Главная / Биология / Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии














Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий
на уроках биологии







Учитель биологии


МКОУ «СОШ №14» пос. Приэтокского


Мартынова Анастасия Валентиновна

































Аннотация: Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии. В качестве примера рассматриваются различные типы заданий с использованием новых методов, активных форм обучения биологии. Представлены задания из опыта работы в проектной деятельности и нестандартные формы обучения. Предлагаемые задания также позволяют поддерживать интерес к предмету.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, активные формы обучения, проектная деятельность, нестандартные формы обучения, интерес.


Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии.

Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

  • участие в проектах;

  • подведение итогов урока;

  • творческие задания;

  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

  • самооценка события, происшествия;

  • дневники достижений.

Задание 1. Мини-проект по теме «Эмоции». Работа в группах.

Задание для 1 группы

  1. Найдите определение понятия «эмоции» в словаре.

  2. Попробуйте сформулировать определение сами, рассмотрев его с точки зрения жизненного опыта, возможности его полноты и изменения.

Во время выполнения задания не стесняйтесь в проявлении эмоций. (Для выполнения задания дан словарь с отсутствием понятия «эмоции», т. е. заведомо невыполнимое).

Задание для 2 группы. Перед участниками – парфюмерная вода известной косметической компании в упаковке.

  1. Оцените эту парфюмерную композицию так, как Вы это делаете в магазине.

  2. Какой образ (эмоцию) навеял Вам этот аромат?

  3. Обратите внимание на химический состав, указанный на упаковке.

  4. Возьмите конверт № 1 и ознакомьтесь с информацией.

  5. Какую новую неожиданную информацию Вы получили? Сможете ли Вы ею воспользоваться? Как Вы ею воспользуетесь?

Конверт №1. Информация о бензофенонах

Бензофеноны – группа производных бензола. Способность поглощать или отражать УФ-лучи определяет их применение во многих косметических средствах (кремы, лосьоны, масла для загара, губная помада) в качестве органических солнцезащитных фильтров. Некоторые обладают противомикробной активностью и могут выполнять роль консервантов, применяются для защиты красителей в готовых средствах для обесцвечивания.

В больших концентрациях бензофенон способен:

  • вызывать покраснение кожи и слизистых оболочек,

  • при вдыхании паров отеки и боли в горле,

  • провоцировать аллергическую реакцию организма даже при небольших количествах,

  • вызвать дерматит,

  • представлять потенциальный риск для здоровья, оказывая действие, подобное женскому гормону эстрогена рак молочной железы, усиленный рост матки, гормональные изменения),

  • проникать даже в материнское молоко.

Могут терять до 25% своей активности после 3 часов нахождения на солнце. Не допускается в ЕС как УФ-фильтры.

Задание для 3 группы. Для участников заранее заготовлены шаблоны эмоций человека.

  1. Внимательно наблюдайте за изменениями выражения лица у участников 1 и 2 групп в процессе выполнения ими заданий.

  2. Преобладающее или изменяющееся выражение лиц выберите из предложенных шаблонов.

  3. Представьте и озвучьте полученные результаты с учетом пола участников.

  4. Приготовьтесь ответить на мои вопросы:

Что вы наблюдали?

Что Вы чувствовали сами?

Преобладающая у Вас эмоция во время работы.

Задание 2. Вспомните (можно показать отрывок из мультфильма), как в мультфильме Винни-Пух пытался добыть себе мед. С какими проблемами он столкнулся? Перед вами та же самая задача. Как вы это сделаете?

Учащиеся предполагают пути решения данной задачи, а учитель подводит их к выводу:

  1. Мед диких пчел можно добыть в дуплах, где гнездятся эти насекомые;

  2. Пчелы активно защищают гнездо и не дают возможности открыто и спокойно этот мед взять;

  3. Жизнь пчел в дупле незаметна, а значит, неизвестна, поэтому управлять деятельностью пчел просто невозможно;

  4. Взять мед можно, только разграбив улей, а значит, опустошив пчелиную семью, толкая ее на гибель. [1]

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • «Найди отличия» (можно задать их количество);

  • «На что похоже?»

  • Поиск лишнего

  • «Лабиринты»

  • Упорядочивание

  • «Цепочки»

  • Хитроумные решения

  • Составление схем-опор

  • Работа с разного вида таблицами

  • Составление и распознавание диаграмм

  • Работа со словарями

  • «Пластилин»

Задание 1. Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?

Л

Я

Г

Ч

Е

Й

К

Ш

У

Ц

Р

Е

А

З

А

Я

В

В

О

Б

А

Б

Ь

А

Ч

К

А

М

У

Р

Ответ: лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей.

Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные).

Задание 2.

А) Проанализируйте следующие данные:

В 1911г. на острова около Аляски было завезено 25 северных оленей. В 1920г. там обитало уже 300 оленей, 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950г. осталось 8 оленей. Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.

Б) Размеры Ноева ковчега измерялись в ЛОКТЯХ: длина – 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 25 локтей. Измерьте длину локтей учеников класса и постройте вариационную кривую. Локоть – это расстояние от угла локтевого сустава до конца среднего пальца руки. Переведите размеры Ноева ковчега в современную метрическую систему и ответьте на вопрос: мог ли такой корабль во время всемирного потопа взять «всякой твари по паре»? [2]

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «Преднамеренные ошибки»

  • Поиск информации в предложенных источниках

  • Взаимоконтроль

  • Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)

  • Диспут

  • Заучивание материала наизусть в классе

  • «Ищу ошибки»

  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Задание 1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Белки клетки представляют собой биополимеры, состоящие из аминокислот.

  2. Синтез белков осуществляется на наружных мембранах митохондрий.

  3. Строительная функция белков связана с образованием мембран клетки.

  4. Ферменты образуются в эндокринной системе.

  5. Белки, как и липиды, могут запасаться в подкожной жировой клетчатке. [3]

Задание 2. Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).

  1. Как называется жидкая часть клетки? (Цитоплазма)

  2. Какого вещества больше всего в клетке? (Вода)

  3. Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки? (Белок)

  4. Какие вещества клетки наиболее богаты энергией? (Углеводы)

  5. В какой части клетки помещаются хромосомы? (Ядро)

  6. В каком органоиде происходит окисление и расщепление органических веществ? (Митохондрии)

  7. В каком органоиде синтезируются белки? (Рибосомы)

  8. Как называется поверхностная часть клетки? (Мембрана)

  9. Что относится к главным частям клетки? (Мембрана, цитоплазма, ядро)

  10. Неорганическое соединение, является растворителем и участником многих химических реакций (Вода) [3]

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;

  • отзыв на работу товарища;

  • групповая работа по составлению кроссворда;

  • магнитофонный опрос;

  • «отгадай, о ком говорим»;

  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Задание 1.

А) Угадать с помощью подсказок, о каком органе человеческого тела идет речь.

Это сложный орган со многими функциями. Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг. Это самый тяжелый орган человеческого тела. Его называют «зеркалом здоровья и болезни». Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган формирует расовые признаки – ногти и волосы. [3]

Б) Рассказ-загадка «Что это за птенец?»

Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: другого птенца. Осторожно продвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него «на закорках», падает из гнезда на землю. Птенец-агрессор скатывается на дно гнезда…Минут 10-15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другим своим братом. Так и не успокоится до тех пор, пока он не выкинет из гнезда их всех. Делает он это, подчиняясь инстинкту.

Задание 2. Работа в группах. Подготовить тест по теме «Строение и функции клетки».

1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;

2 группа: из шести утверждений выбрать три верных;

3 группа: задание на соответствие.

Примеры заданий:

Органоид клетки, содержащий особый вид молекул РНК и участвующий в процессе биосинтеза белка, - это

А) лизосома

Б) рибосома

В) аппарат Гольджи

Г) наружная плазматическая мембрана

Собственную молекулу нуклеиновой кислоты содержит органоид клетки

А) митохондрии

Б) лизосома

В) клеточный центр

Г) аппарат Гольджи

Клеточные мембраны образованы молекулами

А) фосфолипидов и белков

Б) целлюлозы и ферментов

В) гликогена и рРНК

Г) крахмала и АТФ

Каково строение и функции митохондрий?

  1. Расщепляют белки до аминокислот

  2. Содержат пигменты белковой природы

  3. Служат резервуаром запасов липидов

  4. Имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

  5. Окисляют органические вещества с образованием АТФ

  6. Имеют наружную и внутреннюю мембрану

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит[4]


Процесс

Органоид

А) восстановление углекислого газа до глюкозы.

Б) синтез АТФ в процессе дыхания.

В) первичный синтез органических веществ.

Г) превращение световой энергии в химическую.

Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды.

    1. Митохондрия

    2. Хлоропласт

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать ее результаты;

  • создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.


Ссылки на источники:

  1. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. - М.:ВАКО, 2006

  2. Г.И. Лернер Эволюционная теория: Учебное пособие/ - М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. (Учеб. Серия «Шаг за шагом»: Биология)

  3. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова Биология 8(9) класс. Универсальные поурочные разработки. - М.:ВАКО, 2005

  4. Г.А. Воронина, Г.С. Калинова Биология. ЕГЭ 2012. Типовые тестовые задания Издательство «Экзамен», 2012




Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии
  • Биология
Описание:

Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии. В качестве примера рассматриваются  различные типы заданий с использованием новых методов,  активных форм  обучения биологии. Представлены задания из опыта работы в проектной деятельности и  нестандартные формы  обучения.Предлагаемые задания также позволяют  поддерживать интерес к предмету.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, активные формы  обучения, проектная деятельность, нестандартные формы  обучения, интерес.

Автор Мартынова Анастасия Валентиновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1157
Номер материала 33648
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓