Главная / Химия / Тетрадь "Справочные материалы по химии"

Тетрадь "Справочные материалы по химии"

ТЕТРАДЬ «СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ХИМИИ»

(из опыта работы учителя химии и биологии Самотоенко Валентины Александровны МКОУ Началовская СОШ Россошанский муниципальный район Воронежская область)

Через пять лет работы я пришла к выводу, что наиболее важное и необходимое почти на каждом уроке химии необходимо фиксировать где-то отдельно.

Вначале это были отдельные листы на твёрдой основе (для более длительного пользования), затем записи вели в конце тетради и, наконец я пришла к осознанию ведения тетради – словаря или тетради-справочника. Называется наша тетрадь «Справочные материалы по химии» 8-11 классы. Объём тетради 80 или 96 листов, которые нумеруются. Вначале идёт содержание с указанием страниц.

Содержание.

  1. Определения:

  1. Предмет химии

  2. Вещество

  3. Химический элемент

  4. Химическая формула: индекс, коэффициент

  5. Сложные вещества

  6. Простые вещества

  7. Атом

  8. Протон

  9. Нейтрон

  10. Электрон

  11. Группа элементов

  12. Период

  13. Малый период и большой период

  14. Главная и побочная подгруппы

  15. Физический смысл порядкового номера

  16. Физический смысл № периода

  17. Физический смысл № группы (для элементов главных подгрупп)

  18. Ковалентная связь

  19. Ковалентная неполярная связь

  20. Ковалентная полярная связь

  21. Ионная связь

  22. Металлическая связь

  23. Степень окисления

  24. Оксиды

  25. Основания

  26. Кислоты

  27. Соли

  28. Химические реакции

  29. Реакции соединения

  30. Реакции разложения

  31. Реакции замещения

  32. Реакции обмена

  33. Электролитическая диссоциация

  34. Основания с точки зрения ТЭД

  35. Кислоты с точки зрения ТЭД

  36. Соли с точки зрения ТЭД

  37. Окислительно – восстановительные реакции

  38. Окислитель

  39. Восстановитель

  40. Амфотерность

  41. Изомерия и изомеры

  42. Гомология и гомологи

  43. Алканы

  44. Циклоалканы

  45. Алкены

  46. Алкадиены

  47. Алкины

  48. Арены

  49. Спирты

  50. Альдегиды

  51. Кетоны

  52. Карбоновые кислоты

  53. Сложные эфиры

  54. Жиры

  55. Углеводы

  56. Амины

  57. Аминокислоты

  58. Мономер

  59. Полимер

  60. Белки

  61. Нуклеиновые кислоты

  62. Скорость химических реакций

  63. Химическое равновесие

  64. Электролиз

  65. Гидролиз

  1. Свойства веществ (таблицы)

  1. Металлов

  2. Неметаллов

  3. Оксидов: кислотных, основных, амфотерных

  4. Оснований: щелочей, нерастворимых

  5. Кислот: растворимых, нерастворимых

  6. Солей растворимых

  7. Алканы

  8. Циклоалканы

  9. Алкены

  10. Алкадиены

  11. Алкины

  12. Арены

  13. Спирты

  14. Альдегиды

  15. Кетоны

  16. Карбоновые кислоты

  17. Сложные эфиры

  18. Жиры

  19. Углеводы

  20. Амины

  21. Аминокислоты

  22. Важнейшие кислоты и их соли

  1. Схемы:

  1. Ковалентная связь

  2. Ковалентная неполярная связь

  3. Ковалентная полярная связь

  4. Ионная связь

  5. Металлическая связь

  6. Гидролиза

  7. Электролиза

  1. Правила:

  1. Составления ионных уравнений реакций

  2. Составления окислительно-восстановительных уравнений реакций

  1. Алгоритм решения задач различных типов

По этой тетради – справочнику я провожу различные проверочные работы, а это результат деятельности ученика. Слабым учащимся я разрешаю пользоваться данной тетрадью при решении задач, при составлении схем связи и т. д. Многим школьникам нравится ведение такой тетради и это и дополнительная оценка за её ведение.

При обучении учащихся решению расчётных задач я стараюсь ознакомить их с различными способами решения. Так некоторые задачи на определение молекулярной формулы вещества могут быть решены различными способами.

Задача. Полностью замещённое хлорпроизводное предельного углеводорода имеет относительную молекулярную массу 237. Состав этого соединения следующий: Cl – 89,9%, C – 10,1% . Найдите его молекулярную формулу.

1 способ решения. Обозначим искомую молекулярную формулу С хСl у. Учитывая относительные атомные массы углерода и хлора и данные условия задачи, можно записать, что отношение содержания С и Сl в молекуле хлорпроизводного равно: 12х : 35,5у = 10,1 : 89,9. После преобразования получаем для отношения чисел атомов С и Сl в молекуле хлорпроизводного х : у = (10,1 : 12) : (89,9 : 35,5) = 0,84 : 2,53= (0,84: 0,84): (2,53:0,84) = 1:3. Следовательно, простейшая формула хлорпроизводного С Сl 3. Масса, соответствующая простейшей формуле, равна 35,5 *3 +12 =118,5. Согласно условию задачи, относительная молекулярная масса соединения равна 237. Число групп С Сl 3, входящих в состав молекулы, равно 237 : 118,5 =2, следовательно, молекулярная формула – С2 Сl 6.

2 способ решения. При решении данной задачи можно ограничиться знанием только относительной молекулярной массы (237) и того факта, что в задаче речь идёт о полностью хлорированном предельном углеводороде. Запишем формулу полностью хлорированного предельного углеводорода в общем виде как Сn Сl 2n +2. Учитывая, что относительная масса углерода равна 12, а хлора – 35,5, можно составить следующее уравнение для относительной молекулярной массы хлорпроизводного 12n + 355 * (2n + 2) = 237, n = 2. Следовательно, формула хлорпроизводного С2 Сl 6.

3 способ решения. Запишем формулу полностью хлорированного предельного углеводорода в общем виде как Сn Сl 2n +2. Решаем задачу методом подбора. При n = 1 относительная молекулярная масса хлорпроизводного равна 154; при n = 2 относительная молекулярная масса хлорпроизводного равна 237. Следовательно, искомое вещество - С2 Сl 6.

4 способ решения. При решении будем использовать только ту часть условия задачи, в которой говорится, что хлорпроизводное полностью хлорированного предельного углеводорода содержит Cl – 89,9%, C – 10,1%. Сначала находим, как это было уже сделано при решении задачи первым способом, простейшую формулу хлорпроизводного - С Сl 3. Учитывая, что общая формула хлорпроизводного полностью хлорированного насыщенного углеводорода может быть записана как Сn Сl 2n +2. Составляем пропорцию n :1 = (2 n +2) : 3, n = 2. . Следовательно, формула хлорпроизводного С2 Сl 6.

Знание различных способов решения задач способствует выработке умений применять рациональные способы расчётов в различных областях научной и практической деятельности.

Решение задач на растворимость и перекристаллизацию солей, не содержащих кристаллизационную воду, значительно упрощается, если их условия записывать в виде таблиц.

Задача 1. Растворимость соли при 1000 составляет 120 г, а при 00 – 20 г. Соль какой массой выкристаллизуется из насыщенного при 1000 раствора, если его охладить до 00?

Решение. Запишем условие задачи.

Температура, 0С

Растворимость, г/100г воды

100

0

120

- 20

Между цифрами правой графы ставим знак « - «. Тогда из такой записи условия задачи видно, что из раствора, содержащего воду массой 100 г, при охлаждении выкристаллизуется соль массой 100 г (120 – 20).

Ответ: из раствора выкристаллизуется соль массой 100 г.

Задача 2. Вычислите массу бертолетовой соли, которая выкристаллизуется из насыщенного при 800 раствора массой 70 г при его охлаждении до 100?

По кривой растворимости находим, что при 800 в воде массой 100 г растворяется бертолетовая соль массой 40 г, а при 100 – 5 г. Эти данные записываем в виде таблицы. Но так как здесь речь идёт о растворе, то в таблицу вводим ещё одну графу, отражающую массу раствора.



Температура, 0С

Растворимость, г/100г воды

Масса раствора, г

80

10

40

- 5

70

Далее рассуждаем следующим образом: из раствора массой 140 г выкристаллизовывается соль массой 35 г, а из раствора массой 70 г – х г. Отсюда находим: х = 70*35:140 =17,5.

Ответ: из данного раствора выкристаллизуется соль массой 17,5 г.

Задача 3. Растворимость соли при 1200 равна 70 г, а при 50 – 10 г. Сколько соли и воды (в г) необходимо взять для получения чистой соли массой 1 кг, если перекристаллизация проводится из насыщенного при 1200 раствора, охлаждаемого до 50?

Решение. Запишем данные условия задачи:

Температура, 0С

Растворимость, г/100г воды

Масса соли, г

120

5

70

- 10

х

Рассуждаем следующим образом: из раствора, содержащую соль массой 70 г, выделится соль массой 60 г, а из раствора, содержащую соль массой х г, - 1000 г. Х = 70*1000:60 = 1167. Для растворения соли массой 70 г при 1200 необходима вода массой 100 г, а для растворения соли массой 1167 г – у г. У = 1167 * 100 :70 = 1668.

Ответ: для получения чистой соли массой 1 кг необходимо взять соль и воду массами соответственно 1167 г и 1668 г.

Научить ученика решать задачи по химии различного уровня сложности только таким образом можно говорить об эффективном усвоении курса химии. К любой задаче необходимо подходить творчески. А если школьник изучил и решил большое количество задач различных типов, то я думаю, он сможет успешно справиться с задачами и на ЕГЭ. И мой опыт работы подтверждает это. Мои ученики решают задачи и учились, и учатся в высших и средних учебных заведениях.





Тетрадь "Справочные материалы по химии"
  • Химия
Описание:

ТЕТРАДЬ «СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ХИМИИ»

(из опыта работы учителя химии и биологии Самотоенко Валентины Александровны МКОУ Началовская СОШ Россошанский муниципальный район Воронежская область)

Через  пять лет работы я пришла к выводу, что наиболее важное и необходимое почти на каждом уроке химии  необходимо  фиксировать  где-то отдельно.

Вначале это были  отдельные листы на твёрдой основе (для более длительного пользования), затем записи вели в конце тетради и,  наконец я пришла к осознанию  ведения тетради – словаря или тетради-справочника. Называется наша тетрадь «Справочные материалы по химии» 8-11 классы. Объём тетради 80 или 96 листов, которые нумеруются. Вначале идёт содержание с указанием страниц.

Содержание.

1.     Определения:

1)    Предмет химии

2)    Вещество

3)    Химический элемент

4)    Химическая формула: индекс, коэффициент

5)    Сложные вещества

6)    Простые вещества

7)    Атом

8)    Протон

9)    Нейтрон

10)          Электрон

11)          Группа элементов

12)          Период

13)          Малый период и большой период

14)          Главная и побочная подгруппы

15)          Физический смысл порядкового номера

16)          Физический смысл № периода

17)          Физический смысл № группы (для элементов главных подгрупп)

18)          Ковалентная связь

19)          Ковалентная неполярная связь

20)          Ковалентная полярная связь

21)          Ионная связь

22)          Металлическая связь

23)          Степень окисления

24)          Оксиды

25)          Основания

26)          Кислоты

27)          Соли

28)          Химические реакции

29)          Реакции соединения

30)          Реакции разложения

31)          Реакции замещения

32)          Реакции обмена

33)          Электролитическая диссоциация

34)          Основания с точки зрения ТЭД

35)          Кислоты с точки зрения ТЭД

36)          Соли с точки зрения ТЭД

37)          Окислительно – восстановительные реакции

38)          Окислитель

39)          Восстановитель

40)          Амфотерность

41)          Изомерия и  изомеры

42)          Гомология и гомологи

43)          Алканы

44)          Циклоалканы

45)          Алкены

46)          Алкадиены

47)          Алкины

48)          Арены

49)          Спирты

50)          Альдегиды

51)          Кетоны

52)          Карбоновые кислоты

53)          Сложные эфиры

54)          Жиры

55)          Углеводы

56)          Амины

57)          Аминокислоты

58)          Мономер

59)          Полимер

60)          Белки

61)          Нуклеиновые кислоты

62)          Скорость химических реакций

63)          Химическое равновесие

64)          Электролиз

65)          Гидролиз

2.     Свойства веществ (таблицы)

1)    Металлов

2)    Неметаллов

3)    Оксидов: кислотных, основных, амфотерных

4)    Оснований: щелочей,  нерастворимых

5)    Кислот: растворимых, нерастворимых

6)    Солей растворимых

7)    Алканы

8)    Циклоалканы

9)    Алкены

10)          Алкадиены

11)          Алкины

12)          Арены

13)          Спирты

14)          Альдегиды

15)          Кетоны

16)          Карбоновые кислоты

17)          Сложные эфиры

18)          Жиры

19)          Углеводы

20)          Амины

21)          Аминокислоты

22)          Важнейшие кислоты и их соли

3.     Схемы:

1)    Ковалентная связь

2)    Ковалентная неполярная связь

3)    Ковалентная полярная связь

4)    Ионная связь

5)    Металлическая связь

6)    Гидролиза

7)    Электролиза

4.     Правила:

1.     Составления ионных уравнений реакций

2.     Составления окислительно-восстановительных  уравнений реакций

5.     Алгоритм решения задач  различных типов

По этой тетради – справочнику я провожу различные проверочные работы,  а это результат деятельности  ученика. Слабым учащимся я разрешаю пользоваться  данной тетрадью при решении задач, при  составлении схем связи и т. д. Многим  школьникам нравится ведение такой тетради и это и дополнительная оценка за её ведение.

При обучении учащихся решению  расчётных задач  я стараюсь ознакомить их с различными способами решения. Так  некоторые задачи на определение молекулярной формулы вещества могут быть решены различными способами.

Задача. Полностью замещённое хлорпроизводное предельного углеводорода имеет относительную молекулярную массу 237. Состав этого соединения следующий: Cl – 89,9%,  C – 10,1% . Найдите его молекулярную формулу.

1 способ решения.  Обозначим искомую молекулярную формулу С хСl у. Учитывая относительные атомные массы углерода и хлора и данные условия задачи, можно записать, что отношение содержания С  и Сl в молекуле хлорпроизводного равно: 12х : 35,5у = 10,1 : 89,9. После преобразования получаем для отношения чисел атомов С и Сl в молекуле хлорпроизводного            х : у = (10,1 : 12) : (89,9 : 35,5) = 0,84 : 2,53= (0,84: 0,84): (2,53:0,84) = 1:3. Следовательно, простейшая формула хлорпроизводного  С Сl 3. Масса, соответствующая простейшей формуле, равна 35,5 *3 +12 =118,5. Согласно условию задачи,  относительная молекулярная  масса соединения равна  237. Число групп  С Сl 3, входящих в состав молекулы,  равно 237 : 118,5 =2, следовательно, молекулярная формула – С2 Сl 6.

         2 способ решения. При решении данной задачи можно ограничиться знанием только относительной молекулярной  массы (237) и того факта, что в задаче речь идёт о полностью хлорированном предельном углеводороде. Запишем формулу полностью хлорированного предельного углеводорода в общем виде как Сn Сl 2n +2. Учитывая, что относительная масса углерода равна 12, а хлора – 35,5, можно составить следующее уравнение для  относительной молекулярной массы хлорпроизводного  12n + 355 * (2n + 2) = 237,  n = 2. Следовательно,  формула хлорпроизводного С2 Сl 6.

3 способ решения. Запишем формулу полностью хлорированного предельного углеводорода в общем виде как Сn Сl 2n +2. Решаем задачу методом подбора. При  n = 1 относительная молекулярная масса хлорпроизводного  равна 154; при n = 2 относительная молекулярная масса хлорпроизводного  равна 237. Следовательно,  искомое вещество - С2 Сl 6.

4 способ решения. При решении  будем использовать только ту часть условия задачи, в которой говорится, что хлорпроизводное полностью хлорированного предельного углеводорода содержит Cl – 89,9%,  C – 10,1%. Сначала находим, как это было уже сделано при решении задачи первым способом, простейшую формулу хлорпроизводного  - С Сl 3. Учитывая, что общая формула хлорпроизводного полностью хлорированного насыщенного углеводорода может быть записана как      Сn Сl 2n +2. Составляем пропорцию n :1 = (2 n +2) : 3, n = 2. . Следовательно,  формула хлорпроизводного С2 Сl 6.

Знание  различных способов решения задач  способствует выработке умений применять рациональные способы расчётов в различных областях научной и практической деятельности.

     Решение задач на растворимость  и перекристаллизацию солей, не содержащих кристаллизационную воду, значительно упрощается, если их условия записывать в виде таблиц.

Задача 1.  Растворимость соли при 1000 составляет 120 г, а при 00 – 20 г. Соль какой массой выкристаллизуется из насыщенного при         1000 раствора, если его охладить до 00?

Решение. Запишем условие задачи.

Температура,  0С

Растворимость, г/100г воды

100

0

       120

  -       20

Между цифрами правой графы ставим знак « - «. Тогда из такой записи условия задачи видно, что из раствора,  содержащего воду массой 100 г, при охлаждении выкристаллизуется соль массой 100 г (120 – 20).

Ответ: из раствора  выкристаллизуется соль массой 100 г.

Задача 2. Вычислите массу бертолетовой соли, которая выкристаллизуется из насыщенного при 800 раствора массой 70 г при его охлаждении до 100?               

По кривой растворимости находим, что при 800 в воде массой 100 г растворяется бертолетовая соль  массой 40 г, а при 100 – 5 г. Эти данные записываем в виде таблицы. Но так как здесь речь идёт о растворе, то в таблицу вводим ещё одну графу, отражающую массу раствора.

 

Температура,  0С

Растворимость, г/100г воды

Масса раствора, г

80

10

40

-  5

70

Далее рассуждаем следующим образом: из раствора массой 140 г выкристаллизовывается соль массой 35 г, а из раствора массой 70 г – х г. Отсюда находим:  х = 70*35:140 =17,5.

Ответ: из данного раствора выкристаллизуется соль массой 17,5 г.

Задача 3. Растворимость соли при 1200 равна 70 г, а при 50 – 10 г. Сколько соли и воды (в г) необходимо взять для получения чистой соли массой 1 кг, если перекристаллизация проводится из насыщенного при 1200 раствора, охлаждаемого до 50?

Решение. Запишем данные условия задачи:

Температура,  0С

Растворимость, г/100г воды

Масса соли, г

120

5

70

- 10

х

Рассуждаем следующим образом: из раствора, содержащую соль массой 70 г,  выделится соль массой 60 г, а из раствора, содержащую соль массой х г, - 1000 г.   Х = 70*1000:60 = 1167. Для растворения соли массой 70 г при 1200 необходима вода массой 100 г, а для растворения соли массой 1167 г – у г. У = 1167 * 100 :70 = 1668.

Ответ: для получения чистой соли массой 1 кг необходимо взять соль и воду массами соответственно 1167 г и 1668 г.

Научить  ученика решать задачи по химии различного уровня сложности только таким образом можно говорить об  эффективном усвоении курса химии.  К любой задаче необходимо подходить творчески.  А если школьник изучил и решил большое количество задач различных типов, то я думаю,  он сможет успешно справиться с задачами  и на ЕГЭ. И мой опыт работы подтверждает это.  Мои ученики  решают задачи  и учились, и учатся в высших и средних учебных заведениях.

 

 

 

Автор Самотоенко Валентина Александровна
Дата добавления 02.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 908
Номер материала 59131
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓