тот ловит его, представляется и вновь перебрасывает мяч уже другому участнику и т.д. пока мяч не побывает в руках у всех. После этого перебрасывание происходит в обратном порядке, каждый участник уже не представляется, а вместо этого говорит по памяти факты о том, кому собирается перебросить мяч.

Упражнение-прощание «Всё, хватит»

Цель: эмоционально завершить занятие, скинуть с себя все негативные или неотработанные эмоции.

Ведущий предлагает всем встать в круг, взяться за руки, поднять их вверх и со словами «Всё, хватит» опустить их вниз, тем самым с каждым попрощавшись.


Второй день:

Задачи: способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия. Учит находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Ритуал приветствия «Всем привет».

Цель: начать занятие с приветствия, расположить участников к совместной работе, снять эмоциональное напряжение.

Все участники берутся за руки, образуя круг, поднимают руки вверх, с громкими словами «всем привет», одновременно опускают руки вниз.

Упражнение «Австралийский дождь».

Цель: развитие сплочённости в группе, настройка на единый лад, снятие напряжения между участниками.

Ведущий задаёт движения, имитируя дождь, задача участников вовремя вступить в общий ритм, создавая эффект волны.

Упражнение «Рулет»

Цель: данное упражнение сильно сближает группу в физическом смысле, что, как следствие, вызывает и психологический эффект сближения.

Группа стоит в колонне по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль всех канат. Участникам даётся задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего тренер обвязывает их оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по траектории, задаваемой тренером.

Игра «Я тоже».

Цель: осознание каждым собственной самобытности, развитие навыков общения в группе, совместное обсуждение происходящего.

Первый этап.

Ведущий просит участников занять свои места на стульях, расставленных по кругу. Затем, он предлагает каждому подумать о каких-то своих пристрастиях. Далее, каждый по кругу высказывается, например: «Я люблю музыку». Если его никто не разделяет, следующий участник говорит о своих пристрастиях. Но, в случае, когда кто-либо их также разделяет, он встаёт со стула и громко произносит: «Я тоже», садясь на колени того, кто имеет такое же мнение. Затем, все возвращаются на свои места, а следующий участник продолжает игру.

Второй этап.

Ведущий объясняет, что этот этап игры заключается в том, чтобы назвать пристрастия других членов группы. Ведущий убирает один стул и просит того, кто будет говорить о каком-либо пристрастии, стать в центр круга. Например: «Мне нравятся конфеты». Все, кто разделяют это пристрастие, встают и пересаживаются на другой стул, громко сказав «Я тоже». В этот момент тот, кто находится в центре круга, должен постараться занять освободившийся стул.

Вопросы для обсуждения: ведущий предлагает участникам выразить своё отношение к следующему высказыванию: «То, кем мы являемся, и что мы собой представляем – есть результат нашего активного жизненного опыта Разный опыт по-разному отражается на людях, но мы также замечаем, что и сходный опыт по-разному влияет на людей.

Комментарии: Участникам понадобится некоторое время, прежде чем они сумеют войти в ритм игры для того, чтобы встать, снова сесть, снова встать и т.д. Игра хорошо развивает чувство коллективизма.


Вопросы для обсуждения: Как каждый участник узнавал, что ему необходимо сесть или встать? Что было сложнее, самому работать или понять другого?

Упражнение-прощание «Всё, хватит»

Цель: эмоционально завершить занятие, скинуть с себя все негативные или неотработанные эмоции.

Ведущий предлагает всем встать в круг, взяться за руки, поднять их вверх и со словами «Всё, хватит» опустить их вниз, тем самым с каждым попрощавшись.

Третий день.

Задачи: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т.д.

Ритуал приветствия «Всем привет».

Цель: начать занятие с приветствия, расположить участников к совместной работе, снять эмоциональное напряжение.

Все участники берутся за руки, образуя круг, поднимают руки вверх, с громкими словами «всем привет», одновременно опускают руки вниз.

Упражнение «Австралийский дождь».

Цель: развитие сплочённости в группе, настройка на единый лад, снятие напряжения между участниками.

Ведущий задаёт движения, имитируя дождь, задача участников вовремя вступить в общий ритм, создавая эффект волны.

Упражнение «Поиск предметов».

Цель: повышение чувства эмпатии, развитие навыков тактильной чувствительности и использование касаний как средства общения.

1 этап:

Участники разбиваются на пары. Один человек из каждой пары выходит в коридор, а второй прячет в комнате небольшой предмет (например, ручку) . Спрятав предмет, участник зовёт своего напарника и сразу закрывает ему глаза. После этого «слепой» приступает к поиску предмета, а «поводырь» даёт ему все необходимые указания: в каком направлении и сколько метров пройти, куда протянуть руку и т.п. Глаза открываются только тогда, когда предмет найден.

2 этап:

Как и в предыдущем упражнении осуществляется поиск предмета в парах, один участник выступает в роли «слепого», второй – «поводыря». Но теперь разговаривать запрещено, «поводырь» кладёт на плечо «слепого» ладонь, через которую и управляет его движениями.

Упражнение «Мне бы хотелось вам подарить…».

Цель: развитие эмпатийного отношения друг к другу, совершенствование мимических и пантомимических способностей, мотивация на самораскрытие и самопознание.

Ведущий предлагает участникам показать с помощью мимики или пантомимики, что бы они хотели подарить группе, а группа должна отгадать.

Упражнение-прощание «Всё, хватит»

Цель: эмоционально завершить занятие, скинуть с себя все негативные или неотработанные эмоции.


Ведущий предлагает всем встать в круг, взяться за руки, поднять их вверх и со словами «Всё, хватит» опустить их вниз, тем самым с каждым попрощавшись.





Список используемой литературы:

1. А. Грецов. «Психологические тренинги с подростками» - Питер, 2008.

2. Г. Крайг, Д. Бокум. «Психология развития» - Питер, 2007.

3. И. Кряжева. «Развитие эмоционального мира ребёнка» - Екатеринбург, 2007.

4. Л. Анн. «Психологический тренинг с подростками» - Питер, 2008.

5. Бабайцева В.К. «Личностно-ориентированный тренинг».- М., 1997.

6. «Психологический словарь» - под ред. А. Петровского, М. Ярошевского – Москва, 1990.

7. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html - Вестник Московского университета. Серия 14, Психология

8. http://www.voppsy.ru/ - Вопросы психологии (журнал)

9. http://psyjournal.ru/ - Журнал практической психологии и психоанализа





Тренинг общения «Лидер - Перспектива».
  • Школьному психологу
Описание:

Представляемый психологический тренинг был разработан как тренинг общения для проекта «Лидер - Перспектива» для улучшения самочувствия при межличностном взаимодействии, для самопознания и самораскрытия своей индивидуальности.

Мы ставили перед собой такие задачи:

повышения чувствительности к себе и к другому человеку;

умение понять и передать свое эмоциональное состояние и "войти" в эмоциональное состояние другого;

полноценное эффективное взаимодействие с окружающим миром.

Автор Некипелова Ирина Александровна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 277
Номер материала MA-064641
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓