Главная / Начальные классы / «Теоретико-методические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами интеграции уроков «Изобразительное искусство» и «Художественный труд»»

«Теоретико-методические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами интеграции уроков «Изобразительное искусство» и «Художественный труд»»

Теоретико-методические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами интеграции уроков «Изобразительное искусство» и «Художественный труд»

Шалагина Лидия Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №92 города Вельска»

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. Федеральный компонент федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить основные цели, среди которых развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, желания и умения учиться.

Главной целью школы, как социального института, в современных условиях называется разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, способности к самореализации, а также творческих способностей. Последнее является предметом нашего исследования.

Над данной проблемой работали многие ученые. Так, определение способностей представлено в исследовании В.И.Загвязинского, Б.М. Теплова. Структура способностей раскрыта в трудах С.Л.Рубинштейна. сущность и содержание творческой деятельности изучались И.Я Лернером. Е.П.Кондратьева выделила этапы творческой деятельности.

Вопросы развития творческих способностей младших школьников изучались разными исследователями. Так, Л.С Выготский большое внимание уделял изобразительной деятельности младших школьников. Роль трудовой деятельности обосновывалась Н.М.Конышевой. значение интегративного подхода раскрывал В.Т.Фоменко.

Однако недостаточно изучен вопрос о развитии творческих способностей младших школьников через интергацию уроков изобразительного искусства и художественного труда. Решение данной проблемы с позиции теории и методики обучения представлено в настоящей статье.

Анализ научной литературы подтвердил актуальность развития творческих способностей младших школьников. Под творческими способностями понимается процесс ощущения трудностей, проблем, разрыва в информации, недостающих элементов выдвижения гипотез, проверка и оценка этих гипотез, их пересмотр и перепроверка, сообщение результата.

Развитие творческих способностей учащихся предполагает постепенную смену уровней: от репродуктивного, когда учащихся овладевает одним освоенным способом действия и применяет его в любых случаях, при этом проявляет пассивность и инертность, к продуктивному (эвристическому), когда учащийся готов искать новые способы решения, однако нередко инициативу проявляет под воздействием педагога, затем к творческому (креативному), когда учащийся самостоятельно проявляет инициативу, активно и свободно решает учебные задачи, создает новое и оригинальное.

Младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей. Это определяется формированием таких возрастных новообразований, как внутренний план действий, рефлексия, произвольность.

Признаками развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, по мнению И.Я.Лернера, следует считать развитие следующих качеств: умение поставить творческую цель; умение планировать и контролировать свою деятельность; высокой работоспособности; умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели; умения защищать свои убеждения.

Деятельность учащихся протекает по следующим этапам творчества: осознание и обоснование идеи, разработка задания, практическая работа над заданием, апробирование объекта и оценка результата творческого решения.

К критериям качества творческих способностей относятся следующие характеристики: идея замысла, вариативность исполнения, оригинальность решения, новизна в использовании приемов исполнения.

Немаловажную роль в развитии творческих способностей младших школьников играет интеграция. Интеграция в обучении – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной образовательной системы с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности школьника.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.

Основным видом интергации в начальной школе является межпредметная интеграция, которая представлена интегрированным курсом «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского. Основным принципом создания данного курса является принцип художественной деятельности, акцентирующий внимание на восприятии произведения искусства и отражении этого восприятия на творческой деятельности учащихся.

Для успешной творческой деятельности младших школьников при реализации интегрированного курса необходимо как руководство со стороны взрослого, так и взаимодействие учащихся в коллективе (групповая форма работы). Также важно выполнение следующих условий: раннее начало развития способностей, создание обстановки, опережающее развитие детей; максимальное напряжение сил; предоставление учащимися большей свободы в выборе деятельности, способов работы и т.д. В качестве методов работы целесообразно использовать творческие задания, творческие задачи, мыслительный эксперимент, поиск и устранение неисправностей. Следует учитывать ряд дидактических принципов: восприятие учащегося как личности; внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой деятельности младших школьников; предоставление ребенку психологической свободы выборы, свободы выражения чувств и переживаний самого решения; повышение и укрепление самооценки; создание творчески обогащенной образовательной среды; творческая позиция педагога.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
– предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
– логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
– большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Изученные теоретические положения были подтверждены на практике. Базой исследования выступило МБОУ «СШ №92 г. Вельска».

Для формирующего эксперимента, цель которого – создание психолого-педагогических условий для развития творческих способностей, были использованы следующие методики: методика, направленная на поэтапное развитие творческих способностей, и методика организации групповой работы.

Методика, направленная на поэтапное развитие творческих способностей, включает несколько этапов:

  1. Работа по образцу. Такой приём показывает, что и как делать, развивает произвольное внимание, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали, наблюдать их взаиморасположение. Но здесь дети лишены возможности создать изделие самостоятельно и по замыслу, т.е. активизировать мышление и развивать воображение.

Например: урок в 1 классе тема «Красивые рыбы». Учащиеся с помощью презентации или рисунка учителя на доске копируют действия (этапы выполнения наброска). Выполнив работу карандашом, учащиеся выполняют работу в цвете. Далее, вырезав свою «рыбку», приклеивают ее на заранее нарисованный учителем аквариум.

  1. Работа с внесением изменений в основные детали, в технологию или конструкцию. Задание дает возможность учащимся внести в изделие что-то свое, отличительное от других, способствует расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.

Урок в 1 классе «Узоры на крыльях бабочки». Задание: обвести шаблон бабочки, самостоятельно украсить ее крылья узором с помощью красок или аппликации. В завершении работы составление коллективного панно.

  1. Творческая работа по созданию своего варианта изделия. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях. Этот урок может быть спланирован как обобщающий по теме и, следовательно, должен опираться на опыт детей и возможности лишь после ряда уроков первых двух уровней.

Урок в 1 классе «Украшения птиц». Задание: придумать и украсить сказочную птицу с помощью наклеек из цветной бумаги. Учащиеся сначала делаю эскиз птицы, рисуют фон, а затем с помощью аппликации украшают свою работу.

Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая их работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует интерес к искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками и т.д.

Основным дидактическим условием проведения эксперимента по развитию творческих способностей младших школьников является групповая работа, методика которой также подразумевает этапы:

1. Этап задумки, накопления идей, выдвижения цели и задач, доведения их до принятия каждым учеником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное обучение, «продажа идей», «мозговой штурм».

2. Этап. Этап начальной организации (групповое планирование): создание творческих групп, отбор идей к осуществлению, определение задач и функций каждого учащегося с учетом индивидуальных пожеланий и пристрастий.

3. Этап. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников.

4. Этап. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела.

5. Этап. Создание общей работы в группе (содержание и приемы работы определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы).

6. Этап. Этап подведения итогов, анализ получившейся работы.

Учащиеся высказывают свое мнение о проведенной работе и о получившихся результатах.

Например: урок в 4 классе тема «Город в далеком прошлом". Учащиеся работают по данной теме два урока. На первом уроке учащиеся:

  • изучают архитектурные особенности деревянного зодчества России, символику русского орнамента;

делают зарисовки архитектурных элементов и орнаментов, выполнение их в различных техниках (рисунок, аппликация, коллаж).

выполняют заготовок для работы.

Первый этап. На втором уроке после постановки целей и задач урока учащиеся обобщают знания по данной теме (можно использовать различные приемы: тест, викторина, кроссворд и т.д.).

Далее на втором этапе учащиеся создают творческие группы. Задания для групп: изобразить фон, церковь, башни, избы. Всего 4 группы.

Учащиеся обсуждают полученные задания (третий этап) и распределяют поручения в группе (четвертый этап). Виды работ: набросок конструкций, работы в цвете, вырезание и склеивание изделия.

На пятом этапе учащиеся собирают макет города из деталей, выполненных в группах.

Далее идет обсуждение работы, анализ того, что получилось и где допущены ошибки. Так же происходит анализ работы всей группы и самоанализ учащихся.

Для достижения максимального успеха ученикам необходимо учиться правилам, навыкам групповой работы и ответственности.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольных экспериментов положительную динамику в развитии творческих способностей младших школьников: показатель репродуктивного уровня снизился на 20%, показатель творческого уровня не изменился (60%), однако появился продуктивный уровень (20%.). это подтвердило эффективность обоснованных педагогических условий, необходимых для развития творческих способностей младших школьников.

Таким образом, решение проблемы развития творческих способностей младших школьников через интеграцию уроков «Изобразительное искусство» и «Художественный труд» исходит из следующих теоретико-методических аспектов: организация интегрированных уроков в соответствии с поэтапным развитием творческих способностей, включение учащихся в групповое взаимодействие.


Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ю.Б.Богоявленская. – М.: Академия,2002, - 320 с.

  2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 1999.- 133 с.

  3. Лернер И.Я. развивающее обучение с дидактической позиции /И.Я.Лернер// Педагогика. – 1996. - №2. – с. 7 – 11

  4. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.

  5. Шеренков Р. Н. Интегрированные уроки изобразительного искусства. – bibliofond.ru.

  6. Школа творческого развития личности /Л.И.Рысак [и др.]. – М.: Пед. общество России, 2002. – 96 с.


5


«Теоретико-методические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами интеграции уроков «Изобразительное искусство» и «Художественный труд»»
  • Начальные классы
Описание:

Младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей. Немаловажную роль в развитии творческих способностей младших школьников играет интеграция. Основным видом интергации в начальной школе является межпредметная интеграция, которая представлена интегрированным курсом «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского. Основным принципом создания данного курса является принцип художественной деятельности, акцентирующий внимание на восприятии произведения искусства и отражении этого восприятия на творческой деятельности учащихся.

Автор Шалагина Лидия Викторовна
Дата добавления 28.04.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 245
Номер материала MA-066648
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓