Культура,
традиции и обычаи Воронежского края
Программа
внеурочной деятельности
Автор:
Иванова Марина Фёдоровна, учитель географии и краеведения МКОУ
Даньковская ООШ Подгоренского района Воронежской области
Форма:
тематическая образовательная программа
Вид
деятельности: художественное творчество, познавательная.
Направление
развития личности: общекультурное, духовно-нравственное.
Пояснительная
записка
Интерес к традиционной культуре, к
языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но
и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые
разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и
иные причины.
Мысль о том, что без всестороннего
знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня
становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на
главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения
народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из
своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет
мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням
способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и
грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от
созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего
народа, значит, действительно, «воронежскому роду нету переводу».
Народное искусство всегда играло и
продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека,
воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные
богатства, созданные предыдущими поколениями.
Обычаев и традиций много. Одни
появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно
отражают бытовые и культурные особенности жителей данного региона. Они
сохраняются в памяти народа. Понимать искусство человек учится всю жизнь, но
его основы закладываются все–таки в детстве.
Цель программы: приобщение
школьников к историко-культурным традициям родного края через активизацию их
творческого потенциала.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания школьников о культуре, истории, традициях
жителей Воронежского края.
2. Формировать
эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию.
3. Развивать умения
отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества.
4. Познакомить детей с
годовым кругом народного календаря, народными обычаями, песнями, устным
творчеством.
5. Воспитывать чувство
национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать
внимательное отношение к слову, культуру речи.
Программа предназначена
для учащихся 5 класса.
Количество часов – 35
(1 час в неделю).
Учебно-тематическое
планирование
№
п/п
|
Тема
занятия
|
Количество
часов
|
Форма
проведения
|
всего
|
теория
|
прак-тика
|
1
|
Вводное
занятие. Понятия «Культура», «традиции», «обычаи»
|
1
|
1
|
|
Беседа.
Лекция
|
2
|
Воронежский
край в древности.
Воронеж в XVI веке.
|
1
|
1
|
|
Лекция
с элементами дискуссии
|
3
|
Воронежский
край в XVII веке.
Воронежский край в XVIII веке.
|
1
|
1
|
|
Семинар
|
4
|
Православные
традиции Воронежского края
|
1
|
|
1
|
Исследовательская
работа
|
5
|
На
пересечении эпох
|
2
|
|
2
|
Экскурсия
|
6
|
Край
Воронежский литературный
|
2
|
|
2
|
Литературная
гостиная
|
7
|
Фольклор
Воронежской области
|
2
|
|
2
|
Театр
миниатюр
|
8
|
Изобразительное
искусство Воронежского края
|
2
|
|
2
|
Презентация,
Мастер-класс
|
9
|
Воронежцы в
космосе
|
1
|
|
1
|
Экскурсия
в музей Острогожска или Воронежа
|
10
|
Воронеж
спортивный
|
2
|
1
|
1
|
Экскурсия
в Подгоренский краеведческий музей (экспозиция, посвящ.Ю.Думчеву)
|
11
|
У истоков
русского цирка
|
1
|
|
1
|
Поездка
в цирк
|
12
|
Достопримечательности
Воронежского края
|
2
|
|
2
|
Виртуальное
путешествие (подготовка презентаций)
|
13
|
Заповедники и
ООПТ Воронежского края
|
2
|
1
|
1
|
Виртуальное
путешествие
Экскурсия
в пределах района
|
14
|
Народные
промыслы Воронежского края
|
1
|
1
|
|
Обзорная
лекция, презентация
|
15
|
Воронежский
национальный костюм.
|
2
|
|
2
|
Исследовательская
работа.
Создание
элементов костюма
|
16
|
Воронежская
матрёшка
Гончарные
изделия
Вышивка
Плетение из
лозы
Вязание.
Ковроткачество
|
3
|
|
3
|
Создание
изделия в одной из техник
|
17
|
Традиционные
обрядовые куклы Воронежского края
|
2
|
|
2
|
Мастер-класс
|
18
|
Народные
традиции и календарные обряды Воронежского края
|
1
|
1
|
|
Лекция
с презентацией
|
19
|
Традиционные
праздники своей местности
|
2
|
|
2
|
Фольклорный
праздник
|
20
|
Народные
приметы и календарь.
Предсказание
погоды.
Обряды,
связанные с погодой
|
2
|
|
2
|
Исследовательская
работа
|
21
|
Защита исследовательских
работ
|
2
|
|
2
|
Ярмарка
талантов
|
Содержание
1. Вводное
занятие. Понятия «Культура», «традиции», «обычаи».
Сходство и различие понятий.
2. Воронежский
край в древности (каменный век, эпоха бронзы,
железный век, кочевники).
Воронеж в XVI веке (строительство крепости, происхождение топонима, герб
Воронежа).
3. Воронежский
край в XVII веке (образ С.Т. Разина в истории
и фольклоре, личность Петра I, строительство военного флота).
Воронежский край в XVIII веке («Золотой век» Екатерины II, конный
завод графа А.Г. Орлова, исторические улицы Воронежа).
4. Православные
традиции Воронежского края (святитель Митрофан, Тихон
Задонский, Е.А. Болховитинов, история церквей и монастырей). Исследовательская
работа.
5. На
пересечении эпох (культурное наследие
Дивногорья, Костомарово). Экскурсия в Дивногорье или Костомарово.
6. Край
Воронежский литературный. Д.В.
Веневитинов (жизнь и творчество поэта, дом-усадьба Веневитиновых в селе
Новоживотинное). А.В. Кольцов (быт купеческой семьи, особенности творчества
поэта). И.С. Никитин (творческий путь поэта). И.А. Бунин: жизнь и творчество.
Воронежские писатели XX века (С.Я. Маршак, А. Платонов, Г.Н. Троепольский, А.В.
Жигулин). Подготовка внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству
кого-либо из литераторов, конкурс чтецов, театрализованная мини-постановка.
7. Фольклор
Воронежской области (пословицы, поговорки, сказки
А.Н. Афанасьева, А.К. Барышниковой, А.Н. Корольковой, народные песни, хор М.Е.
Пятницкого, творчество М.Н. Мордасовой). Театрализованная постановка по
сказкам, разучивание и исполнение народных песен Воронежского края.
8. Изобразительное
искусство Воронежского края (И.Н. Крамской, коллекция
музея изобразительных искусств, Бучкури Александр
Алексеевич. Ге Николай Николаевич. Местные художники).
Мастер-класс от преподавателя районной школы искусств. Подготовка презентаций о
художниках. Посещение музея им.Крамского в Острогожске.
9. Воронежцы
в космосе (К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко). Экскурсия
в музей Острогожска или Воронежа.
10. Воронеж
спортивный (первый олимпиец России Н.А.
Панин-Коломенкин, современники-олимпийцы Д. Саутин, Т.
Люхина, В. Попова. Уроженец Подгоренского района Ю.Думчев).
Экскурсия в районный краеведческий музей, где есть экспозиция, посвящённая
Ю.Думчеву.
11. У
истоков русского цирка (А.Л. Дуров, дом-музей семьи
Дуровых). Поездка в цирк или посещение представления выездного цирка.
12. Достопримечательности
Воронежского края (Костёнки, Дивногорье,
Белогорье, Костомарово, Хреновской конезавод, замок принцессы Ольденбургской,
Павловский гранитный карьер и т.п.) Виртуальное путешествие. Создание
электронной энциклопедии достопримечательностей Воронежского края.
13. Заповедники
и ООПТ Воронежского края (Воронежский и Хопёрский
заповедники, Каменная степь, Шипов лес, заказники на территории Подгоренского
района). Экскурсия на родник в с.Колодежное Подгоренского района. Создание
электронной энциклопедии заповедников и ООПТ Воронежского края.
14. Народные
промыслы Воронежского края (обзорное знакомство с
наиболее традиционными кустарными промыслами края)
15. Воронежский
национальный костюм (традиционные костюмы,
характерные для разных частей Воронежского края, костюм крестьян, помещиков и
дворян, традиционный костюм Подгоренского края). Исследовательская
работа. Создание элементов костюма.
16. Воронежская
матрёшка. Гончарные изделия. Вышивка. Плетение из лозы. Вязание.
Ковроткачество.(Знакомство с технологией
промысла, районами распространения, особенностями изделий). Создание изделия в
одной из техник.
17. Традиционные
обрядовые куклы Воронежского края. (Знакомство с
обрядовыми куклами, технологией их изготовления, материалами, необходимыми для
работы). Мастер-класс по созданию куклы-кубышки, Крупенички и др.
18. Народные
традиции и календарные обряды Воронежского края
(знакомство с наиболее распространёнными обрядовыми праздниками: Крещение,
Рождество, Масленица, Пасха, Иван-Купала и т.п.). Подготовка презентаций о
народных праздниках.
19. Традиционные
праздники своей местности. (Подготовка и проведение традиционного
народного праздника, характерного для села).
20. Народные
приметы и календарь. Предсказание погоды. Обряды, связанные с погодой
(изучение народного календаря, определение примет долгосрочных и краткосрочных
прогнозов погоды, анализ сбываемости народных прогнозов). Выполнение
исследовательской работы.
21. Защита
исследовательских работ
Методические рекомендации
1. При
выполнении исследовательской работы «Народные традиции и календарь. Приметы
долгосрочных и краткосрочных прогнозов погоды» проанализировать приметы,
приведённые в приложении, в течение года вести наблюдение и сделать вывод о
частоте совпадения погоды с прогнозом, сделанным на основании народного
календаря.
2. Для
выполнения практических работ по изготовлению элементов одежды необходимы
следующие материалы и инструменты: ткань, нитки, иголки, напёрсток, ножницы,
пяльцы, канва, эскизы элементов одежды, тесьма, бусы для отделки.
3. Для
изготовления обрядовых кукол необходимы: ткань белая и цветная, нитки, иголки,
напёрсток, вата или синтепон в качестве наполнителя, крупа или зерно для куклы
Крупенички.
4. Перед
проведением всех и практических работ проводится обязательный инструктаж с
записью в журнале внеурочной деятельности и в журнале проведения инструктажей,
который ведёт учитель.
5. Пред
проведением экскурсий и поездок сначала проводится инструктаж с учителем, а
затем учитель проводит инструктаж с детьми. Инструктаж фиксируется в
специальном журнале инструктажей, а также в классном журнале и журнале
инструктажей учителя.
6. При
проведении литературных гостиных, фольклорных праздников, театрализованных
постановок, концертов возможно привлечение учащихся других классов (при их
согласии).
Литература
1. Аверьянова
Г.Н. История России в зеркале русского языка. – 2-е изд., испр. и доп. / Г.Н.
Аверьянова. – М.: «Русский язык», 2006. – 336 с.
2. Кесслер
И.И. Подгоренский край: С древнейших времён до начала первой мировой войны. –
Воронеж: изд-во ВГУ, 1994. – 176 с.
3. Панова
В.И. История Воронежского края: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: «Родная
ресь», 1997. – 240 с., ил.
4. Попов
В.А. Воронеж. История в названиях улиц / В.А. Попов. – 2-е изд. – Воронеж:
Изд-во «Кварта», 2003. – 196 с.
5. Стёпкин
В.В. Костомаровская обитель в ХХ веке. Исторические очерки. – Воронеж:
Издательский Дом «Китеж», 2007. – 94 с., ил.
6. Тихомиров
В.Н. История Чёрной земли с древнейших времён и до основания Воронежа. -
Воронеж: Изд-во ООО «Новый взгляд», 2009. – 26 с., ил.
7. Яровая
Т.Ю. Культура Воронежского края (от древности до XIX века). Выпуск 1.
Методическая разработка для занятий с иностранными учащимися по спецкурсу
«Культура Воронежского края» / Т.Ю. Яровая. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т,
2004. – 67 с.
8. Яровая
Т.Ю. Культура Воронежского края (XIX – XXI века). Выпуск 2. Методическая
разработка для занятий с иностранными учащимися по спецкурсу «Культура
Воронежского края» / Т.Ю. Яровая. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. – 42 с.
9. Воронеж
в документах и материалах / Под редакцией Кудиновой В.В., Загоровского В.П. -
Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. – 272 с.
10. Воронежская
экскурсия. Путеводитель. Воронеж: POLAREES, 2005.
– 130 с., ил.
11. Воронежская
энциклопедия: в 2 т. / Гл.ред. М.Д.Карпачев. – Воронеж: Центр духовного
возрождения Черноземного края, 2008. – Т.1: А-М. – 524 с., ил., карты.
12. Воронежская
энциклопедия: в 2 т. / Гл.ред. М.Д.Карпачев. – Воронеж: Центр духовного
возрождения Черноземного края, 2008. – Т.2: Н-Я. – 524 с., ил., карты.
Интернет-ресурсы
http://www.ecorodinki.ru/voronezhskaya_oblast/karta/?site=rgrt3s58gg7k02mkk3pqq6elb0
ЭкоРодники
http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm
Воронежские страницы. Интересное и познавательное о Воронежском крае
http://www.govvrn.ru/wps/portal/Register/
Воронежская область. Официальный портал органов власти
http://www.patriotvrn.ru/
Календарь памятных дат Воронежского края (2012-2016 гг.)
http://www.vantit.ru/calendrical-and-ritual-poetry/447-kalendartnye-prazdniki-i-obrjady-voronezhskoj-oblasti.html
Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт
http://pabovasa60.jimdo.com/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B/
Традиции и обряды Воронежского края
http://readerlounge.blogspot.ru/2014/01/blog-post_4.html
Читательская гостиная РГБ
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm
Российский этнографический музей
http://kraeved-vrn.livejournal.com/8939.html
Краеведение Воронежской области
http://www.okrae.odbvrn.ru/chtoby-deti-znat-mogli-o-delakh-rodnoi-zemli/chem-slavitsya-voronezhskii-krai
Детям о Воронежском крае
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.