Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТест по окружающему миру на тему "Грибы" (4 класс)

Тест по окружающему миру на тему "Грибы" (4 класс)

Скачать материал

Строение грибаГрибы

Грибы - это низшие споровые растения, лишенные хлорофилла и способные синтезировать органические вещества. Каждый гриб представляет собой плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки. Плодовые тела образуются на грибнице - мицелии. Грибница состоит из множества переплетенных нитей - гифов и может разрастаться на большой площади. Если все нити грибницы получают равноценное питание, она радиально распространяется на площади, и рост грибов иногда происходит в форме правильных кругов. Секрет их долго не могли разгадать, явление считали сверхъестественным и называли "ведьмины круги". Такие круги образуют красные мухоморы, грузди, волнушки, сморчки и др. Однако правильность формы круга часто нарушают естественные преграды, поэтому и "ведьмины круги" встречаются редко.

           

Грибы растут быстро, увеличиваясь за сутки приблизительно на 1-2 см. Средние размеры гриб приобретает за 3-6 дней. Продолжительность жизни опенка, лисички, подберезовика укладывается в 10 дней. До 14 дней живут белый гриб и подосиновик, до 40 - шампиньон. С созреванием спор, количество которых исчисляется десятками миллионов, грибы стареют и часто загнивают.

Грибница находится в земле, плодовые тела - грибы - на поверхности. Различаются они по форме, размеру, цвету, и эти различия порой определяют название гриба.
          Так, в основу названия белого гриба, рыжика, чернушки, серушки, лисички положен цвет их шляпки или мякоти. Подберезовик, подосиновик, опенок своим названием подскажут, где их искать. Грузди - грибы, выделяющие на изломе млечный

сок, сыроежка съедобна в сыром виде.


          Грибы любят тепло и влагу. Поэтому теплый дождик как бы оповещает грибников, что через два-три дня можно идти в лес.


          По месту нахождения спор грибы подразделяют на трубчатые, пластинчатые и сумчатые. Чтобы увидеть различие, возьмите в руку любой гриб и рассмотрите низ его шляпки. У трубчатых грибов низ шляпки имеет вид губки, состоящей из тонких трубочек, в которых находятся споры. Представители трубчатых грибов: белые, подосиновики, подберезовики, маслята, моховики и др. У пластинчатых грибов низ шляпки состоит из пластинок, радиально расходящихся от ножки к краям шляпки. Споры находятся между пластинками. К этой группе относятся рыжики, грузди, лисички, шампиньоны, сыроежки, волнушки и др. У сумчатых грибов споры сосредоточены в особых вместилищах - сумках. К ним относятся сморчки, строчки, трюфели.

          Разнообразна промышленная грибная продукция: пищевые концентраты, порошки, экстракты, икра.


ПРИЗНАКИ СЪЕДОБНОСТИ ГРИБОВ

Грибы делят на съедобные, условно съедобные, несъедобные и ядовитые. К съедобным грибам относятся те, которые не содержат в себе вредных, токсических веществ, неприятного запаха, вкуса, горечи.


           К съедобным относятся почти все трубчатые (белые, подберезовики, подосиновики, маслята и др.), а также некоторые пластинчатые (рыжики, опята настоящие, шампиньоны  и др.).


         К условно съедобным грибам относятся те, которые слабо ядовиты или имеют неприятный запах, горечь. Их употребление в пищу возможно лишь после удаления вредных веществ путем обработки: отвара, сушки, содержания в засоле, заквашивания.
Например, строчки содержат ядовитое вещество гиромитрин, представляющее собой термоустойчивое соединение, не переходящее в воду при отваривании. Поскольку среди населения возможны ошибки при определении этих грибов, то все сморчковые перед употреблением надо полгода высушивать на воздухе и лишь после этого подвергать кулинарной обработке.


          Грибы с горьким млечным соком, вызывающим раздражение пищеварительного тракта (волнушки, горькушки, некоторые виды сыроежек, грузди и др.), перед посолом и маринованием вымачивают. Несъедобные грибы в пищу не употребляют из-за неудовлетворительных свойств - вкуса, запаха, цвета, консистенции (говорушка белесая, ежовик плотный, желчный гриб, перечный гриб и др.)

 

К несъедобным грибам относятся все ядовитые и другие с вредными веществами, не удаляемыми переработкой. Старый гриб с признаком загнивания, червоточины, плесени или слизи несъедобен, ядовит, равнозначен загнивающему мясу. Он выделяет токсины. Опасен для здоровья гриб недоваренный, недосоленный, с признаком плесени, брожения, замаринованный или законсервированный с нарушением технологии. Особую опасность представляют ядовитые грибы, приводящие не только к отравлениям, но иногда и к смертельному исходу (бледная поганка, мухоморы, опята серно-желтые и кирпично-красные и др.)

 

Прочитай текст. Выполни задания.

1.Что такое грибы? Правильный ответ отметь V.

а) Грибы – это растения, состоящие из корня, стебля и шляпки.

б) Грибы – это низшие растения, состоящие из плодового тела.

в) Грибы – это живые организмы, имеющие составные части.

 

2.За сколько суток вырастет гриб высотой 7 см, если будет расти максимально быстро?

     сут.      суто

 
 

 


3.За сколько суток вырастет гриб высотой 7 см, если будет расти с минимальной скоростью?

     сут.      суто

 
                                                                                     

4.Гриб – долгожитель. Правильный ответ отметь V.

а) опенок

б) боровик

в) шампиньон

г) лисичка

5. Соедини стрелкой.

                                                                  когда вырастают большими

Грибы стареют и часто загнивают,            когда теряют свой естественный цвет

                                                                    когда в них созревают споры

 

6.Заполни таблицу «Названия грибов»

Признак

Названия грибов

По цвету их шляпки или мякоти

 

 

груздь

По месту роста гриба

 

 

 

сыроежка

 

7. Напишите второе название белого гриба. Почему его так называют?

 __________________________________________________________________________

 

8. По какому признаку сгруппированы грибы на трубчатые, пластинчатые и сумчатые? Правильный ответ отметь V.

а) по цвету

б) по месту роста

в) по месту образования спор

г) по форме спор

 


9. Допиши вместо знака ? опираясь на задание 8.Соедини стрелкой.

 

?

 

Названия грибов

трубчатые

 

пластинчатые

 

сумчатые

 

 

волнушки

сморчки

белый гриб

маслята

рыжики

10. На сколько групп делятся грибы по признакам съедобности?

11. Найди и подчеркни лишнее.

Грибы условно съедобные: грузди, перечный гриб, строчки, волнушки.

12. Выпиши из текста определение условно съедобных грибов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задания повышенной сложности.

1.     Запиши определения слов:

Мицелия-

Гифы-

Споры-

Гиромитрин-

Строение гриба

 

2.     Рассмотри  на рисунке части гриба, подумай и запиши, что такое вольва гриба?

____________________________________________________К какой группе грибов относятся ядовитые грибы?

____________________________________________________

Докажи:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

http://grib.forest.ru/pic/table.jpg

3.     Поработай с таблицей. Составь свою таблицу по исходным данным.

Плодношение

Названия грибов

Плодоносят только весной.

 

 

 

Массово плодоносят только в августе и сентябре

 

 

 

Не имеют массового плодоношения

 

 

 

Самое длительное  массовое  плодоношение

 

 

 

 

4.     Определи, какой гриб описывается, впиши недостающую фразу.

Первый период плодоношения этого гриба летом, сразу после этого до 20 сентября массовое плодоношение,…________________________________________________

Это  ______________

5.      Напиши, существует ли несъедобный  гриб, который применяют в лекарственных целях.

_______________________________________________________________________

Докажи:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответы к тесту

1.Что такое грибы? Правильный ответ отметь V.(максимально 1 балл)

а) Грибы – это растения, состоящие из корня, стебля и шляпки.

б) Грибы – это низшие растения, состоящие из плодового тела.     V

в) Грибы – это живые организмы, имеющие составные части.

 

2.За сколько суток вырастет гриб высотой 7 см, если будет расти максимально быстро?

(максимально 1 балл)

  4 сут.      суто

 

 

3.За сколько суток вырастет гриб высотой 7 см, если будет расти с минимальной скоростью?

  7 сут.      суто

 
(максимально 1 балл)                                                                                 

 

4.Гриб – долгожитель. Правильный ответ отметь V. (максимально 1 балл)

а) опенок

б) боровик

в) шампиньон    V

г) лисичка

5. Соедини стрелкой.                  (максимально 1 балл)

                                                                  когда вырастают большими

Грибы стареют и часто загнивают             когда теряют свой естественный цвет

                                                                    когда в них созревают споры

 

6.Заполни таблицу «Названия грибов» (максимально 4 балла)

Признак

Названия грибов

По цвету их шляпки или мякоти

белый гриб, рыжик, чернушка, серушка, лисичка

Грибы, выделяющие на изломе млечный

сок

груздь

По месту роста гриба

подберезовик, подосиновик, опенок

Можно есть сырой

 

сыроежка

7. Напишите второе название белого гриба. Почему его так называют? (максимально 2 балла, без объяснения -1балл)

Боровик - крепкий гриб.

8. По какому признаку сгруппированы грибы на трубчатые, пластинчатые и сумчатые? Правильный ответ отметь V. (максимально 1 балл)

а) по цвету

б) по месту роста

в) по месту образования спор  V

г) по форме спор

 


9. Допиши вместо знака ? опираясь на задание 8.Соедини стрелкой.

(максимально 5 баллов)

?

 

Названия грибов

трубчатые

 


пластинчатые

 

сумчатые

 

 

волнушки

сморчки

белый гриб

маслята

рыжики

  3

 

10. На сколько групп делятся грибы по признакам съедобности?            (максимально 1 балл)

11. Найди и подчеркни лишнее. (максимально 1 балл)

Грибы условно съедобные: грузди, перечный гриб, строчки, волнушки.

12. Выпиши из текста определение условно съедобных грибов. (максимально 2 балла)

К условно съедобным грибам относятся те, которые слабо ядовиты или имеют неприятный запах, горечь. Их употребление в пищу возможно лишь после удаления вредных веществ путем обработки: отвара, сушки, содержания в засоле, заквашивания.
( Всего: максимально 21 балл)

«5»- 21-20 баллов

«4»- 19-15 баллов

«3»- 14-10 баллов

«2»- меньше 10 баллов

 

Задания повышенной сложности (дополнительно).

1.     Запиши определения слов: (максимально 4 балла)

Мицелия - грибница

Гифы - множество переплетенных нитей

Споры - семена

Гиромитрин - ядовитое вещество

Строение гриба

2.     Рассмотри  на рисунке части гриба, подумай и запиши, что такое вольва гриба? (максимально 2 балла)

Вольва – это часть гриба, которой грибное тело присоединяется к грибнице.

3.      К какой группе грибов относятся ядовитые грибы?

(максимально 2 балла)

несъедобным

 

Докажи: К несъедобным грибам относятся все ядовитые и другие с вредными веществами, не удаляемыми переработкой.

http://grib.forest.ru/pic/table.jpg

4.     Поработай с таблицей. Составь свою таблицу по исходным данным. (максимально 9 баллов)

Плодоношение

Названия грибов

Плодоносят только весной.

Сморчки и строчки

 

 

Массово плодоносят только в августе и сентябре

Груздь, рыжик, опенок,

волнушка, свинушка.

 

 

Не имеют массового плодоношения

Моховик

 

 

Самое длительное  массовое  плодоношение

 

Сыроежка

 

5.     Определи, какой гриб описывается, впиши недостающую фразу.

Первый период плодоношения этого гриба летом, сразу после этого до 20 сентября массовое плодоношение, последний период плодоношения до 10 октября.

      Это  зеленка. (максимально 2 балла)

6.     Напиши, существует ли несъедобный  гриб, который применяют в лекарственных целях. (максимально 2 балла)

Мухомор

Докажи: Лечит и животных, и человека.

( Всего: максимально 21 балл)

«5»- 21-20 баллов

«4»- 19-15 баллов

«3»- 14-10 баллов

«2»- меньше 10 баллов

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тест по окружающему миру на тему "Грибы" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тест по окружающему миру на тему "Грибы" предлагается для проверки метапредметности  в 4 классе.

Этот тест проверяет познавательные УУД: работу с текстом, поиск соответствия, развивает логические универсальные действия: анализ, синтез и доказательство. 

Работа по таблице, поис по ней нужной информации и составление новой табрицы очень разнообразит тестовые задания.

Так же в тесте присутствует межпредметная связь с  математикой.

В конце теста для педагогов предложены правильные ответы и критерии оценки данного теста. 

Поработав с этим тестом дети получают много интересной информации  о грибах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 155 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 1864
    • DOCX 198.1 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ширяева Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ширяева Татьяна Николаевна
    Ширяева Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4986
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе