Главная / Русский язык и литература / Тезисы к исследовательской работе по литературе

Тезисы к исследовательской работе по литературе

Название документа Верно.doc

Жуковский и Пушкин.


Верно, что без Пушкина не было бы всей новой русской литературы. Но так же верно и то, что без Жуковского не было бы Пушкина. В поэзии и нравственности нет побежденных и победителей. Есть вершины, и одна может быть больше других, но только все вместе они составляют величавую гряду. Ту самую неразрывную цепь духовности, которая растворена в воздухе Отечества, которым мы дышим, иногда даже не подозревая о ее существовании.


Так что же остается от поэта, когда он уходит? Остается поэт.


Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.


Жизнь - постоянная отдача долгов: собою - за себя. В.А.Жуковский - академик и доктор философии, кавалер военного ордена святой Анны и шведской Полярной Звезды, он никогда не упивался своими достижениями и славой. Каждое предыдущее поколение поэтов считало своим долгом (подчас в ущерб собственному творчеству) воспитание следующего поколения. Это щедрость народных поэтов. За это не ждали ни признания современников, ни благодарности потомков. Это было само собой. Как дыхание. Как осенняя грусть и чистота первого снега. Жуковского воспитал Карамзин. Жуковский стал литературным и нравственным отцом Пушкина и Гоголя. Жуковский написал о своем учителе: “Лучше моего чувства, чистое и высокое, как религия, была моя к нему привязанность”. Пушкин - о своем: “Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком… и человеком, да и каким еще!”

Василий Андреевич закроет глаза Пушкину, “сверчку моего сердца”, убитому в 37 лет. Сделает все, чтобы спасти его, и все-таки не убережет. Он возьмет часы Пушкина и остановит их в ту минуту, когда перестало биться сердце гения. Он положит свою перчатку в гроб Пушкина в знак будущей встречи в лучшем мире.

Название документа Тезисы2.doc

Тезисы


Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «К морю» и В.А. Жуковского «Море».


Сопоставим два лирических произведения поэтов-современников стихотворений, посвященных одной теме, с таким похожим названием. К этой теме обращались многие поэты, писатели, художники, композиторы. Чем привлекла их морская стихия?


«Открой мне глубокую тайну твою» - так обращался Жуковский к морю-загадке. Попытаемся разгадать эту «глубокую тайну» вечной природной стихии, свободной, живой:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Язык моря чуткая душа каждого поэта воспринимает по-своему. «Глубокую тайну» представляет и внутренний мир поэта, и его лирические произведения. Попробуем постичь всё это путем сопоставления, т.е. сравнительного анализа.

Оба стихотворения принадлежат к романтическому направлению: в обоих чувствуется неудовлетворённость действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. У Жуковского и жанр элегии не случайно выбран: этот жанр подчёркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека, так и у Пушкина в стихотворении «К морю» сама композиция помогает увидеть стремление поэта к свободе, к утверждению свободы человеческой мысли. У Жуковского море наполнено смятенной любовью, море любуется небом, отражает его и само становится чистым, потому что любовь способна осветлять жизнь, облагораживать душу человека. Борьба за любовь может быть долгой и упорной, и лишь тогда «мгла исчезает, и тучи уходят».

Это основные настроения, соответствующие жанру элегии, излюбленными поэтами-романтиками.

Оба произведения написаны в одно и то же время: элегия Жуковского – 1822 году, стихотворение Пушкина – в1824 году. Это эпоха расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов - эпоха подъёма национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное с неудовлетворённостью окружающей действительностью, порывом к свободе – личной, общественной.

В 1820 – 1821 годах Жуковский предпринимает путешествие в Германию морей, которые связано с личной драмой поэта – глубоким чувством к Марии Потасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными и принесли любящим тяжёлые разочарования. Эти обстоятельства окрасили в трагические тона и интимную лирику поэта. Замужество Марии в 1817 году, а затем её ранняя смерть в 1823 году стали личной драмой Жуковского. Стихотворение Пушкина « К морю» написано в 1824 году в Михайловском, наводит грусть- журчание ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова».

Поэту не дают покоя воспоминания о море, о любви к Е. К. Воронцовой, с которой вынужден расстаться.

Итак, в основе стихотворения Пушкина - тоже личная драма. Оба стихотворения объединены одним кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно - философской и к любовной лирике. В основе обоих лирических произведений морской пейзаж. Что общего в образе моря у Жуковского и Пушкина? Какие изобразительные средства используют поэты для создания этого образа?

Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстаёт перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского « Лазурное море»… вечерним и утренним светом горит, ласкает… облака золотые» У Пушкина оно « катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим «его скалы его заливы, и блеск, и тень …» В элегии Жуковского «безмолвное море», полное «таинственной, сладостной жизни», наполнено «смятенной любовью, тревожною думой». Его «напряжённая грудь» дышит, его «необъятное лоно» хранит «глубокую тайну».

В стихотворении Пушкина мы слышим «грустный», «призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег».

У Пушкина, и у Жуковского можно заметить, что море непредсказуемо и своенравно, противоречиво. Эту противоречивость, присущую самой природе морской стихии, подчёркивает антитеза, лежащая в основе обоих произведений, что придаёт напряжённость и динамику, противопоставление поддерживается в тексте близкими по смыслу антитезами: море спокойное – море бурное, море – берег. В се эти контрасты помогают нам понять идею автора в произведении.

Жуковский и Пушкин одушевляют море, используя олицетворения:

Ты живо, ты дышишь смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

При этом автор выстраивает понятия по мере усиления признаков, используя градацию как стилистическую фигуру. Звукопись помогает нам не только видеть море, но и слышать его. Авторы сочетают Аллитерацию и ассонанс, что создаёт торжественную, плавную, размеренную, мелодию стиха у Жуковского:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…

У Пушкина:

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Сонорные (р, л, м, н) преобладают, порывы же моря , его шум позволяют услышать намеренный повтор звуков ( з, с, ж, ш )

В элегии Жуковского ассонанс (о, у) позволяет ощутить глубину моря, неподвижность, его тайну; у Пушкина эти гласные передают ширь, бесконечность, необузданность морской стихии. И Жуковский, и Пушкин используют различные изобразительно-выразительные средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность, мелодичность. Этому также служат:

1. Инверсия «над бездной твоею», «волны голубые», «ропот заунывный, «шум призывный» др.

2. Словесные повторы (анафора) «ты живо, ты чисто», «как ропот, как зов», «как ты могущ, как ты неукротим» и др.

3. Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражающие чувства лирического героя «у берегов остался я…»

Этот знак свидетельствует о глубоком раздумье автора, о причинах своей привязанности к «скучному берегу».

4.Эмоциональность и экспрессивность обоих лирических произведений выражается и множеством вопросительных и восклицательных предложений.


Образы лирических героев заставляют задуматься и о различиях двух произведений. Прежде всего необходимо обратить внимание на названия стихотворений У Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов. Море хранит тайну любви, лишь частично приоткрывая её.

Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, он принимает решение остаться «могучей страстью любви». Море для него – друг, море ждёт, зовёт… Лирический герой слышит его призывный шум, признаётся ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть.

Очень необычна строфика стихотворений: то это четверостишия, то пятистишия. Изменчива и рифма – чередование мужской и женской; способ рифмовки – то кольцевая, то перекрёстная рифма. Все эти ритмические особенности помогают услышать плеск волн и в то же время ещё раз ощутить непредсказуемость и своенравие моря. Стихотворный размер – ямб - передаёт упругость, энергию, мощь свободной стихии.

Сопоставляя стихотворения В.А. Жуковского и А.С. Пушкина с такими похожими названиями, мы можем выявить их общие и различные черты, лучше понять авторский замысел, глубину чувств и своеобразие характера лирического героя, творческую манеру, систему нравственных ценностей поэтов- современников, поэтов – друзей. П.И.Бертенев - один из биографов А.Пушкина – успевший расспросить многих людей, знавших Пушкина и Жуковского лично и наблюдавших их общение, составил любопытную параллельную характеристику двух поэтов: «Жуковский и Пушкин – люди не только разного, но почти противоположного характера… Вертлявый и непоседливый, Пушкин весь был жизнь и движение. По природе своей Жуковский был ленив и неподвижен…и самый голос у него был протяжно-медлительный, а движения всегда спокойные. В беседе – добродушная и нередко затейливая шутка - у Жуковского; краткое, меткое и изощрённое слово – у Пушкина. К несходству нрава присоединилась и разница в возрасте… И, несмотря на это, они связаны были тесною дружбою. Их уравнивало и соединяло единство призвания, и оба они оставили нам собою высокий пример верности этому призванию…».

А.С.Пушкин. «К морю».


Прощай, свободная стихия!

В последний раз перед тобой

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.


Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.


Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!


Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!


Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно сквозь зыбей:

Но ты взыграл неодолимый,-

И стая Тонек кораблей.


Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.


Ты ждал, ты звал…я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.


О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.


Одна скала, гробница славы…

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.


Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.


Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, волнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.


Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен.

Как ты, ничем неукротим.


Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье ил тиран.


Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул и вечные часы.


В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.


Василий Жуковский

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.


1822


Тезисы к исследовательской работе по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Сравнительный анализ двух стихотворений поэтов-современников 19 века В.А.Жуковского "Море" и А.С.Пушкина "К морю".

Работа ученицы 9 класса в рамках НОУ (научного общества учащихся). Автор исследования пытается сопоставить два лирических  стихотворения, посвященных одной теме, с таким похожим названием.

Ученица пытается проследить, как

  Жуковский и Пушкин используют различные изобразительно-выразительные средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность, мелодичность.
Автор работы приходит к выводу:сопоставляя стихотворения В.А. Жуковского и А.С. Пушкина с такими похожими названиями, мы можем выявить их общие и различные черты, лучше понять авторский замысел.

 

 

 

Автор Ржавцева Любовь Антоновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 785
Номер материала 45174
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓