Инфоурок Биология Другие методич. материалыТесты развитие функциональной грамотности

тесты развитие функциональной грамотности

Скачать материал

Тест по биологии на развитие функциональной грамотности.

Учитель Почтарь О.Ю. ОСШ№ 17 город Балхаш

2 вариант

Задание 1.  Для шлифовки металлических и деревянных изделий используют

а) корневища хвощей

б) споры плаунов

в) стебли хвощей

г) вайи («листья») папоротников

Задание 2. Кожица листа наземного растения характеризуется признаками:

I.       Образована живыми клетками.

II.    Все клетки одинаковые по форме и размерам.

III.  Имеет кутикулу.

IV. Клетки расположены плотно без межклетников.

V. Имеет устьица.

а) I, III, IV, V

б) I, II, III

в) II, IV

г) I, IV

Задание 3.  Белки расщепляются в

1.  пищеводе 

2.  ротовой полости             

3.  печени                 

4.  желудке, кишечнике

Задание 4.  Как называются длинные отростки тел нейронов, по­крытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы            

2. нервные центры              

3. нервные узлы                   

4. гормоны

Задание 5.  Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка

2.  от правого желудочка    

3.  от аорты   

4.  от левого предсердия

Задание 6. Главный признак, впервые отделивший в ходе эволюции человека от всех остальных приматов:

 а) прямохождение;

 б) трудовая деятельность;

 в) использование огня;

 г) членораздельная речь

Задание 7.

Установите соответствие между особенностями кровеносной системы животных, относящихся к разным классам.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ        КЛАСС

A)В сердце венозная кровь              1) Рыбы

Б) В сердце 4 камеры                        2) Птицы

B)Два круга кровообращения

 Г) Один круг кровообращения

Д) Венозная кровь из сердца поступает к легким

Е) В сердце две камеры

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

Задание 8. Составь из данного перечня схему круговорота веществ:

Растения,  почва,  грибы, солнце,  бактерии, свет,  кислород,  органические вещества,   вода,  углекислый газ,  минеральные соли.

С помощью букв составьте ответ на вопрос: как происходит круговорот углерода в природе?

А. В процессе дыхания освобождается углекислый газ, который выделяется в атмосферу.

Б. Микроорганизмы разрушают мертвую органику и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ.

В. 0,03% углекислого газа содержится в окружающей нас атмосфере.

Г. Растения поглощают углекислый газ из атмосферы и воду из почвы, образуя из них в процессе фотосинтеза органические вещества.

Д. Человек, животные, грибы, бактерии используют для питания готовые органические вещества, содержащие углерод.

(Ответ: В, Г, Д, А, Б )

Задание  9. «В трюм опустился матрос с охапкой свежей травы. Несколько пучков бросил он и около камбуза, кладовой, засунул в щели, разбросал по палубе. Но что это? Из трюма стали появляться одна за другой мыши и крысы. Не находя иного выхода, они прыгали в воду и исчезали в волнах». Что это за удивительное растение, и каковы его особенности?

Ответ

( Чернокорень лекарственный  («песий язык»). Это многолетнее растение. Встречается по сорным местам, около дорог. Чернокорень имеет сильный запах, обладает инсектицидным действием ).

Задание 10

Ферменты и гормоны

Жизнь любого организма можно представить как множество непрерывно протекающих биохимических реакций. Белкам в этих реакциях отведена особая роль. От них зависит слаженность и точность обмена веществ. Белки, ускоряющие химические реакции называются ферментами. Без ферментов большинство химических реакций протекало бы чрезвычайно долго, иногда десятилетиями. Каждый фермент ускоряет одну-единственную реакцию. Из любой смеси фермент выбирает строго определенные вещества и заставляет их реагировать. Дело в том, что молекула фермента геометрически точно соответствует молекуле реагирующего вещества (субстрату). Поэтому говорят, что ферменты специфичны по отношению к субстрату. Большинство ферментов расположено на клеточных мембранах. На внутренних мембранах митохондрий работают дыхательные ферменты. В пищеварительной системе в разных кислотных средах работают пищеварительные ферменты. Работают они и в хлоропластах, и в цитоплазме клеток. Ферменты — это белки, а вам известно, что белки имеют первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру. Фермент, ускорив определенную реакцию, практически не изменяется и сразу же приступает к ускорению следующей реакции. Белковую природу имеют и некоторые гормоны.

Гормоны — биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей. Гормоны, выделяемые в кровь, участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения, обмена веществ. Свое действие они оказывают на органы или клетки, находящиеся на достаточно большом расстоянии от места, в котором они образуются. Действуя на клетки или органы — мишени, гормоны вызывают их ответную реакцию. Затем они разрушаются. Действие гормонов гораздо медленнее, чем действие ферментов. Но и функции их различны.

Используя содержание текста «Ферменты и гормоны» и имеющиеся у вас знания, ответьте на следующие вопросы.

1)         Чем объясняется специфичность ферментов?

2)         В чем заключается различие между пищеварительными ферментами желудочного и кишечного соков?

3)         Приведите пример действия гормонов, например щитовидной или поджелудочной железы.

Задание 11.

В одном охотничьем хозяйстве активно уничтожали коршунов и ястребов, т.к. они уничтожали цыплят на птицеферме. Однако после исследования рациона этих птиц получили данные, которые представлены в таблице. Изучите таблицу и ответьте на поставленные вопросы.

Виды жертв   Количество истребленных цыплят и другой добычи за два года различными видами хищников, в процентах.

Виды жертв

Количество истребленных цыплят и другой добычи за два года различными видами хищни­ков, в процентах

Коршун

Ястреб

Всего

Цыплята

5%

7%

12%

вместе

Грызуны, дичь, мелкие птицы

45%

70%

45% и 70% со­ответст­венно

Вредные насе­комые, ля­гушки, падаль

50%

23%

50% и 23% со­ответст­венно

 

1)         Имеет ли деятельность хищников полезное значение?

2)         Нужно ли уничтожать ястребов — тетеревятников? Ответ объясните.

3)         В каких местах вы бы ограничили численность хищных птиц?

Задание 12 . Температура тела колибри составляет днем +43°, а ночью, в покое, 10°С. Как по-Вашему, какими особенностями жизни, колибри обусловлена такая особенность их физиологии?

Ответ: У колибри очень велико отношение поверхности к объему, поэтому она быстро теряет тепло. Чтобы его восполнить, необходимо поддерживать обмен веществ на высоком уровне. Такое поддержание обусловлено, в частности, высокой температурой тела. Ночью птица впадает в оцепенение, обмен веществ снижается, для его поддержания достаточно +10°С. Это переключение дает возможность экономить энергетические ресурсы. Подобные явления наблюдаются у других мелких птиц и млекопитающих. Ошибкой является мнение о том, что данное явление непосредственно обусловлено изменением температуры среды.

Задание 13. Почему не только недостаток, но и избыток витаминов приводит к заболеванию? Почему при этом иногда симптомы гипо - и гипервитаминозов совпадают?

Ответ : Просто описание разных симптомов не является ответом на вопрос. Основные возможные варианты ответа: а. при избытке витаминов организм теряет возможность их усваивать (приветствуется объяснение о расстройстве соответствующей системы ферментов); б. избыток одних витаминов ведет к плохому усвоению других; в. организм может вообще одинаково реагировать на широкий круг расстройств (реакция типа стресса). Рассуждения о функциях витаминов в организме оценивались не сами по себе, а только плюс к перечисленному.

Задание 14   

У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.

Ответ: Рекомендация врача вызвана тем, что у данного человека очаги инфекции находятся в больных зубах и пораженной ангиной глотке. Оттуда микробы и попадают в почки. Это нисходящая инфекция для почек.

Задание 15

 В северных озерах молодь щуки питается циклопами. Как по-Вашему, можно объяснить случаи массовой гибели щурят определенного возраста в условиях изобилия циклопов?

Ответ : «Массовая" не значит "полная". Процент гибели растет, так как, достигнув в определенном возрасте большого размера, щурята с трудом ловят циклопов, больше распугивая их, а циклопы еще и недостаточно питательны для крупных, активных хищников. Достигнув определенных размеров, хищные рыбы в северных, бедных кормом озерах начинают питаться собственной молодью.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тесты развитие функциональной грамотности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тест по биологии на развитие функциональной грамотности.

Учитель Почтарь О.Ю. ОСШ№ 17 город Балхаш

1 вариант

Задание 1. Грудная клетка отсутствует у

а) змей б) ящериц в) черепах г) крокодилов

Задание 2.Для личинок земноводных характерны:

I. Жаберное дыхание.

II. Только кожное дыхание.

III. Один круг кровообращения.

IV. Два круга кровообращения.

V. Трехкамерное сердце.

а) II, III, V

б) I, IV, V

в) I, III

г) IV, V

Задание 3. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

а) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

в) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

Задание 4.Ферменты слюны расщепляют:

а) белки;

б) углеводы

в) жиры;

г) жирорастворимые витамины

Задание 5. Для свёртывания крови необходимы, помимо прочего:

 а) ионы железа;

 б) ионы хлора;

 в) аскорбиновая кислота;

 г) ионы кальция

Задание 6.

По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак легких и гортани, эмфизема легких и ишемическая бо­лезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зави­симость в % от числа обследованных людей.

 

Рак лёгких

неку­рящие

 Из них в %

куря­щие

Рак гортани

некурящиерящие

Гортани

куря­

щие

Ишемическая

Болезнь сердца

некурящие­

рящие

Ишемическая

Болезнь сердца

курящие­

 

2%

1-10

сигарет

3%

3%

1-10

сигарет

15%

35%

1-10

сигарет

45%

 

11-20

сигарет

10%

 

11-20

сигарет

27%

 

11-20

сигарет

50%

 

31-40

сигарет

35%

 

31-40

сигарет

50%

 

31-40

сигарет

62%

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1)         Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?

2)         Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязненной среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?

3)         Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?

Задание 7

Прочитайте текст «Возбуждение и торможение» и выполните задание

Возбуждение и торможение

Условием для осуществления любого рефлекса является целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Между центральной нервной системой и рабочими органами существуют прямые и обратные связи, лежащие в основе саморегуляции таких функций организма, как дыхание, кровообращение, выделение и т.д. В осуществлении любого рефлекса участвуют два процесса — процесс возбуждения, вызывающий или усиливающий определенную деятельность и процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать осуществлению этой деятельности организма. Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает, ослабляет или препятствует возникновению рефлекторной деятельности. Возбуждение, возникающее в одних центрах нервной системы, сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в ЦНС, могут задерживать (тормозить) те или иные рефлексы. Явление центрального торможения было открыто И.М. Сеченовым в 1862 г. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и

координации функций в организме. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. При возбуждении центра сгибания суставов тормозится центр их разгибания. В этот момент разгибатели расслабляются. При возбуждении центра разгибания расслабляются сгибатели. Так обеспечивается согласованное движение мышц.

Торможение может быть безусловным и условным. Примером безусловного торможения может быть агрессия собаки при попытке отнять у нее еду. Раздражитель — в данном случае человек или другая собака — немедленно тормозит пищевой рефлекс и вызывает агрессию. Торможение условных рефлексов может быть, по И.П. Павлову, внешним и внутренним. Внешнее торможение возникает при действии более сильного раздражителя. Условный слюноотделительный рефлекс у собаки, выработанный на свет, тормозится сильным звуком звонка. Внутреннее торможение возникает в отсутствии безусловного раздражителя. Если не подкреплять условные рефлексы собаки лакомством, то они затормозятся.

(По Шустановой ТЛ.)

Используя содержание текста «Возбуждение и торможение», укажите звенья рефлекторной дуги и объясните, что образуется в коре мозга при формировании условного рефлекса и возникновении условного торможения.

Задание 8

Прочитайте текст «Прокариотические и эукарио-тические клетки» .

Прокариотические и эукариотические клетки

Электронный микроскоп выявил фундаментальные отличия между эукариотическими и прокариотическими клетками. Предполага¬ется, что прокариотические (бактериальные) клетки возникли раньше эукариотических. Бактериальным клеткам присущи все жизненные функции, но у них нет окруженных мембраной органелл, имеющихся в эукариотических клетках, а именно митохондрий, эндоплазматической сети, хлоропластов, лизосом и комплексов Гольджи. Самое же важное их отличие заключается в том, что у них нет и окруженного мембраной ядра. Именно этот признак является решающим при делении клеток на прокариотические и эукариотические. Прокариотическая ДНК представлена одной свернутой кольцевой молекулой. Рибосомы в прокариотических клетках имеются, но они здесь мельче, чем в цитоплазме эукариотических клеток.

У прокариотических клеток имеются клеточные стенки, несколько иного химического состава, чем у эукариотических клеток. Вакуолей с клеточным соком у прокариотических клеток нет, нет и пищеварительных или сократительных вакуолей, которые присутствуют в эукариотических клетках животных.

Используя содержание текста «Прокариотические и эукариотические клетки», укажите три процесса, которые происходят как в прокариотических, так и в эукариотических клетках.

Задание 9

В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых (в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине.

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1,3

0,8

1,7

1,6

0,7

1,2

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

0,3

0,4

0,5

3

0,5

1,0

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1)         С какими процессами связаны колебания численности насекомых?

2)         На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?

3)         Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.

Задание 9

Прочитайте текст

Прямое и непрямое развитие организмов

Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из икринки рыбы выходит малек, похожий на взрослую особь, но отличающийся от нее размерами, недоразвитием чешуи и плавников, а человек рождает маленького ребенка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растет, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, совершенно не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку — неподвижную стадию. Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое.

Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук, листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.

Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных. Из яйца выходит личинка — головастик. Внешне он напоминает малька рыбы, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников. Через некоторое время у него формируются конечности, развиваются легкие, исчезает хвост. Через два месяца после выхода из яйца головастик пре-вращается во взрослую лягушку. Однако некоторые земноводные развиваются с неполным превращением, например аксолотли. Их личинки достаточно крупных размеров живут в воде, имеют пятипалые конечности, дышат жабрами и способны к размножению.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», укажите основные особенности организмов, развивающихся с полным превращением, отличающие их от организмов, развивающихся с неполным превращением.

Задание 10

Культуру, содержащую 20 бактерий в 1 мл, поместили в парное молоко и поставили его в теплое место. Таким образом, исследователи создали идеальные условия для развития бактерий. В таблице отражены данные, показывающие изменение численности бактерий на протяжении нескольких часов.

Число бактерий

Время

20

1 час

100

2 часа

1000

3 часа

10000

4 часа

100 000

5 часов

1000 000

6 часов

1000 000

7 часов

750 000

8 часов

700 000

9 часов

700 000

10 часов

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

1)         Как изменяется количество бактерий с течением времени?

2)         Чем объясняется тот факт, что через 6-7 часов число бактерий начинает снижаться?

3)         Почему число бактерий начинает снижаться, а затем стабилизируется?

Задание 11

Какой участок рефлекторной дуги нужно уда­лить у собаки, что бы выработанные у нее ус­ловные пищеварительные рефлексы исчезли? Ответ объясните.

Ответ :Удалить чувствительный нейрон

Задание 12

Навеска сухих семян массой 20 г была замочена в воде. После набухания семян масса навески составила 50 г.

1.         Сколько воды по отношению к  массе первоначальной навески (в процентах) поглотили при набухании семена?

2.         Как поступает вода в семена при набухании?

Задание 13.Как объяснить тот факт, что у некоторых растений (манжетка, примула, ива и др.) незадолго перед дождем или после влажной и теплой ночи появляются «слезы» (капли воды) на кончиках листьев?

Ответ : ( У этих растений имеются водные устьица – гидатоды – выделяющие воду в капельно-жидком состоянии. Этот процесс называется гуттацией. Водные устьица всегда открыты, так как не имеют механизма закрывания – открывания. Вода, нагнетаемая корневым давлением с определенной силой в условиях затрудненного испарения (перед дождем, после влажной, теплой ночи) выделяется в виде капель – слез на кончиках листьев).

Задание 14 Клевер красный в Европе начали культивировать с 14 века. Это произошло в Германии.

А. Какое происхождение имеет слово «клевер»?

Б. Кто способствовал распространению клевера красного в Европе?

В. Почему клевер красный включают в кормовой севооборот?

Ответ:

(А. Слово «клевер» произошло от немецкого «клее».

Б. Насекомые – опылители, в частности, шмели.

В. Как у любого бобового растения корни клевера содержат бактериальные клубеньки – колонии азотфиксирующих бактерий. После отмирания клубеньков почва обогащается азотом).

Задание 15 Известно, что фотопериодизм играет большую роль в жизни растений. Как узнать, что продолжительность дня служит сигналом для наступления сезонных изменений в жизни растений?

А. Надо одно растение поставить на свет, а другое – в темное место.

Б. Следует одно растений выращивать в условиях длинного дня (с дополнительным освещением), а другое – в условиях короткого дня (10ч.) и выявить изменения в их развитии

В. Надо поместить растение в условия короткого дня (10 ч.) и следить за изменениями в его развитии.

Г. Следует поместить растение в условия длинного дня (14 ч.) и следить за изменениями в его развитии.

 

Ответ Б

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 631 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1746
    • DOCX 28.5 кбайт
    • 26 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Почтарь Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Почтарь Ольга Юрьевна
    Почтарь Ольга Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 16725
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 157 человек

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека