Главная / Русский язык и литература / «Ты пришел из просторных степей...» Поэтический вечер посвещенный Павлу Васильеву.

«Ты пришел из просторных степей...» Поэтический вечер посвещенный Павлу Васильеву.

Изложения

Морской цирк

(И.Белькович )


В бассейне живут дельфины. Они артисты.

Началось игра в баскетбол. Пеппе на кончике носа несет мяч. Бросок! Мяч в корзине.

Над бассейном повесили обруч и подожгли его. Зиппи прыгает через огонь.

Из кармана зрителя торчит платок. Нелли подплыла и выхватила его. Минут пять она играла. Потом подала хозяину.

Вот четыре дельфина взлетают над водой на шесть метров. Очень красиво!


Примерный план:

1. Артисты- дельфины

2. Игра в баскетбол.

3. Через огонь!

4. Шутка Нелли.

5. Общий юмор.

Опорные слова: в бассейне, повесили, подожгли, из кармана, четыре.

Орфография: существительные мужского рода на шипящую; проверяемые безударные гласные.


Петя помог.

(П.О. Афанасьев.)

Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали четыре птенчика.

Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали.

Но они не могли помочь птенчику.

Эту беду увидел Петя. Он поднял птенчика и посадил его в гнездо.

Птички весело защебетали. Они стали кормить птенчика мошками и червячками.


Примерный план:

1. Гнездо ласточек.

2. Беда с птенчиком.

3. Петя помог.

4. Радость птичек.

Опорные слова: выглядывали, защебетали

Орфография: сочетания чк, нч; проверяемые безударные гласные; гласные после щипящих.



Петькин заяц.

(Н. Карамзин)

Лежит зайчишка под кустом. От охотника убежал. А больше силы нет. Лапка дробью перебита.

Вдруг затрещали кусты. А из кустов богатырь к зайцу идет. Шапка лохматая.

Запихнул Петька зайчишку в теплый тулуп. Согрелся зайчик и заснул. Понес его мальчик домой.

В избушке лесника гость прожил зиму. Лапка зажила. Подружился Петька с зайцем. Так друг за дружкой и бегают.

Пришла зима. Открыл однажды лесник окошко. Только и видели серого!


Примерный план:

1. Гибель близка.

2. Богатырь.

3. Спасение.

4. Зима в избушке.

5. Только и видели серого!

Опорные слова: лохматая, друг за дружкой

Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетания жи.



Подкидыш.

(Газета «Пинерская правда»)

Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве.

Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку.

Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо.

Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда.

Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду.


Примерный план:

1. Находка.

2. Как быть с ней?

3. В чужое гнездо.

4. Приемные родители.

Опорные слова: обидит, не забывает.


День птиц.

(Н.Сладков)

В начале апреля ребята встречали птиц. Веселой гурьбой пришли школьники в парк.

В руках многих ребят скворечники. Это очень уютные квартиры. Окно служит и дверью.

Хороши и синички. Удобно будет в новом домике семье синиц. Парк украшен флажками и лозунгами. На плакатах написано, что ребята берут птиц под охрану.

На высоком клене сидит скворец. Он весело объявляет птицам о празднике.

План:

1. Как ребята встречали птиц?

2. Какие домики они приготовили?

3. Как украшен парк?

4. Чему рада скорец?

Слова для справок: в начале, плакат, берут.


Лесное хозяйство.

(Журнал «Юный натуралист»)

Вокруг деревни растут сосны и кедры. Весной школьники собрали много семян для лесхоза.

Есть у ребят и свое хозяйство. Это питомник и молодой лес. В питомнике юные лесники сеют кедры.

Уже на многих гектарах высадили ребята растения из питомника. Трава в лесу высокая, густая. Полоть ее трудно.

Но лесники успешно справляются с прополкой. Весело тянутся к солнцу кедровые ростки.

План:

1. Семена для лесхоза.

2. Лесное хозяйство для школьников.

3. Посадка леса.

4. Молодые ростки кедра.

Орфография: проверяемые безударные гласные в корне; непризносимая согласная; слова из «Словарика» (деревья, растения).

Слова для справок: питомник, справляются.


Печальный случай.

(И. Недоле.)

Весной на берегу своя жизнь. Водяная крыса чистит шубку. Ужи греются на песке. Утки ищут пищу. В кустах поют соловьи.

Но вдруг началась драка полевых воробьев. Живым клубком воробьи закружились в воздухе. Серые перья полетели на землю.

В драке воробьи забыли осторожность. Ястреб со свистом рассек воздух и схватил одного забияку.

Сразу настала тишина. Молча кинулись драчуны в кусты. А хищник съел добычу и опять кружит в воздухе.

План:

1. Жизнь на берегу.

2. Драка.

3. Ястреб.

4. После драки.

Орфография: гласные после щипящих, разделительные знаки.

Слова для справок: забияку, ястреб









Тестовые задания по русскому языку по теме: «Односоставные предложения»

1. Односоставное предложение

А) Ночь начинает медленно светлеть.

В) Из-за леса выплыла луна.

С) Даны дороги все на свете.

Д) Посветлела небесная высь.

Е) Надо было убирать хлеб.


2.Укажите вид односоставного предложения: На улице похолодало.

А) назывное

В) неопределенно –личное

С) безличное

Д) определенно-личное

Е) обобщенно- личное

3. Определенно-личное предложение

А) Цыплят по осени считают.

В) В поселке построили новую школу.

С) Посидим у костра, погреемся.

Д) Спеть бы песню!

Е) Любишь кататься – люби и саночки возить.


4. Укажите вид односоставного предложения: Вдалеке всё поют и поют.

А) безличное

В) неопределенно –личное

С) обобщенно- личное

Д) назывное

Е) определенно-личное


5. Укажите вид односоставного предложения: Меня знобило.

А) обобщенно- личное

В) определенно-личное

С) назывное

Д) неопределенно-личное

Е) безличное


6. Назывное предложение - это ….

А) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени.

В) двусоставное предложение со сказуемым в форме 2 лица настоящего и будущего

времени.

С) двусоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени.

Д) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 1 лица настоящего и будущего времени.

Е) односоставное предложение с главным членом – подлежащим.


7. В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

А) безличное предложение

В) неопределенно – личное предложение

С) определенно-личное предложение

Д) назывное предложение

Е) обобщенно - личное предложение.


8. Укажите вид односоставного предложения: Даренному коню в зубы не смотрят.

А) безличное

В) обобщенно- личное

С) неопределенно –личное

Д) назывное

Е) определенно-личное


9. Укажите вид односоставного предложения: Гостя словами не накормишь.

А) обобщенно- личное

В) назывное

С) безличное

Д) определенно-личное

Е) неопределенно-личное


10. Укажите обобщенно- личное предложение

А) Подул легкий ветерок.

В) Мне немножко холодно.

С) Не жди рассвета.

Д) Тишина и покой.

Е) Цыплят по осени считают.


11. Укажите неопределенно - личное предложение.

А) Тихая звёздная ночь!

В) На деньги ума не купишь!

С) Какая ночь!

Д) Город и людей как будто подменили.

Е) Молнией убило двух матросов.


12. Укажите тип предложений, широко распространенных в пословицах.

А) обобщенно- личное

В) неопределенно-личное

С) определенно-личное

Д) безличное

Е) назывное


13. Укажите определенно - личное предложение.

А) Музей открывали десять часов утра.

В) Вас известят о дне приезда.

С) С дождями связано много примет.

Д) После драки кулаками не машут.

Е) Знаю в своём родном городке каждую улицу.


14. Укажите обобщенно- личное предложение.

А) Стало жарко.

В) Если ты что – нибудь делаешь, делай хорошо.

С) Других не суди, на себя погляди.

Д) Заходи ко мне, потолкуем.

Е) Потянуло холодом.


15. Укажите назывное предложение:

А) Тихий березовый лес.

В) Лес – зеленое богатство.

С) Лес безмолвен.

Д) Берегите лес!

Е) Весной лес оживает.


16. Укажите вид односоставного предложения: Люблю лес и охотно хожу за грибами и орехами.

А) определенно-личное

В) назывное

С) неопределенно – личное

Д) безличное

Е) двусоставное


17. Укажите вид односоставного предложения: В доме ожидают гостей.

А) неопределенно-личное

В) безличное

С) определенно – личное

Д) назывное

Е) обобщенно – личное


18. Обобщенно – личное предложение

А) В лесу тихо.

В) Мне грустно.

С) Пирог с грибами.

Д) Её привезли с моря.

Е) За чем пойдешь, то и найдешь.


19. Укажите безличное предложение.

А) Можно только пожалеть бедного телеграфиста.

В) Она была проста со всеми.

С) Под вечер гуляли в саду.

Д) Час соловьиной трели.

Е) Генерал Аносов вспоминал разные истории.


20. Укажите тип односоставного предложения: Нас ввели в темную гостиницу.

А) обобщенно - личное

В) назывное

С) неопределенно-личное

Д) безличное

Е) определенно-личное













Тестовые задания по русскому языку в 6 классе.


1. Антонимы – это слова

A) одной и той же части речи с противоположным значением

B) одной и той же части речи, которая обозначает одно и то же

C) одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

D) которые имеют переносное значение

E) имеющие несколько лексических значений

2. Укажите антонимы 
A) Мужчина - женщина 
B) Толстый - полный 
C) Жестокий - свирепый 
D) Щедрый - скупой 
E) Подражать - копировать 

3. Какие слова называются синонимами? 
А)близкие по звучанию и написанию, но разные по значению 
В)слова, противоположные по значению 

С)обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи
Д)одинаковые по написанию 
Е)имеющие несколько лексических значений 

4. Укажи ряд, где есть слова-синонимы 
A) Скучный, тоскливый 
B) Богатый, бедный 
C) Хороший, плохой 
D) Много, мало 
E) Горек, сладок 

5. Укажите, в каком варианте синонимы являются существительными 
A) Кричать, орать 
B) Хорошо, отлично 
C) Смелый, бесстрашный 
D) Ученик, школьник 
E) Под, над 

6. Укажите, в каком варианте синонимы являются прилагательными 
A) Жара – зной 
B) Жаркий – знойный 
C) Холод – мороз 
D) Начальник – шеф 
E) Север – юг 
7. В разделе «Фонетика» изучается … 
A) словосочетание и предложение 
B) состав слова 
C) правила, определяющие написание слов 
D) словарный состав языка 
E) звуки речи 

8. Какие гласные буквы обозначают два звука? 
A) е, и, ё, ы 
B) я, у, ю, о 
C) е, ё, ю, я 
D) и, ы, е, ё 
E) а, о, ю, я 

9. В каком слове больше звуков, чем букв? 
A) Ёлка 
B) Стол 
C) Лежит 
D) Борьба 
E) Чужой 

10. Замена одного звука другим при образовании и изменении слов называется … 
A) чередованием 
B) ударным слогом 
C) оглушением 
D) озвончением 
E) безударным слогом 

11. Укажите ряд слов, где происходит чередование 
A) Книга, книгу 
B) Дорога, дорожка 
C) Кошка, о кошке 
D) Сказать, рассказать 
E) Обидеть, обидел 
12. Слог, на который падает ударение, называется … 
A) оглушением 
B) озвончением 
C) ударным слогом 
D) безударным слогом 
E) чередованием 

13.Найдите словосочетание, которое имеет переносное значение: 
A) Золотое кольцо 
B) Золотые часы 
C) Золотой браслет 
D) Золотые серьги 
E) Золотой характер 
14. Окончание – это ... 
A) Значимая часть слова, общая для родственных слов. 
B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. 
C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении. 
D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 
E) Главная часть основы. 
15. Часть слова без окончания. 
A) Корень. 
B) Суффикс. 
C) Приставка. 
D) Основа. 
E) Окончание. 
16. Укажите слово с нулевым окончанием. 
A) Школа. 
B) Школьный. 
C) Пришкольный. 
D) Школьники. 
E) Школьник. 



17. Корень слова – это ... 
A) Главная часть основы, общая для родственных слов. 
B) Часть слова без основы. 
C) Изменяемая часть слова. 
D) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 
E) Часть слова, которая служит для образования новых слов. 
18. Формы слова различаются 
A) Окончанием. 
B) Основой. 
C) Суффиксом. 
D) Корнем. 
E) Приставкой. 
19. Укажите слово, которое образовано при помощи суффикса. 
A) Записка. 
B) Школьник. 
C) Прочитать. 
D) Подоконник. 
E) Поездка. 
20. Найдите слово, соответствующее схеме: приставка – корень – суффикс – окончание. 
A) Поездка. 
B) Площадка. 
C) Сельский. 
D) Читатель. 
E) Строитель. 




























«Ты пришел из просторных степей...»

Поэтический вечер посвещенный Павлу Васильеву.

Мужской голос (за кадром): «Перед нами портрет неслыханного дарования- одна из

горчайших потерь новой русской поэзии. Это огромная слеза, катящаяся по лицу Земли,

воспетой им сильно и звонко».

1-й ведущий (под звуки «Реквиема» Моцарта).Прозвучало высказывание Льва Озерова об одной из самых трагических фигур русской поэзии ×× века - Павле Васильеве. Только после 20 лет вынужденного замалчивания имя талантливого и самобытного поэта было возвращено нашей литературе. В 1957 г., отмечая возрождение феномена, Борис Пастернак писал: «В начале 30-х годов Павел Васильев произвел на меня впечатление приблизительно того же порядка, как в свое время Есенин и Маяковский. Он был сравним с ними, в особенности с Есениным, творческой выразительностью и силой своего дара и безмерно много обещал.У него было то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти годы. Помимо печатавшихся его вещей(«Соляного бунта» и отдельных стихотворений), вероятный интерес и цену должно представлять все то, что от него осталось».

2- ведущий (слайды «Города Казахстана»). Павел Васильев знал Иртыш от озеоа Зайсан и до Ишима. Здесь его родина: в Зайсане родился, учился в Павлодаре. В школьные годы пробудилось его безудержное желание поведать миру об увиденном и услышанном. В Павлодаре в 12- летнем возрасте он написал свое первое произведение «Сказки Чернильного деда».Фантазию мальчика питала пестрая и многообразная действительность: «узкие песчаные улицы, запоненные арбами», «богатые казачьи станицы, тянущиеся вдоль берега Иртыша»,«разноязыкие ярмарки, на которые приезжали купцы из Китая», «соляныетпромыслы, в которых рабочие- казахи, стоя по колено в соляной жиже, сгребали лопатами соль в кучи», « зарево гражданской войны».

1-й ведущий. Прииртышье стало источником поэтического вдохновения. « Сердечный мой, мне говор твой знаком...» -это о Павлодаре. А вот об Усть –Каменогорске: « Статен, плечист и светел утренний город твой!». Семипалатинцы в поэтической сокровищнице Павла Васильева отыщут свое.

Зноем взятый и сжатый стужей,

В камне, песках и воде рябой,

Семипалатинск, город верблюжий,

Коршуны плавают над тобой.

2- ведущий ( слайды «Семипалатинск»)

Таким был Семипалатинск в 1931 году, таким он остался и в августе 1934 –го года, когда Павел Васильев снова приехал сюда с женой Еленой Александровной Вяловой. Чем дорого это стихотворение Васильева? Не только тем, конечно, что в нем талантливой кистью мастера запечатлен облик тогдашнего Семиапалатинска, но и тем, что пророчески предсказано его будущее.

Меж тем как с длинным верблюжьим ревом

Город оглядывается назад...

Но мы тебя сделаем трижды новым,

Старый город Семи Палат!

1-й ведущий. Возвращаясь к детству Васильева, вспомним учителей, среди которых были профессональные художники и литераторы. Учитель литературы- Д. В. Костенко, «человек тончайшей духовной настроенности и культуры», открывший своему ученику поэтический мир Гете, Есенина. По настоянию Павла на одном из уроков читали стихи Абая. ( Звучит фрагмент песни Абая « Көзімнің қарасы).

Многие современники отмечали в поэзии П. Васильева « малявинские вихри красок», « фламандскую точность и щедрость», « живописную экспрессию». Откуда все это? Не

От уроков ли учителя рисования – великолепного мастера пейзажа В.П. Батурина, утверждавшего, что живопись и поэзия едины?

2-ведущий. Самостоятельная жизнь началась со странствий. После окончания школы в июне 1926 г. Павел Васильев покидает родительский дом и отправляется познавать мир.

Около трех лет продолжались его «университеты», он пробует себя в увлекательных профессиях: то поступает на японское отделение факультета восточных языков Владивостокского университета, то работает матросом на шхуне, то каюром в тундре, то золотоискателем, то сплавщиком на лесной реке, то культработником, то сотрудником газеты... вот уж кто мог бы повторить вслед за Пушкиным: « Путешествие нужно мне нравственно и физически!».

1-й ведущий. В ноябре 1926г. его имя впервые появилось в печати: во владивостокской газете «Красный молодняк» было напечатано стихотворение «Октябрь».

2-ведущий. В июле 1927 г. Павел Васильев приехал наконец в Москву, чтобы осуществить свою давнюю мечту о специальном образовании. Но Литературный институт им. В.Брюсова был закрыт, и ему пришлось вернуться домой. И только в конце 1928г. он вновь приехал в Москву и стал жить здесь постоянно.

1-ведущий. Павел Васильев. «Широкошумное имя тридцатых годов!». Красивый, веселый, он становился центром внимания в любой среде. Он ворвался в столичную поэзию, как на разгоряченном коне, одних покоряя отвагой, других дразня дерзостью. Васильев казался одним из тех, кто в далекой древности, в Элладе, заставил поверить в божественное происхождение поэзии. В февральском номере журнала «Новый мир» за 1930 г. появилось стихотворение «Ярмарка в Куяндах».(чтение наизусть)

2-ведущий. Так впервые в столичной прессе заявила о себе тема, над которой, по словам самого поэта, «прочно висит казахстанское небо».

1-ведущий. Павел Васильев внес в русскую поэзию особенный, небывалый до него регион- желтую казахскую степь с ее бескрайними просторами, с табунами лошадей, отарами овец, величественным Иртышом. С восхищенной сыновьей любовью он обращается к родной земле, к «реке просторной родины своей».

(Под звуки кюя Курмангазы «Сарыарка»).

Родительница степь, прими мою,

Окрашенную сердца жаркой кровью,

Степную песнь! Склонившись к изголовью

Всех трав твоих, одну тебя пою!

К певучему я обращаюсь звуку,

Его не потускнеет серебро,

Так вкладывай, о степь, в сыновью руку

Кривое ястрибиное перо.

Река просторной родины моей,

Просторная,

Иди под непогодой,

Теки, Иртыш, выплескивай язей-

Князь рыб и птиц, беглец зеленоводный

Светла твоя подводная гроза,

Быстры волны шатучие качели,

И в глубине раскрытые глаза

У плавуна, как звезды, порыжели.

2-ведущий. С Васильевым в русскую поэзию пришла Азия – веселая и мужественная, звонкая и яркая, гостеприимая и неповторимая.

(под звуки домбры).

На домбре спокойно застыла рука,

Костра задыхается пламя,

Над тихой юртой плывут облака

Пушистыми лебедями.

По чашкам, урча бушует кумыс.

Степною травою пьян,

К озеру Куль и к озеру Тыс

Плывет холодный туман.

Шатаясь, идет на Баян-Аул

Табунный тяжелый гул.

Шумит до самых горных границ

Буран золотых пшениц.

1-ведущий. Поэзия Васльева так ярка и громка, что в первый момент ослепляет и оглушает. Какое буйство сияющих, неудержимых, неожиданных красок, какая симфоническая мощь! С какой силой воплощено в этих полных музыкой строках нелегкое счастье жить «на золотой, на яростной прекрасной земле»!

Затерян след в степи солончаковой,

Но приглядись- на шее скакуна

В тугой и тонкой кладнице шевровой

Старинные защиты письмена.

Звенит печаль под острою подковой,

Резьба стремян узорна и темна...

Здесь над тобой в пыли многовековой

Поднимается курганная луна.

2-ведущий. Трудно найти в русской литературе другого поэта, который так врос бы корнями в почву, что вскормила его.

(под звуки домбры).

Замолкни и вслушайся в топот табунный:

По стертым дорогам, по травам сырым

В разорванных шкурах бездомные гунны

Степной саранчой пролетают на Рим!..

Тяжелое солнце в огне и туманах,

Поднявшийся ветер упрям и суров.

Полыни горьки, как тоска полонянок,

Как песня аулов, как крик беркутов.

Безводны просторы. Но к полдню прольется

Шафранного марева пряный обман,

И нас у пригнувшихся древних колодцев

Встречает гортанное слово- аман!

1-ведущий. Романтика степей, какой увидел ее юный Васильев. Вольница. Степной скакун.

Прошли табуны по соженным степям,

Я в зубы смотрел приведенным коням.

Заметное счастье настигло меня-

Я выбрал себе на базаре коня.

В дорогах моих на таком не пропасть-

Чиста вороная, атласная масть.

Горячая пена на бедрах остыла,

Под тонкою кожей- тяжелые жилы.

Взглянул в глаза – высоки и остры,

Навстречу рванулись степные костры.

Папаху о землю! Любуйся да стой!

Не гртва, а коршун на шее крутой.

2-ведущий. «Затаивший звонкость» Зайсан, «город верблюжий» Семипалатинск, «поднимающийся из песков» Атбасар, « старый горбатый» Усть-Каменогорск. Но вновь и вновь, даже будучи уже признанным в литературных кругах, васильев оказывался в плену у города своего детства и юности.

(город Павлодар)

И вот я вновь

Нашел в тебе приют

Мой Павлодар, мой город ястребиный.

Зажмурь глаза – по сердцу пробегут

Июльский гул и лепет сентябриный.

Амбары, палисадник, старый дом

В черемухе,

Приречных ветров шалость.-

Как ни стараюсь высмотреть – кругом

Как будто все по- прежнему осталось.

1-ведущий. Знание казахского языка, обычаев, фольклора казахов позволили Васильеву создать цикл стихов от имени Мухана Башметова, выдав себя за переводчика.

И это не просто стилизация: ему удалось перевоплотиться в народного сказителя, акына. Поэт не комментирует события со стороны, а по – настоящему живет в самом образе.

О, я гордец! Я думал, что средь многих

Один стою. Что превосходен был,

Когда быков мордастых, круторогих

На праздниках с копыт долой валил.

Тогда свое показывал старанье

Средь превращенных в недругов друзей,

На скачущих набегах козлодранья

К ногам старейших сбрасывал трофей.

На сердце снег... Родное мне селенье,

Остановлюсь пред рубежом твоим.

Как примешь ты Мухана возвращенье?

Мне сердце съесть твой одинокий дым.

2-ведущий. В небытие ушли сказители, передавшие «Песню о Серке» из уст в уста и, возможно, напевшие ее в свое время поэту, но только благодаря «живому» переводу этой степной легенды она в 1932 г. обрела бессмертие. (чтение наизусть)

1-ведущий. Прошли десятилетия, и уже наш современник, известный кинорежиссер А.Михалков- Кончаловский (его матери Васильев посвятил цикл стихов «В честь Натали») написал: «Знакомство с Казахстаном началось у меня с творчества выдающегося советского поэта П. Васильева, погибшего в 1937 г., чрезвычайно яркого, страстного, иногда даже жестокого в своем творчестве. Особенно потрясли меня его «Песни киргиз- казахов» и поэма «Соляной бунт». Высочайшая поэтическая культура, которой он обладал, позволила ему овладеть национальным колоритом и создать собственную оригинальную форму выражения действительности».

2-ведущий. Поэма «Соляной бунт», которая потрясла А. Кончаловского,- это единственная прижизненная книга поэта. Посвящена она событиям 1916 г. в казахской степи. Павел Васильев доносит до нас всю правду о том трудном и страшном времени, когда степняки, согнанные со своих земель переселенцами, вынуждены были, чтобы не погибнуть с голоду, пойти на добычу соли. Невыносимые условия жизни вынуждают их восстать. На подавление бунта джатаков, отказавшихся работать за гроши, бросают казаков, вооруженных саблями и копьями, винтовками и пулеметами. Казаки безжалостно расправляются с казахской беднотой. В «Соляном бунте», который можно было бы назвать «Песней о гибели аула Джатак», поэт на стороне казахов. Это одно из лучших произведений выдающегося поэта, в котором – боль и плач того времени, когда в казахской степи начал меняться уклад жизни. Эта поэма- гимн всему доброму и прекрасному и одновременно проклятие всякому посягательству на человеческую личность и ее права. (Отрывок наизусть)

1-ведущий. Когда слышишь или читаешь стихи павла Васильева, невольно оказываешься в живописном и стремительном мире его творчества. А сколько человеческих голосов звучит здесь: и казачий говор, и чокающий сибирский, и казахская гортанная речь, и потаенный девичий шепот, и смех, и плач! Казалось, в его поэзии соединились два древних ветра, две доли – русская и азиатская, коснулись крылом друг друга два материка- Европа и Азия. Васильев и судьбой своей, и поэзией объединил Центральную Азию с европейской Россией, стал поэтическим предтечей евразиййской идеи, получившей большое распространение на пороге ХХI века.

2-ведущий. (под звуки «Реквиема» Моцарта).

Существует много легенд о жизни и гибели поэта. Их основа – сама личность, натура Павла Васильева, кипучая, искренняя, не терпящая полутонов. «По указке петь не буду сроду...»- так в одном из стихотворений выражал он свое жизненное кредо. Протест против наветов и произвола он выражал бурно. Именно поэтому не смог уцелеть и пал жертвой репресий 1937 года одним из первых...

1-ведущий. Вся жизнь его, яркая, бурная, уместилась в 27 лет, а творчество былинного размаха – в неполное десятилетие. Созданная уникальным талантом, блистательная и неповторимая, его поэзия продолжает волновать наши души. «Васильевская магия жизнелюбия», «костры» его стихов с «зачесами огня» вдохновляют литераторов. Ему, «неистовому детенышу Иртыша», посвящены поэмы И. Шухова, В.Лебедева, Н.Трегубова, повести П. Северова и П.Косенко, проникновенные стихи Н.Клюева, Я.Смелякова, А.Алдан- Семенова, В. Цыбина, А Поперечного, В.Антонова, В.Азарова, А. Крршунова, В. Семерьянова, А. Тыцких.

Ты пришел из просторных степей

Удивлять города своим говором,

Рассказать, как трепещет горлинка

На крючках ястребиных когтей.

Степь не втиснет раздолье свое

В многотомье поэта иного,

Из аркана гортанного слова

Ты один не упустишь ее.




















«Ты пришел из просторных степей...» Поэтический вечер посвещенный Павлу Васильеву.
  • Русский язык и литература
Описание:

«Ты пришел из просторных степей...»

Поэтический вечер посвещенный Павлу Васильеву.

Мужской голос (за кадром): «Перед нами портрет неслыханного дарования- одна из

горчайших потерь новой русской поэзии. Это огромная слеза, катящаяся по лицу Земли,

воспетой им сильно и звонко».

1-й ведущий (под звуки «Реквиема» Моцарта).Прозвучало высказывание Льва Озерова об одной из самых трагических фигур русской поэзии ×× века - Павле Васильеве. Только после 20 лет вынужденного замалчивания имя талантливого и самобытного поэта было возвращено нашей литературе. В 1957 г., отмечая возрождение феномена, Борис Пастернак писал: «В начале 30-х годов Павел Васильев произвел на меня впечатление приблизительно того же порядка, как в свое время Есенин и Маяковский. Он был сравним с ними, в особенности с Есениным, творческой выразительностью и силой своего дара и безмерно много обещал.У него было то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти годы. Помимо печатавшихся его вещей(«Соляного бунта» и отдельных стихотворений), вероятный интерес и цену должно представлять все то, что от него осталось».

2- ведущий (слайды «Города Казахстана»). Павел Васильев знал Иртыш от озеоа Зайсан и до Ишима. Здесь его родина: в Зайсане родился, учился в Павлодаре. В школьные годы пробудилось его безудержное желание поведать миру об увиденном и услышанном. В Павлодаре в 12- летнем возрасте он написал свое первое произведение «Сказки Чернильного деда».Фантазию мальчика питала пестрая и многообразная действительность: «узкие песчаные улицы, запоненные арбами», «богатые казачьи станицы, тянущиеся вдоль берега Иртыша»,«разноязыкие ярмарки, на которые приезжали купцы из Китая», «соляныетпромыслы, в которых рабочие- казахи, стоя по колено в соляной жиже, сгребали лопатами соль в кучи», « зарево гражданской войны».

1-й ведущий. Прииртышье стало источником поэтического вдохновения. « Сердечный мой, мне говор твой знаком...» -это о Павлодаре. А вот об Усть –Каменогорске: « Статен, плечист и светел утренний город твой!». Семипалатинцы в поэтической сокровищнице Павла Васильева отыщут свое.

Зноем взятый и сжатый стужей,

В камне, песках и воде рябой,

Семипалатинск, город верблюжий,

Коршуны плавают над тобой.

2- ведущий ( слайды «Семипалатинск»)

Таким был Семипалатинск в 1931 году, таким он остался и в августе 1934 –го года, когда Павел Васильев снова приехал сюда с женой Еленой Александровной Вяловой. Чем дорого это стихотворение Васильева? Не только тем, конечно, что в нем талантливой кистью мастера запечатлен облик тогдашнего Семиапалатинска, но и тем, что пророчески предсказано его будущее.

Меж тем как с длинным верблюжьим ревом

Город оглядывается назад...

Но мы тебя сделаем трижды новым,

Старый город Семи Палат!

1-й ведущий. Возвращаясь к детству Васильева, вспомним учителей, среди которых были профессональные художники и литераторы. Учитель литературы- Д. В. Костенко, «человек тончайшей духовной настроенности и культуры», открывший своему ученику поэтический мир Гете, Есенина. По настоянию Павла на одном из уроков читали стихи Абая. ( Звучит фрагмент песни Абая « Көзімнің қарасы).

Многие современники отмечали в поэзии П. Васильева « малявинские вихри красок», « фламандскую точность и щедрость», « живописную экспрессию». Откуда все это? Не

От уроков ли учителя рисования – великолепного мастера пейзажа В.П. Батурина, утверждавшего, что живопись и поэзия едины?

2-ведущий. Самостоятельная жизнь началась со странствий. После окончания школы в июне 1926 г. Павел Васильев покидает родительский дом и отправляется познавать мир.

Около трех лет продолжались его «университеты», он пробует себя в увлекательных профессиях: то поступает на японское отделение факультета восточных языков Владивостокского университета, то работает матросом на шхуне, то каюром в тундре, то золотоискателем, то сплавщиком на лесной реке, то культработником, то сотрудником газеты... вот уж кто мог бы повторить вслед за Пушкиным: « Путешествие нужно мне нравственно и физически!».

1-й ведущий. В ноябре 1926г. его имя впервые появилось в печати: во владивостокской газете «Красный молодняк» было напечатано стихотворение «Октябрь».

2-ведущий. В июле 1927 г. Павел Васильев приехал наконец в Москву, чтобы осуществить свою давнюю мечту о специальном образовании. Но Литературный институт им. В.Брюсова был закрыт, и ему пришлось вернуться домой. И только в конце 1928г. он вновь приехал в Москву и стал жить здесь постоянно.

1-ведущий. Павел Васильев. «Широкошумное имя тридцатых годов!». Красивый, веселый, он становился центром внимания в любой среде. Он ворвался в столичную поэзию, как на разгоряченном коне, одних покоряя отвагой, других дразня дерзостью. Васильев казался одним из тех, кто в далекой древности, в Элладе, заставил поверить в божественное происхождение поэзии. В февральском номере журнала «Новый мир» за 1930 г. появилось стихотворение «Ярмарка в Куяндах».(чтение наизусть)

2-ведущий. Так впервые в столичной прессе заявила о себе тема, над которой, по словам самого поэта, «прочно висит казахстанское небо».

1-ведущий. Павел Васильев внес в русскую поэзию особенный, небывалый до него регион- желтую казахскую степь с ее бескрайними просторами, с табунами лошадей, отарами овец, величественным Иртышом. С восхищенной сыновьей любовью он обращается к родной земле, к «реке просторной родины своей».

(Под звуки кюя Курмангазы «Сарыарка»).

Родительница степь, прими мою,

Окрашенную сердца жаркой кровью,

Степную песнь! Склонившись к изголовью

Всех трав твоих, одну тебя пою!

К певучему я обращаюсь звуку,

Его не потускнеет серебро,

Так вкладывай, о степь, в сыновью руку

Кривое ястрибиное перо.

Река просторной родины моей,

Просторная,

Иди под непогодой,

Теки, Иртыш, выплескивай язей-

Князь рыб и птиц, беглец зеленоводный

Светла твоя подводная гроза,

Быстры волны шатучие качели,

И в глубине раскрытые глаза

У плавуна, как звезды, порыжели.

2-ведущий. С Васильевым в русскую поэзию пришла Азия – веселая и мужественная, звонкая и яркая, гостеприимая и неповторимая.

(под звуки домбры).

На домбре спокойно застыла рука,

Костра задыхается пламя,

Над тихой юртой плывут облака

Пушистыми лебедями.

По чашкам, урча бушует кумыс.

Степною травою пьян,

К озеру Куль и к озеру Тыс

Плывет холодный туман.

Шатаясь, идет на Баян-Аул

Табунный тяжелый гул.

Шумит до самых горных границ

Буран золотых пшениц.

1-ведущий. Поэзия Васльева так ярка и громка, что в первый момент ослепляет и оглушает. Какое буйство сияющих, неудержимых, неожиданных красок, какая симфоническая мощь! С какой силой воплощено в этих полных музыкой строках нелегкое счастье жить «на золотой, на яростной прекрасной земле»!

Затерян след в степи солончаковой,

Но приглядись- на шее скакуна

В тугой и тонкой кладнице шевровой

Старинные защиты письмена.

Звенит печаль под острою подковой,

Резьба стремян узорна и темна...

Здесь над тобой в пыли многовековой

Поднимается курганная луна.

2-ведущий. Трудно найти в русской литературе другого поэта, который так врос бы корнями в почву, что вскормила его.

(под звуки домбры).

Замолкни и вслушайся в топот табунный:

По стертым дорогам, по травам сырым

В разорванных шкурах бездомные гунны

Степной саранчой пролетают на Рим!..

Тяжелое солнце в огне и туманах,

Поднявшийся ветер упрям и суров.

Полыни горьки, как тоска полонянок,

Как песня аулов, как крик беркутов.

Безводны просторы. Но к полдню прольется

Шафранного марева пряный обман,

И нас у пригнувшихся древних колодцев

Встречает гортанное слово- аман!

1-ведущий. Романтика степей, какой увидел ее юный Васильев. Вольница. Степной скакун.

Прошли табуны по соженным степям,

Я в зубы смотрел приведенным коням.

Заметное счастье настигло меня-

Я выбрал себе на базаре коня.

В дорогах моих на таком не пропасть-

Чиста вороная, атласная масть.

Горячая пена на бедрах остыла,

Под тонкою кожей- тяжелые жилы.

Взглянул в глаза – высоки и остры,

Навстречу рванулись степные костры.

Папаху о землю! Любуйся да стой!

Не гртва, а коршун на шее крутой.

2-ведущий. «Затаивший звонкость» Зайсан, «город верблюжий» Семипалатинск, «поднимающийся из песков» Атбасар, « старый горбатый» Усть-Каменогорск. Но вновь и вновь, даже будучи уже признанным в литературных кругах, васильев оказывался в плену у города своего детства и юности.

(город Павлодар)

И вот я вновь

Нашел в тебе приют

Мой Павлодар, мой город ястребиный.

Зажмурь глаза – по сердцу пробегут

Июльский гул и лепет сентябриный.

Амбары, палисадник, старый дом

В черемухе,

Приречных ветров шалость.-

Как ни стараюсь высмотреть – кругом

Как будто все по- прежнему осталось.

1-ведущий. Знание казахского языка, обычаев, фольклора казахов позволили Васильеву создать цикл стихов от имени Мухана Башметова, выдав себя за переводчика.

И это не просто стилизация: ему удалось перевоплотиться в народного сказителя, акына. Поэт не комментирует события со стороны, а по – настоящему живет в самом образе.

О, я гордец! Я думал, что средь многих

Один стою. Что превосходен был,

Когда быков мордастых, круторогих

На праздниках с копыт долой валил.

Тогда свое показывал старанье

Средь превращенных в недругов друзей,

На скачущих набегах козлодранья

К ногам старейших сбрасывал трофей.

На сердце снег... Родное мне селенье,

Остановлюсь пред рубежом твоим.

Как примешь ты Мухана возвращенье?

Мне сердце съесть твой одинокий дым.

2-ведущий. В небытие ушли сказители, передавшие «Песню о Серке» из уст в уста и, возможно, напевшие ее в свое время поэту, но только благодаря «живому» переводу этой степной легенды она в 1932 г. обрела бессмертие. (чтение наизусть)

1-ведущий. Прошли десятилетия, и уже наш современник, известный кинорежиссер А.Михалков- Кончаловский (его матери Васильев посвятил цикл стихов «В честь Натали») написал: «Знакомство с Казахстаном началось у меня с творчества выдающегося советского поэта П. Васильева, погибшего в 1937 г., чрезвычайно яркого, страстного, иногда даже жестокого в своем творчестве. Особенно потрясли меня его «Песни киргиз- казахов» и поэма «Соляной бунт». Высочайшая поэтическая культура, которой он обладал, позволила ему овладеть национальным колоритом и создать собственную оригинальную форму выражения действительности».

2-ведущий. Поэма «Соляной бунт», которая потрясла А. Кончаловского,- это единственная прижизненная книга поэта. Посвящена она событиям 1916 г. в казахской степи. Павел Васильев доносит до нас всю правду о том трудном и страшном времени, когда степняки, согнанные со своих земель переселенцами, вынуждены были, чтобы не погибнуть с голоду, пойти на добычу соли. Невыносимые условия жизни вынуждают их восстать. На подавление бунта джатаков, отказавшихся работать за гроши, бросают казаков, вооруженных саблями и копьями, винтовками и пулеметами. Казаки безжалостно расправляются с казахской беднотой. В «Соляном бунте», который можно было бы назвать «Песней о гибели аула Джатак», поэт на стороне казахов. Это одно из лучших произведений выдающегося поэта, в котором – боль и плач того времени, когда в казахской степи начал меняться уклад жизни. Эта поэма- гимн всему доброму и прекрасному и одновременно проклятие всякому посягательству на человеческую личность и ее права. (Отрывок наизусть)

1-ведущий. Когда слышишь или читаешь стихи павла Васильева, невольно оказываешься в живописном и стремительном мире его творчества. А сколько человеческих голосов звучит здесь: и казачий говор, и чокающий сибирский, и казахская гортанная речь, и потаенный девичий шепот, и смех, и плач! Казалось, в его поэзии соединились два древних ветра, две доли – русская и азиатская, коснулись крылом друг друга два материка- Европа и Азия. Васильев и судьбой своей, и поэзией объединил Центральную Азию с европейской Россией, стал поэтическим предтечей евразиййской идеи, получившей большое распространение на пороге ХХI века.

2-ведущий. (под звуки «Реквиема» Моцарта).

Существует много легенд о жизни и гибели поэта. Их основа – сама личность, натура Павла Васильева, кипучая, искренняя, не терпящая полутонов. «По указке петь не буду сроду...»- так в одном из стихотворений выражал он свое жизненное кредо. Протест против наветов и произвола он выражал бурно. Именно поэтому не смог уцелеть и пал жертвой репресий 1937 года одним из первых...

1-ведущий. Вся жизнь его, яркая, бурная, уместилась в 27 лет, а творчество былинного размаха – в неполное десятилетие. Созданная уникальным талантом, блистательная и неповторимая, его поэзия продолжает волновать наши души. «Васильевская магия жизнелюбия», «костры» его стихов с «зачесами огня» вдохновляют литераторов. Ему, «неистовому детенышу Иртыша», посвящены поэмы И. Шухова, В.Лебедева, Н.Трегубова, повести П. Северова и П.Косенко, проникновенные стихи Н.Клюева, Я.Смелякова, А.Алдан- Семенова, В. Цыбина, А Поперечного, В.Антонова, В.Азарова, А. Крршунова, В. Семерьянова, А. Тыцких.

Ты пришел из просторных степей

Удивлять города своим говором,

Рассказать, как трепещет горлинка

На крючках ястребиных когтей.

Степь не втиснет раздолье свое

В многотомье поэта иного,

Из аркана гортанного слова

Ты один не упустишь ее.




Автор Слямова Нуржанат Амангалиевна
Дата добавления 12.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 343
Номер материала MA-063721
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓