Главная / Начальные классы / Траектория развития одаренности младших школьников

Траектория развития одаренности младших школьников

Тема: Траектория личностного роста одарённых детей младшего школьного возраста.

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).

Одарённость может проявляться: - как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей; - как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает; - как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Чтобы понять сущность личности, нужно ответить на четыре вопроса:

1) что хочет человек? Ответ на этот вопрос раскроет направленность личности – её потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки и т.д.;

2) что может человек? Это вопрос о способностях: общих и специальных, об уровне этих способностей: таланте, гениальности и др.;

3) что он есть? Вопрос о характере человека: можно много желать, на многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности из-за особенностей характера, который определяет нравственное и волевое отношение к себе, людям, к миру.

4) что чувствует человек? Эмоции, чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают этот мир богатым или скудным.

Отсюда и вырисовывается портрет одарённого ребёнка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

6. Бывает конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

7. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет самое непосредственное отношение к развитию личности и её одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей). Поэтому определённая работа проводится и с родителями. Они наши первые помощники и в моральном и в материальном отношении( я имею ввиду участие в конкурсах).

Принципы, которых я придерживаюсь при обучении одарённых детей:

1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

5. поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;

6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении различных дисциплин.

Направления, формы и методы работы с одаренными детьми:

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных младших школьников весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам и планам. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;

б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;

в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их

способностей в рамках внешкольной деятельности.

г) различные передовые технологии:

- технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение В.В.Полякова.

- технологии саморазвития личности .К.Селевко;

- технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

Вся работа условно включает четыре этапа:

Организационный этап

Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-дети с высоким уровнем творческих способностей

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, спортсмены и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Этап предварительного поиска

Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей.

К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников.В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

Этап оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности..

Начиная со 2 класса, в рамках школьного компонента реализую программу факультативного курса «Интеллектуальные игры». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты. Посещая кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных и региональных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы и родители юных дарований.

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете и участвуют в различных дистанционных конкурсах.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Одним из важнейших направлений работы с одаренными детьми является исследовательская деятельность: в 1 – 2 классе – организация проектной деятельности, создание мини, моно проектов, наблюдения, проведение опытов, мини-исследований, - подготовка к самостоятельной исследовательской деятельности, а в 3 – 4 классе – непосредственно организация творческой исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.» Андрей Николаевич Колмогоров – советский математик).

Этап заключительного отбора

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Начиная любую деятельность, каждый ожидает от неё каких-то результатов. Так и в этом случае: Предполагаемые результаты:

  • Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК);

  • Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;

  • Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  • Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

V. Результаты работы

Вот те результаты, которых мы добились в результате совместной деятельности учитель –родители - ученики. С каждым годом увеличивалось число конкурсов, в которых мы принимали участие, я говорю мы, потому что были конкурсы, где вместе с детьми участвовала и я ( Правовые буклеты, слайд-фильм «Нам есть, что беречь», «Сохраним мир птиц», «Лучший урок письма», «Мы - Занковцы», и родители ( «Алло, мы ищем таланты», «Стань лучшей семьёй Абакана ( конкурс семейных династий)», «Папа, мама, я – спортивная семья»). Увеличивалось число детей участников и увеличивалось число призёров. А это ли не результат проделанной работы?!

И так, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Разминка:

Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, “на лету” схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Нельзя кого-либо изменить,

передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу,

способствующую развитию человека.

К.Роджерс



Литература

1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.

4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.

5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .

8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991

9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

11. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: «Владос» – 1996.

13. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

14. Словарь практического психолога/Сост. Головин С. Ю. – Минск: Харвест, – 1998.

15. Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3

16. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.











Траектория развития одаренности младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

 

Одаренность человека — это маленький росточек,

 

   едва проклюнувшийся из земли и

 

               требующий к себе огромного внимания.

 

Необходимо холить и лелеять,

 

                       ухаживать за ним, сделать все необходимое,

 

            чтобы он вырос и дал обильный плод.

 

В. А. Сухомлинский.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Одарённость может проявляться:                                                                                                   

- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;                                     

 

 

 

 

- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;           - как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей.

Портрет одарённого ребёнка:

 

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

 

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

 

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

 

4. Склонен к рискованным действиям.

 

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

 

6. Бывает конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.

 

7. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

 

8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

Принципы, которых я придерживаюсь при обучении одарённых детей:

 

1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

 

 2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

 

3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

 

4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

 

5. поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;

 

6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении различных дисциплин.

Результаты работы

Вот те результаты, которых мы добились в результате совместной деятельности учитель –родители - ученики. С каждым годом увеличивалось число конкурсов, в которых мы принимали участие, я говорю мы, потому что были конкурсы, где вместе с детьми участвовала и я ( Правовые буклеты, слайд-фильм «Нам есть, что беречь», «Сохраним мир птиц», «Лучший урок письма», «Мы - Занковцы», и родители ( «Алло, мы ищем таланты», «Стань лучшей семьёй Абакана ( конкурс семейных династий)», «Папа, мама, я – спортивная семья»). Увеличивалось число детей участников и увеличивалось число призёров. А это ли не результат проделанной работы?!  

 

И так, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому,  я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

 

Автор Максимова Лариса Васильевна
Дата добавления 06.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 448
Номер материала 59280
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓