Главная / Классному руководителю / Типы и формы классных часов

Типы и формы классных часов

Название документа Классный час является одной из главных форм воспитания в школе.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК


Типы и формы классных часов

Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»




Автор-составитель:

Е.Ю. Говыжа, учитель





Белогорск, 2014

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие функции: 

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие. 

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. 
Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

 Нравственный классный час

Цели:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую точку зрения)

 Интеллектуально-познавательный классный час 

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

 Тематический классный час 

Цели:

  1. Развивать кругозор учащихся

  2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей 

 Информационный классный час 

Цели:

  1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

  2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения

  3. Формирование своего отношения к происходящему

  4. Развитие исследовательских умений

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

Возрастных и психологических особенностей школьников

Целей и задач, которые он ставит

Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Формы классных часов: 

Беседа (эстетическая, нравственная)

Диспут

Встречи с интересными людьми

Викторины по различным областям знаний

Дискуссии 

КВНы 

Интерактивные игры

Игры-путешествия

Тренинги 

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий: 

Определить тему, сформулировать цель

Составить план (сценарий)

Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме

Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом)

Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей

Новые формы классных часов:

  • Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает какая тема классного часа на эту букву интересует детей)

  • Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления)

Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы. 

  • Классный час «Почтовый ящик»

В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

  • Час беседы «Один на один» 

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.

  • Классный час «Вопросом на вопрос» 

Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале. 

Тема: «Должен ли я родителям?»

Возможные вопросы: 

- Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?

- Что ты купишь родителям с первой получки? 

- Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

- Самые замечательные качества твоих родителей. 

  • Час таинственных дел

В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу. 

  • Толерантные классные часы 

«Все равно ты молодец…» 

Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

«Постоять в чужих туфлях»

1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?

2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.

3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.

4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.

5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

Список литературы

  1. Богуславская И.Г. Все для заместителя директора по воспитательной работе/курс лекций - Казань, 2007.

  2. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001

  3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школы г. Воронежа/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко М.: 5 за знания, 2007.

  4. Савина Л.М., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

  5. Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

Название документа Типы и формы классных часов Говыжа.ppt

Типы и формы классных часов Автор: Говыжа Е.Ю., учитель математики
Классный час – это форма воспита-тельной работы классного руководителя в кла...
Функции классного часа
Просветительская функция Расширение круга тех знаний учеников, которые не наш...
Ориентирующая функция Способствует формированию определенного отношения к окр...
НАПРАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Призвана переводить обсуждение того или иного явления в ...
ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих по...
Типы классных часов Нравственный классный час Интеллектуально-познавательный ...
ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Разнообразны Выбор форм классного часа зависит : от уров...
ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Беседа Диспуты Встречи с интересными людьми Викторины по...
ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Алфавитный классный час Классный час-игра «Откровение» К...
Преимущества хорошо организованного классного часа. В рамках классного часа м...
Примерные темы классных часов в 6 -9 классах: Шалость или проступок? Право на...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Типы и формы классных часов Автор: Говыжа Е.Ю., учитель математики
Описание слайда:

Типы и формы классных часов Автор: Говыжа Е.Ю., учитель математики

№ слайда 2 Классный час – это форма воспита-тельной работы классного руководителя в классе
Описание слайда:

Классный час – это форма воспита-тельной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формиро-ванию у них системы отношений к окружающему миру.

№ слайда 3 Функции классного часа
Описание слайда:

Функции классного часа

№ слайда 4 Просветительская функция Расширение круга тех знаний учеников, которые не нашли
Описание слайда:

Просветительская функция Расширение круга тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

№ слайда 5 Ориентирующая функция Способствует формированию определенного отношения к окружа
Описание слайда:

Ориентирующая функция Способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

№ слайда 6 НАПРАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рам
Описание слайда:

НАПРАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

№ слайда 7 ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих посту
Описание слайда:

ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

№ слайда 8 Типы классных часов Нравственный классный час Интеллектуально-познавательный кла
Описание слайда:

Типы классных часов Нравственный классный час Интеллектуально-познавательный классный час Тематический классный час Информационный классный час

№ слайда 9 ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Разнообразны Выбор форм классного часа зависит : от уровня
Описание слайда:

ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Разнообразны Выбор форм классного часа зависит : от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

№ слайда 10 ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Беседа Диспуты Встречи с интересными людьми Викторины по ра
Описание слайда:

ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Беседа Диспуты Встречи с интересными людьми Викторины по различным областям знаний Дискуссии КВНы Игры – путешествия Театральные премьеры Тренинги Читательские конференции

№ слайда 11 ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Алфавитный классный час Классный час-игра «Откровение» Клас
Описание слайда:

ФОРМЫ КЛАССНОГО ЧАСА Алфавитный классный час Классный час-игра «Откровение» Классный час «Почтовый ящик» Час беседы «Один на один» Классный час «Вопросом на вопрос» Час таинственных дел Толерантные классные часы

№ слайда 12 Преимущества хорошо организованного классного часа. В рамках классного часа можн
Описание слайда:

Преимущества хорошо организованного классного часа. В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.

№ слайда 13 Примерные темы классных часов в 6 -9 классах: Шалость или проступок? Право на са
Описание слайда:

Примерные темы классных часов в 6 -9 классах: Шалость или проступок? Право на самостоятельность. Курильщик сам себе могильщик. Мир эмоций. Есть такое чувство – дружба. Почему подросток совершает преступление? Это интересно. Настроение – на «отлично»!

Типы и формы классных часов
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие функции: 

 

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие. 

Автор Говыжа Екатерина Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 3077
Номер материала 25170
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓