Главная / Начальные классы / Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностирования (исследовательская разработка)

Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностирования (исследовательская разработка)



МКОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»











Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностирования




Богатырёва Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория.























Товарково

2011г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………….3-5

Раздел 1. История и теория возникновения тестов

1.1 Из глубины веков……………………………………………………………………6-7.

1.2 Тенденции XX века по применению тестового контроля………………………..7-9

Раздел 2. Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.

1.1 Важнейшие положения тестового контроля……………………………………… 9…


1.2 Подходы создания тестов……………………………………………………………10


1.3 Функции тестов………………………………………………………………………11


1.4 Виды тестов……………………………………………………………………… 12-13

1.5 Требования к составлению тестов………………………………………………..14

1.6 Правила составления тестовых заданий………………………………………….16-17

Раздел 3. Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.

    1. Эффективность использования тестирования на уроках русского языка…… 17-22

    2. Тестовый контроль как средство формирования читательских компетенций.. 22-24

    3. Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира..24-31

    4. Использование тестового контроля на уроках математики……………………..32-35



Заключение………………………………………………………………………………….35-36

Библиографический список………………………………………………………………..37

Приложения…………………………………………………………………………………38-40













Введение

Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:

  • самостоятельно разбираться в учебной задаче;

  • находить способ её решения;

  • сравнивать свой результат с правильным ответом;

  • адекватно оценивать себя и свои действия;

  • научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации.

В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.

В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Индивидуальная траектория учения - это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Модель работы над тестами: «Вызов – осмысление содержания – рефлексия».

Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы начальной школы, но уже стала актуальной.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Назначение тестов - не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика состояния и проблем возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что объектом исследования является проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала, а предметом – тестовая форма контроля, в частности особенности её разработки и проведения в традиционной системе обучения.

Целью данной работы не являлось создание чего-то качественно нового. За основу данной разработки взято положение, согласно которому использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования, воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности, развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

При подготовке к написанию данной работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу;

  • разработка и апробирование тестов разных видов с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов;

  • осуществление мониторинга учебных достижений учащихся с применением тестов;

  • изучение опыта работы учителей-практиков;

  • наблюдение и сравнение;

  • количественный и качественный результат исследования.



















Раздел 1. История и теория возникновения тестов

 

1.1 Из глубины веков

Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то самое болото, из которого и вытекает их подлинная история.

Ещё в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессиональный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знание всех четырёх арифметических действий, и естественно, умение писать.

В Древнем Египте искусству жрецов обучали только тех, кто выдерживал систему определённых испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения – трудиться, слушать, молчать. Проводили испытания огнём, водой и угрозой смерти. Тем, кто не уверен, что выдержит все тяготы длительного образования, предлагалось подумать – с какой стороны окончательно закрыть за собой дверь в храм – с внутренней или внешней? Сообщается (там же), что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел в молодые годы Пифагор. Вернувшись после учёбы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал только после серии различных испытаний, похожих на те, которые выдержал он сам. Пифагор подчёркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что « не из каждого дерева можно выточить Меркурия». И потому придавал значение диагностике, в первую очередь, именно этих способностей, что делалось с помощью трудных математических задач.

Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней. Имеются сведения, что уже с I тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности.




1.2 Тенденции XX века по применению тестового контроля

К концу 19 века сложились две основные традиции контроля знаний:

  1. Немецкая. В ней основной упор делался на устной форме экзамена в присутствии комиссии, состоявшей из двух человек. Испытуемому давались один, два сравнительно объёмных вопроса, ответы на которые должны были свидетельствовать о его уровне знания всего курса.

  2. Английская. Это письменная форма контроля, когда испытуемому предлагалось десять-двенадцать коротких заданий на разные темы.

Существующие сегодня формы итоговой аттестации в виде устного письменного экзаменов заимствованы из немецкого и английского вариантов.

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже и в СССР. Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими. Именно эти тесты вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной, «чистой», без тестов, педагогической науки и практики.

В СССР практика тестирования характеризовалась серьёзными противоречиями: по мере роста числа тестов и тестовых исследований имели место попытки торможения и даже запретов.

Хотя в тридцатых годах практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей стране полностью не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний; и наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Официально запрет на применение тестов так и не был отменён. Его отменила сама жизнь.

В США против использования тестов выступали представители основных групп населения – взрослые и дети, белые и негры, рабочие и управленческий персонал, а также представители национальных меньшинств.

В результате было принято решение, осуждающее неэтичное использование тестов. В августе 1966 года в сенате США обсуждалось предложение о полном запрещении тестов, но это предложение не было поддержано большинством.

Застой в разработке тестов и их применении продолжался около сорока лет – с середины 30–х до конца 70–х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщённом виде, к следующим утверждениям:

- тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации:

- применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;

- никакие методы измерения не могут заменить преподавателя и личный опыт;

- в педагогике нет и не может быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов.

В этих утверждениях много спорного, и даже ошибочного. Что касается применения тестов для целей расовой и классовой дифференциации, то вряд ли здесь надо винить тесты. Как всякое средство, они могут быть использованы в пользу или во вред, в зависимости от идеологии, политики, компетенции, целевых установок и т.п. О возможном унижении достоинства личности, наклеивания ярлыков и т.п. можно сказать, что для предотвращения неприятных последствий такого рода, если это вообще возможно при культурной работе, разработаны специальные правила обращения с тестами и испытуемыми. В этих правилах все возникающие вопросы этического характера предусмотрено решать в пользу личности. Соблюдение этических норм является непременной частью профессиональной подготовки тех, кто работает с тестами.

Тестовые методы не призваны заменять учителя и его личный опыт, а наоборот. Во-первых, призваны помогать ему, освободив его от рутиной работы и дать, тем самым, ему возможность сосредоточиться на повышении качества преподавания. Во – вторых, хотя точность педагогических измерений и не может сравниться с точностью физических измерений, преимущество первых, тем не менее, достаточно очевидны.

Раздел 2. Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.

    1. Важнейшие положения тестового контроля

Слово "тест" вызывает у людей самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка).

В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более что в учебниках педагогики об этом не пишут. А если где и пишут, то нередко написанное трудно понять. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов. В науке проводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия.

Чаще всего мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия "тест", как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к вопросу. Многочисленные примеры таких, казалось бы, "тестов" легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием "Тесты". Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.

В науку слово «тест» попало уже из английского языка, где означает «испытание, проба, проверка».

По словарю, тест - это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально - психологических различий. Этот термин был введён Р. Кэттеллом, а первый тест создал выдающийся английский учёный Френсис Гальтон.

Педагогическое тестирование — это форма контроля знаний обучающихся, основанное на применении педагогических тестов.




1.2 Подходы создания тестов


В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.

В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путём сопоставления результатов каждого учащегося с результатами его сверстников, выполнявших тот же самый тест.

При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объёмом знаний, умений или навыков. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других. Процент правильного выполнения заданий рассматривают как уровень подготовки или как степень овладения общим объёмом содержания курса.

Критериально-ориентированные тесты помогают:

  • собрать полную и объективную информацию об учебных достижениях и каждого учащегося в отдельности, и группы учеников;

  • сравнивать знания, умения и навыки ученика с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартах;

  • оценить эффективность профессиональной деятельности учителя;

  • оценить эффективность различных программ обучения.

Тестирование помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.


1.3 Функции тестов


Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения младших школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения. Выделяются среди них основные функции тестов:

  • социальная, которая выражается в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка младшего школьного возраста. В ходе оценки знаний с помощью тестов определяется соответствие умений и навыков, достигнутых учащимися установленным государственным стандартам.

  • образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность, полнота, осознанность, отсутствие пробелов, ошибок).

  • учетно-контрольная (информационная), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

  • контрольно-корректирующя (диагностическая), которая обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;

  • развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

  • обучающая, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;

  • воспитательная (мотивационная), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

  • аттестационная, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения;

  • функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты помогают учителю оценить свои достижения, обнаружить недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.







1.4 Виды тестов


На уроках в начальной школе используются следующие виды тестов: по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.


Виды тестов по форме:

  • тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых вариантов);

  • тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым).

  • тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа)


Виды тестов по способу предъявления:

- с предъявлением готового ответа;

- с предъявлением ответа в краткой форме;

- с предъявление развернутого ответа.


Виды тестов по цели назначения:

- первичное закрепление;

- контроль ЗУН;

- разминка в начале урока;

- тренажер.


Различные виды тестовой деятельности:

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- фронтальный устный опрос;

- тренировочная работа;

-зачетная работа;

- индивидуальный опрос по карточкам;

- заполнение пропусков;

- сопоставление явления (события) и его характеристики;

- распознавание понятия;

- составление последовательности.

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.




Виды тестов по месту использования (этапы урока):

- актуализация ЗУН;

- первичное закрепление ЗУН;

- упражнения;

- контроль ЗУН.


Виды тестов по объему содержания и времени проведения (контроль ЗУН):

- стартовый контроль;

- тематические тесты;

- итоговый контроль;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

Тесты предполагают владение учащимися определённым объёмом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Выбирая индивидуальный подход, учитель проводит тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет учителю контролировать функциональное состояние каждого испытуемого (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.





1.5 Требования к составлению тестов


Учитель должен помнить, что существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут:

  • составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам;

  • язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.);

  • структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена);

  • формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности);

  • должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;

  • процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов);

  • тестовые задания должны легко читаться;

  • если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;

  • тестовые задания должны быть независимыми;

  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

  • тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;

  • тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.





1.6 Правила составления тестовых заданий

При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. Определим ряд правил к составлению тестовых заданий.

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

5. Вопрос должен быть чётко сформулирован. Избегайте слов: большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

6. Не используйте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

8. Не задавайте вопросы с подвохом.

9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

15. Избегайте повторения.

16. Используйте ограничения в самом вопросе.

17. Не упрощайте вопросы.

18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.



В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс освоения алгоритма работы с тестовым заданием шел эффективнее, необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Моя задача как учителя, научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становиться инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших затруднений. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики, рассуждений и т. д.





Раздел 3. Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся начальной школы


    1. Эффективность использования тестирования на уроках русского языка.

В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

Процесс формирования грамматических понятий в начальной школе является одним из важнейших, поскольку обеспечивает систематические знания по русскому языку, способствует формированию практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация. Определить уровень сформированности грамматических понятий у учащихся можно с помощью тестов. При изучении же орфографии тестирование лишь дает возможность диагностировать орфографические ошибки, но не обеспечивает результативности орфографической подготовки. Обучение орфографии связано с такими психологическими процессами, как внимание, память, и другими. В тесте пропущенная буква “дает сигнал” учащимся, что необходимо быть внимательным, надо подумать, то есть снимает проблему обнаружения. В диктанте учащиеся сами должны видеть орфограммы. При выполнении теста ученики запоминают часть слова, в которую необходимо вставить пропущенную букву. Но на уроках они пишут слова, предложения, тексты, то есть поле запоминания шире и учащиеся допускают больше ошибок.

Под тестом по русскому языку понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса.

По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.

При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений.

  • Задания свободного изложения, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения).




4 класс. Тема: «Повторение»

Запиши правильный ответ:

1. Часть слова, которая стоит перед корнем, называется _____________.

2. Имя прилагательное – это ___________________________________.



  • Задания-дополнения, в которых учащимся предлагается один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.

    2 класс. Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

    Допиши предложения:

    1. Звук мы ___________________ и _________________________.

    2. Гласный звук образует _____________________________________.


  • Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, подводить под понятие, устанавливать причину.

    3 класс. Тема: «Предлог и приставка»

    Обведи кружком правильный ответ:

    1. Приставка – это часть слова. а) да б) нет

    2. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    а) да б) нет

  • Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

    3 класс. Тема: « Имя прилагательное»

    Подчеркни верное утверждение:

    Имена прилагательные обозначают:

    а) названия предметов

    б) признаки предметов

    в) действия предметов

  • Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

3 класс. Тема: «Словосочетание»

Соедини линией левый и правый столбики так, чтобы получились

верные словосочетания.

настоящая яблоко

вкусное люди

правильный подруга

добрые люди

В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Например, перед изучением темы “Имя существительное”, учитель должен быть уверен, что его ученики владеют следующими базовыми знаниями:

  • определение понятия;

  • род имени существительного;

  • число имени существительного;

  • правописание ь на конце имен существительных женского рода после шипящих;

  • падежи имен существительных.

Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Кроме того, диагностическое тестирование может способствовать обоснованному, мотивированному отбору материала для предварительного повторения с учащимися перед изучением новой темы. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. После анализа ошибок я могу осуществить эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Промежуточный тест я провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся.

Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.



1.2 Тестовый контроль как средство формирования читательских компетенций

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Чтобы разнообразить и сделать более эффективными уроки чтения, я применяю на уроках работу с тестами. Тесты по чтению - это система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребёнок из программы. Эти тесты помогут быстро и объективно определить уровень знаний и умений младших школьников по чтению.

Тестовые задания я составляю таким образом, чтобы одновременно с проверкой знаний учащихся выяснялась и сформированность их общеучебных умений – умение воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой нестандартной ситуации. Тесты для каждого года обучения можно разделить на две группы:

1. для проверки всех сторон навыка чтения (осознанности, правильности, беглости, выразительности);

2. для определения уровня обученности в вопросах работы с художественными, познавательными произведениями и детскими книгами.

Работая с тестами на уроках чтения, можно выделить следующие виды заданий:

  • задания, направленные на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде;


  • задания, направленные на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;


  • задания, направленные на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности, на проверку осознания последовательности смысловых частей – умение составлять план текста, на проверку понимания жанровых особенностей текста;


  • задания (высокий уровень сложности) направленные на проверку умения понять общий смысл текста, определять авторский замысел, определять основные черты характера главного героя и привести примеры поступков, подтверждающих характеристику героя, выбрать из ряда предложений такое, которое передаёт основную мысль текста, определить основную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.


В проверочной работе по чтению я использую в основном задания таких типов как: задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных; задания с кратким ответом (дописать часть предложения, выписать предложение в соответствии с заданным условием); задания с применением свободного развёрнутого ответа (составить небольшой собственный текст). При проверке работ, выполненных учащимися, подсчитывается число баллов, набранных конкретным учеником. На основе этих двух цифр высчитывается процент выполнения работы:

hello_html_m6a44a51e.png

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимся – низкий, средний, высокий:

- 85% и выше – это соответствует высокому уровню сформированности читательских умений;

- 60%-85% – средний уровень;

- 45%-60% – низкий уровень;

- ниже 45% – у ребёнка не сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.






















1.3 Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира



Введение стандарта начального образования предъявляет определенные требования к про­верке результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприя­тию нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Специфика естественно-научного предмета «Окружающий мир», который характеризуется высо­ким уровнем интеграции материала в содержа­нии и недостаточностью времени для его изучения (2 раза в неделю), требует ускорения про­цесса проверки знаний учащихся. Это возможно за счет использования тестирования, получив­шего в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. В структуре проверки знаний на уроках по окружающему миру, тесты могут быть предвари­тельными, текущими, тематическими, пов­торными, периодическими, итоговыми.

Тестовые задания представляют собой ис­ходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания. Их объединяют так, что­бы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, явлений природы и окружающего мира, связи между ними. Таким образом, обеспечивается соответ­ствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Объем теста, как правило, рас­считывается на 10-12 минут работы ученика.

Анализ педагогической и методической литературы (А.К. Майоров, П.И. Самойленко, В.З. Резникова и др.) показывает, что тес­товые задания могут быть следующими:

Задания закрытого типа с выбором ответа.

В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех-четырех вариантов ответа. При меньшем числе вариан­тов высока вероятность случайного угадывания, а на большее число будет затрачиваться много времени и задание может оказаться чрезмерно сложным. Ответы к заданиям не должны быть очевидно неправильными. Обычно они состав­ляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Выделяется несколько видов заданий дан­ного типа:

  • Задания вопросительной формы, требу­ющие утвердительного ответа на вопрос.

Примеры.

1. Какая группа объектов относится к жи­вой природе:

а) береза, дом, собака;

б) растение, животное, человек;

в) облако, человек, камень;

г) река, машина, трава.

2. Какие почвы особенно богаты перегноем:

а) черноземные;

б) песчаные;

в) серые лесные;

г) глинистые.

3. Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу:

а) он выделяет едкую жидкость;

б) у него есть жало;

в) его тело по форме напоминает листья растений;

г) его тело окрашено под цвет травы.

  • Задания утвердительной формы с выбо­ром ответа.

Примеры.

1. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

а) темный цвет;

б) плодородие;

в) сыпучесть;

г) водонепроницаемость.

2. Основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных:

а) крылья;

б) три пары ног;

в) чешуя;

г) нос.

  • Задания на определение природовед­ческого понятия. В этом случае можно пред­ложить определение и предоставить возмож­ность выбора соответствующего термина или, наоборот, указать понятие и предоста­вить возможность выбора определения.





Примеры.

1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, — это...

а) перегной;

б) песок;

в) почва;

г) полезное ископаемое.

2. Дерево — это...

а) многолетнее растение с хорошо выра­женным стеблем, покрытым корой;

б) многолетнее растение с ветками, начи­нающимися у поверхности земли;

в) многолетнее растение, не имеющее вы­раженного ствола.

  • Задания, формулирующиеся с отрица­ниями не, нельзя и т.п. В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти зада­ния сложнее, так как ориентируют на более высокий уровень умственной деятельности.

Пример.

1) Какую функцию не выполняют листья растений:

а) дыхания;

б) образования питательных веществ;

в) опорную.

  • Среди заданий с выбором ответа наибо­лее сложны те, в которых предлагается вы­брать из ряда правильных ответов один, ха­рактеризующий главный признак, основную причину природоведческого явления.

Пример.

1. Определи наиболее правильный ответ на вопрос: какие условия необходимы для прорастания семян?

а) тепло, влажность, свет, воздух;

б) воздух, тепло, свет, почва;

в) тепло, свет, почва;

г) воздух, влажность, тепло.

2. Отметь признак, являющийся главным для плода растения:

а) круглый;

б) имеет семена;

в) полезный;

г) съедобный.

  • задания на установление соответствия.

Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одно­го ряда не обязательно должно соответство­вать количеству элементов другого ряда. Со­ответствие устанавливается стрелками.

Пример.

1. Покажи стрелками, кто как размножается.

Рыбы

Рождают детёнышей

Птицы

Откладывают икру

Звери

Откладывают яйца



  • задания на установление логической последовательности.

Пример.

1. Укажи последовательность развития растения из семени:

корень семя проросток

2. Дополни цепь питания:

... - водомерка -...- цапля

Задания открытого типа.

Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания состав­ляются в следующей последовательности: формулируется вопрос; записывается полный предполагаемый ответ; из ответа исключают­ся слова, которые ученик должен вписать.

Пример.

Впиши пропущенные слова.

Живые существа, в отличие от предметов неживой природы, дышат, ___________, ________, развиваются__________, _________,___________.

Задания свободной формы.

Этот вид задания может включать состав­ление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.

Пример.

1. Впиши нужные слова, чтобы получились схемы развития бабочки и лягушки.



а)









б)




2. В представленном перечне слов зачерк­ни лишнее:

река поле море пруд озеро болото

Комбинированные тестовые задания.

Эти задания включают элементы тех или иных типов.

Пример.

Как чаще всего человек использует торф:

а) как подстилку для животных;

б) как удобрение;

в) как топливо.

Объясни почему.___________________________________________________

Тесты, составленные в необычной (воз­можно, шуточной) форме.

Пример.

Грибница — это ...

а) девочка, собирающая грибы;

б) суп из грибов;

в) тело гриба;

г) время сбора грибов.

Систематическое применение тестов раз­ных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения по предмету «Окружающий мир». Результаты вы­полнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

Опыт работы по изучению эффективности использования тестов на уроках по окружающему миру показывает, что обучение работе с тестом лучше начинать с заданий закрытого типа на выбор одного правильного ответа, которые оказываются наиболее простыми для понима­ния. Учитель предлагает учащимся прочитать задание, найти в нем главную часть, подумать над ответом, затем сопоставить его с каждым из предложенных вариантов, выбрать правильный и обозначить его в соответствии с требования­ми инструкции (+, V, подчеркнуть, обвести в кружок букву или сделать соответствующую пометку в отдельном листе ответа). По мере изучения материала виды тестов усложняют­ся. На первых этапах обучения методика ис­пользования тестов предполагает больше вре­мени уделить обучению учащихся работе с каждым новым видом заданий.

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов (5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 10 минут. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время. Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся осваивают специ­фику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подоб­ным видам деятельности в средней школе.

Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов большое значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.



1.4 Использование тестового контроля на уроках математики

Управлять и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением. Не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов. Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения. Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников начальной школы традиционно используются дидактические материалы – специально подобранные и систематизированные упражнения. Планируемые результаты обучения математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как ТЕСТЫ. Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) необходимо заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ учащихся. Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимся содержания обучения.

Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Проведение тестирования в ходе обучения математике позволяет полно и достаточно быстро получить объективные результаты обучения, что может быть использовано как для своевременной корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей.

В свое практике я использую следующие виды тестов:

  • тесты на выбор правильного ответа из нескольких (трёх-четырёх) предложенных, среди которых обязательно есть правильный.

4 класс. Тема: «Числа больше 1000. Нумерация»

1. Число сорок восемь тысяч семьдесят записывают цифрами так:

а) 48700 б) 408700 в) 48070

2. В каком числе содержится 400 единиц первого класса:

а) 400 б) 400000 в) 40 г) 40000

3. Если число 14390 уменьшить на 3 сотни, получится:

а) 14090 б) 1390 в) 1090 г) 14690


Тесты такого вида очень эффективны для проверки сформированности у детей навыков устных и письменных вычислений, умений решать текстовые задачи, применять полученные знания при решении практических задач на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата), при вычислении значений числовых выражений и др.



  • тест, предполагающий определить, является ли предложенное утверждение верным или неверным (поставь около его номера знак +, если оно верно, и знак –, если неверно).

  1. класс. Тема: « Умножение и деление»

1. Произведение чисел 24 и 3 равно произведению чисел 3 и 24.

2. В выражении 3 * 5 первый множитель – это число, которое повторяется слагаемым 5 раз.

3. Из примера на умножение 9 * 3 можно составить два примера на деление.


Тесты такого вида создают условия для проверки понимания изученного, знаний по темам, умений подводить под общее правило конкретное содержание, проводить обобщение.



  • тесты, предполагающие конструирование ответа детьми, когда необходимо заполнить пропуски нужными числами, цифрами, терминами, знаками арифметических действий, знаками сравнения, числовыми выражениями др., что должно сделать сформулированное утверждение верным.

1 класс. Тема: «Сложение и вычитание в пределах 10»

1. Если к числу ….. прибавить 7, получится 9.

2. Разность чисел 10 и 6 равна числу ….. .

3. 8 – это 5 и ….. .

Каждому заданию теста присваивается балл, по результатам которого выставляются оценки: 5 – при 100% выполнении теста, 4 – в случае, когда процент правильного выполнения задания не ниже 80%, 3 – в случае правильного выполнения не менее 58% предложенных в тесте заданий. Учитывая уровень подготовки детей, на уроках я применяю и тестовые задания более высокого уровня сложности, несмотря на то, что результат их выполнения не влияет на оценку, полученную учеником по базовому уровню.

Применение данных видов тестов на уроках, позволяет не только по-разному проверить один и тот же учебный материал, но и проводить активное закрепление изученного, применять знания в изменённых условиях.

При проведении тестирования, особенно на первых порах, необходимо чётко объяснить учащимся особенности предлагаемого вида тестов и способ его выполнения. Время, отводимое на выполнение теста, может варьироваться от 10 до 20 минут в зависимости от общего уровня подготовленности детей, этапа изучения темы, вида теста. Так, тест, предполагающий конструирование ответа, будет требовать большего времени, чем тест с выбором ответа или тест по определению, верно или нет предложенное утверждение. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Таким образом, применяемый мною подход, позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании “новых” методов со “старыми” позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

.



Заключение

Теоретические и практические результаты методической работы дали возможность сделать следующие выводы. Использование тестовой формы контроля имеет целый ряд положительных характеристик:

  • высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

  • воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

  • развивает память, вариативно-логическое мышление;

  • умение делать правильный выбор;

  • делает процесс обучения интересным для ребёнка;

  • снижает уровень тревожности;

  • экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся;

  • разнообразит процесс обучения;

  • проверка большого объёма учебного материала;

  • быстрота проверки выполненной работы;

  • удобство обработки результатов работы;

  • помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;

  • даёт возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

  • большая вероятность выбора ответов наугад;

  • невозможно проследить процесс выполнения задания, логику рассуждения ученика.

Применение метода тестирования на уроках в начальной школе не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы. Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.



































Библиографический список:

1. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.

2. Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.

3. Воскерчьян С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. - 1973, № 10.

4. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.

5. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо. – М.; 1998.

6. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика . Тесты 1-4 классы //Методическое пособие для учителя. – М.; 2004г

7. Давыдова В. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. 2001. №9.

8. С.С.Кольцов. Экспресс-контроль по русскому языку 1-4 класс. «Русское слово». – М. 2008г.

9. О.В.Кубасова. Литературное чтение 1-4 класс. Методические рекомендации к тестовым заданиям. «Ассоциация ХХ1 век». 2009г

10. А.А.Плешаков. Проверим себя. 1-4 класс. – М. 2005г.



.

















Приложение 1.

Инструкция для учащихся по выполнению проверочных работ по чтению.

Ребята! Перед вами проверочная работа по чтению. Внимательно и не спеша прочитайте текст «про себя» и только после этого приступайте к выполнению заданий. Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из предложенных. Выполняя эти задания, сначала прочтите все варианты ответов, потом выберете тот, который вам кажется правильным, и обведите букву рядом с выбранным ответом. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ всегда только один, поэтому вы можете выбрать только один вариант ответа. Если вы отметите два ответа – обведёте две буквы – задание будет считаться выполненным неверно. Если вы ошиблись и хотите исправить свой первый ответ, то зачеркните обведённую букву и обведите букву рядом с тем ответом, который вы теперь считаете верным. В работе будут и другие задания, в которых нет вариантов ответом. Вам нужно самим написать свои ответы, иногда нужно будет вписать в предложение пропущенное слово, иногда нужно будет записать чьё-то имя, иногда – дату, найти и выписать причины поступков или явлений. Ответы на все вопросы есть в тексте, нужно только ещё раз внимательно его перечитать. Записывать ответы на все эти вопросы вы будете на специально оставленных после задания строчках или на отдельных листах (по усмотрению учителя). В работе будут и такие задания, при выполнении которых нужно не выписывать что-то из текста, а высказать свою точку зрения, объяснить свой ответ. Помните, что выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к тексту, перечитывать его, находить ответы на поставленные в заданиях вопросы. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ. То зачеркните его и рядом запишите нужный ответ.













Приложение 2

Проверочная работа по чтению 3 класс (1четверть)

Клёст.

Клесты ростом со скворца. Старые петушки розовые, а самочки серые. Клесты ловко лазают по деревьям, цепляются за ветки лапами и кривыми клювами. Для клестов зима – трудное время. В это время года у них появляются птенцы.

Удивительное дело! В декабре трещат морозы, а в гнезде клестов продолжается жизнь. Там пищат птенцы. Малыши не замерзают. Ведь гнездо сделано очень тщательно. В нём тепло даже в трескучие морозы. Внизу есть тёплая подстилка, с боков окружают толстые стены, а сверху сидит заботливая мама. Она села уже давно на первом яичке, но не слетает с гнезда и согревает птенцов. Всё это время еду ей и появившимся птенцам приносил папа.

Птенцы появляются на свет с прямыми клювиками. Кормят малышей родители. Всё это время клювы птенчиков остаются прямыми. Что же едят птенчики? Едят они кашицу из семян. Она образуется в зобу у родителей.

Скоро птенцы начинают кормиться самостоятельно. Тогда форма клюва меняется. Верхняя половина загибается вниз, а нижняя вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых шишек.

Вот такие интересные птички!

Ответь на вопросы.

  1. Кто такие клесты?

а) пернатые,

б) пресмыкающиеся,

в) звери.

2. Когда у клестов появляются птенцы?

а) зимой б) весной в) летом

3. Почему зима трудное время для клестов?

а) нечего есть.

б) надо ухаживать за потомством,

в) на улице морозно и холодно.

4. Почему мама не улетает из гнезда

а) боится заблудиться,

б) птенцы могут замёрзнуть,

в) ленится добывать корм.

5. Подбери близкое по значению слово:

сильные морозы - ______________.

6. Какие клювы у клестов? Заполни пропуски.

У взрослых клестов клювы____________, а у птенцов ______________ .

8. Зачем клесту загнутый клюв? ____________________________________________

9. Составь текст описание по плану.

1. Размеры клеста.

2. Способ передвижения

3. Чем питается.

4. Почему клёст интересная птица.

10. Это текст:

а) научно-познавательный,

б) художественный.


















Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностирования (исследовательская разработка)
  • Начальные классы
Описание:

Объектом данной исследовательской работы  является проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала,а предметом – тестовая форма контроля, в частности особенности её разработки и проведения в традиционной системе обучения.За основу данной разработки взято положение, согласно которому использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования, воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности, развивает память, вариативно – логическое мышление, умение делать правильный выбор.

Автор Богатырева Ольга Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4011
Номер материала 34917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓