Главная / Русский язык и литература / «Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»

«Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»

Русская литература конца XIX - начала XX века Традиции и новаторство. Выполни...
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не...
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жиз...
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,—        Лишь слову жизнь дан...
Общая характеристика эпохи Первый вопрос, который возникает при обращении к т...
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествую...
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей....
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российс...
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способ...
Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Пов...
Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к немин...
Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсч...
Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний ...
Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие разно...
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойно...
Темы и герои реалистической литературы Тематический спектр произведений реали...
А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в на...
Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Вну...
Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинств...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Русская литература конца XIX - начала XX века Традиции и новаторство. Выполнила:
Описание слайда:

Русская литература конца XIX - начала XX века Традиции и новаторство. Выполнила: Бегахмедова Н.А. учитель русского языка и литературы МКОУ УСОШ Дербентского р-на РД

№ слайда 2 «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не бы
Описание слайда:

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

№ слайда 3 «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни
Описание слайда:

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

№ слайда 4 Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,—        Лишь слову жизнь дана:
Описание слайда:

Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,—        Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,        Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!        Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,        Наш дар бессмертный — речь.

№ слайда 5 Общая характеристика эпохи Первый вопрос, который возникает при обращении к теме
Описание слайда:

Общая характеристика эпохи Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя": А по набережной легендарной Приближался не календарный, Настоящий двадцатый век…

№ слайда 6 На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая
Описание слайда:

На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная". Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п. Иннокентий Анненский

№ слайда 7 Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее
Описание слайда:

Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо проявлялась в характерных заголовках произведений - "Без дороги", "На повороте" В. Вересаева, «Закат старого века» А. Амфитеатрова, "У последней черты" М. Арцыбашева. С другой стороны большая часть творческой элиты ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, где литературе уделялось значительное место в истории страны. Творчество словно отходило на второй план, уступая место мировоззренческой и общественной позиции автора, его связи и участию в Михаил Арцебашев

№ слайда 8 Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской
Описание слайда:

Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат. В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное "Царство Справедливости".

№ слайда 9 На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном
Описание слайда:

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Иллюстрация к роману М. Горького "Фома Гордеев" Художники Кукрыниксы. 1948-1949 гг

№ слайда 10 Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводо
Описание слайда:

Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого стало убийство Александра II 1 марта 1881 года и поражение революции 1905 года. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека. В национальных особенностях русского народа они искали способы преодоления кризиса позитивизма, чья философия получила распространение в начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь мир. В это же время происходит невероятный, необычайно яркий взлет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник "Вехи", чья роль в интеллектуальной истории России XX века неоценима. "Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего", - именно так скажет о них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. « Вехи" раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа. Однако слепота общества оказалась куда страшнее. Николай Александрович Бердяев

№ слайда 11 Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуем
Описание слайда:

Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения. Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.

№ слайда 12 Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета
Описание слайда:

Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую фразу: "Бог умер". Она говорит об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство миропорядка достигает своей кульминации. Этот кризис во многом способствовал поискам русской философской мысли, переживавшей в тот период небывалый расцвет. В. Соловьев, Л. Шестов, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов и многие другие философы оказали сильнейшее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Кое-кто из них проявил себя и в литературном творчестве. Важным в русской философии того времени было обращение к гносеологической и этической проблематике. Многие мыслители фокусировали свое внимание на духовном мире личности, трактуя жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Общими усилиями они приводили человека к пониманию многообразия реального, практического и внутреннего, духовного опыта

№ слайда 13 Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний пла
Описание слайда:

Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно. Параллельно друг с другом развивались реализм и модернизм - самые крупные литературные направления. Но при этом реализм представлял собой сложный комплекс нескольких "реализмов". Модернизм же отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения и группировки непрерывно трансформировались, возникали и распадались, объединялись и дифференцировались. Литература как бы "разручеилась". Вот почему по отношению к искусству начала XX века классификация явлений на основе "направлений и течений" носит заведомо условный, неабсолютный характер.

№ слайда 14 Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие разнообр
Описание слайда:

Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие разнообразных видов искусства. Расцвет переживает в это время театральное искусство. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф.О. Шехтель). У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович- Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.

№ слайда 15 В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной Р
Описание слайда:

В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. Самыми яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке "Среда", а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства "Знание", фактическим руководителем был М. Горький. В разные годы в него входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. Значительное влияние этой группы писателей объяснялось тем, что она в самой полной мере наследовала традиции русского литературного наследия XIX века. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. А.П. Чехов. Ялта. 1903 г

№ слайда 16 Темы и герои реалистической литературы Тематический спектр произведений реалисто
Описание слайда:

Темы и герои реалистической литературы Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков, несомненно, шире, в отличие от их предшественников. Для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их по иному подходить к тематике, вторгаться в ранее заповедные пласты тем. Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный материал ("Братья", "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других. Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты

№ слайда 17 А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин
Описание слайда:

А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин

№ слайда 18 Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в начал
Описание слайда:

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления

№ слайда 19 Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри
Описание слайда:

Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но в целом по философско- эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в. Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего вопло.щает в себе серебряный век русской культуры. Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.

№ слайда 20 Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства к
Описание слайда:

Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.

«Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»
  • Русский язык и литература
Описание:

Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием.

Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности.

Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.

В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления.

Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.

Среди теоретических проблем современной методической науки наряду с другими можно выделить и историческую смену методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опору на традиционные; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы. Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Учебный процесс в школе продолжает сохранять неразрешенными противоречия между фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания, преобладанием объяснительно-иллюстративного метода преподавания, с одной стороны, и индивидуальными способами присвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения - с другой.

В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.

В практике своей работы я использую нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. Метод чтения вслух .

Он предполагает работу с текстами в непосредственном и метафорическом смыслах. Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему . Но ставить так, чтобы это была их проблема. Для самого ученика метод выступает как способ исследования своей личности.

Метод интроспективного анализа. Он помогает ученику осмыслить свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств ,а как состояние собственного «Я». Темы для анализа могут быть самые разные: от взаимоотношений с людьми до отношений к своей собаке , политике, государству и т. д. Исключительно полезными являются задания на развитие самоуважения как принятия себя, развития положительного отношения к себе, развитие чувства собственного достоинства. В данном случае можно рекомендовать темы сочинений типа: «Я - каким бы я хотел себя видеть», «Мои достижения» и другие.

Метод творческого самочувствия. Он включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации» , приводящее субъект к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности.

Метод творческого самовыражения . Смысл данного метода заключается в том, чтобы привести каждого ученика в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода – помочь найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя.

Метод дискуссии. Этот метод решает многие внутриличностные проблемы ученика , обладает возможностями для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе, играет большую роль в развитии ребенка, в организации его самопознания.

Игровые методы.

Различают два вида игр: операциональные ( например, деловая игра) и ролевые ( с элементами драматизации , имитации действительности).

Игровые методы развивают самопознание учащихся, происходит их личностный рост , рост осознания учениками себя, ученики учатся рефлексировать, анализировать свое поведение.

Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок.

Так при изучении повести «Детство» М.Горького учащиеся 7 класса выполняли индивидуальные проекты по следующим темам: «Образ Цыганка», «Бабушка Акулина Ивановна», «Хорошее Дело», «Дед Каширин» и др.

А ученики 5 класса после изучения темы «Русские народные сказки» выполняли проект «Сказка собственного сочинения».

Старшеклассники при изучении творчества поэта С.А. Есенина выполняли групповые проекты: «Лирика С.Есенина о животных», «Любовная лирика С.А.Есенина», «Пейзажная лирика С.Есенина» и др. Они не только изучали указанную лирику, но и анализировали одно стихотворение поэта , подбирали музыкальное сопровождение, читали стихи наизусть, рисовали иллюстрации. Также в своей работе я использую и проблемное обучение. Проблемное обучение – такая модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также познавательную активность, формируют творческие умения.

Роль школьника в процессе обучения не должна сводиться к зазубриванию материала, нужно стремиться к тому, чтобы на уроке ребенок проявлял активность.

 В своей работе я опираюсь на «Минимум стандарта образования», Программу по литературе, «Оценку качества знаний учащихся».

Особое значение уделено уровню подготовки выпускников, где намечают те стороны результатов литературного образования, которые могут быть заданы в рациональной форме, но в то же время пробуждают творческие силы учащихся, эстетическое восприятие и оценку художественного произведения.

Согласно с примерной программой по литературе традиционные и инновационные методы преподавания призваны приобщать учащихся к богатствам отечественной и зарубежной литературы, развивать художественный вкус, гражданско-правовую и идейно-нравственную позицию, формировать представление о литературе как о социокультурном феномене, воспитывать речевую культуру.

Исходя из этого, русская школа развивала традиционные методы в преподавании предмета: лекции, беседы, индивидуальный и фронтальный опросы, стилистический анализ эпизодов и текстов, написание рецензий, аннотаций, отзывов, сочинений, работу с дидактическим материалом, применение ТСО, зачетную систему. Всё это применяю и я. В то же время появляются и новые методы обучения, такие как тестирование, проекты, творческие мастерские, презентации.

В своей работе я использую учебный комплекс С.А. Зинина - В.И. Сахарова, работаю по программе Г.С. Меркина. Учащиеся получают возможность узнать разную точку зрения на исторические события, сопоставить произведения, что в конечном итоге воспитывает внимательного, вдумчивого читателя, умеющего анализировать текст, дискутировать, ясно излагать свои мысли. Всё это позволяет не только заинтересовать учащихся предметом, но и привить любовь к чтению, научить правильно выражать свои мысли устно и письменно.

Одной из инноваций в преподавании литературы стали интегрированные уроки, на которых учащимся даются знания не только по литературе, но и истории ,русскому языку, мировой художественной культуре и другим предметам. Такие занятия расширяют кругозор школьников, открывают предмет с новой стороны, заставляют увидеть необычное в обычном. Конечно, каждый из таких уроков предполагает очень большую подготовительную работу, знакомство не только с творчеством автора, но и знание культурной обстановки, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры данного времени. Удачно подобранные репродукции, музыкальные фрагменты делают урок ярким, насыщенным, запоминающимся.

Своеобразными зачетами при изучении того или иного произведения стали литературные игры. Так, например, в 6 классе – по роману А.С. Пушкина «Дубровский», в 9 классе – «Ба, знакомые всё лица!» по драме А.С. Грибоедова «Горе от ума» и «Собранье пестрых глав» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в 7 классе – по повести Н.В.Гоголя «Шинель» и сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина.

С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе изучения произведения. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на «троечников», но и на успешных учеников. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.

«Обязательный минимум образования по литературе» называет основные виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Это восприятие, истолкование, оценка литературного произведения, различные типы речевых высказываний. Всё это применяю и я . На уроках литературы мы пишем с учениками сочинения, изложения с элементами сочинения, делаем анализ эпизода или главы. Традиционные сочинения также включены в тематическое планирование.

Работа по использованию инновационных методов обучения в преподавании литературы продолжится и в дальнейшем. В своей деятельности я и впредь буду использовать накопленный опыт для успешной подготовки учеников к сдаче государственных экзаменов. 

 

         

 

 

 

Автор Бегахмедова Нармина Абдужелиловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 570
Номер материала 51644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓