Главная / Русский язык и литература / "Тире между подлежащим и сказуемым"

"Тире между подлежащим и сказуемым"

Утверждаю:

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Образовательные: Расширить и углубить знания учеников о правилах пунктуации, постановку тире между подлежащим и сказуемым. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.  Формировать пунктуационную грамотность.

Развивающие: Развивать устную и письменную речь уч-ся, логическое и образное мышление, а также умения  организовать самостоятельную и групповую работу.

Воспитательные: Воспитывать любовь к труду, к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала

Метод: объяснение материала, работа с текстом «Сибирь- сказочная страна» (стр.180-181),чтение текста, словарная работа, ответить на вопросы, выполнение заданий, поиск, диаграмма Венна

Наглядность: ноутбук, (видеофильм про Сибирь), таблица, раздаточный материал, иллюстрации,, Толковый словарь русского языка 1-4 томах, казахско-русский словарь.

Н.А.Шахметова, О.Б.Саденова, Б.Б.Жумабекова. Русский язык учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Издательство « Арман - ПВ». 2015

                                                         Ход урока

1.Организационный этап. 

Правила учи всегда

Применяй толково

Будешь грамотным тогда

В полном смысле слова  

Я вас приветствую и жду хорошей работы.
2.  
Проверка домашнего задания. Сказуемое,выраженное именем существительным. Упражнение299 стр.175 (проверка по цепочке)

1.Астана- сердце Казахстана.2.Знание- высшее богатство.3.Книга- источник знаний.4.Пословица-мудрость народа.5.Март- первый месяц весны.6.Апрель- месяц говорливой воды .7.Береза-белоствольное дерево.                                                                                                

3.Новаятема: Записываем дату,  классная работа.

                   Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Рассмотрение темы «Тире между подлежащим и сказуемым».  Цель урока-будем знакомиться с постановкой тире между подлежащим и сказуемым...

Изучение нового материала

Взглянув на правило, скажите, сколько случаев постановки тире вам предлагают авторы учебника?

Анализируем правило   и сопоставляем   с таблицей, которую вы получили.  

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес — друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два — четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком — удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.

4.Закрепление материала 

 Выполнение тренировочных упражнений.

Упр.  306. Проверка учителем.(выполняется на доске.)

1.Река- это источник энергии.2.Река-это путь.3.Сырдария-длиннейшая река Средней Азии.4.Байкал- самое глубокое озеро.

Упражнение308 стр.180-181

Сибирь-сказочная страна. (Просмотр фильма)

-чтение текста

- словарная работа-Тайга-қоңыржай ендіктің солтүстігіндегі қылқан жапырақты қалың орман

Провод-сым

Кладовая- қойма

-ответить на вопросы стр.181

1.Какие реки текут по сибирской земле?

2.Какое удивительноеозеро есть в Сибири?

3.Какие богатства есть в недрах Сибири?

4.Что такое «голубое золото »Сибири?

5.Что такое «зеленое золото» Сибири?

6.Какую пользу в хозяйствеприносит лес?

Упр.309 стр.181

1.Сибирь-сказочная страна,2.Обь ,Иртыш, Енисей, Лена-полноводные реки Сибири.3.Байкал-самое глубокое и удивительное озеро. 4.Сибирь- богатая и запасливая хозяйка.5. «Голубое золото» Сибири- это вода.6 .«Зеленое золото»- это леса Сибири.7. «Страна лесов»- это Сибирь.

-Работа с опережающим заданием:

-Назовите реки и озера Казахстана. Какие из них самые глубокие и самые длинные? Знаете ли вы легенды, связанные с ними. Расскажите.

Тлепбергенова Назерке:

Балха́ш ( каз. Балқаш) — бессточное полупресноводное озеро в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр мира. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная, а в восточной — солоноватая.

Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана:АлматинскойЖамбылской и Карагандинской. К северу от озера раскинулся обширный Казахский мелкосопочник, к западу простирается Бетпак-Дала, а к югу располагаются Чу-Илийские горы, пески Таукум и Сарыесик-Атырау.

Топоним «Балхаш», по одной из версий, происходит от слова balkas татарскогоказахского и алтайского языков, которое значит «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В казахском языке «балкыту» значит «плавка металла», «плавить». Этимология от «балку» подтверждается археологическими данными экспедиции академика А. Маргулана  по Прибалхашью как очагу древней металлургии эпохи энеолита и ранней бронзы.

Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.

После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.

Balkhash labeled ru.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Lake_Balkhash_May_2007_2.JPG/800px-Lake_Balkhash_May_2007_2.JPG











Река Иртыш

Есенгельдин Бахтияр:

Иртыш  — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самая протяжённая река в России, вторая по протяжённости в Азии и седьмая в мире (5410 км). Иртыш — самая длинная река-приток в мире (на втором месте — Миссури). Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км). Площадь бассейна — 1643 тыс. км².

Истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш он попадает в Казахстан, проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семипалатинск. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш — Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь.

Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также существенно изменяется. В верхнем течении половодье начинается в апреле, максимум в апреле — июне, спад длится до октября; сток реки зарегулирован. В низовьях половодье с конца мая до сентября, максимум в июне. 50 % годового стока проходит весной, в верховьях доля стока летом и осенью по 20 %, зимой 10 %, у Тобольска соответственно 27 %, 19 % и 7 %. Средний расход у Усть-Каменогорска 628 м³/с, Семипалатинска около 960 м³/с, Омска 917 м³/с, Тобольска 2150 м³/с, в устье около 3000 м³/с, годовой сток около 95 км³. Размах колебаний уровня выше озера Зайсан 4,4 м, у Омска 7 м, Усть-Ишима 12,7 м, к устью уменьшается.

Общая площадь водосбора составляет 1 643 000 кв. км. Уклон порядка 0,03 м на километр. Ледоставу на Иртыше предшествует ледоход продолжительностью около 20 дней в верховьях и 6—10 дней в низовьях. Замерзает в верховьях в конце ноября, в низовьях в начале ноября, вскрывается в апреле.

В Иртыше обитают представители головешковых (ротан), осетровых (сибирский осётр, стерлядь), лососевых (нельма, муксун, ряпушка сибирская), карповых (язь, карп, лещ, плотва, краснопёрка, елец, серебряный и золотой карась и др.), щуковых (щука), окуневых (окунь, судак, ёрш), тресковых (налим).

Фотографии Реки Иртыш

1Река Иртыш

2Река Иртыш

3Река Иртыш

4Река Иртыш

5Река Иртыш

6

Обратите внимание!

Слово гидро (греч.) означает «вода».

Гидроэлектростанция- электростанция, использующая силу падающей воды для выработки энергии.

Упражнение 312 стр.182

«Кто лучший переводчик?»

1.Краса слова-пословица.2.Первое богатство-здоровье, здоровье-залог чистоты. 3.Единство-непроницаемый пулей броня (латы),4.Оружие мысли-язык,оружие языка- слово.5.Пища-основа человека.

 Приём «Подведём итоги»

Итак,  сегодня мы работали по теме…  

На прошлых уроках мы работали по теме «Главные члены предложения»

 1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это…

3. Подлежащее – это…        

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

6.Сказуемое чаще всего выражается …

Главные

члены

предложения

Составление диаграммы Венна


Сказуемое

Вопросы: что делать? что сделать?

Выражается глаголом

Подлежащее

Вопросы: кто? что?

Выражается именем существительным и местоимением

















Домашнее задание: Упражнение: 305,312 (закончить), выучить правило на стр.178































Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес — друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два — четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком — удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.



Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес — друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два — четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком — удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.



Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес — друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два — четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком — удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.

















Вспомним основные случаи этого правила  и  убедимся, что мы их усвоили       

Мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом полном предложении.  Вы поняли, что в этом Вам поможет умение правильно выделить грамматическую основу предложения.  На  следующем занятии мы узнаем о постановке тире в неполном предложении.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...
10. Составное именное сказуемое – это...
  На прошлых уроках мы работали по теме «Главные члены предложения»

 Эти знания нам пригодятся при изучении нового материала

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это…

3. Подлежащее – это…        

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...
Проверка домашнего задания.

Опираясь на схему, расскажите об одном из видов сказуемого в русском языке, используя в качестве примеров предложения из дом. упражнения.    Что осталось неясным в д/з?

ТЕСТ на проверку усвоения видов сказуемого. Самопроверка по ключу  с самооценкой.   

Тест 1.

Задание.    Определите тип сказуемого в предложениях.

·         Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

·         Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

·         Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

·         Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

·         Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту «Типы сказуемых»: количество правильных ответов соответствует  Вашей оценке.

Тест 1.     в    в    б    а    б

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Старость не радость.

2. При сказуемом есть как, будто

  Пруд как зеркало.

3. Под л еж. = местоим.

Он врач.

Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться                    

Ты - лучший человек на свете.

 

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес — друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два — четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком — удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение — вот лучшее учение.



"Тире между подлежащим и сказуемым"
  • Русский язык и литература
Описание:

Утверждаю:

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Образовательные: Расширить и углубить знания учеников о правилах пунктуации, постановку тире между подлежащим и сказуемым. Обобщить и систематизировать материал по данной теме. Формировать пунктуационную грамотность.

Развивающие: Развивать устную и письменную речь уч-ся, логическое и образное мышление, а также умения организовать самостоятельную и групповую работу.

Воспитательные: Воспитывать любовь к труду, к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала

Метод: объяснение материала, работа с текстом «Сибирь- сказочная страна» (стр.180-181),чтение текста, словарная работа, ответить на вопросы, выполнение заданий, поиск, диаграмма Венна

Наглядность: ноутбук, (видеофильм про Сибирь), таблица, раздаточный материал, иллюстрации,, Толковый словарь русского языка 1-4 томах, казахско-русский словарь.

Н.А.Шахметова, О.Б.Саденова, Б.Б.Жумабекова. Русский язык учебник для 6 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Издательство « Арман - ПВ». 2015

Ход урока

1.Организационный этап.

Правила учи всегда

Применяй толково

Будешь грамотным тогда

В полном смысле слова

Я вас приветствую и жду хорошей работы.
2. Проверка домашнего задания. Сказуемое,выраженное именем существительным. Упражнение299 стр.175 (проверка по цепочке)

1.Астана- сердце Казахстана.2.Знание- высшее богатство.3.Книга- источник знаний.4.Пословица-мудрость народа.5.Март- первый месяц весны.6.Апрель- месяц говорливой воды .7.Береза-белоствольное дерево.

3.Новаятема: Записываем дату, классная работа.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Рассмотрение темы «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель урока-будем знакомиться с постановкой тире между подлежащим и сказуемым...

Изучение нового материала

Взглянув на правило, скажите, сколько случаев постановки тире вам предлагают авторы учебника?

Анализируем правило и сопоставляем с таблицей, которую вы получили.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение вот лучшее учение.

4.Закрепление материала

Выполнение тренировочных упражнений.

Упр. 306. Проверка учителем.(выполняется на доске.)

1.Река- это источник энергии.2.Река-это путь.3.Сырдария-длиннейшая река Средней Азии.4.Байкал- самое глубокое озеро.

Упражнение308 стр.180-181

Сибирь-сказочная страна. (Просмотр фильма)

-чтение текста

- словарная работа-Тайга-қоңыржай ендіктің солтүстігіндегі қылқан жапырақты қалың орман

Провод-сым

Кладовая- қойма

-ответить на вопросы стр.181

1.Какие реки текут по сибирской земле?

2.Какое удивительноеозеро есть в Сибири?

3.Какие богатства есть в недрах Сибири?

4.Что такое «голубое золото »Сибири?

5.Что такое «зеленое золото» Сибири?

6.Какую пользу в хозяйствеприносит лес?

Упр.309 стр.181

1.Сибирь-сказочная страна,2.Обь ,Иртыш, Енисей, Лена-полноводные реки Сибири.3.Байкал-самое глубокое и удивительное озеро. 4.Сибирь- богатая и запасливая хозяйка.5. «Голубое золото» Сибири- это вода.6 .«Зеленое золото»- это леса Сибири.7. «Страна лесов»- это Сибирь.

-Работа с опережающим заданием:

-Назовите реки и озера Казахстана. Какие из них самые глубокие и самые длинные? Знаете ли вы легенды, связанные с ними. Расскажите.

Тлепбергенова Назерке:

Балха́ш ( каз. Балқаш) — бессточное полупресноводное озеро в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр мира. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная, а в восточной — солоноватая.

Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана:Алматинской, Жамбылской и Карагандинской. К северу от озера раскинулся обширный Казахский мелкосопочник, к западу простирается Бетпак-Дала, а к югу располагаются Чу-Илийские горы, пески Таукум и Сарыесик-Атырау.

Топоним «Балхаш», по одной из версий, происходит от слова balkas татарского, казахского и алтайского языков, которое значит «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В казахском языке «балкыту» значит «плавка металла», «плавить». Этимология от «балку» подтверждается археологическими данными экспедиции академика А. Маргулана по Прибалхашью как очагу древней металлургии эпохи энеолита и ранней бронзы.

Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.

После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.

Есенгельдин Бахтияр:

Иртыш — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самая протяжённая река в России, вторая по протяжённости в Азии и седьмая в мире (5410 км). Иртыш — самая длинная река-приток в мире (на втором месте — Миссури). Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км). Площадь бассейна — 1643 тыс. км².

Истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш он попадает в Казахстан, проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семипалатинск. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш — Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь.

Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также существенно изменяется. В верхнем течении половодье начинается в апреле, максимум в апреле — июне, спад длится до октября; сток реки зарегулирован. В низовьях половодье с конца мая до сентября, максимум в июне. 50 % годового стока проходит весной, в верховьях доля стока летом и осенью по 20 %, зимой 10 %, у Тобольска соответственно 27 %, 19 % и 7 %. Средний расход у Усть-Каменогорска 628 м³/с, Семипалатинска около 960 м³/с, Омска 917 м³/с, Тобольска 2150 м³/с, в устье около 3000 м³/с, годовой сток около 95 км³. Размах колебаний уровня выше озера Зайсан 4,4 м, у Омска 7 м, Усть-Ишима 12,7 м, к устью уменьшается.

Общая площадь водосбора составляет 1 643 000 кв. км. Уклон порядка 0,03 м на километр. Ледоставу на Иртыше предшествует ледоход продолжительностью около 20 дней в верховьях и 6—10 дней в низовьях. Замерзает в верховьях в конце ноября, в низовьях в начале ноября, вскрывается в апреле.

В Иртыше обитают представители головешковых (ротан), осетровых (сибирский осётр, стерлядь), лососевых (нельма, муксун, ряпушка сибирская), карповых (язь, карп, лещ, плотва, краснопёрка, елец, серебряный и золотой карась и др.), щуковых (щука), окуневых (окунь, судак, ёрш), тресковых (налим).

Фотографии Реки Иртыш

Река Иртыш

Река Иртыш

Река Иртыш

Река Иртыш

Река Иртыш

Обратите внимание!

Слово гидро (греч.) означает «вода».

Гидроэлектростанция- электростанция, использующая силу падающей воды для выработки энергии.

Упражнение 312 стр.182

«Кто лучший переводчик?»

1.Краса слова-пословица.2.Первое богатство-здоровье, здоровье-залог чистоты. 3.Единство-непроницаемый пулей броня (латы),4.Оружие мысли-язык,оружие языка- слово.5.Пища-основа человека.

Приём «Подведём итоги»

Итак, сегодня мы работали по теме…

На прошлых уроках мы работали по теме «Главные члены предложения»

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это…

3. Подлежащее – это…

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

6.Сказуемое чаще всего выражается …

Главные

члены

предложения

Составление диаграммы Венна

Подлежащее

Вопросы: кто? что?

Выражается именем существительным и местоимением

Сказуемое

Вопросы: что делать? что сделать?

Выражается глаголом


Домашнее задание: Упражнение: 305,312 (закончить), выучить правило на стр.178

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение вот лучшее учение.

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение вот лучшее учение.

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение вот лучшее учение.

Вспомним основные случаи этого правила и убедимся, что мы их усвоили

Мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом полном предложении. Вы поняли, что в этом Вам поможет умение правильно выделить грамматическую основу предложения. На следующем занятии мы узнаем о постановке тире в неполном предложении.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...
10. Составное именное сказуемое – это...
На прошлых уроках мы работали по теме «Главные члены предложения»

Эти знания нам пригодятся при изучении нового материала

1. Главные члены предложения – это…

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это…

3. Подлежащее – это…

4. Подлежащее чаще всего выражается…

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...
Проверка домашнего задания.

Опираясь на схему, расскажите об одном из видов сказуемого в русском языке, используя в качестве примеров предложения из дом. упражнения. Что осталось неясным в д/з?

ТЕСТ на проверку усвоения видов сказуемого. Самопроверка по ключу с самооценкой.

Тест 1.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту «Типы сказуемых»: количество правильных ответов соответствует Вашей оценке.

Тест 1. в в б а б

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Старость не радость.

2. При сказуемом есть как, будто

Пруд как зеркало.

3. Под л еж. = местоим.

Он врач.

Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться

Ты - лучший человек на свете.

Тире ставится:

1. Существительное + существительное

Лес друг человека.

2. Числительное + числительное

Дважды два четыре.

3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

4. Существительное + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

5. Н. ф. глаг. + существительное

Ходить босиком удовольствие.

6. Это, вот, значит

Чтение вот лучшее учение.

Автор Жалмуханбетова Жазира Серикбаевна
Дата добавления 25.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 425
Номер материала MA-065855
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓