Главная / Начальные классы / Толерантность в начальной школе

Толерантность в начальной школе







ДОКЛАД


на тему: "Толерантность в начальной школе"




учитель: Свиридова Н.В.




2015г.

Красивое латинское слово «толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании – и особенно учительском – сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским – тревогам и заботам, что её воспитание это наша актуальная задача.

Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых. Мало того – оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Только под воздействием совместно-разделенной деятельности со взрослым могут раскрыться те потенциальные возможности, которые заложены в каждом ребенке.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношений), имеется у каждого человека, в том числе и у ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать школьные порядки классного руководителя, того или иного учителя…

Особенно важно воспитание толерантности, культуры мира и согласия в детском возрасте. Ребенок пытается упорядочить окружающий его мир, сделать этот мир понятным, предсказуемым, не таящим угрозы. Почему героями сказок для маленьких детей чаще выступают не люди, а животные? Мир взаимоотношений между людьми очень сложен, пока во многом не понятен ребенку, а зайчик в сказках всегда хороший и немного трусливый, а лиса хитрая. Ребенок отрабатывает понимание взаимоотношений сначала в упрощенной форме на сказочных героях, а уже потом учится понимать тонкости взаимоотношений между людьми.

Итак, воспитание толерантности к непохожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем обществе одной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поколению.

Уже в 1 классе, попадая в новую среду, в которой еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. У мальчиков этот поиск идет дольше, чем у девочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демонстративный, ритуальный характер. Обычно они не держат зла друг на друга. Подравшись на одной перемене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное. Девочки сложной иерархии не образуют. У девочек выбор лидера происходит по формальным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше ни у кого, ее хвалит учительница. Если девочки поспорили, поссорились, то это надолго. Они склонны к созданию группировок, в которые «чужие» допускаются редко. Они чаще, чем мальчики, исключают третьего: «Если будешь дружить с Машкой, я с тобой дружить не буду!».

Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им можно вести и на уроках литературы, окружающего мира, даже математики, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями. Велика роль и уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

После прочтения детской сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение. Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.

На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.

А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.

Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.

. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя


Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на следующем этапе воспитательного процесса нужно обратить внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивать желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Можно провести такие классные часы «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы - команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма», провести читательскую конференцию по сказкам народов мира..

На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.

Большую помощь в моей работе оказывают родители моего класса. Ни один урок, мероприятие не обходится без их участия. В некоторых вопросах они являются инициаторами и двигателями. Я убеждена, что такое участие родителей в школьной жизни своих детей, воспитании духовности и нравственности уже даёт положительный результат.

И в заключение хочу добавить, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.


6


Толерантность в начальной школе
  • Начальные классы
Описание:

Красивое латинское слово «толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании – и особенно учительском – сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским – тревогам и заботам, что её воспитание это наша актуальная задача.

Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых. Мало того – оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Только под воздействием совместно-разделенной деятельности со взрослым могут раскрыться те потенциальные возможности, которые заложены в каждом ребенке.

Автор Свиридова Наталья Владимировна
Дата добавления 05.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 279
Номер материала MA-064498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓