Главная / Русский язык и литература / Тире между подлежащим и сказуемым / урок в 11 классе

Тире между подлежащим и сказуемым / урок в 11 классе

Название документа Дом. задание.docx

Домашнее задание№2

Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены главные члены предложения.Составьте схемы к предложениям.

1.Грушницкий юнкер. 2.Он из тех людей которые важно драпируются в необыкновенные чувства возвышенные страсти и исключительные страдания. 3.Производить эффект их наслаждение. 4.Их цель сделаться героем романа. 5.Он так часто старался уверить других в том что он существо обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. 6.Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Домашнее задание№2

Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены главные члены предложения.Составьте схемы к предложениям.

1.Грушницкий юнкер. 2.Он из тех людей которые важно драпируются в необыкновенные чувства возвышенные страсти и исключительные страдания. 3.Производить эффект их наслаждение. 4.Их цель сделаться героем романа. 5.Он так часто старался уверить других в том что он существо обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. 6.Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Домашнее задание№2 Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены главные члены предложения.Составьте схемы к предложениям.

1.Грушницкий юнкер. 2.Он из тех людей которые важно драпируются в необыкновенные чувства возвышенные страсти и исключительные страдания. 3.Производить эффект их наслаждение. 4.Их цель сделаться героем романа. 5.Он так часто старался уверить других в том что он существо обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. 6.Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.



Название документа Тире между подлежащим и сказуемым.ppt

Сегодня на уроке
углубить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым совершенствова...
Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Назовите основные с...
Ад..ютант, а..омп..н..мент, б..лл..тень, в..н..грет, д..фф..ренциация, л..н...
Адъютант, аккомпанемент, бюллетень, винегрет, дифференциация, линолеум, мец...
Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего ста...
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ ___________________________________________...
Тире не ставится: 	 1. При сказуемом есть не	Бедность не порок 2. При сказуем...
Глагол-связка: 		Искусство есть мышление в образах. Наречия: Обман всегда обм...
Составное именное сказуемое - это сказуемое, состоящее из вспомогательной и и...
1. Услуга в дружбе вещь святая. 2. Степь – словно большой солнечный диск. 3. ...
Я не француз Дефорж. Я – Дубровский. Я не француз Дефорж. Я Дубровский. Логич...
Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не стави...
Онлайн-тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-teme-Glavnye-chleny-pre...
Итак, вы узнали, что…. Тире ставится… Тире не ставится… Особым случаем постан...
Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Ж...
1.Грушницкий юнкер. 2.Он из тех людей которые важно драпируются в необыкнове...
Грушницкий - юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновен...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Сегодня на уроке
Описание слайда:

Сегодня на уроке

№ слайда 2 углубить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым совершенствовать
Описание слайда:

углубить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым совершенствовать навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым формировать умения применять правило в письменной речи

№ слайда 3 Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Назовите основные спос
Описание слайда:

Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры. Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения. Какие виды сказуемых вы знаете? Что такое составное глагольное сказуемое? Что такое именное сказуемое? Какой частью речи может быть выражена именная часть?

№ слайда 4 Ад..ютант, а..омп..н..мент, б..лл..тень, в..н..грет, д..фф..ренциация, л..нол.
Описание слайда:

Ад..ютант, а..омп..н..мент, б..лл..тень, в..н..грет, д..фф..ренциация, л..нол..ум, м..ценат, н..гилист, ..ранжерея, п..лисадник, пр..в..легия, ст..пендия, у..реждение, ф..ерверк, це..офан, ..мигрант

№ слайда 5 Адъютант, аккомпанемент, бюллетень, винегрет, дифференциация, линолеум, мецена
Описание слайда:

Адъютант, аккомпанемент, бюллетень, винегрет, дифференциация, линолеум, меценат, нигилист, оранжерея, палисадник, привилегия, стипендия, учреждение, фейерверк, целлофан, эмигрант

№ слайда 6 Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца
Описание слайда:

Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым которые отправляются на отдых.

№ слайда 7 ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ ______________________________________________
Описание слайда:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ _________________________________________________________ Тире ставится: 1. СУЩ. + сущ. Книга— лучший друг человека. 2. Числ. + числ. Шестью шесть — тридцать шесть. 3.СУЩ. + числ. Длина Волги—3688 километров 4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу — любить родину. 5. СУЩ. + н. ф. глаг. Наша задача — хорошо учиться. 6. Н. ф. глаг. + СУЩ. Ходить босиком — большое удовольствие 7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.) Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

№ слайда 8 Тире не ставится: 	 1. При сказуемом есть не	Бедность не порок 2. При сказуемом
Описание слайда:

Тире не ставится: 1. При сказуемом есть не Бедность не порок 2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно Глаза будто вишни. 3. Подлеж. = личное местоим. Он порча, он чума, он язва здешних мест. 4. Перед сказуемым стоит вводное слово Собака, известно, друг человека

№ слайда 9 Глагол-связка: 		Искусство есть мышление в образах. Наречия: Обман всегда обман.
Описание слайда:

Глагол-связка: Искусство есть мышление в образах. Наречия: Обман всегда обман. Частицы: Эта вещь не новинка. Союзы : Лес будто терем расписной. Вводные слова: Гусь, известно, птица важная.

№ слайда 10 Составное именное сказуемое - это сказуемое, состоящее из вспомогательной и имен
Описание слайда:

Составное именное сказуемое - это сказуемое, состоящее из вспомогательной и именной, которая является основной, частей. Вспомогательная часть выражается глаголом-связкой БЫТЬ,есть глаголами-связками СТАТЬ,СТАНОВИТЬСЯ,ДЕЛАТЬСЯ, ЯВЛЯТЬСЯ,СЧИТАТЬСЯ,КАЗАТЬСЯ,НАЗЫВАТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ, ПРИЙТИ, ПРИЕХАТЬ,ВЕРНУТЬСЯ, СИДЕТЬ, СТОЯТЬ и др.

№ слайда 11 1. Услуга в дружбе вещь святая. 2. Степь – словно большой солнечный диск. 3. Пло
Описание слайда:

1. Услуга в дружбе вещь святая. 2. Степь – словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ – не подмога. 4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров. 5. Солнце – ярко, небо – сине. 6. Властвовать значит доверять. 7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.) Степь словно большой солнечный диск. 3. Плохой товарищ не подмога. 4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.). 5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.) 6. Властвовать - значит доверять. 7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский.

№ слайда 12 Я не француз Дефорж. Я – Дубровский. Я не француз Дефорж. Я Дубровский. Логическ
Описание слайда:

Я не француз Дефорж. Я – Дубровский. Я не француз Дефорж. Я Дубровский. Логическое выделение одного из главных членов предложения обычно проявляется при произношении подобных предложений. Сравните:

№ слайда 13 Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится
Описание слайда:

Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух. Он-хоккеист. Он хоккеист.

№ слайда 14 Онлайн-тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-teme-Glavnye-chleny-predlo
Описание слайда:

Онлайн-тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-teme-Glavnye-chleny-predlozheniya-2047/Default.aspx Тест по теме Главные члены предложения

№ слайда 15 Итак, вы узнали, что…. Тире ставится… Тире не ставится… Особым случаем постановк
Описание слайда:

Итак, вы узнали, что…. Тире ставится… Тире не ставится… Особым случаем постановки тире считается… Что осталось непонятным?

№ слайда 16 Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизн
Описание слайда:

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».  

№ слайда 17 1.Грушницкий юнкер. 2.Он из тех людей которые важно драпируются в необыкновенны
Описание слайда:

1.Грушницкий юнкер. 2.Он из тех людей которые важно драпируются в необыкновенные чувства возвышенные страсти и исключительные страдания. 3.Производить эффект их наслаждение. 4.Их цель сделаться героем романа. 5.Он так часто старался уверить других в том что он существо обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. 6.Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

№ слайда 18 Грушницкий - юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные
Описание слайда:

Грушницкий - юнкер. Он из тех людей, которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение. Их цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что и сам почти в этом уверился. Приезд его на Кавказ также следствие его романтической фантазии.

Название документа рабочая тетрадь к уроку.docx

hello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4627d79a.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifhello_html_m4d274a80.gifТема урока. «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».13/11/2013 г.

1.ТЕСТ на проверку усвоения видов сказуемого Определите тип сказуемого в предложениях.

1.Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

2.Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

3.Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

4.Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

5.Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.



Ответ 1……..2………..3…………….4…………..5…………….

2.Воспроизведение опорных знаний

  • Назовите главные члены предложения.

  • Что такое подлежащее?

  • Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

  • Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.

  • Какие виды сказуемых вы знаете?

  • Что такое составное глагольное сказуемое?

  • Что такое именное сказуемое?

  • Какой частью речи может быть выражена именная часть?


3.Словарный диктант

Ад..ютант, а..омп..н..мент, б..лл..тень, в..н..грет, д..фф..ренциация, л..нол..ум, м..ценат, н..гилист, ..ранжерея, п..лисадник, пр..в..легия, ст..пендия, у..реждение, ф..ерверк, це..офан, ..мигрант

4.Синтаксическая разминка. Поставить знаки препинания, выделить грамматическую основу, указать чем выражены подлежащее и сказуемое.

Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым которые отправляются на отдых.



5.Работа над заполнением таблицы. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ


Схематичное обоснование правила

Примеры. Подчеркните подлежащее и сказуемое, поставьте, при необходимости, недостающий знак препинания

1.

Книга лучший друг человека.

2.

Шестью шесть тридцать шесть.

3.

Длина Волги 3688 километров

4.

Охранять природу любить родину.

5.

Наша задача хорошо учиться.

6.

Ходить босиком большое удовольствие.

7.

Чтение вот лучшее учение.

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.


1.

Бедность не порок

2.

Глаза будто вишни.

3.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

4.

Собака, известно, друг человека



6.Закрепление . Исправьте ошибки, объясните их.

1. Услуга в дружбе вещь святая.

2. Степь – словно большой солнечный диск.

3. Плохой товарищ – не подмога.

4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.

5. Солнце – ярко, небо – сине.

6. Властвовать значит доверять.

7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский

7. Проверочный тест .

1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.


А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.

Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

Г) Наш край _ богат и прекрасен.

Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.


2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.

А) Голова без ума _ что фонарь без света.

Б) Волков бояться _ в лес не ходить.

В) Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.

Г) Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.

Д) Сердце _ не камень.


3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

А) Двадцать пять лет возраст зрелый.

Б) Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.

В) Разумно жить минутой дорожить.

Г) Воздух - словно поцелуй ребёнка.


4.Как объяснить постановку тире в данном предложении?


Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны. (Паустовский К.)

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.

  4. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.


5. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Горный Щит — довольно большое село, раскидавшее свои избушки по берегам мелкой речонки.

1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того,

о чём говорится в первой части.









Онлайн-тест http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Test-po-teme-Glavnye-chleny-predlozheniya-2047/Default.aspx

Тест по теме Главные члены предложения

1



Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

 

 

 


У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

 

 

 


Так никто и не встретил старушку на вокзале.

 

 

 


Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

 

 

 


Трое друзей отправились летом в поход.







2



Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:

 

 

 


Семеро одного не ждёт.

 

 

 


Где двое говорят, тут третий не приставай.

 

 

 


Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.

 

 

 


Прибыл первый отряд туристов.




3



Укажите предложение с составным именным сказуемым:

 

 

 


Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

 

 

 


Жизнь прекрасна и удивительна.

 

 

 


Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

 

 

 


Позорить своё отечество – значит продавать его.




4



Определите вид сказуемого в предложении: Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.

 

 

 


составное глагольное

 

 

 


составное именное

 

 

 


простое глагольное




5



Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:
1) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже
2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными
3) если в предложении имеется глагол-связка быть
4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным

 

 

 


1, 2, 3, 4

 

 

 


1, 3, 4

 

 

 


2, 3, 4

 

 

 


1, 2, 4




6



Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?

 

 

 


существительным в именительном или творительном падеже

 

 

 


краткими прилагательными

 

 

 


наречиями

 

 

 


деепричастиями

 

 

 


краткими страдательными причастиями




7



Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не употребляется в настоящем времени?

 

 

 


быть

 

 

 


являться

 

 

 


становиться

 

 

 


казаться




8



Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, называется:

 

 

 


простым глагольным

 

 

 


составным именным

 

 

 


составным глагольным




9



В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем прилагательным

 

 

 


Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности человека.

 

 

 


Лето в этом году было сухим и жарким.

 

 

 


Дождь перестал лить только в сумерки.

 

 

 


Мужество есть великое свойство души.










































1



Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

 

 

 


У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

 

 

 


Так никто и не встретил старушку на вокзале.

 

 

 


Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

 

 

 


Трое друзей отправились летом в поход.





2



Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:

 

 

 


Семеро одного не ждёт.

 

 

 


Где двое говорят, тут третий не приставай.

 

 

 


Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.

 

 

 


Прибыл первый отряд туристов.





3



Укажите предложение с составным именным сказуемым:

 

 

 


Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

 

 

 


Жизнь прекрасна и удивительна.

 

 

 


Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

 

 

 


Позорить своё отечество – значит продавать его.





4



Определите вид сказуемого в предложении: Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.

 

 

 


составное глагольное

 

 

 


составное именное

 

 

 


простое глагольное





5



Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:
1) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже
2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными
3) если в предложении имеется глагол-связка быть
4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным

 

 

 


1, 2, 3, 4

 

 

 


1, 3, 4

 

 

 


2, 3, 4

 

 

 


1, 2, 4





6



Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?

 

 

 


существительным в именительном или творительном падеже

 

 

 


краткими прилагательными

 

 

 


наречиями

 

 

 


деепричастиями

 

 

 


краткими страдательными причастиями





7



Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не употребляется в настоящем времени?

 

 

 


быть

 

 

 


являться

 

 

 


становиться

 

 

 


казаться





8



Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, называется:

 

 

 


простым глагольным

 

 

 


составным именным

 

 

 


составным глагольным





9



В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем прилагательным

 

 

 


Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности человека.

 

 

 


Лето в этом году было сухим и жарким.

 

 

 


Дождь перестал лить только в сумерки.

 

 

 


Мужество есть великое свойство души.






Название документа разработка урока тире между подлежащим и сказуемым.doc

Тема урока. «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».


Цель урока: углубить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым; совершенствовать навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, привить любовь к чтению.

  1. Организационный момент.

  2. Анализ дом. задания. ТЕСТ на проверку усвоения видов сказуемого

Определите тип сказуемого в предложениях.

1.Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

2.Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

3.Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

4.Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

5.Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Тест 1. 1 в 2в 3б 4 а 5 б

3. Фронтальная работа с классом.

Воспроизведение опорных знаний слайд3

  • Назовите главные члены предложения.

  • Что такое подлежащее?

  • Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

  • Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.

  • Какие виды сказуемых вы знаете?

  • Что такое составное глагольное сказуемое?

  • Что такое именное сказуемое?

  • Какой частью речи может быть выражена именная часть?



4. Словарный диктант (По методике Тоцкого «Орфография без правил» с записью неправильно проговорённых слов в тетрадь). (слайды 4,5)

Адъютант, аккомпанемент, бюллетень, винегрет, дифференциация, линолеум, меценат, нигилист, оранжерея, палисадник, привилегия, стипендия, учреждение, фейерверк, целлофан, эмигрант

5.Синтаксическая пятиминутка. (слайд 6)

Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, которые отправляются на отдых.

Можно ли перестроить придаточную определительную часть в ПО?


Новая тема

1) Слово учителя: Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза. В каких пунктуационных правилах используется тире?

Работа с деформированной таблицей (слайды 7-9)



ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ



Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Шестью шесть тридцать шесть.

3.Сущ. + числ.

Длина Волги3688 километров

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком — большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Бедность не порок

2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно

Глаза будто вишни.

3. Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

4. Перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека



Готовая таблица слайд ы 7, 8 , 9, 10.Обратить внимание на гиперссылки слайдов 9, 7!

6.Закрепление . Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя.Слайд 11

1. Услуга в дружбе вещь святая.

2. Степь – словно большой солнечный диск.

3. Плохой товарищ – не подмога.

4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.

5. Солнце – ярко, небо – сине.

6. Властвовать значит доверять.

7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский


Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)

Степь словно большой солнечный диск.

Плохой товарищ не подмога.

Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.).

Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)

Властвовать - значит доверять.

Я (личн.мест.) не француз Я(-) Дубровский


Создание проблемной ситуации Я (-) Дубровский?гиперссылка слайд 12-13.

Почему допускается вариант постановки или отсутствия тире в этом предложении?

Что хочет подчеркнуть автор в тексте, ставя логическое ударение на одном из слов?

Всё зависит от контекста. Если автор обращает внимание читателя на личностные качества человека, он выделит местоимения, а если на род занятий, профессиональную деятельность и др., подчеркнёт интонационно сказуемое.

7. Проверочный тест .

1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.


А) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.

Б) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

В) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

Г) Наш край _ богат и прекрасен.

Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.


2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.

А) Голова без ума _ что фонарь без света.

Б) Волков бояться _ в лес не ходить.

В) Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.

Г) Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.

Д) Сердце _ не камень.


3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

А) Двадцать пять лет возраст зрелый.

Б) Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.

В) Разумно жить минутой дорожить.

Г) Воздух - словно поцелуй ребёнка.


4.Как объяснить постановку тире в данном предложении?


Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны. (Паустовский К.)

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.

  4. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.


5. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Горный Щит — довольно большое село, раскидавшее свои избушки по берегам мелкой речонки.

1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того,

о чём говорится в первой части.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 14)

9.Домашнее задание: Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь». (слайд 15, 16)


Тире между подлежащим и сказуемым / урок в 11 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока. «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».

 

Цель урока: углубить знания о постановке  тире между подлежащим и                                       сказуемым; совершенствовать  навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, привить любовь к чтению.

Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза. В каких пунктуационных правилах используется тире?

 

Автор Чёрная татьяна Яковлевна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3188
Номер материала 58894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓