Главная / Обществознание / Теоретический материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию по теме "Политика"

Теоретический материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию по теме "Политика"

Теоретический материал по теме «Политическая сфера».


Политика

От греч. «polis» - город-государство, искусство управления государством.

Сфера жизни общества, в которой осуществляется управление им, обеспечивая его единство и целостность, согласование интересов различных социальных групп, законность и правопорядок.

Политика – это отношения между большими социальными группами по поводу политической власти.


Содержание политики:

- деятельность по управлению обществом;

- отношения по поводу государственной власти;

- регулирование общественных отношений с помощью правовых норм;

- согласование интересов различных социальных групп, классов;

- участие в делах государства;

- наука, изучающая политическую жизнь общества.


Функции политики:

- обеспечение стабильности и целостности общества;

- выработка стратегических целей и задач развития общества, определение средств и методов их осуществления;

- обеспечение общественного порядка и законности;

- руководство и управление общественными процессами;

- согласование интересов различных социальных групп, предотвращение и разрешение общественных конфликтов;

- защита прав и законных интересов граждан;

- формирование политического сознания и культуры граждан;

- функция мобилизации населения на выполнение определенных задач.

- осуществление связей с другими странами.



Власть

Волевое воздействие одних людей на поведение других людей;

Способность одной стороны (индивида или группы), оказывать решающее воздействие на поведение других людей вне зависимости от их воли.


Компоненты власти

Источники власти: авторитет, сила, закон, престиж, харизма.

Субъекты власти: личности ( правители, политические лидеры), общности людей, социальные группы, политические организации, политические институты, мировое сообщество.

Объекты власти: индивиды, социальные группы.

Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, право.

Политические отношения: отношения между людьми по поводу политической власти.


Виды власти

Демократическая, авторитарная, деспотическая;

Законная и незаконная, легальная и нелегальная;

Экономическая, политическая, идеологическая, духовная.



Политическая власть




Государственная власть

Деятельность по управлению государством, право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, цели, установки.


Один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта выступает государство в лице своих органов, а в качестве объекта власти – население страны.


Признаки политической власти

  1. Распространяется на все общество;

  2. только ей принадлежит право на законное применение насилия;

  3. существование единого центра принятия политических решений;

  4. действует на основе права от имени общества;

  5. имеет возможность использовать разнообразные средства.


Типы политической власти

Традиционная власть (опирается на традиции, обычаи);

Легальная власть (опирается на правовые нормы);

Харизматическая власть (опирается на особую притягательную силу лидера).

Греческое слово «сharisma» – «милость, божий дар».


Функции политической власти

- формирование политической системы общества;

- управление делами общества;

- руководство органами власти;

- организация общества на выполнение политических решений;

- контроль за исполнением политических решений;

- организация политических отношений между государством и обществом.


Легитимность власти

От латинского слова «legitimus» -«законный» - власть, которая имеет законное оправдание, общественно-моральное признание


Принцип разделения властей





Цели разделения властей

Создатели теории разделения властей: Джон Локк, Ш.Монтескье.

Принцип организации власти, при котором законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и организациям, все виды власти равны и автономны.


- предотвращение концентрации власти в одних руках и утверждения авторитаризма и тоталитарного режима в обществе;

- предотвращение возвышения одной из властей над другими, независимость судебной власти, которая осуществляет контроль соблюдения законов всеми органами власти;

- создание «системы сдержек и противовесов», которая позволяет свести до минимума возможность ошибок в управлении и злоупотреблений власти.


Политическая система

Совокупность государственных и общественных организаций, посредством которых осуществляется политическая власть в стране.


Структура политической системы

- государство и его органы;

- политические партии;

- общественные организации;

- профсоюзы;

- трудовые коллективы;

- электорат (совокупность избирателей);

- независимые средства массовой информации.


Компоненты политической системы




















Политическая психология




Политическая идеология

Политическая культура

Институциональная подсистема - совокупность политических институтов:

государство, политические партии,

общественно- политические движения, элиты, политические лидеры, СМИ.

Нормативная подсистема – система норм, регулирующих политические отношения:

Правовые и политические нормы, политические обычаи и традиции, зафиксированные в законах, политических программах, уставах политических организаций.

Функциональная подсистема – основные направления и формы политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема – различные формы взаимодействия субъектов политических отношений:

выборы, консультации, переговоры, пресс-конференции, политические дебаты.

Культурно-идеологическая подсистема – совокупность общепринятых ценностей, установок, убеждений, принципов.

Включает в себя: политическую психологию, политическую идеологию и политическую культуру.

Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к политике и сложившейся политической системе общества;


Политическая идеология – систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, ее процессы и явления;

Политическую культуру – систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве.


Государство

Организация публичной власти, обладающая особым аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая управление им.


Политическая организация общества, осуществляющая управление им, обладающая особым аппаратом управления, придающая своим велениям общеобязательное значение.


Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом , осуществляющая управление обществом и способная придавать своим велениям общеобязательную силу.

Политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, обладающая суверенитетом.


Государство – социальный институт, осуществляющий управление обществом, обеспечивающий его единство и целостность, защиту его интересов.


Признаки государства

- Территориальная организация власти (определенная территория в пределах государственной границы, на которой осуществляется власть);

- публичный характер власти (власть осуществляется особой группой людей, отделенных от народа, особый аппарат власти и управления);

- суверенитет (верховенство и независимость государственной власти);

- существование общеобязательных норм, устанавливаемых и охраняемых государством;

- принудительный характер власти (исключительное право на законное применение насилия, наличие аппарата принуждения);

- исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, на эмиссию (выпуск денег);

- наличие государственной символики (герб, гимн, флаг).


Функции государства


Функции государства - это основные направления деятельности государства, направленные на решение стоящих перед ним задач.

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние – направлены на решение задач общества внутри страны.

Политические функции:

- поддержание государством политической стабильности;

- выработка политического курса;

- обеспечение участия населения в политической жизни общества через организацию выборов, референдумов, плебисцитов;

- регулирование деятельности политических партий, общественно-политических объединений и движений.

Экономические функции:

- выработка и координация основных направлений развития экономики страны;

- формирование госбюджета;

- сбор налогов и средств;

- выдача субсидий хозяйствующим субъектам;

- непосредственное руководство государственным сектором экономики;

- согласование интересов предпринимателей и наемных рабочих, производителей и потребителей товаров и услуг посредством принятия законодательства о труде, законов о защите прав потребителей, меры по поддержке малого и среднего бизнеса;

- проведение антимонопольных мер;

- лицензирование товаров и услуг;

- проведение антикризисных, антиинфляционных мероприятий;

- контроль экспортных и импортных операций.

Социальные функции призваны обеспечить социальную защищенность и достойные условия всех членов общества;

- выделение средств на здравоохранение, образование, культуру, спорт;

- развитие инфраструктуры, строительство жилья, развитие транспорта;

- выплата социальных пособий, пенсий;

- реализация программ по обеспечению занятости, сокращению безработицы;

- установление уровня минимальной оплаты труда, размера прожиточного минимума.

Культурно-воспитательные функции:

- сохранение культурно-исторических традиций и памятников культуры;

- развитие искусства;

- создание гарантий свободы творческой деятельности граждан;

- выработка государственных образовательных стандартов;

- создание системы дошкольного и школьного воспитания.

Экологические функции:

- разработка природоохранного законодательства;

- защита и оздоровление природной среды;

- проведение экологического мониторинга окружающей среды.


Внешние функции – осуществляются за пределами государства и связаны с взаимоотношениями с другими странами:

- Международное сотрудничество;

- Оборона границ от нападений извне;

- Совместное решение глобальных проблем.

Примеры осуществления государством своих внешнеполитических функций:

- поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;

- защита независимости и территориальной целостности государства;

- разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;

- участие в урегулировании международных конфликтов в составе миротворческих сил;

- участие во встречах лидеров ведущих держав, посвященных различным проблемам (разоружения, смягчение последствий мирового экономического кризиса, разоружения, решения экологических проблем).



Теории происхождения государства

  1. Теологическая (Августин, Фома Аквинский): государство сотворено Богом, всякая власть от Бога.

  2. Патриархальная: государство выросло из семьи, подданные относятся к монарху, как дети к отцу.

  3. Договорная (Джон Локк, Ж.Руссо): государство продукт договора между людьми, которые делегировали часть своих прав правителям.

  4. Теория насилия (К.Каутский, Е.Дюринг): государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

  5. Классовая (К.Маркс, В.Ленин): государство создается там, где происходит разделение общества на противоположные классы.


Форма государства

Способ организации и устройства государственной власти, отражающий особенности исторического, экономического и национального развития страны.


Формы государства:

- форма правления;

- форма политического режима;

- форма государственного устройства.


Форма правления

Форма правления – это принцип организации государственной власти.

Отвечает на вопросы:

  1. Как формируются высшие органы государственной власти, какова их структура?

  2. Как взаимодействуют между собой органы власти?

  3. Какой характер взаимоотношений между государственной властью и населением страны?

Различают две формы правления: монархию и республику.


Монархия

Форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, передается по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением.

Признаки монархии:

- единоличное правление монарха;

- власть, как правило, передается по наследству;

- монарх формально независим от населения;

- монарх олицетворяет государство, действуя во внутренней и во внешней политике от своего имени.

Виды монархий:

Восточная деспотия – форма государства, существовавшая в период рабовладения в странах Востока с неограниченной властью монарха (деспота), личность которого обожествлялась.

Сословно-представительная монархия – возникла в период преодоления раздробленности и образования централизованных государств, власть монарха в законодательной сфере ограничена

сословно-представительными органами, имеющими совещательный характер (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России).

Абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в руках монарха.

В современное время абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Ватикан.

Ограниченная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом или особым правовым актом – конституцией.

Разновидности ограниченной монархии:

Парламентарная монархия – власть монарха значительно ограничена.

Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительский функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако власть монарха является символической, сохранение монархии – дань традиции.

Главой государства является не монарх, а глава правительства. Положение монарха характеризуется выражением – «царствует, но не правит». В современное время существует в Великобритании, Бельгии, Швеции, Дании, Японии.

Конституционная монархия – монархия, в которой полномочия монарха ограничены конституцией.


Республика











Парламентарная республика

























Президентская республика





























Смешанная республика


Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Признаки республики:

- выборность высших органов власти;

- осуществление власти по поручению народа;

- ответственность главы государства перед народом;

- ограничение срока полномочий органов власти.

Современные республики разделяются на три основных вида:

парламентарные, президентские и смешанные.

Парламентарная республика - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Черты парламентарной республики:

Парламент – играет ведущую роль в системе органов государственной власти, определяет направления внутренней и внешней политики государства;

принимает законы;

формирует правительство, если парламент выносит вотум недоверия правительству, оно обязано уйти в отставку.

Глава правительства - как правило, лидер партии, победившей на выборах в парламент.

Правительство остается у власти пока пользуется доверием парламента.

Президент:

- избирается парламентом;

- не может быть главой правительства и направлять его деятельность;

- полномочия президента, ограничены парламентом.

Примеры парламентарных республик: Италия, Австрия ФРГ.

Преимущества: парламент реально контролирует исполнительную власть, не допуская возможности коррупции и злоупотреблений.


Недостатки: часто случаются правительственные кризисы, возникает политическая нестабильность.


Президентская республика - форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства.

Черты президентской республики:

Президент:- избирается прямым (или через выборщиков) голосованием;

- обладает значительными исполнительно-распорядительными полномочиями,

- определяет основные направления внутренней и внешней политики;

- имеет право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом;

- является верховным главнокомандующим, может вводить чрезвычайное и военное положение;

Парламент –

- принимает законы, но они вступают в силу только после подписи президента;

- парламент может быть распущен президентом;

Правительство = кабинет министров –

формируется президентом и возглавляется им.

Преимущества: сильная исполнительная власть, эффективно действует система сдержек и противовесов, позволяющая избегать произвола со стороны всех ветвей власти.

Недостатки президентской формы правления:

существует возможность конфликта между законодательной и исполнительной властями,

опасность возникновения конституционного кризиса, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным политическим партиям.

Смешанная республика – республика, сочетающая черты парламентской и президентской республики.

В ней парламент и президент в той или иной мере делят свои полномочия по отношению к правительству.

В РФ Президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Федеральное собрание и его нижняя палата – Государственная Дума – может оказывать воздействие на правительство, контролируя его деятельность. Другой пример смешанной республики – Франция.


Форма государственного

устройства

Способ территориальной организации государственной власти. Различают: унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и

взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.


Унитарное государство

Целостное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые

не обладают признаками суверенитета.

Признаки унитарного государства:

- единая система законодательства.

Административно-территориальные единицы государства не имеют право издавать законы;

- единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами;

- единая денежная единица;

- единая финансовая, налоговая, кредитная системы;

- единое гражданство;

- единые вооруженные силы;

- единые атрибуты государства (герб, гимн, флаг);

- составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Как правило, унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Италия).


Федерация


























Сецессия






Федеративное устройство РФ

Сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Признаки федерации:

- двойная система законодательства. Субъекты федерации имеют право издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству;

- двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации;

- единая денежная система;

- двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

- двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое имеет значение только внутри страны;

- единые вооруженные силы;

- субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти, которые существуют наряду с федеральными государственными символами;

- основными ограничениями суверенитета субъектов федерации являются запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

Право субъекта федерации на выход из ее состава.

Различают федерации, сформированные на национальной и территориальной основе.

Примеры федераций:

США, Мексика, ФРГ, Индия, Бельгия, РФ.


Принципы федеративного устройства РФ:

- государственная целостность -

Означает, что РФ цельное, единое и нераздельное государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава федерации. В РФ действует единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства.

- единая система государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ;

- равноправие и самоопределение народов.

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка.

Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе РФ.

В ведении Российской федерации находятся:

- принятие и изменение Конституции РФ и Федеральных законов;

- федеративное устройство и территория РФ;

- регулирование и защита прав и свобод человека;

- федеральный бюджет, налоги и сборы;

- федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;

- внешняя политика и международные отношения РФ;

- судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское законодательство;

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей; недрами, природными ресурсами;

- природопользование и охрана окружающей среды;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, спорта;

- здравоохранение, социальная защита;

- административное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; трудовое, семейное законодательство.


Конфедерация

Государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для осуществления совместных конкретных целей.

Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения являются в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможенная политика).

Признаки конфедерации:

- отсутствие единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров;

- отсутствие единой системы органов государственной власти, но создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем;

- конфедерация не имеет денежной единицы, но пример объединенной Европы показывает, что может быть создана

единая денежная система с общей валютой;

- сохраняется финансовая и налоговая самостоятельность каждой отдельной страны, но создается общий денежный фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации;

- отсутствует гражданство конфедерации;

- каждое государство сохраняет собственные вооруженные силы, но если конфедерация создается для достижения военных целей, то вооруженные силы государств объединяются под единым командованием;

- государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;

- субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава конфедерации.


Политический режим

Совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Политический режим бывает двух видов: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный).


Демократический политический режим

Демократия – тип властвования, при котором осуществляется народовластие, и реализуются права и свободы человека.

Признаки демократического политического режима:

  • Народный суверенитет (реальная возможность народа определять уклад жизни общества и государства);

  • Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями;

  • Разделение властей;

  • Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;

  • Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

  • Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции, свободное формирование общественных объединений;

  • Идеологический плюрализм.

  • Действует правовой принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Две формы демократии:

Прямая демократия – непосредственное волеизъявление народа, при котором все граждане непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Примеры прямой демократии: Древние Афины – народное собрание, Новгородское вече. Проявлением прямой демократии в настоящее время является референдум.

Референдум – всенародное голосование по какому-либо важному вопросу для общества, решение по которому является окончательным.

Представительная демократия – форма демократии, при которой граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, создании законов и их реализации.

Проявлением представительной демократии являются выборы.


Тоталитарный политический режим

Политический режим, основанный на полном всеобъемлющем контроле со стороны государственного аппарата над всеми сферами общественной и личной жизни граждан.

Признаки тоталитарного политического режима.

  • Всеобщий контроль государства над всеми сферами жизни общества;

  • Однопартийная система;

  • Насильственное уничтожение оппозиции;

  • Сращивание государственных и партийных органов, отсутствие разделения властей;

  • Отсутствие реальных прав и свобод личности:

  • Широкое использование методов насилия и террора, массовые репрессии;

  • Действует правовой принцип «Запрещено все, что не разрешено законом»;

  • Подчинение интересов личности интересам государства.

  • Культ национального вождя;

  • Господство единой идеологии, идейный контроль над духовной культурой;

  • Предельное огосударствление экономики, ее милитаризация.

Примеры тоталитарных режимов: итальянский фашизм (режим Муссолини), немецкий национал-социализм (Режим третьего рейха, Гитлер); СССР периода сталинизма.

Вместе с тем тоталитарным режимам свойственны высокие мобилизационные качества (способность в короткие сроки собрать и привести в действие все ресурсы общества);

эти режимы способны обеспечить населению гарантированный минимум социальных благ;

Несмотря на жесткую централизацию власти, тоталитарный режим опирается на массовые низовые организации населения (профсоюзы, партийные, молодежные, творческие организации), которые действуют под контролем со стороны государства.


Авторитарный

политический режим

Политический режим, основанный на централизации власти, традиционном, харизматическом авторитете правителя, вождя, лидера государства, партии.

Признаки авторитарного политического режима.

  • Концентрация реальной власти в руках политического лидера или группы; централизация власти;

  • Формальность демократических институтов: выборов, парламентаризма (авторитарные режимы нередко использую демократические институты, выборы для предания своей власти респектабельности в глазах мирового сообщества, но их чертой является ограниченная или видимая конкуренция, а также контролируемость итогов выборов властями);

  • Отсутствие реальной политической оппозиции, допускается существование ограниченного числа политических партий, но при условии их подконтрольности властям;

  • Использование силовых методов осуществления власти (может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения, но обладает достаточной силой принуждения);

  • Ограничение и регламентация политических и личных прав граждан;

  • Ограничение свободы средств массовой информации;


  • Основной правовой принцип: все, что касается политической деятельности строго регламентировано властью;

  • Ограниченность вмешательства государства в неполитические сферы общества, особенно в экономику, частную жизнь, в духовную сферу.

В политологии авторитарный режим рассматривается как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимом.

Что объединяет авторитаризм с тоталитаризмом:

- централизация власти;

- культ и авторитет национального лидера;

- использование силовых методов управления;

- строгая регламентация государством политической сферы жизни общества;

Что объединяет авторитаризм с демократией:

- наличие автономных, неконтролируемых государством сфер общества, он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным многообразием;

- экономический плюрализм, наряду с обширным государственным сектором в экономике действует рыночная экономика.

Примеры авторитарных режимов: военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур.


Правовое государство


Организация политической власти в стране, которая обеспечивает верховенство права во всех сферах общественной жизни, гарантированность и равенство прав и свобод граждан, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и реальную ответственность государства перед личностью и обществом.

Государство, ставящее своей главной целью обеспечение прав и свобод граждан, и во всей своей деятельности подчиняющееся праву.

Признаки правового государства:

1.приоритет права над государственной властью, «право выше власти»;

  1. верховенство права во всех сферах жизни общества;


  1. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

  2. гарантированность прав и свобод личности;

  3. взаимная ответственность государства и личности;

  4. демократический политический режим;

  5. политический и идеологический плюрализм;

  6. высокая политическая культура граждан.

Создание правового государства невозможно без развитого гражданского общества, высокой правовой культуры граждан, утверждения приоритета (первенства) общечеловеческих ценностей, эффективной рыночной экономики.


Гражданское общество

Совокупность общественных отношений и организаций, свободных от государственного вмешательства, которые отражают разнообразные социальные интересы граждан и служат для них защитой от произвола со стороны государства, его органов, должностных лиц.

Общество свободных суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, которые имеют возможность создавать различные общественные организации, свободные от вмешательства государства, в которых они реализуют свои разнообразные потребности.

Гражданское общество сложилось на определенном этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации.

Основные принципы гражданского общества:

  • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности;

  • Экономическая независимость индивидов (частная собственность, свободный рынок, конкуренция), большой удельный вес в обществе среднего класса;

  • Юридическое равенство граждан, гарантированная защита прав и свобод;

  • Гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые общественные объединения по интересам;

  • Политический плюрализм; свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

  • Свобода деятельности средств массовой информации, свобода слова и совести;

  • Высокий образовательный уровень населения, высокая правовая культура, высокий уровень гражданской активности;

  • Существование механизма, стабилизирующего отношения государства и гражданского общества (общественное согласие, консенсус, компромисс).

  • Правовое государство.

Институты гражданского общества.

  1. Политические партии;

  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные);


  1. Союзы предпринимателей, ассоциации, общества потребителей, благотворительные фонды, производственные кооперативы, акционерные общества, профсоюзы;

  2. научные и культурные организации, спортивные общества;

  3. муниципальные коммуны и другие органы управления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.

  4. независимые средства массовой информации;

  5. Церковь;

  6. семья.

Функции гражданского общества.

- защита интересов граждан и их объединений;

- ограничение произвола со стороны власти, общественный контроль за деятельностью властных структур;

- обеспечение политической социализации и воспитание граждан.


Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

Структура государственного аппарата.

  1. Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение;

  2. Иерархическая система государственных органов и учреждений;

  3. Материальные средства.


Государственный орган















Компетенция

государственного органа

Один из элементов государственного механизма, который участвуем в осуществлении функций государства, имеет в соответствии с законом определенную структуру и властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества.

В их числе в современном демократическом государстве выделяют:

- главу государства;

- органы законодательной власти;

- органы исполнительной власти;

- органы судебной власти;

- органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной безопасности, прокуратура, исправительные учреждения);

- вооруженные силы.


Это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности и перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.


Глава государства

Президент

См. главу Конституции РФ «Президент»

Полномочия президента.


Законодательная власть

См. главу Конституции РФ «Федеральное Собрание»

Полномочия Государственной думы и Совета Федерации и порядок их формирования.


Исполнительная власть

См. главу Конституции РФ «Правительство РФ»

Полномочия Правительства.

Правительство – высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.


Судебная власть


















Презумпция – признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное.




Суд присяжных



































Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ; иные федеральные суды.

Деятельность органов судебной власти основывается на принципах:

- правосудие может вершить только суд;

- принцип законности, правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке;

- независимость судей;

- несменяемость судей (полномочия судьи могут быть приостановлены, или прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;

- коллегиальность;

В соответствии с Конституцией обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом.

- состязательность и равноправие сторон;

- гласность судебного разбирательства;

- презумпция невиновности (каждый обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена приговором суда, все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу;

- недопустимость повторного осуждения за одно и тоже преступление;

- право на пользование квалифицированной юридической помощью.

Суд присяжных действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Присяжным может стать человек старше 25 лет и не имеющий судимости.


Суд присяжных обеспечивает участие населения в отправлении правосудия (присяжные дают присягу судить по совести);

является формой демократии;

выражает общественное мнение;

рассматривает уголовные дела, в которых обвиняемый не признает себя виновным.

Перед коллегией присяжных заседателей ставятся три вопроса:

  • Доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

  • Доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый;

  • Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Решение коллегии присяжных называется вердиктом.

Возможны 3 варианта этого решения:

  • Не виновен,

  • Виновен,

  • Виновен, но заслуживает снисхождения.

Вердикт о невиновности подсудимого влечет за собой обязательное вынесение оправдательного приговора.

В случае обвинительного вердикта, судья может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор.

Суд присяжных введен в 1993 г.

Согласно Конституции в РФ действует 4 вида судопроизводства:

Конституционное,

Гражданское,

Уголовное,

Административное.

Суды общей юрисдикции – осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам. К ним относятся областные краевые суды (на уровне субъектов РФ); городские и районные суды.

Юрисдикция – правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.


Судебные и правоохранительные

органы

Судебные и правоохранительные органы Российской Федерации.

- Конституционный суд;

- Верховный суд;

- Высший Арбитражный суд

- Прокуратура;

- Адвокатура;

- Милиция (МВД) (c 1 марта 2011 года вступил в действие закон о полиции;

- Министерство юстиции;

- Нотариат;

- Налоговая полиция.


Конституционный суд РФ















Верховный суд РФ





















Высший Арбитражный суд РФ

Арбитражные суды






Прокуратура













Адвокатура

















Министерство юстиции РФ











Нотариат



Является судебным органом конституционного контроля. Состоит из 19 судей; судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента.

Полномочия Конституционного суда:

- разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ;

- разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;

- рассматривает жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан;

- дает толкование Конституции по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.


Это высший судебный орган по гражданским , уголовным, административным и иным делам, попадающим под общую юрисдикцию.

Юрисдикция – правовая сфера, на которую распространяются полномочия данного государственного органа.

Верховный суд возглавляет систему судов, в которую входят верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, районные (городские) народные суды.

Верховный суд рассматривает дела:

  • В качестве суда первой инстанции – уголовные дела особой сложности, любое гражданское дело;

  • В кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры, решения суда, не вступившие в законную силу);

Кассация – пересмотр, отмена судебного решения низшей инстанции вышестоящей инстанцией.

  • В порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

  • Изучает и обобщает опыт судебной практики, дает разъяснения по судебной практике.


Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, возглавляет систему арбитражных судов.

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами.


Органы прокуратуры осуществляют, образующие единую систему, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Полномочия Прокуратуры:

  • Осуществляет надзор за исполнением законов органами власти, должностными лицами, правоохранительными органами;

  • Орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде, в уголовном процессе прокурор выступает в качестве государственного обвинителя

  • Осуществляет расследование особо опасных преступлений;


Правоохранительное учреждение, не являющееся государственной организацией, добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью за вознаграждение.

Полномочия адвокатуры:

  • Дает консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

  • Составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;

  • Осуществляют представительство в суде по гражданским делам и административным правонарушениям;

  • Участвуют в предварительном следствии и суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.


Обеспечивает реализацию государственной политики в сфере юстиции.

- разрабатывает проекты нормативных актов, вносимых Правительством в порядке законодательной инициативы;

- проводит по поручению Президента экспертизы законов, направленных ему для подписания;

- регистрирует уставы общественных и религиозных объединений;

- выдает лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию юридических услуг.


Орган, на который возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов:

- удостоверение сделок, завещаний, доверенностей;

- свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах.


Местное самоуправление

Это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.


Избирательная система
















Избирательный процесс

Порядок формирования выборных органов государства.

Совокупность правил и приемов, обеспечивающих проведение выборов в представительные учреждения, выборов президента (в президентской республике), а также гарантии избирательных прав граждан.

Включает в себя избирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке проведения выборов; политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти.

Процедура проведения выборов закреплена в РФ в ряде федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ», «О выборах Президента РФ».

Избирательный процесс – порядок и основные стадии организации выборов. Включает в себя основные этапы:

- назначение даты выборов;

- организация избирательных округов;

- создание избирательных комиссий;

- регистрация и учет избирателей;

- выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

- предвыборная агитация и финансирование выборов;

- процесс голосования;

- подведение итогов голосования;

- установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.


Основные принципы демократического избирательного права

  • Принцип равенства (каждый избиратель имеет равные права, каждый депутат представляет равное число граждан, каждый кандидат в депутаты имеет равные финансовые и прочие возможности);


  • Принцип всеобщности (любой дееспособный гражданин имеет право, как избирать, так и быть избранным).


Ценз – ограничения, накладываемые на действия принципа всеобщности выборов. В российском избирательном праве действуют два основных ценза:

- возрастной ценз (в выборах могут принимать все граждане, достигшие 18 лет),

- ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только граждане РФ).

  • Принцип тайного голосования;

  • Принцип непосредственности (избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата)

  • Принцип состязательности (выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора);

  • Принцип гласности (общественность может осуществлять контроль за проведением выборов, на избирательных участках могут присутствовать независимые наблюдатели);

  • Принцип свободы выборов ( каждый гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление);

  • Принцип ограничения сроков выборов (выборы нельзя откладывать или переносить без веских на то причин, предусмотренных законодательством).


Типы избирательных систем

Мажоритарная система (дословно «большинство») – такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство (абсолютное или относительное) голосов.

При этом избирательные округа считаются одномандатными, то есть по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку.

Относительное большинство – победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов.

Абсолютное большинство – избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, то есть 50% + 1 голос.

Такие выборы проходят в два тура.

Преимущества мажоритарной системы:

- устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями и населением округа;

- обеспечивает партии-победителю абсолютное большинство в парламенте.

Недостатки мажоритарной системы:


- партия (или блок партий), получившая незначительное меньшинство, может быть вообще не представлена во властных структурах;

- практически исключается возможность победы на выборах маленькой партии;

- частая не результативность выборов, которая приводит к повторному голосованию;

- выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Пропорциональная система:

подразумевает голосование по партийным спискам, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах (при условии, если партия перешла 7% барьер). Для определения количества мандатов той или иной партии определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Преимущества пропорциональной системы:

- представляет широкий спектр политических партий, социальных, этнических групп;

- дает возможность избирателю ориентироваться в ожидаемой программе действий в случае прихода к власти той или иной партии;

Недостатки пропорциональной системы:

- депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не столько перед избирателями, сколько перед самой партией;

- часто избираются члены политических партий, имеющие косвенное отношение к данной территории;

- избиратель выбирает не конкретных людей, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны;

- при существовании 7% барьера, большинство недееспособных партий и объединений обречены на неудачу.

Интересы избирателей, проголосовавших за партии, не преодолевшие необходимый барьер, не будут представлены в парламенте.

Смешанная система (мажоритарно-пропорциональная).


Политические партии

Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Признаки политической партии:

  • Наличие определенной политической идеологии;

  • Нацеленность на завоевание политической власти;

  • Наличие политической программы, устава;

  • Наличие организации и партийной структуры: руководящие органы, аппарат партийных функционеров, членство в партии, наличие разветвленной сети местных организаций.


Виды

политических партий

Правящие, оппозиционные (по отношению к власти);

Кадровые, массовые (по принципу формирования);

Консервативные, либеральные, радикальные (по идеологии);

Реформистские, революционные (по методам борьбы);

Легальные, нелегальные (по отношению к закону)


Функции политических партий

Политическая – борьба за власть с целью реализации своей программы, участие в осуществлении власти;

Представительская функция – выражение интересов определенных социальных групп;

Рекрутская – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях;

Функция политической социализации – политическое воспитание и формирование политической культуры граждан.

Формирование общественного мнения о власти, ее действиях.


Партийные системы

Однопартийная система – политическая система, при которой функционирует только одна партия, которая со временем выводит из политической жизни конкурентов. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.

Двухпартийная система – политическая система, при которой существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, переход власти происходит в результате выборов между этими двумя партиями.

Существование правящей партии и оппозиционной.

Многопартийная система – политическая система, при которой в обществе существует конкуренция между многими партиями, и при этом ни одна из них не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости компромисса (соглашение, основанное на взаимных уступках) и создании объединений и блоков.


Политические движения

Добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Примеры общественно-политических объединений:

- Антивоенные;

- За сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

- За новый экономический порядок (антиглобализм);

- Экологические;

- Против расовой и национальной дискриминации;

- Конфессиональные;

- Женские, молодежные, студенческие.

Отличительные признаки политических движений:

  • Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть;

  • Имеют добровольное членство;

  • Имеют более широкую социальную базу;

  • Необязательность полного идеологического объединения участников;

  • Не имеют строгой иерархии;

  • Ориентируются на выражении частных интересов той или иной группы людей.


Политическая идеология




Консерватизм














Либерализм


























Радикализм

Система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способы объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те, или иные политические явления, процессы.

Типы политических идеологий.

Консерватизм (от латинского «conservation» - «сохранять, заботиться о сохранении»).

Для консерватизма характерны черты:

- сохранение традиций и преемственности в социальной и культурной жизни, главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность;

- укрепление устоев государства, сохранение существующего строя;

- неприятие революций и радикальных реформ;

- отстаивание эволюционного, сбалансированного развития;

- убеждение в необходимости существования общественного неравенства, сведение к минимуму социальных программ и деятельности профсоюзов


Либерализм (от латинского «liberalism» - «свободный») - идейное и общественно-политическое течение, отстаивающее незыблемость естественных прав и свобод человека.

Для либерализма характерны черты:

- признание абсолютной ценности человеческой личности и ее естественных прав (на жизнь, свободу, безопасность, счастье, собственность, семью);

- главные ценности: демократия, закон, индивидуализм, права личности, частная собственность;

- ограничение объема и сфер деятельности государства, ограничение вмешательства государства в общественную и частную жизнь, государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок, частную собственность и защита страны от внешней угрозы;

- идеал общественно-политического устройства – правовое государство, гражданское общество, демократия и парламентаризм; политический плюрализм;

- путь изменений в обществе – реформы;

- в экономике: неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства, свободный рынок, конкуренция;

- в социальной сфере: равенство людей перед законом (равенство возможностей), разрушение сословных перегородок, создание широкого среднего класса, социальное партнерство, компромиссы;

- в духовной сфере: свобода взглядов и убеждений.


Радикализм (от латинского «radicalis» - «коренной») -

идейные и общественно-политические течения, направленные на коренные преобразования в какой-либо сфере общества, требующие коренных реформ от государства, а в случае кризиса государственной власти готовые к решительным революционным действиям.

Для радикализма характерны черты:

- решительное, коренное изменение существующего строя;

- стремление к быстрому темпу перемен, оправдание насильственных силовых действий против существующего строя;

- может выступать теоретическим оправданием терроризма;

Леворадикальные течения:

коммунистическая (марксистская),

социал-демократическая, анархистская.

Праворадикальные течения:

Фашизм, неофашизм, крайние формы национализма, религиозный фанатизм, расизм.



Теоретический материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию по теме "Политика"
  • Обществознание
Описание:

В данной разработке представлен теоретический материал для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по обществознанию по теме "Политическая сфера".

Раскрываются основные понятия темы: власть, государство, политическая система общества, политические партии, политическая идеология.

Особое внимание уделяется изучению темы "Форма государства".

Материал представлен в форме таблицы.

Представленный материал может использоваться как для изучения нового материала, так и для организации повторения. В процессе самостоятельной работы учащихся представленный материал может корректироваться и дополняться.

 

Автор Ерощева Инна Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1109
Номер материала 49978
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы