Главная / География / Традиции и обычаи Воронежского края (программа внеурочной деятельности)

Традиции и обычаи Воронежского края (программа внеурочной деятельности)

Культура, традиции и обычаи Воронежского края

Программа внеурочной деятельности

Автор: Иванова Марина Фёдоровна, учитель географии и краеведения МКОУ Даньковская ООШ Подгоренского района Воронежской области

Форма: тематическая образовательная программа

Вид деятельности: художественное творчество, познавательная.

Направление развития личности: общекультурное, духовно-нравственное.

Пояснительная записка

Интерес к традиционной культуре, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «воронежскому роду нету переводу».

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности жителей данного региона. Они сохраняются в памяти народа. Понимать искусство человек учится всю жизнь, но его основы закладываются все–таки в детстве.


Цель программы: приобщение школьников к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала.

Задачи:
1. Расширить и углубить знания школьников о культуре, истории, традициях жителей Воронежского края.

2. Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию.

3. Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества.

4. Познакомить детей с годовым кругом народного календаря, народными обычаями, песнями, устным творчеством.

5. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Программа предназначена для учащихся 5 класса.

Количество часов – 35 (1 час в неделю).



Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

всего

теория

прак-тика

1

Вводное занятие. Понятия «Культура», «традиции», «обычаи»

1

1


Беседа. Лекция

2

Воронежский край в древности.
Воронеж в XVI веке.

1

1


Лекция с элементами дискуссии

3

Воронежский край в XVII веке.
Воронежский край в XVIII веке.

1

1


Семинар

4

Православные традиции Воронежского края

1


1

Исследовательская работа

5

На пересечении эпох

2


2

Экскурсия

6

Край Воронежский литературный


2


2

Литературная гостиная

7

Фольклор Воронежской области

2


2

Театр миниатюр

8

Изобразительное искусство Воронежского края

2


2

Презентация,

Мастер-класс

9

Воронежцы в космосе

1


1

Экскурсия в музей Острогожска или Воронежа

10

Воронеж спортивный

2

1

1

Экскурсия в Подгоренский краеведческий музей (экспозиция, посвящ.Ю.Думчеву)

11

У истоков русского цирка

1


1

Поездка в цирк

12

Достопримечательности Воронежского края

2


2

Виртуальное путешествие (подготовка презентаций)

13

Заповедники и ООПТ Воронежского края

2

1

1

Виртуальное путешествие

Экскурсия в пределах района

14

Народные промыслы Воронежского края

1

1


Обзорная лекция, презентация

15

Воронежский национальный костюм.

2


2

Исследовательская работа.

Создание элементов костюма

16

Воронежская матрёшка

Гончарные изделия

Вышивка

Плетение из лозы

Вязание. Ковроткачество

3


3

Создание изделия в одной из техник

17

Традиционные обрядовые куклы Воронежского края

2


2

Мастер-класс

18

Народные традиции и календарные обряды Воронежского края

1

1


Лекция с презентацией

19

Традиционные праздники своей местности

2


2

Фольклорный праздник

20

Народные приметы и календарь.

Предсказание погоды.

Обряды, связанные с погодой

2


2

Исследовательская работа

21

Защита исследовательских работ

2


2

Ярмарка талантов


Содержание

  1. Вводное занятие. Понятия «Культура», «традиции», «обычаи». Сходство и различие понятий.

  2. Воронежский край в древности (каменный век, эпоха бронзы, железный век, кочевники).
    Воронеж в XVI веке (строительство крепости, происхождение топонима, герб Воронежа).

  3. Воронежский край в XVII веке (образ С.Т. Разина в истории и фольклоре, личность Петра I, строительство военного флота).
    Воронежский край в XVIII веке («Золотой век» Екатерины II, конный завод графа А.Г. Орлова, исторические улицы Воронежа).

  4. Православные традиции Воронежского края (святитель Митрофан, Тихон Задонский, Е.А. Болховитинов, история церквей и монастырей). Исследовательская работа.

  5. На пересечении эпох (культурное наследие Дивногорья, Костомарово). Экскурсия в Дивногорье или Костомарово.

  6. Край Воронежский литературный. Д.В. Веневитинов (жизнь и творчество поэта, дом-усадьба Веневитиновых в селе Новоживотинное). А.В. Кольцов (быт купеческой семьи, особенности творчества поэта). И.С. Никитин (творческий путь поэта). И.А. Бунин: жизнь и творчество. Воронежские писатели XX века (С.Я. Маршак, А. Платонов, Г.Н. Троепольский, А.В. Жигулин). Подготовка внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству кого-либо из литераторов, конкурс чтецов, театрализованная мини-постановка.

  7. Фольклор Воронежской области (пословицы, поговорки, сказки А.Н. Афанасьева, А.К. Барышниковой, А.Н. Корольковой, народные песни, хор М.Е. Пятницкого, творчество М.Н. Мордасовой). Театрализованная постановка по сказкам, разучивание и исполнение народных песен Воронежского края.

  8. Изобразительное искусство Воронежского края (И.Н. Крамской, коллекция музея изобразительных искусств, Бучкури Александр Алексеевич. Ге Николай Николаевич. Местные художники). Мастер-класс от преподавателя районной школы искусств. Подготовка презентаций о художниках. Посещение музея им.Крамского в Острогожске.

  9. Воронежцы в космосе (К.П. Феоктистов, А.В. Филипченко). Экскурсия в музей Острогожска или Воронежа.

  10. Воронеж спортивный (первый олимпиец России Н.А. Панин-Коломенкин, современники-олимпийцы Д. Саутин, Т. Люхина, В. Попова. Уроженец Подгоренского района Ю.Думчев). Экскурсия в районный краеведческий музей, где есть экспозиция, посвящённая Ю.Думчеву.

  11. У истоков русского цирка (А.Л. Дуров, дом-музей семьи Дуровых). Поездка в цирк или посещение представления выездного цирка.

  12. Достопримечательности Воронежского края (Костёнки, Дивногорье, Белогорье, Костомарово, Хреновской конезавод, замок принцессы Ольденбургской, Павловский гранитный карьер и т.п.) Виртуальное путешествие. Создание электронной энциклопедии достопримечательностей Воронежского края.

  13. Заповедники и ООПТ Воронежского края (Воронежский и Хопёрский заповедники, Каменная степь, Шипов лес, заказники на территории Подгоренского района). Экскурсия на родник в с.Колодежное Подгоренского района. Создание электронной энциклопедии заповедников и ООПТ Воронежского края.

  14. Народные промыслы Воронежского края (обзорное знакомство с наиболее традиционными кустарными промыслами края)

  15. Воронежский национальный костюм (традиционные костюмы, характерные для разных частей Воронежского края, костюм крестьян, помещиков и дворян, традиционный костюм Подгоренского края). Исследовательская работа. Создание элементов костюма.

  16. Воронежская матрёшка. Гончарные изделия. Вышивка. Плетение из лозы. Вязание. Ковроткачество.(Знакомство с технологией промысла, районами распространения, особенностями изделий). Создание изделия в одной из техник.

  17. Традиционные обрядовые куклы Воронежского края. (Знакомство с обрядовыми куклами, технологией их изготовления, материалами, необходимыми для работы). Мастер-класс по созданию куклы-кубышки, Крупенички и др.

  18. Народные традиции и календарные обряды Воронежского края (знакомство с наиболее распространёнными обрядовыми праздниками: Крещение, Рождество, Масленица, Пасха, Иван-Купала и т.п.). Подготовка презентаций о народных праздниках.

  19. Традиционные праздники своей местности. (Подготовка и проведение традиционного народного праздника, характерного для села).

  20. Народные приметы и календарь. Предсказание погоды. Обряды, связанные с погодой (изучение народного календаря, определение примет долгосрочных и краткосрочных прогнозов погоды, анализ сбываемости народных прогнозов). Выполнение исследовательской работы.

  21. Защита исследовательских работ



Методические рекомендации

  1. При выполнении исследовательской работы «Народные традиции и календарь. Приметы долгосрочных и краткосрочных прогнозов погоды» проанализировать приметы, приведённые в приложении, в течение года вести наблюдение и сделать вывод о частоте совпадения погоды с прогнозом, сделанным на основании народного календаря.

  2. Для выполнения практических работ по изготовлению элементов одежды необходимы следующие материалы и инструменты: ткань, нитки, иголки, напёрсток, ножницы, пяльцы, канва, эскизы элементов одежды, тесьма, бусы для отделки.

  3. Для изготовления обрядовых кукол необходимы: ткань белая и цветная, нитки, иголки, напёрсток, вата или синтепон в качестве наполнителя, крупа или зерно для куклы Крупенички.

  4. Перед проведением всех и практических работ проводится обязательный инструктаж с записью в журнале внеурочной деятельности и в журнале проведения инструктажей, который ведёт учитель.

  5. Пред проведением экскурсий и поездок сначала проводится инструктаж с учителем, а затем учитель проводит инструктаж с детьми. Инструктаж фиксируется в специальном журнале инструктажей, а также в классном журнале и журнале инструктажей учителя.

  6. При проведении литературных гостиных, фольклорных праздников, театрализованных постановок, концертов возможно привлечение учащихся других классов (при их согласии).





Литература

  1. Аверьянова Г.Н. История России в зеркале русского языка. – 2-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Аверьянова. – М.: «Русский язык», 2006. – 336 с.

  2. Кесслер И.И. Подгоренский край: С древнейших времён до начала первой мировой войны. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1994. – 176 с.

  3. Панова В.И. История Воронежского края: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: «Родная ресь», 1997. – 240 с., ил.

  4. Попов В.А. Воронеж. История в названиях улиц / В.А. Попов. – 2-е изд. – Воронеж: Изд-во «Кварта», 2003. – 196 с.

  5. Стёпкин В.В. Костомаровская обитель в ХХ веке. Исторические очерки. – Воронеж: Издательский Дом «Китеж», 2007. – 94 с., ил.

  6. Тихомиров В.Н. История Чёрной земли с древнейших времён и до основания Воронежа. - Воронеж: Изд-во ООО «Новый взгляд», 2009. – 26 с., ил.

  7. Яровая Т.Ю. Культура Воронежского края (от древности до XIX века). Выпуск 1. Методическая разработка для занятий с иностранными учащимися по спецкурсу «Культура Воронежского края» / Т.Ю. Яровая. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004. – 67 с.

  8. Яровая Т.Ю. Культура Воронежского края (XIX – XXI века). Выпуск 2. Методическая разработка для занятий с иностранными учащимися по спецкурсу «Культура Воронежского края» / Т.Ю. Яровая. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005. – 42 с.

  9. Воронеж в документах и материалах / Под редакцией Кудиновой В.В., Загоровского В.П. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. – 272 с.

  10. Воронежская экскурсия. Путеводитель. Воронеж: POLAREES, 2005. – 130 с., ил.

  11. Воронежская энциклопедия: в 2 т. / Гл.ред. М.Д.Карпачев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – Т.1: А-М. – 524 с., ил., карты.

  12. Воронежская энциклопедия: в 2 т. / Гл.ред. М.Д.Карпачев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – Т.2: Н-Я. – 524 с., ил., карты.




Интернет-ресурсы

http://www.ecorodinki.ru/voronezhskaya_oblast/karta/?site=rgrt3s58gg7k02mkk3pqq6elb0 ЭкоРодники

http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm Воронежские страницы. Интересное и познавательное о Воронежском крае

http://www.govvrn.ru/wps/portal/Register/ Воронежская область. Официальный портал органов власти

http://www.patriotvrn.ru/ Календарь памятных дат Воронежского края (2012-2016 гг.)

http://www.vantit.ru/calendrical-and-ritual-poetry/447-kalendartnye-prazdniki-i-obrjady-voronezhskoj-oblasti.html Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт

http://pabovasa60.jimdo.com/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%8B/ Традиции и обряды Воронежского края

http://readerlounge.blogspot.ru/2014/01/blog-post_4.html Читательская гостиная РГБ

http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm Российский этнографический музей

http://kraeved-vrn.livejournal.com/8939.html Краеведение Воронежской области

http://www.okrae.odbvrn.ru/chtoby-deti-znat-mogli-o-delakh-rodnoi-zemli/chem-slavitsya-voronezhskii-krai Детям о Воронежском крае





Традиции и обычаи Воронежского края (программа внеурочной деятельности)
  • География
Описание:

Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 5 класса.

Цель программы: приобщение школьников к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала.

Задачи:
1. Расширить и углубить знания школьников о культуре, истории, традициях жителей Воронежского края.

2. Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию.

3. Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества.

4. Познакомить детей с годовым кругом народного календаря, народными обычаями, песнями, устным творчеством.

5. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

 

Автор Иванова Марина Фёдоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 4537
Номер материала 23140
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓