Главная / История / Теоретическое занятие по теме «Античная философия»

Теоретическое занятие по теме «Античная философия»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ульяновский техникум железнодорожного транспорта




Методическая разработка теоретического занятия



КАТАНАЕНКО АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ


преподаватель дисциплин цикла ОГСЭ, первая квалификационная категория



«Античная философия»






























Ульяновск, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методической разработке теоретического занятия по теме

«Античная философия»

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Основы философии» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Античная философия», с обучающимися 2 курса техникума по специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава с целью сформировать у обучающихся представление о философии античности и её роли в развитии всей истории всемирной философии. Данное учебное занятие рассчитано на 45 минут.

В содержание методической разработки отражены:

  1. пояснительная записка

  2. методический блок с описанием хода занятия,

  3. приложение:

  • Тест, эталоны ответов;

  • Тексты Сенеки, Аристотеля;

  • Материал презентации, выполненный в компьютерной программе PowerPoint.

Методы: наглядно-демонстрационные, проблемно-поисковые;

Средства: учебник, тетрадь, раздаточный материал (тексты), компьютер, проектор, экран.

Формы: групповые, индивидуальные.

Тема данного занятия поможет обучающимся получить представление о значение Античной философии в развитии всемирной философии, о роли классического периода в истории Античной философии, об изучении природы, космоса, и в дальнейшем человека. Данная тема актуальна не только с точки зрения формирования научно-теоретического и эмоционально-образного мышления, но и для лучшего понимания значимости будущей профессиональной деятельности. Тема «Античная философия» расширяет рамки знаний обучающихся, формирует научно-теоретический тип мышления.

Занятие по данной теме способствует формированию у обучающихся общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

Педагогическая технология подготовки проблемного занятия включает в себя:

1. Поисковую деятельность обучающихся.

2. Вопросы с нестандартной тематикой.

Потребность в проведении проблемных занятий объясняется целым рядом причин:

1. Во-первых, проблемный подход позволяет формировать системное логическое мышление.

2. Во-вторых, обучающиеся вовлекаются в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых гипотез, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности.

Использование различных видов работы, применение презентации иллюстрирует различные этапы занятия. Все это способствует успешному усвоению учебного материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия.

Структура занятия

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Мотивация, целеполагание (5 мин.)

3. Изучение нового материала (25 мин.)

4. Закрепление нового материала (5 мин.)

5. Рефлексия (6 мин.)

6. Итоги занятия (2 мин.)

Характеристика группы обучающихся:

Данное занятие разработано для группы 2 курса, специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава», группа СТ 08.1. Обучающихся в группе 16 человек (парни), преимущественно обучающиеся группы учатся на «хорошо» и «отлично». Ребята на занятие проявляют интерес к содержанию темы, целеустремленные, активно вовлекаются в самостоятельную работу.

Сведения об авторе:

Автор данной методической разработки - преподаватель общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, первой категории ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта, педагогический стаж 8 лет, имеет высшее образование, обучается в Ульяновском педагогическом университете на второе высшее образование.

Библиографический список:

Учебные пособия и материалы:

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

Дополнительная литература:

1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50.

2.Сборник философских трактатов Аристотеля. М.1987.С.39,41.







Методическая разработка занятия

Тема: «Античная философия»

Количество часов: 1

Цели:

- образования: охарактеризовать значение и особенности античной философии,

познакомить с жизнью и философским мировоззрением античных мыслителей,

закрепить философские понятия и термины;

- воспитания: способствовать формированию ответственности, аккуратности, социальной коммуникации, интереса к истории и духовной культуре человечества;

- развития: умения сравнивать и сопоставлять факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; развивать навыки самостоятельной работы; рефлексивные способности обучающихся; способствовать развитию логического мышления.

Вид занятия: занятие в группах

Тип занятия: изучение нового материала

Методы:

  • Объяснительно- иллюстративные

  • Проблемные

  • Частично-поисковые

  • Контент-анализ

Формы организации деятельности обучающихся:

  • Самостоятельная работа с учебником

  • Анализ текстов. Выполнение заданий к текстам

  • Выполнение теста

  • Просмотр презентации обучающего характера

  • Работа в малых группах.

Средства обучения:

  • Компьютер

  • Учебник, тетрадь

  • Презентация в программе «Power Point» «Античная философия»

В результате обучающиеся должны:

Уметь:

- обучающийся должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к ответу на поставленный вопрос.

Знать:

- обучающийся должен знать историю развития античной философской мысли, идеи семи мудрецов, которые положили начало всей античной философии и знать роль античной в философии в развитии всемирной философии;

Содержание учебного материала способствует формированию общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

Раздаточный материал:

Тексты с заданиями по теме

1.Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным /

2. Текст Аристотеля. «Универсалии есть…»

Учебные пособия и материалы:

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

Дополнительная литература:

1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50.

2.Сборник философских трактатов Аристотеля. М.1987.С.39,41.

Структура занятия:

1. Организационный момент (2 мин.) Преподаватель приветствует обучающихся. Распределяет обучающихся на 2 группы. Обучающиеся рассаживаются по группам, за два стола.

2. Мотивация, целеполагание (5 мин.) Преподаватель опрашивает по предыдущей теме, называет тему занятия, помогает осознать межпредметные связи, Определяет пространство исследования данной темы; подводит обучающихся к определению целей занятия. Обучающиеся принимают участие в целеполагании, знакомятся с планом занятия, распределяют роли в группах.

3. Изучение нового материала (25 мин.) Преподаватель организует самостоятельную работу обучающихся, Обходит группы помогает при затруднениях. Корректирует ответы, демонстрирует презентацию, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся. Обучающиеся изучают материал, группы работают с текстами, готовятся к выступлению, выступают, дополняя друг друга

4. Закрепление нового материала (5 мин.) Преподаватель обращает внимание на поставленные проблемы предлагает сделать вывод. Обучающиеся отвечают на вопросы, делают вывод.

5. Рефлексия (6 мин.) Преподаватель предлагает обучающимся выполнить тест на закрепление материала. Обучающиеся выполняют тест.

6. Итоги занятия (2 мин.) Преподаватель сообщает домашнее задание. Обучающиеся записывают домашнее задание

Ход занятия:

1. Вводная часть Преподаватель сообщает задачи занятия, а обучающие формулируют индивидуальные цели. Преподаватель организует поисковую деятельность, т.е. обучающие сами должны добывать знания. Добытые собственными усилиями знания сознательно усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.

2. Основная часть

2.1 Обеспечивающая стадия


Цели:

  1. Деятельности обучающихся: отвечают на поставленные вопросы, анализируют ответы одногруппников, дополняют ответы.

  2. Деятельности преподавателя: анализирует и оценивает степень усвоения учебного материала обучающих.

Содержание:

  1. Деятельности обучающихся: закрепление через повторение изученного материала, формирование теоретических основ по философии через ответы самостоятельно каждым обучающимся на поставленные вопросы преподавателем.

  2. Деятельности преподавателя: постановка вопросов.

1. Предмет и задачи философии?

2. Мировоззрение?

3. Каков основной вопрос философии?

4. Назвать функции философии?

Методы: опрос

Формы: индивидуальная

    1. Формирующая стадия

Цели:

  1. Деятельности обучающихся: записывают основные положения в конспект, комментируют предложенные тексты Сенеки, Аристотеля, высказывают свою точку зрения.

  2. Деятельности преподавателя: объясняет материал по теме «античная философия».

Содержание:

  1. Деятельности обучающихся: работа с учебником, текстами древних философов Сенека и Аристотель (Приложение 1).

  2. Деятельности преподавателя: постановка преподавателем проблемного вопроса «Роль античной философии в истории философии?», задание группам.

- Сегодня мы приступаем к изучению нового материала, тема «Античная философия». Мы с вами поработаем над проблемным вопросом «Роль античной философии в истории философии?». Античная философия совершила поворот от внимания философов к изучению природы, космоса, к изучению человека. Призыв Сократа «Познай самого себя» и его утверждение: «Я знаю, что ничего не знаю», знаменовал начало этого поворота. Поворот к человеку привел к расширению сферы философии:

- возникли новые философские науки, как этика и эстетика

- сформировалась и получила глубокое развитие логика

- философы приступили к разработке программ лучшего общественного и государственного устройства

- значительно обогатился и расширился философский язык

Философия периода античности послужила фундаментом дальнейшего развития всемирной философии. Чтобы Вам помочь ответить на поставленный вопрос, «Роль античной философии в истории философии?» откройте страницу учебника (стр. 27 ) и ответе на ряд вопросов, каждая группа, а у нас сегодня 2 группы, отвечает на один из следующих вопросов:

1. Основные черты древнегреческой философии и на что ориентируется античная философия?

2. Философы античности: Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Эпикур?

После подготовки мы с Вами обсудим эти вопросы.

Обсудим вопросы, и попрошу Вас скорректировать свои записи в тетради основными выводами, которые отражены в презентации.

Переходя к изучению следующего вопроса, Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста. Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.

Вам необходимо:

1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.

2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.

3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в аргументации.

Каждая группа получает текст, пользуясь рекомендациями преподавателя, исследует содержание текстов. Группам предлагается выбрать один из текстов: «Постоянное занятие философией дает необходимое душевное здоровье (по тексту Сенеки)» и «Текст Аристотеля» (Приложение 1).

Вопросы к тексту Сенеки:

1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?

2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.

Вопросы к тексту Аристотеля:

1.Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение». 2.Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных примера: суммы углов прямоугольника и затмения. Почему два примера? Каково положение этих примеров в аргументации?

Преподаватель:

В текстах все термины, все выражения, а значит, и все фразы имеют различное значение с точки зрения содержания. Нужно уметь выделить то, что важно по содержанию, отсеивая менее значимое.

Вы правильно поняли внутреннюю организацию текста. Для этого определили существующие противопоставления, частоту и повторяемость отдельных моментов, наконец, соответствие между терминами. Выявляя внутреннее соотношение, вы смогли прояснить те аспекты текста, которые на первый взгляд казались неясными.

Методы: проблемно-поисковый, контент-анализ, герменевтический

Формы: работа в группах

2.3 Результативная стадия

Цели:

  1. Деятельности обучающихся: формирование выводов и комментариев на предложенные тексты.

  2. Деятельности преподавателя: анализ работы обучающихся и оценка степени усвоения новых знаний, рефлексия.

Содержание:

  1. Деятельности обучающихся: выводы, решение теста.

  2. Деятельности преподавателя: подведение итогов, раздача и проверка тестов

- Подведём итоги, сделаем выводы: создавая целостное представление о мире античной философия мы определили роль античной философии в развитии истории философии. Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю выполнить тест (Приложение 2).

Методы: писменные

Формы: индивидуальная.

3. Заключительная часть.

(Анализируя работу обучающихся на занятии и комментируя оценки, преподаватель старается поощрить каждого обучающегося, нацеливая на продуктивную деятельность в будущем.)

- Сегодня я доволен вашей работой. Уверен, что вы будете усердно работать. И помните, что завтрашняя битва выигрывается сегодняшним трудом!

Запишем домашнее задание. К следующему занятию подготовьте доклады с развернутым пояснением на темы

- Милетская школа

- Элейская школа

- Киническая философия

- Скептицизм

- Стоицизм

Таким образом, осуществляется логический переход к следующей теме «Основные направления античной философии»

Спасибо. Наше занятие окончено. До свидания.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕКСТ № 1

«Постоянное занятие философией дает необходимое душевное здоровье».

В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит. Не так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчастный несчастен только через свой порок. Тебе нравится жизнь? Живи! Не нравится – можешь вернуться туда, откуда пришел»…

Никто из нас не думает, что когда-нибудь да придется покинуть это жилище. Так старых жильцов привычка к месту делает снисходительными и удерживает в доме, как бы плохо в нем ни было. Хочешь быть свободным наперекор этой плоти? Живи так, словно завтра переедешь! Всегда имей в виду, что рано или поздно лишишься этого жилья, - и тогда, - и тогда ты мужественней перенесешь неизбежность выезда…

«Когда я закончу то-то, тогда налягу всеми силами; когда улажу эту неприятность, тогда и предамся ученым занятиям». – Нет, философии нельзя отдавать один лишь досуг – надо всем пренебречь ради усердия к ней, для которой никакого времени не хватит, хотя бы наша жизнь и продлилась до крайнего срока, отпущенного людям. Бросишь ли ты философию на время или насовсем – разницы нет: она не останется там, где ты прервал занятия, - нет, как распрямляется сжатое силой, так возвращается к самому началу все, что не движется непрерывно вперед. Нужно сопротивляться делам и не распределять их, а устранять. Не бывает времени, неподходящего для спасительных занятий,- хотя многие оставляют их из-за тех дел, ради которых и нужны занятия. – «Но случается, что-нибудь и мешает». – Мешает, да не тому, чья душа при любых хлопотах радостна и окрылена. Веселье не достигших совершенства прерывается, радость мудреца постоянна, ее не прервет никакая причина, никакая судьба. Мудрый всегда и везде спокоен. Ведь он от чужого не зависит и не ждет милости ни от фортуны, ни от людей. Счастье у него как дома: будь это счастье в его душе пришлым, оно бы и ушло оттуда, но ведь оно в ней и родилось… Между достигшим мудрости и идущим к ней та же, повторяю, разница, что между здоровым и оправляющимся от долгой и тяжелой болезни, у которого нет еще здоровья, а есть облегчение недуга. Не будет он внимателен – наступит ухудшение, и все начнется сначала. А мудрец не может ни заболеть снова, ни занемочь тяжелее. Телу здоровье дается на время, врач если и вернет его, то не навсегда, и часто врача зовут к тому же, к кому приглашали прежде.А душа излечивается раз и навсегда. Я скажу тебе, как распознать здорового: он доволен собою, доверяет себе, знает, что для блаженной жизни ничего не дают ни все молитвы смертных, ни те благодеяния, которые оказывают, которых добиваются. Ведь все, к чему можно прибавить, несовершенно, от чего можно отнять, не вечно; а кому нужна вечная радость, тот пусть радуется только своему. Все, на что зарится толпа, притекает и утекает; фортуна ничего не дает во владение, но и преходящие ее дары приятны лишь тогда, когда разум их приправит и смешает: ведь это он умеет придавать вкус даже тем внешним благам, которые невкусно поглощать с жадностью».

(Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хочешь быть свободным / Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50).


Задание к тексту №1.

Сформулированные суждения не являются непосредственно данными, а представляют собой результат логического размышления, логики текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.

Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимосоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.

Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.

Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.

Для анализа следует определить тезис, против которого выступает автор, а также мобилизовать все знания.

Вам необходимо:

1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.

2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.

3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в аргументации.

Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями преподавателя исследовала содержание текстов. Группам предлагается выбрать один из текстов.

Вопросы к тексту Сенеки:

1. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от знающего?

2. Можно ли сейчас жить так, как призывал автор, то есть достичь атараксии, невозмутимого спокойствия? Или в наше суетное, шумное и беспокойное время это невозможно.

ТЕКСТ № 2

Текст Аристотеля.

«Универсалии есть то, что применимо ко всем случаям и чего нельзя почувствовать, потому что они не являются ни определенной вещью, ни определенным моментом, в противном случае они не были универсалиями. Универсалиями (общими понятиями) мы называем то, что существует всегда и везде. Поэтому, поскольку доказательства являются универсальными, а универсальные понятия не могут ощущаться, становится ясно, что ощущения не могут создать науки. Но также очевидно то, что, даже если бы оказалось возможным ощутить , что углы треугольника равны двум прямым углам, мы бы еще стали искать доказательства этому, и у нас бы ничего не получилось, потому что ощущение обязательно касается индивидуального, тогда как наука состоит в познании универсального. Поэтому, если бы мы были на Луне и увидели бы Землю, закрывшую солнечный свет, мы бы не знали причины затмения: мы ощутили бы, что в этот момент происходит затмение, но не знали бы почему: ведь ощущение не касается универсального. Что не означает, что при повторном наблюдении этого явления мы не смогли бы, выявив общее, прийти к доказательству, потому что из множественности частных случаев выделяется универсальное».

Задание к тексту №2.

Сформулированные суждения не являются непосредственно данными, а представляют собой результат логического размышления, логики текста. Текст, следовательно, имеет определенную форму, подчиняясь определенной организации, или внутренней логике, которую необходимо выявить, чтобы проследить за движением мысли автора.

Нужно быть внимательным к связи внутри текста и не допускать его произвольного расчленения. Важно не столько само количество частей, сколько взаимоотношение их, связь между собой. Анализируя текст, необходимо иметь в виду его связанность, цельность.

Вам нужно выявить философское содержание текста, т.е. осознать философскую проблему, которую он поднимает или решает. Вам нужно понять не только то, что хотел сказать автор, но и внутреннюю логику текста.

Следует избегать рассуждений, не относящихся к теме.

Для анализа следует определить тезис, против которого выступает автор, а также мобилизовать все знания.

Вам необходимо:

1. Вначале рассмотреть внутреннюю организацию текста.

2. Выстроить противопоставления, прояснить смысл.

3. Осуществить поиск образов и примеров, и определить их значение в аргументации.

Каждая группа получила тексты и пользуясь рекомендациями преподавателя исследовала содержание текстов.

Задание к тексту Аристотеля

Соотнести термины и объяснить противостояние понятия «ощущение». Сформировать точку зрения на тезис «не существует понятия без ощущения». Аристотель последовательно рассматривает два конкретных примера: суммы углов прямоугольника и затмения. Почему два примера?

Каково положение этих примеров в аргументации?


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вариант 1

1. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?

1)Гераклит;

2)Демокрит;

3)Парменид.

2. Кто считается первым философом античности?

1)Солон;

2)Фалес;

3)Платон.

3. Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»?

1)Гераклит;

2)Сократ;

3)Диоген.

4. Кто впервые обратился к проблеме человека?

1)Фалес;

2)Сократ;

3)Аристотель.

5. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного – это …

1)Сократ;

2)Платон;

3)Аристотель.

Вариант 2

1. Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого – это …

1)Античность;

2)Средневековье;

3)Ренессанс.

2. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске …

1)Сущего;

2)Истины;

3)Духа.

3. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» - это …

1)Пифагор;

2)Солон;

3)Перменид.

4. Местом возникновения науки считается …

1)Древняя Греция;

2)Древний Египет;

3)Древняя Индия.

5. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

1) знать все и невозможно;

2) другие не знают и этого.

3) знать что-то вовсе и не нужно;

Ответы:

Вариант 1

3,2,2,2,3.

Вариант 2

1,2,1,1,2







Теоретическое занятие по теме «Античная философия»
  • История
Описание:

Тема данного занятия поможет обучающимся получить представление о значение Античной философии в развитии всемирной философии, о роли классического периода в истории Античной философии, об изучении природы, космоса, и в дальнейшем человека. Данная тема актуальна не только с точки зрения формирования научно-теоретического и эмоционально-образного мышления, но и для  лучшего понимания значимости будущей профессиональной деятельности. Тема «Античная философия» расширяет рамки знаний обучающихся,  формирует научно-теоретический тип мышления. 

Автор Катанаенко Александр Викторович
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 586
Номер материала 38753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓