Главная / Русский язык и литература / теория и тренировка к егэ.нестандартные тексты

теория и тренировка к егэ.нестандартные тексты

Документы в архиве:

92.17 КБ 1. Предисловие.pdf
163.77 КБ 10. Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм.pdf
131.55 КБ 11. Гласные после шипящих и Ц.pdf
162.45 КБ 12. Слова с Н - НН - ''лакмусовая бумажка'' грамотности.pdf
142.07 КБ 13. Н - НН в кратких прилагательных и причастиях.pdf
155.39 КБ 14. НЕ - слитно или раздельно.pdf
156.69 КБ 15. НЕ или НИ.pdf
127.42 КБ 16. НЕ и НИ в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях.pdf
164.29 КБ 17. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.pdf
147.31 КБ 18. Разграничение одинаково звучащих слов и сочетаний слов.pdf
109.75 КБ 19. Обобщающие задания по курсу орфографии.pdf
145.94 КБ 2. Тест 1.pdf
72.69 КБ 20. Часть II. Где возможны пунктуационные ошибки и как с ними бороться.pdf
144.04 КБ 21. Простое или сложное.pdf
86.67 КБ 22. Ловушки простого предложения.pdf
137.06 КБ 23. Тире между подлежащим и сказуемым.pdf
150.14 КБ 24. Однородные - это какие.pdf
95.31 КБ 25. Обособление второстепенных членов.pdf
149.26 КБ 26. Обособление определений.pdf
159.56 КБ 27. Обособление приложений.pdf
181.61 КБ 28. Обособление обстоятельств.pdf
133.63 КБ 29. Обособление уточняющих членов предложения.pdf
94.03 КБ 3. Часть I. Капканы орфографии.pdf
158.36 КБ 30. Что же вводят в предложение вводные слова.pdf
143.55 КБ 31. Многоликий союз КАК.pdf
176.43 КБ 32. Пунктуация в сложном предложении.pdf
75.17 КБ 33. Часть III. Речевые ошибки.pdf
148.17 КБ 34. ''Заменил ярём барщиной'', или Лексические ошибки в школьных сочинениях.pdf
145.25 КБ 35. ''Коснёмся о речи'', или Граматические ошибки.pdf
121.25 КБ 36. Ошибки в употреблении деепричастного оборота.pdf
119.01 КБ 37. ''Раскольников поднялся на борьбу со старушкой'', или Стилистические ошибки.pdf
101.27 КБ 38. История и классическая литература сквозь призму современности.pdf
94.54 КБ 39. ''Если бы человек происходил от обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос'', или Логические ошибки.pdf
102.1 КБ 4. Гласные, проверяемы ударением (сложные случаи).pdf
131.25 КБ 40. ''О друг мой, Аркадий Николаевич, не говори красиво'', или Цветы красноречия.pdf
100.75 КБ 41. Тест №2.pdf
88.14 КБ 42. Проверьте сочинения.pdf
105.7 КБ 43. Проверенные сочинения.pdf
250.8 КБ 44. Ответы к упражнениям и тестам.pdf
126.44 КБ 5. Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные согласные.pdf
487.93 КБ 5. РАЗДЕЛ II. Отдельные задания с ответами и комментариями.pdf
140.53 КБ 6. Корни с чередующимися гласными.pdf
123.55 КБ 7. Правописание приставок.pdf
140.79 КБ 8. Твёрдый и мягкий знак. Мягкий знак в грамматических формах слов.pdf
138.58 КБ 9. Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных.pdf
35 КБ Мини клише для сочинений_часть 1.doc
44.5 КБ Мини клише для сочинений_часть 2.doc

Название документа Мини клише для сочинений_часть 1.doc

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.

  1. Вступление.Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста.Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

  2. Основная часть. а) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).

3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.



Алгоритм работы над сочинением.

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».

Далее личностная позиция, аргументы и вывод.









Шаблон 1.

1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему…

Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. … Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)

2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8)

3. Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает, что…

4. Я согласен с … ( в том, что…).

1. Во-первых, потому что …

Во-вторых,…

2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.

4. В качестве доказательства могу сказать следующее. 5. Доказать это можно так. 6.Краткий вывод.



Шаблон 2.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Шаблон 3.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - …. .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29, 30)


Комментарий проблемы

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему - … .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).













Формулировки проблем.

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…



Название документа Мини клише для сочинений_часть 2.doc

Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)

1.Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2.Проблема, поднятая в тексте

3.Комментарий

4.Авторская позиция

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов,опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7.Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).


Речевые образцы


Как начать сочинение


Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что...

3) с двух - трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...






Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о ...

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ...

- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о ..., но и о ....Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ....

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ....

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о ..., автор подразумевает ...


Как прокомментировать позицию автора


Речевые образцы для комментирования авторской позиции


Одобрение

Нейтральная позиция


(констатация фактов)

Порицание, осуждение

Автор восхищается ...;


поражается ..., удивляется ...;


словно приглашает вместе с ним полюбоваться ...;


с интересом наблюдает за тем ...;


любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о

Автор размышляет о ...;


словно приглашает читателя к диалогу ...;


делится своими мыслями, наблюдениями ...;


ставит перед читателями важную, злободневную проблему ...;


пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Автор с болью в сердце пишет о том, что ...;


с горечью говорит о…


у автора вызывает негодование ...;


автор не может мириться с тем ...;


с горькой иронией пишет о том ...;


свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.


Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».


б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.



Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном


Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

• Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема ...не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...


Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

• На уроках ...я изучал в разделе ..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных ..., как ...

• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что ...

• Признаться, я никогда раньше не читал о ..., так что текст ...заинтересовал меня, я узнал много нового о…


Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:


• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о ...

• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)

• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о ...


Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту


Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.


теория и тренировка к егэ.нестандартные тексты
  • Русский язык и литература
Описание:

Эта книга - итог многолетней работы авторов в приемной комиссии

Омского госуниверситета. Она отнюдь не заменяет учебник русского языка и не является сводом всех орфографических и пунктуационных правил. Мы полагаем, что существует несколько уровней грамотности: первый (он же центральный) обозначен правилами, нарушение которых дает наибольший процент ошибок. Но и эти немногие правила мы считали необходимым минимизировать, излагая лишь наиболее важные и бесспорные, освобождаясь от многочисленных факультативных случаев, не упоминая о вариативных ситуациях, в которых пишущий волен поступать по своему разумению.

 

Автор Федотова Людмила Степановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 378
Номер материала 23618
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓