Салтынская
Надежда Николаевна. Биология.
Образовательное
учреждение:
МАОУ «Молчановская СОШ№2».
Предмет: биология
Класс:7
Тема:
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви
Продолжительность: 45
минут.
Необходимое
оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска Promethean,
оборудование для лабораторной работы «Особенности внешнего
строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (дождевые черви,
предметные стекла, лук, пинцет, бумага, чашка Петри), Интернет, http://wormsmuseum.narod.ru
.
Авторский
медиапродукт:
Microsoft Word, презентация
в формате ActivInspire Board.
Вид продукта:
Наглядная презентация учебного материала.
Тип
урока: комбинированный.
Структура
презентации
№ слайда
|
Содержание
|
1
|
Выберите
характеристики кольчатых червей
|
2
|
Завершите
предложение
|
3
|
Титульный
слайд
|
4
|
Классификация
дождевого червя
|
5
|
Виды дождевых
червей
|
6
|
Это
интересно
|
7-8
|
Среда
обитания малощетинковых червей
|
9-10
|
Образ
жизни малощетинковых червей
|
11
|
Экологические
группы
|
12
|
Внешнее
и внутреннее строение дождевого червя
|
13
|
Движение
дождевого червя
|
14
|
Внутреннее
строение дождевого червя
|
15
|
Интересно,
что…
|
16
|
Роль
дождевых червей в природе
|
17
|
Гиперссылка
на сайт, домашнее задание
|
Целесообразность
использования медиапродукта на уроке.
1. Недостаточное
количество информационного материала в учебнике.
2. Развитие наглядно
– образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
3. Эффективное
использования времени
4. Повышение
эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения
учителем необходимых заданий, сведений и показа демонстрационных фрагментов.
5. Повышение
интереса учащихся к предмету.
Задачи
урока:
Образовательные:
·
рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее
эволюционно продвинутой группой животных;
·
расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе,
значении и роли в природе и жизни человека;
Развивающие:
·
продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по
инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать,
анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
·
формирование критического мышления;
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к природе;
2.Ответственное отношение к
выполнению порученных заданий.
3.Нравственные
– формирование знаний и убеждений учащихся об ответственности человека за
сохранение целостности биосферы нашей
планеты.
Структурные
элементы
|
Время
|
№
слайда
|
Развитие
личностных качеств
и
психических процессов
|
Репродуктивные
формы
деятельности
|
Продуктивные
формы деятельности
|
Организационный
момент. Приветствие.
|
1 мин
|
|
Внимание
|
Умение
слушать
|
Подготовка
к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для усвоения новой
темы.
|
4
мин
|
1,
2
|
Внимание,
память, мышление
|
Рефлексив-ность,
активность, аргументи-
рование
|
Разъяснение
задач урока, содержания
|
1
мин
|
3
|
Внимание
|
Умение
слушать
|
Постановка проблемы.
|
1
мин
|
3
|
Внимание,
точность, логичность
|
Умение
слушать и слышать,
|
Изучение
нового материала.
Беседа и
объяснение учителя с опорой на общие представления обучающихся по теме.
|
7
мин
|
4-16
|
Внимание,
память, мышление
|
Умение
слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,
активность
|
Выполнение
лабораторной
работы «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в
почве»
|
15
мин
|
|
Внимание,
память
|
Умение
слушать и слышать, рефлексия
|
Изучение
нового материала о внутреннем строении дождевого червя
|
8мин
|
4-16
|
Внимание,
память, мышление
|
Умение
слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,
активность
|
Закрепление.
Виртуальная экскурсия на сайт.
|
5
мин
|
17
|
Внимание,
память
|
Активность,
аналитичность, аргументирование, рефлексив-ность
|
Домашнее
задание. Изучить параграф 19, таблица, сообщение о пиявках.
|
2
мин
|
17
|
Внимание
|
Самостоятельность,
активность любознательность, мышление
|
Рефлексия.
Моя
мыслительная активность на уроке была….
Больше
всего мне понравилось…..
Сегодняшний
урок показал мне…..
|
2
мин
|
|
|
|
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
Демонстрация
слайдов 1, 2, интерактивные тесты выполнение у доски.
Ребята,
мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой
организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и
изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного
человека это просто организмы – обитатели почвы.
Когда
чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?
(
После дождя. Недостаток воздуха)
·
Нет сомнения,
что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)
Главный
вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть
слова Ч.Дарвина?
демонстрация «Кольчатые черви»
III.
Изучение нового материала.
1.Классификация.
Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.
К
типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые
(Олигохеты) черви и Пиявки
Систематика
дождевого червя (слайд
4):
Тип
Кольчатые черви - Annelida
Подтип
Поясковые - Clitellata
Класс
Малощетинковые – Oligochaeta
Отряд
Высшие олигохеты – Lumbricomorpha
Семейство
Люмбрициды - Lumbricidae
Вид
Дождевой червь – Lumbricus terrestris
Виды
дождевых червей (слайд 5).
2.Происхождение
малощетинковых.
От
многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли
малощетинковые черви.
Класс
Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется
от 0,5 мм до 3 м.
3.
Образ жизни (слайды 6-11)
Дождевые
черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?
Почва
как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов.
Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).
Дождевые
черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых
перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся
у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может
заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход,
усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве. Видеоанимация
Экологические
группы (слайд 12).
4.
Внешнее строение. (слайд 13)
Мы
выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение
проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа.
IV.Лабораторная
работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве».
Учитель
знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята
работают в инструктивных
рабочих картах.
Проверка
выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности
внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве.
Задание.
На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого
света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте
палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции
дождевого червя? Каково их биологическое значение?
V.
Изучение нового материала.
5.Внутреннее
строение (слайды 13-14).
Затем
идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, разбираем
каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых
червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос.
Характерной
особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо
развиты настоящие ткани.
Пищеварительная
система: органы расположены в определенной последовательности, связаны
между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо
выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного
желудка, средней и задней кишок.
В
пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит
для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки
образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются
дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими
листьями, которые затаскивают в свои норки
Выделительная:
вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через
метанефридии. В каждом сегменте их пара.
Кровеносная
у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая
кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к
сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в
7-13 сегментах).
В
отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная
система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.
Дыхание:
Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа
покрыта слизью и обеспечивает газообмен.
Нервная
система (п.19 самост.)
Размножение.
В
отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты.
Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела.
Семенники лежат впереди яичников.
Что
такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя?
(Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение,
размножение.)
Системы
органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя,
поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке
сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения,
нервные узлы).
Вернемся
к эпиграфу урока. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли
назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?
Приходят
к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные
изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.
Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное,
вторичнополостное животное, тело которого состоит из повторяющихся сегментов,
или колец (отсюда и название – кольчатые черви).
6.
Роль дождевых червей в природе и жизни человека (слайды 15-16).
Роль червей в
биосфере.
Люди
мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы,
нередко плохо к ним относятся.
А
какой вред может нанести человек дождевым червям?
(использует
их для рыбной ловли, в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты, уплотняет
почву)
VI.Учитель:
Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет
адрес: http://wormsmuseum.narod.ru
).
·
Образ жизни и разнообразие дождевых червей
·
Дождевые черви - подземные
архитекторы
·
О
размножении, любви и потомстве
·
Дождевые черви в городе
·
Великие созидатели почвы.
Органическое земледелие.
·
Враги дождевых червей
·
Дождевые черви - домашние
животные
·
Чарльз Дарвин и дождевые черви
Ученые
многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей.
Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и
выведения новых видов.
В
наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение
уделяется изучению и разведению дождевых червей.
(Интернет
сайт http://www.green-pik.ru , видео калифорнийские черви
)
В
последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с
технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен
уникальными свойствами этих представителей природы.
1. Переработка
органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их
помощью;
2. По
набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не
имеют равных в мире природы. Комплекс биологически
активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики,
косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего
внимания.
VII.
Домашнее задание.
Изучить
параграф 19, таблица, сообщение о пиявках.
Заполните таблицу:
«Сравнительная
характеристика представителей многощетинковых и малощетинковых кольчатых
червей»
Признаки
|
Полихеты
|
Олигохеты
|
Количество слоев
тела
|
|
|
Полость тела
|
|
|
Кожно-мускульный
мешок
|
|
|
Пищеварительная
система
|
|
|
Кровеносная система
|
|
|
Нервная система
|
|
|
Органы чувств
|
|
|
Выделительная система
|
|
|
Половая система,
оплодотворение
|
|
|
Рефлексия.
Моя мыслительная
активность на уроке была….
Больше всего мне
понравилось…..
Сегодняшний
урок показал мне…..
Список литературы:
1. И.Н. Пономарёва. Биология. Животные. 8 класс,
учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф. 2010.
2. http://1september.ru
3. http://wikipedia.ru
4. http://fcior.ru
5. http://wormsmuseum.narod.ru
6. http://www.green-pik.ru
7. Яндекс
видео дождевые черви видео
8. http://www.youtube.com/watch?v=DlkVYQhSTTE
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.