Инфоурок География Другие методич. материалыТранспортный комплекс России. Виды транспорта (география 9 класс)

Транспортный комплекс России. Виды транспорта (география 9 класс)

Скачать материал

Урок  географии  в 9 классе

 

Тема:  «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

 

Цели и задачи урока:

1.    определить значение транспорта для работы хозяйства  и жизни населения;

2. изучить состав транспортного комплекса;

3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

4.    познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

5.    проанализировать географию ведущих видов транспорта России;

6.    рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;

7.    продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

 

 Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

1.      карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:

2.      мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук).

 

Тип  урока: урок изучение нового материала.

 

Методы:

·      Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.

·      Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.

·      Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

 

Ход   урока:

I .Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

 

Презентация

 

 (слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия. Проблема: почему роль транспортного комплекса велика в хозяйстве России?

 

(слайд 2). Цели и задачи урока.

 

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров. 

Основные задачи транспортной системы:

·           Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;

·           Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

·           Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: транспортная система, грузооборот и пассажирооборот. Беседа  о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

 

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают  в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

 (слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети  железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную  транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ  учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.   

 

  (слайд 6).   Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

 Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

 

(слайд 7).   В) Трубопроводный  транспорт

Рассказ  учителя о преимуществах  и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы  вследствие утечки  газа или нефти.

 

(слайд 8).  Г) Воздушный  транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический  транспорт: значение  и проблемы.

 

(слайд 9).   Д) Водный  транспорт (морской и речной)

 Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития.  Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами.  Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна  (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);  Тихоокеанского бассейна  (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград);  Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).  Сообщения учащихся о речном транспорте России.

 

(слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

 

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока  является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

 1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Где, что и как нужно строить?

3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

5. Почему  основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти,  можно транспортировать  трубопроводным транспортом?

7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на  развитие курортно-туристических зон в России?

 

(слайд 12). III. Домашнее задание

Параграф  35,  36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).

·      Изучить карту в атласе «Транспорт России»

·      Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

·      Найти пути решения поставленных на уроке проблем

 

IV. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

 

Приложение 1 (презентация составлена в PowerPoint)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Транспортный комплекс России. Виды транспорта (география 9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс»  курса  географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими, так как продолжает формирование у учащихся  понятий  о межотраслевых комплексах России,  их составе, географии, проблемах.

Замысел: сформировать у учащихся представление о транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, их особенностями и недостатками. Обратить внимание на вопросы влияния разных видов транспорта на здоровье человека  и экологические последствия влияния их работы на географические оболочки. Урок сопровождается презентацией, в конце -  перед учащимися ставятся проблемные вопросы.

Цели и задачи урока:

1.    определить значение транспорта для работы хозяйства  и жизни населения;

2. изучить состав транспортного комплекса;

3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

4.    познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

5.    проанализировать географию ведущих видов транспорта России;

6.    рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;

 7.    продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4721
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 2083
    • DOCX 21.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Макашова Инна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Макашова Инна Михайловна
    Макашова Инна Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 123764
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе