Главная / Физкультура / Тесты "Баскетбол" для учителей физической культуры

Тесты "Баскетбол" для учителей физической культуры

Баскетбольные тесты

Проводя в шко­ле уроки физической культуры по разделу «Баскетбол», я пришел к выводу о необходи­мости использования измерителей степени обученности по данно­му разделу.

Баскетбол — игра коллективная, эмоцио­нальная, но в то же время на ее конечный ре­зультат во многом оказывают влияние инди­видуальные действия отдельных игроков. Час­то эти действия оценивают субъективно: хоро­шо — плохо, правильно — неправильно, нра­вится — не нравится.

Поэтому я посчитал необходимым разрабо­тать тесты, позволяющие учитывать, кроме субъ­ективных ощущений, количественные и качест­венные сдвиги в освоении технических приемов. При этом такие тесты в своем практическом при­менении должны содействовать развитию двига­тельных качеств. Они также должны быть просты­ми в исполнении и не требовать особых условий и много времени для их проведения.

По моему мнению, вышеуказанным требова­ниям соответствуют следующие контрольные уп­ражнения: а) ведение двух баскетбольных мя­чей одновременно обеими руками; б) ведение двух мячей с изменением высоты отскока од­новременно обеими руками; в) бросок мяча в корзину, стоя сбоку от щита; г) штрафной бросок; д) передача в стену одного мяча на скорость в течение 20 сек.; е) передача мяча в стену обеи­ми руками от груди; ж) передача мяча в стену в прыжке; з) передача мяча в прыжке в парах.

Оценку за освоение технических действий на уроках баскетбола выставляют в зависимости от допущенных ошибок. Различают существен­ные и мелкие ошибки.

Мелкими ошибками можно считать неболь­шие неточности в технике выполнения отде­льных элементов — незначительное отклоне­ние от установленных требований (невысокая скорость, недостаточная амплитуда движений и т.д.). Существенными ошибками считают зна­чительные отклонения от установленных тре­бований, снижающие конечный результат. За мелкую ошибку снимаем 0,5, за существен­ную — 1,0 балл.

Оценка «5» — двигательное действие вы­полнено уверенно, непринужденно, в соответс­твии с требованиями к ученикам того или ино­го класса.

Оценка «4» — соблюдены основные требова­ния, но допущены одна-две мелкие ошибки.

Оценка «3» — действие в основном выпол­нено, но допущены две существенные ошиб­ки или одна существенная и одна-две мелкие ошибки.

Контрольные упражнения и возможные ошибки при их выполнении

Ведение мяча. а) Существенные ошибки: кисть руки накладывается на мяч ударом (шлеп­ком); неправильная координация работы рук и ног; ноги прямые; неумение управлять мячом в свободном передвижении шагом и бегом без постоянного зрительного контроля;

б) мелкие ошибки: ведение мяча перед со­бой с недостаточно акцентированным направ­лением движения вперед; недостаточно согнуты ноги; неумение осуществлять ведение мяча без периодического зрительного контроля.

Ведение мяча с изменением направле­ния. а) Существенные ошибки: руки неправиль­но накладываются на мяч; не переносится центр массы тела в сторону предстоящего движения; потеря контроля над мячом; недостаточно со­гнуты ноги; бег на носках; неумение чередовать работу правой и левой рук при изменении на­правления движения;

б) мелкие ошибки: недостаточно акцентиро­ванный перенос центра массы тела в сторону предстоящего движения с мячом; длительная задержка мяча в момент перевода его для ве­дения другой рукой; недостаточно четкое чере­дование работы рук в зависимости от направ­ления ведения.

Бросок мяча в корзину в движении (количество попаданий из 5 возможных). Оценки: 9 класс — мальчики и девочки: 3 попадания - «5», 2 — «4», 1 — «3». 10 класс — мальчики: 4 — «5», 3 — «4», 2 — "3"; девочки: 4 — "5", 3 — «4», 1 — «3». 11 класс — мальчики: 5 — «5», 4 — «4", 3 — «3»; девочки: 5 — «5», 4 — "4", 2 — «3».

а) Существенные ошибки: неправильная ко­ординация работы ног в момент ловли мяча; опускание мяча вниз после его ловли и задерж­ка его внизу; недостаточный вынос мяча в мо­мент толчка вверх; нет направляющего дви­жения кистью; отсутствие прицельного броска (бросок считается прицельным, если мяч пос­ле отскока от щита попадает в корзину или же, ударившись о дужку кольца, отскакивает вверх); нет выраженного махового и стопорящего шага в момент прыжка вверх;

6) мелкие ошибки: замедленная фиксация шагов в момент ловли мяча; излишне согну­тая в коленном суставе маховая нога в мо­мент прыжка вверх; неполное выпрямление вверх руки с мячом; недостаточно мягкое на­правляющее движение кистью; нет широкого свободного шага в момент ловли мяча после его ведения.

Ведение двух мячей одновременно дву­мя руками. Встать на лицевой линии, взять два мяча. По сигналу учителя выполнять веде­ние двух мячей одновременно левой и правой руками. Данное упражнение развивает коорди­нацию движений (ловкость). Оценки, 10-11 класс: 25 м — «5», 20 — «4», 15 — «3».

Ведение двух мячей одновременно двумя руками с изменением высоты отскока. Взять два мяча и встать на лицевой линии. По сигна­лу учителя выполнять ведение двух мячей одно­временно левой и правой руками с изменени­ем высоты отскока. Оценки, 10-11 класс: 25 м — «5», 20 — «4», 15 — «3».

Бросок мяча в корзину, стоя сбоку от щита. Встать сбоку от щита под углом 30-40°. Выполнять броски в корзину с отскоком мяча от щита. Предварительно определить вместе с учениками оптимальное место отскока мяча на щите.

а) Существенные ошибки: неправильное ис­ходное положение ног и руки с мячом перед броском; бросок неправильный, выполняется резко, без плавного последовательного раз­гибания ног, руки и направляющего движе­ния кистью;

б) мелкие ошибки: неполное выпрямление ног и руки в момент завершающего движения кистью; очень высокая или низкая траектория полета мяча.

Количество попаданий мяча в корзину из 5 возможных. Оценки: «5», «4», «3» — 9 класс: мальчики — 3 попадания, 2, 1; девочки — 2, 1. 10 класс: мальчики — 4, 3, 2; девочки — 3, 2, 1. 11 класс: мальчики — 5, 4, 3; девочки — 4, 3, 2 соответственно.

Штрафной бросок. Бросок в кольцо должен быть осуществлен игроком в течение 5 сек. пос­ле того, как мяч передан в его распоряжение.

Игрок, выполняющий штрафной бросок, не должен касаться линии штрафного броска или площадки по ту сторону этой линии, пока мяч не коснется кольца.

Игрок может использовать любой способ вы­полнения штрафного броска (одной или двумя руками, от головы или от плеча).

Выполнять штрафной бросок можно в парах, когда первый номер бросает мяч в корзину, а второй номер подбирает мяч и выполняет пере­дачу первому на линию штрафного броска.

Возможно выполнение штрафного броска стоя в колоннах (по количеству баскетбольных щитов в зале) у линии штрафного броска. В этом случае игрок, выполнивший штрафной бросок, подбирает мяч и становится в конец колонны.

Количество попаданий мяча в корзину из 10 возможных. Оценки: «5", "4», «3» — 8 класс: мальчики — 5, 4, 2; девочки — 4, 3,1. 9 класс: юноши — 6, 5, 3; девушки — 5, 4, 2. 10 класс: юноши — 7, 6, 4; девушки — 6, 5, 3. 11 класс: юноши — 8, 7, 5; девушки — 7, 6, 4 соответс­твенно.

Передачи мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 м от стены лицом к ней и выполнять передачи двумя руками от груди в стену в течение 20 сек., стараясь сде­лать как можно большее количество передач. При выполнении данного упражнения ученики 5-7 классов могут «зацепиться» за линию сза­ди стоящей ногой, стоя в выпаде; ученики 8-9 классов могут наступить на линию впереди стоящей ногой, а старшеклассники (10-11 классы) выполняют упражнение, не наступая на линию.

Количество передач мяча в стену за 20 сек. Оценки: «5», «4», «3» — V класс: мальчики — 15 передач, 13, 9; девочки - 18,16,12. VI класс: мальчики - 18, 16, 10; девочки - 20. 18, 12. VII класс: мальчики - 21, 19, 15; девочки - 20, 18,15. VIII класс: мальчики - 24, 22,18; девоч­ки - 24, 22, 16. IX класс: юноши - 25, 23, 18; девушки - 25, 23,17. X класс: юноши - 26, 25, 23; девушки - 23, 22, 19. XI класс: юноши - 27, 26, 24; девушки - 26, 25, 20 соответственно.

Передачи в стену двумя мячами (рис. 2). Стоя в 3-5 м от стены, выполнять передачи двумя мячами в стену двумя руками от груди один за другим поочередно так, чтобы, отско­чив от стены, они ударялись в пол и возвра­щались в руки выполняющего передачу игро­ка. Расстояние до стены при выполнении дан­ного упражнения каждый участник определяет для себя предварительно, опытным путем. Для повышения качества и эффективности передач ученики старших классов выполняют передачи в квадраты: IX класс: 2x2 м; X класс: 1x1 м; XI класс: 0,5x0,5 м.

Количество передач в стену двумя мячами. Оценки: «5», «4», «3» - V класс: мальчики и де­вочки - 15 передач, 10, 5. VI класс: мальчики и девочки - 20, 15, 10. VII класс: мальчики - 25, 20, 10; девочки - 22, 18, 10. VIII класс: мальчики - 30, 25, 15; девочки - 25, 20, 10. IX класс: юноши - 35, 30, 20; девушки - 30, 25, 15. X класс: юноши - 40, 35, 25; девуш­ки - 35, 30, 20. XI класс: юноши - 45, 40, 30; девушки - 40, 35, 25 соответственно.

Передачи мяча в стену в прыжке. Стоя в 1 м от стены, лицом к ней, передавать мяч в сте­ну двумя руками в прыжке. Ученик должен ло­вить отскочивший от стены мяч в момент прыж­ка и, не приземляясь, посылать его опять в сте­ну. Надо требовать, чтобы ученики при выпол­нении данного упражнения не «играли в волей­бол», отбивая мяч, а ловили его и чуть придер­живали в руках, а затем уже посылали в стену до приземления.

п

0

X

2

3

4

5

6

7

8

9

0



1,13

1,69

2,06

2,33

2,53

2,70

2,85

2,97

10

3,08

3,17

3,26

3,4

3,41

3,47

3,53

3,59

3,64

3,69

20

3,73

3,78

3,82

3,86

3,90

3,93

3,96

4,00

4,03

4,06

30

4,09

4,1-1

4,14

4,16

4,19

4,21

4,24

4,26

4,28

4,30

40

4,32

4,34

4,36

4,38

4,40

4,42

4,43

4,45

4,47

4,48

50

4,50

4,51

4,53

4,54

4,56

4,57

4,59

4,60

4,61

4,63

Количество передач мяча в стену в прыжке. Оценки: «5», «4», «3» — VII класс: мальчики и де­вочки — 15 передач, 10. 5. VIII класс: мальчики и девочки: 20, 15, 10. IX класс: только девуш­ки — 25, 20.10. X класс: только девушки — 30, 25, 15. XI класс: только девушки — 35, 25, 15 соответственно.

Данное упражнение развивает координацию движений, содействует развитию прыжковой выносливости, что необходимо для более эф­фективных действий игроков при подборе мяча под щитом и при его добивании в корзину.

Передачи мяча в парах в прыжке. Учени­ки стоят напротив друг друга на расстоянии 4-6 м (каждая пара игроков может более точно определить это расстояние опытным путем). Надо принимать и отдавать мяч партнеру в прыжке, до приземления. Передачу выполнять двумя руками от груди.

Количество передач мяча в парах в прыжке. Оценки: «5», «4», «3» (только юноши) - IX класс: 15 передач, 12, 8. X класс: 20,15, 10. XI класс: 25, 20, 15 соответственно.

Для определения оценок можно воспользо­ваться методом расчета, приведенным ниже. Он основывается на подготовке данной груп­пы учащихся и является, по моему мнению, на­иболее объективным. Подобная методика поз­воляет вести расчет для любого вида упражне­ний (тройной прыжок в длину с места, выпры­гивание вверх, определение гибкости при на­клоне вперед и т.д.). Единственным условием является обязательное проведение тестирования по данному виду упражнения в начальном периоде занятий.

По истечении определенного времени мож­но провести повторное испытание с подсче­том оценок и подведением итогов проде­ланной работы. Во время учебного процес­са следует разъяснять ученикам, сообразу­ясь с их возрастом, методику развития дви­гательных качеств, пути достижения требуе­мых результатов.

Чтобы рассчитать необходимые показатели и определить оценку за выполнение того или иного упражнения, надо провести соответствую­щее тестирование. Выявить минимальный (XmJ и максимальный (Хтэч) показатели. Определить среднее арифметическое X = 2/п, где Е — сум­ма показанных учениками результатов, л — ко­личество учеников в тестируемой группе.

Затем, используя данные таблицы коэффи­циентов (К) Ермолаева (см. таблицу), опреде­лим статическую добавку о по формуле:Q=(ХМАХМИН)/К

Далее применяем для окончательного рас­чета такие данные:

«3» — от X — 1q до X + 0,5q; «4» — ОТ X + 0,5q до X + 1q; «5» — X + 1q и выше.

Пример. Определим оценки для группы из 10 учащихся., выполнивших передачу в стену двумя руками от груди в течение 20 сек. и показавших результаты в диапазоне от 13 до 26 передач.

Подсчитаем сумму результатов; допустим, она будет равной 196 (16 + 13 + 20 + 21 + 20 + 20 + 20 + 20 + 20 + 26).

Вычислим среднее арифметическое Х = 196/10 = 20. Из таблицы для группы в 10 человек (п = 10) берем К = 3,08 3. Определим Q=(Хмахмин)=(26-13)/3 = 4

С учетом вышеизложенного получим такие результаты: «3» — от 16 до 22; «4» — от 22 до 24; «5» — более 24 передач.





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

















Методические рекомендации


Тесты по баскетболу





Преподаватель физической культуры МОУ«СОШ №5»

Хамидуллин А.Д.







Тесты "Баскетбол" для учителей физической культуры
  • Физкультура
Описание:

Проводя в шко­ле уроки физической культуры по разделу «Баскетбол», я пришел к выводу о необходи­мости использования измерителей степени обученности по данно­му разделу.

       Баскетбол — игра коллективная, эмоцио­нальная, но в то же время на ее конечный ре­зультат во многом оказывают влияние инди­видуальные действия отдельных игроков. Час­то эти действия оценивают субъективно: хоро­шо — плохо, правильно — неправильно, нра­вится — не нравится.

         Поэтому я посчитал необходимым разрабо­тать тесты, позволяющие учитывать, кроме субъ­ективных ощущений, количественные и качест­венные сдвиги в освоении технических приемов. При этом такие тесты в своем практическом при­менении должны содействовать развитию двига­тельных качеств. Они также должны быть просты­ми в исполнении и не требовать особых условий и много времени для их проведения.

        По моему мнению, вышеуказанным требова­ниям соответствуют следующие контрольные уп­ражнения: а) ведение двух баскетбольных мя­чей одновременно обеими руками; б) ведение двух мячей с изменением высоты отскока од­новременно обеими руками; в) бросок мяча в корзину, стоя сбоку от щита; г) штрафной бросок; д) передача в стену одного мяча на скорость в течение 20 сек.; е) передача мяча в стену обеи­ми руками от груди; ж) передача мяча в стену в прыжке; з) передача мяча в прыжке в парах.

     Оценку за освоение технических действий на уроках баскетбола выставляют в зависимости от допущенных ошибок. Различают существен­ные и мелкие ошибки.

    Мелкими ошибками можно считать неболь­шие неточности в технике выполнения отде­льных элементов — незначительное отклоне­ние от установленных требований (невысокая скорость, недостаточная амплитуда движений и т.д.). Существенными ошибками считают зна­чительные отклонения от установленных тре­бований, снижающие конечный результат. За мелкую ошибку снимаем 0,5, за существен­ную — 1,0 балл.

   Оценка «5» — двигательное действие вы­полнено уверенно, непринужденно, в соответс­твии с требованиями к ученикам того или ино­го класса.

    Оценка «4» — соблюдены основные требова­ния, но допущены одна-две мелкие ошибки.

    Оценка «3» — действие в основном выпол­нено, но допущены две существенные ошиб­ки или одна существенная и одна-две мелкие ошибки.

Контрольные упражнения и возможные ошибки при их выполнении

     Ведение мяча. а) Существенные ошибки: кисть руки накладывается на мяч ударом (шлеп­ком); неправильная координация работы рук и ног; ноги прямые; неумение управлять мячом в свободном передвижении шагом и бегом без постоянного зрительного контроля;

б) мелкие ошибки: ведение мяча перед со­бой с недостаточно акцентированным направ­лением движения вперед; недостаточно согнуты ноги; неумение осуществлять ведение мяча без периодического зрительного контроля.

     Ведение мяча с изменением направле­ния. а) Существенные ошибки: руки неправиль­но накладываются на мяч; не переносится центр массы тела в сторону предстоящего движения; потеря контроля над мячом; недостаточно со­гнуты ноги; бег на носках; неумение чередовать работу правой и левой рук при изменении на­правления движения;

б) мелкие ошибки: недостаточно акцентиро­ванный перенос центра массы тела в сторону предстоящего движения с мячом; длительная задержка мяча в момент перевода его для ве­дения другой рукой; недостаточно четкое чере­дование работы рук в зависимости от направ­ления ведения.

      Бросок мяча в корзину в движении (количество попаданий из 5 возможных). Оценки: 9 класс — мальчики и девочки: 3 попадания  - «5», 2 — «4», 1 — «3». 10 класс — мальчики: 4 — «5», 3 — «4», 2 — "3"; девочки: 4 — "5", 3 — «4», 1 — «3». 11 класс — мальчики: 5 — «5», 4 — «4", 3 — «3»; девочки: 5 — «5», 4 — "4", 2 — «3».

а) Существенные ошибки: неправильная ко­ординация работы ног в момент ловли мяча; опускание мяча вниз после его ловли и задерж­ка его внизу; недостаточный вынос мяча в мо­мент толчка вверх; нет направляющего дви­жения кистью; отсутствие прицельного броска (бросок считается прицельным, если мяч пос­ле отскока от щита попадает в корзину или же, ударившись о дужку кольца, отскакивает вверх); нет выраженного махового и стопорящего шага в момент прыжка вверх;

6) мелкие ошибки: замедленная фиксация шагов в момент ловли мяча; излишне согну­тая в коленном суставе маховая нога в мо­мент прыжка вверх; неполное выпрямление вверх руки с мячом; недостаточно мягкое на­правляющее движение кистью; нет широкого свободного шага в момент ловли мяча после его ведения.

 

Автор Хамидуллин Айдар Дварисович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 641
Номер материала 27071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓