Инфоурок Биология Другие методич. материалыТип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

pril4.avi лабораторная.docx малощетинковые черви.flipchart Салтынская Н.Н.-сценарий.doc.docx Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.mp4

Выбранный для просмотра документ лабораторная.docx

Инструктивная рабочая карта

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя».

Цель работы: изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения; провести наблюдения за реакцией червя на раздражение.

Оборудование:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

1.     Среда обитания____________________________________

Отличия__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. Опишите характерные внешние признаки:

Размеры тела_____________________________________

Форма тела _________________________________________

Сегменты ___________________________________________

Окраска тела ________________________________________

Кожа _______________________________________________

Щетинки (есть ли шуршание?)__________________________

3.Реакция на раздражители:

Лист бумаги____________________________________________________

Лук______________________________________________________

4. Зарисуйте внешний вид дождевого червя, подпишите основные части тела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Салтынская Н.Н.-сценарий.doc.docx

Салтынская Надежда Николаевна. Биология.

Образовательное учреждение: МАОУ «Молчановская СОШ№2».

Предмет: биология

Класс:7

Тема: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Продолжительность: 45 минут.

Необходимое оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска Promethean, оборудование для лабораторной работы «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (дождевые черви, предметные стекла, лук, пинцет, бумага, чашка Петри), Интернет, http://wormsmuseum.narod.ru .

Авторский медиапродукт: Microsoft Word, презентация в формате ActivInspire Board.

Вид продукта: Наглядная презентация учебного материала.

Тип урока: комбинированный.

Структура презентации

№ слайда

Содержание

1

Выберите характеристики кольчатых червей

2

Завершите предложение

3

Титульный слайд

4

Классификация дождевого червя

5

Виды дождевых червей

6

Это интересно

7-8

Среда обитания малощетинковых  червей

9-10

Образ жизни малощетинковых червей

11

Экологические группы

12

Внешнее и внутреннее строение дождевого червя

13

Движение дождевого червя

14

Внутреннее строение дождевого червя

15

Интересно, что…

16

Роль дождевых червей в природе

17

Гиперссылка на сайт, домашнее задание

 

Целесообразность использования медиапродукта на уроке.

1.     Недостаточное количество информационного материала в учебнике.

2.     Развитие наглядно – образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

3.     Эффективное использования времени

4.     Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых заданий, сведений и показа демонстрационных фрагментов.

5.     Повышение интереса учащихся к предмету.

Задачи урока:

 Образовательные:

·         рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

·         расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие:

·         продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

·         формирование критического мышления;

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к природе;

2.Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

3.Нравственные – формирование знаний и убеждений учащихся об ответственности человека за сохранение целостности биосферы нашей

планеты.

 

Структурные элементы

 

 

 

 

 

Время

 

 

 

 

 

№ слайда

 

 

 

Развитие личностных качеств

и психических процессов

Репродуктивные формы

деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Приветствие.

1 мин

 

Внимание

Умение слушать

Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.

4 мин

1, 2

Внимание, память, мышление

Рефлексив-ность, активность, аргументи-

рование

Разъяснение задач урока, содержания

1 мин

3

Внимание

Умение слушать

Постановка проблемы.

 

1 мин

3

Внимание, точность, логичность

Умение слушать и слышать,

Изучение нового материала.

Беседа и объяснение учителя с опорой на общие представления обучающихся по теме.

7 мин

4-16

Внимание, память, мышление

Умение слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,

активность

Выполнение лабораторной работы «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве»

15 мин

 

Внимание, память

Умение слушать и слышать, рефлексия

Изучение нового материала о внутреннем строении дождевого червя

8мин

4-16

Внимание, память, мышление

Умение слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,

активность

Закрепление. Виртуальная экскурсия на сайт.

5 мин

17

Внимание, память

Активность, аналитичность, аргументирование, рефлексив-ность

Домашнее задание.  Изучить параграф 19, таблица, сообщение о пиявках.

2 мин

17

Внимание

Самостоятельность, активность любознательность, мышление

Рефлексия.

Моя мыслительная активность на уроке была….

Больше всего мне понравилось…..

Сегодняшний урок показал мне…..

2 мин

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Демонстрация слайдов 1, 2, интерактивные тесты выполнение у доски.

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

( После дождя. Недостаток воздуха)

·         Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина?

демонстрация «Кольчатые черви»

III. Изучение нового материала.

1.Классификация. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки

Систематика дождевого червя (слайд 4):

Тип Кольчатые черви - Annelida

Подтип Поясковые - Clitellata

Класс Малощетинковые – Oligochaeta

Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris

Виды дождевых червей (слайд 5).

2.Происхождение малощетинковых.

От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

3. Образ жизни (слайды 6-11)

Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве. Видеоанимация

Экологические группы (слайд 12).

4. Внешнее строение. (слайд 13)

Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа.

IV.Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве».

Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в инструктивных рабочих картах.

Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве.

Задание. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?

V. Изучение нового материала.

5.Внутреннее строение (слайды 13-14).

Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, разбираем каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос.

Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

Пищеварительная система: органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

Выделительная: вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

Кровеносная у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

Нервная система (п.19 самост.)

Размножение.

В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

Вернемся к эпиграфу урока. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные. Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное, тело которого состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека (слайды 15-16).

Роль червей в биосфере.

Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

А какой вред может нанести человек дождевым червям?

(использует их для рыбной ловли, в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты, уплотняет почву)

VI.Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru ).

·         Образ жизни и разнообразие дождевых червей

·         Дождевые черви - подземные архитекторы

·         О размножении, любви и потомстве

·         Дождевые черви в городе

·         Великие созидатели почвы. Органическое земледелие.

·         Враги дождевых червей

·         Дождевые черви - домашние животные

·         Чарльз Дарвин и дождевые черви

Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

 (Интернет сайт http://www.green-pik.ru , видео калифорнийские черви )

В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

1.     Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;

2.     По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

VII. Домашнее задание.

Изучить параграф 19, таблица, сообщение о пиявках.

Заполните таблицу:

«Сравнительная характеристика представителей многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей»

Признаки

Полихеты

Олигохеты

Количество слоев тела

 

 

Полость тела

 

 

Кожно-мускульный мешок

 

 

Пищеварительная система

 

 

Кровеносная система

 

 

Нервная система

 

 

Органы чувств

 

 

Выделительная система

 

 

Половая система,

оплодотворение

 

 

Рефлексия.

Моя мыслительная активность на уроке была….

Больше всего мне понравилось…..

Сегодняшний урок показал мне…..

Список литературы:

1.     И.Н. Пономарёва. Биология. Животные. 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф. 2010.

2.     http://1september.ru

3.     http://wikipedia.ru

4.     http://fcior.ru

5.      http://wormsmuseum.narod.ru

6.     http://www.green-pik.ru

7.     Яндекс видео дождевые черви видео

8.     http://www.youtube.com/watch?v=DlkVYQhSTTE

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

MicrosoftWord, презентация в формате ActivInspireBoard.

Вид продукта: Наглядная презентация учебного материала.

Задачи урока:

 Образовательные:

·         рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

·         расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие:

·         продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

·         формирование критического мышления;

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к природе;

2.Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

3.Нравственные – формирование знаний и убеждений учащихся об ответственности человека за сохранение целостности биосферы нашей

 

планеты.

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 221 материал в базе

Материал подходит для УМК

  • «Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.

    «Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.

    Тема

    § 17. Тип Кольчатые черви (Annelida). Класс Многощетинковые черви (Polychaeta)

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Презентация,технологическая карта к уроку "Размножение и развитие земноводных"
  • Учебник: «Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.
  • Тема: § 36. Строение и функции внутренних органов земноводных
  • 13.09.2020
  • 462
  • 33
«Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.
Презентация по биологии на тему "Дарвиновский музей" (7 класс)
  • Учебник: «Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.
  • Тема: § 59. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции
Рейтинг: 3 из 5
  • 06.09.2020
  • 680
  • 20
«Биология», Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. / Под ред. Константинова В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1424
    • RAR 19.8 мбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Салтынская Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Салтынская Надежда Николаевна
    Салтынская Надежда Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 18794
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 359 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек