Главная / Русский язык и литература / Тест по литературе для 8 класса (повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Тест по литературе для 8 класса (повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка")



Контрольная работа

по литературе (тест)

ученика(цы) 8 класса « »

_________________________


Вариант 1.


Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман

Б. Историческая хроника

В. Историческая повесть


2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке В. В 16 веке

Б. В 18 веке Г. В начале 19 века


3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Г. Белогорская крепость

Б. Татищевая крепость Д. Оренбург

В. Казань Е. Симбирск


4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV


5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

А. Рассказа Петра Гринёва автору

Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны

6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

произведения: Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Пётр Ивановна

Алексей Игнатьевич

Иванович

7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва

Б. Буран

В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы


8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев


9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы

Б. Сопоставления

В. Взаимодополнения

10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

 11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

 А. «Суд» Б. «Арест»  В. «Приступ»   Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя

Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы

Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания. 1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви  Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва

2) Широта натуры Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в

мятежной слободе


3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова

Б. Швабрин – Гринёв

В. Пугачёв – Гринёв

4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это:

А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира

6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б. Они предопределяют участь героев

В. Они придают занимательность сюжету

Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века


8. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачева. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.











Контрольная работа

по литературе (тест)

ученика(цы) 8 класса « »

_________________________


Вариант 2.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1. Отметить верное суждение.

А. « Капитанская дочка » - историческая повесть

Б. « Капитанская дочка » - мемуары

В. « Капитанская дочка » - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары


2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

А. В начале 18 века В. В середине 19 века

Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века

3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А. «Стрелялись мы»

Б. «Береги честь смолоду»

В. «Незваный гость хуже татарина»

4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург

Б. Бердская слобода

В Белогорская крепость

Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния


5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

А. Автора В. Андрея Петровича Гринёва

Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей


6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.

А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I

Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II


7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.

А. Корнет В. Прапорщик

Б. Поручик Г. Сержант

8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению

культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва

Б. Семья капитана Миронова

В. Швабрин

9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву

11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

А. Маши Мироновой   Б. Василисы Егоровны     В. Екатерины II    Г.Анны Власьевны

12. « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок » - это портрет:

А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина


Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

1. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это А. Единственный женский персонаж произведения  Б. Идейный и художественный центр произведения В. Возлюбленная Петра Гринёва  Г. Дочь погибшего русского офицера

2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь


3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв

Б. Гринёв – Швабрин

В. Гринёв – Савельич


4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

6. Какие черты русского национального характера показаны  А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность

7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей

В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

8. Указать, какие жанры устного народного творчества использует в романе А.С. Пушкин и почему.










Правильные ответы

Вариант 1.


Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл


Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

6. Д

7. В

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов


Вариант 2.


Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл 3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл


Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 5. Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

2. Г

3. А

4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов



Итоговая оценка работы


Менее 15 баллов

Тема не усвоена («2»)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно («3»)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо («4»)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью («5»)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично («5»)


Тест по литературе для 8 класса (повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
  • Русский язык и литература
Описание:

Спецификация контрольного тестирования

по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

        Тест состоит из 20 заданий разного уровня сложности, делится на 2 варианта и рассчитан на  35-40 минут работы.

        Каждый тест структурно поделен на два уровня. Первый уровень содержит задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию. Задания второго уровня позволяют проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

       Уровень «знание» предполагает запоминание и воспроизведение изученного материала, то есть, умение отвечать на прямые вопросы.  При выполнении заданий проверяется   умение учащихся определять основные элементы содержания и художественной структуры произведения  (герои и события, особенности жанра и  повествования), а также  ряд фактов  историко – литературного характера (исторические персонажи, место действия, реалии исторической эпохи). Уровню «знание» логически соответствует первый уровень заданий контрольного теста.

       Уровень «понимание» предполагает умение отвечать на косвенные вопросы, определять основную тему и идею художественного произведения, устанавливать логические взаимосвязи и соответствия. Вопросы  данного уровня ориентированы на  проверку следующих знаний: умение определять проблематику произведения, выявлять идейно-тематическое своеобразие фрагмента произведения, определять роль вставных элементов, соотносить конкретный фрагмент эпического произведения с этапом развития сюжета (экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой), соотносить качества личности героя с конкретными эпизодами произведения. На этом уровне отслеживается знание учащимися основных литературоведческих понятий (ирония, иносказание, сатира, антитеза и др.) Уровню «понимание» логически соответствует второй уровень заданий контрольного теста.

       Кроме того, в конце теста дается один творческий вопрос, предполагающий самостоятельную формулировку ответа: ученик должен ответить на предложенный вопрос проблемного характера и доказать свою точку зрения. Таким образом, при проверке ответа на данный вопрос выявляется не только степень овладения знаниями по литературе, но и умение грамотно строить письменное высказывание.

    Для составления теста были использованы следующие источники:                                                     

 

1.  Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. «Литература: Тесты. 5-8 кл: Учебно-методическое пособие» -  М.: Издат. «Дрофа»2001.                                                                                                                                              2.  «Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное пособие» - М.:Издательство «АСТ-ПРЕСС» 2002.

Автор Рыбалкина Елена Вячеславовна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Тесты
Просмотров 23419
Номер материала 4983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓