Главная / Биология / Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Документы в архиве:

980.45 КБ pril4.avi
34.18 КБ Салтынская Н.Н.-сценарий.doc.docx
11.42 МБ Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.rar
12.17 КБ лабораторная.docx

Название документа Салтынская Н.Н.-сценарий.doc.docx

Салтынская Надежда Николаевна. Биология.

Образовательное учреждение: МАОУ «Молчановская СОШ№2».

Предмет: биология

Класс:7

Тема: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Продолжительность: 45 минут.

Необходимое оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска Promethean, оборудование для лабораторной работы «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (дождевые черви, предметные стекла, лук, пинцет, бумага, чашка Петри), Интернет, http://wormsmuseum.narod.ru .

Авторский медиапродукт: Microsoft Word, презентация в формате ActivInspire Board.

Вид продукта: Наглядная презентация учебного материала.

Тип урока: комбинированный.

Структура презентации

слайда

Содержание

1

Выберите характеристики кольчатых червей

2

Завершите предложение

3

Титульный слайд

4

Классификация дождевого червя

5

Виды дождевых червей

6

Это интересно

7-8

Среда обитания малощетинковых червей

9-10

Образ жизни малощетинковых червей

11

Экологические группы

12

Внешнее и внутреннее строение дождевого червя

13

Движение дождевого червя

14

Внутреннее строение дождевого червя

15

Интересно, что…

16

Роль дождевых червей в природе

17

Гиперссылка на сайт, домашнее задание


Целесообразность использования медиапродукта на уроке.

  1. Недостаточное количество информационного материала в учебнике.

  2. Развитие наглядно – образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

  3. Эффективное использования времени

  4. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых заданий, сведений и показа демонстрационных фрагментов.

  5. Повышение интереса учащихся к предмету.

Задачи урока:

Образовательные:

  • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

  • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие:

  • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

  • формирование критического мышления;

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к природе;

2.Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

3.Нравственные – формирование знаний и убеждений учащихся об ответственности человека за сохранение целостности биосферы нашей

планеты.


Структурные элементы










Время










слайда






Развитие личностных качеств

и психических процессов

Репродуктивные формы

деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Приветствие.

1 мин


Внимание

Умение слушать

Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.

4 мин

1, 2

Внимание, память, мышление

Рефлексив-ность, активность, аргументи-

рование

Разъяснение задач урока, содержания

1 мин

3

Внимание

Умение слушать

Постановка проблемы.


1 мин

3

Внимание, точность, логичность

Умение слушать и слышать,

Изучение нового материала.

Беседа и объяснение учителя с опорой на общие представления обучающихся по теме.

7 мин

4-16

Внимание, память, мышление

Умение слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,

активность

Выполнение лабораторной работы «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

15 мин


Внимание, память

Умение слушать и слышать, рефлексия

Изучение нового материала о внутреннем строении дождевого червя

8мин

4-16

Внимание, память, мышление

Умение слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,

активность

Закрепление. Виртуальная экскурсия на сайт.

5 мин

17

Внимание, память

Активность, аналитичность, аргументирование, рефлексив-ность

Домашнее задание. Изучить параграф 19, таблица, сообщение о пиявках.

2 мин

17

Внимание

Самостоятельность, активность любознательность, мышление

Рефлексия.

Моя мыслительная активность на уроке была….

Больше всего мне понравилось…..

Сегодняшний урок показал мне…..

2 мин




Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Демонстрация слайдов 1, 2, интерактивные тесты выполнение у доски.

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

( После дождя. Недостаток воздуха)

  • Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
    которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
    как эти низкоорганизованные существа.
    Дарвин Ч.(1881)

Главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина?

демонстрация «Кольчатые черви»

III. Изучение нового материала.

1.Классификация. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки

Систематика дождевого червя (слайд 4):

Тип Кольчатые черви - Annelida

Подтип Поясковые - Clitellata

Класс Малощетинковые – Oligochaeta

Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris

Виды дождевых червей (слайд 5).

2.Происхождение малощетинковых.

От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

3. Образ жизни (слайды 6-11)

Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве. Видеоанимация

Экологические группы (слайд 12).

4. Внешнее строение. (слайд 13)

Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа.

IV.Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве».

Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в инструктивных рабочих картах.

Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве.

Задание. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?

V. Изучение нового материала.

5.Внутреннее строение (слайды 13-14).

Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, разбираем каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос.

Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

Пищеварительная система: органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

Выделительная: вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

Кровеносная у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

Нервная система (п.19 самост.)

Размножение.

В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

Вернемся к эпиграфу урока. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные. Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное, тело которого состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека (слайды 15-16).

Роль червей в биосфере.

Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

А какой вред может нанести человек дождевым червям?

(использует их для рыбной ловли, в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты, уплотняет почву)

VI.Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru ).

Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

(Интернет сайт http://www.green-pik.ru , видео калифорнийские черви )

В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

  1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;

  2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

VII. Домашнее задание.

Изучить параграф 19, таблица, сообщение о пиявках.

Заполните таблицу:

«Сравнительная характеристика представителей многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей»

Признаки

Полихеты

Олигохеты

Количество слоев тела



Полость тела



Кожно-мускульный мешок



Пищеварительная система



Кровеносная система



Нервная система



Органы чувств



Выделительная система



Половая система,

оплодотворение



Рефлексия.

Моя мыслительная активность на уроке была….

Больше всего мне понравилось…..

Сегодняшний урок показал мне…..

Список литературы:

  1. И.Н. Пономарёва. Биология. Животные. 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф. 2010.

  2. http://1september.ru

  3. http://wikipedia.ru

  4. http://fcior.ru

  5. http://wormsmuseum.narod.ru

  6. http://www.green-pik.ru

  7. Яндекс видео дождевые черви видео

  8. http://www.youtube.com/watch?v=DlkVYQhSTTE

Название документа лабораторная.docx

Инструктивная рабочая карта

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя».

Цель работы: изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения; провести наблюдения за реакцией червя на раздражение.

Оборудование:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

  1. Среда обитания____________________________________

Отличия__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. Опишите характерные внешние признаки:

Размеры тела_____________________________________

Форма тела _________________________________________

Сегменты ___________________________________________

Окраска тела ________________________________________

Кожа _______________________________________________

Щетинки (есть ли шуршание?)__________________________

3.Реакция на раздражители:

Лист бумаги____________________________________________________

Лук______________________________________________________

4. Зарисуйте внешний вид дождевого червя, подпишите основные части тела.
































Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви
  • Биология
Описание:

MicrosoftWord, презентация в формате ActivInspireBoard.

Вид продукта: Наглядная презентация учебного материала.

Задачи урока:

 Образовательные:

·         рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

·         расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие:

·         продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

·         формирование критического мышления;

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к природе;

2.Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

3.Нравственные – формирование знаний и убеждений учащихся об ответственности человека за сохранение целостности биосферы нашей

 

планеты.

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Автор Салтынская Надежда Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1172
Номер материала 40174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓