Методическая разработка.
Тема: Теоретические основы технологии критического мышления.
Выполнила: Скрябина Н.И.
преподаватель СКИиК
Екатеринбург 2015
Критически мыслящим
человеком
невозможно манипулировать.
Воспитать личность,
имеющую способность к коммуникации, умеющую гибко реагировать, готовую к
глобальному сотрудничеству и конкуренции, умеющую отвечать на вызов времени,
возможно, развивая способность учащихся к критическому мышлению.
Технология критического мышления - это "изобретение" американской
педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на
развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология
рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее
решения.
Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий
термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу.
Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "Критическое
мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые
увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».
"Критическое мышление - сложный процесс творческого
интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации.
Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на
нескольких уровнях".
Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в
середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно
много.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а
разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные
суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто
не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает
свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это
способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии РКМ - обеспечить развитие критического
мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный
процесс
Технология РКМ позволяет решать задачи:
·
Повышение качества
образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при
изучении учебного предмета
·
Повышение учебной
мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия
учебного материала по предмету;
·
Формирование
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной
аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа
сложности;
·
Повышение социальной
компетентности;
·
Формирование навыков
анализа и синтеза предметных текстов.
Существует определенный набор учебных условий, который
способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
1.
Предоставить время и
возможность для приобретения опыта критического мышления.
2.
Давать возможность
учащимся размышлять.
3.
Принимать различные идеи и
мнения.
4.
Способствовать активности
учащихся в учебном процессе.
5.
Убедить учащихся в том,
что они не рискуют быть высмеянными.
6.
Выражать веру в то, что
каждый учащийся способен на критическое суждение.
7.
Ценить проявление
критического мышления.
При этом учащиеся должны:
1.
Развивать уверенность в
себе и понимать ценность своих мнений и идей;
2.
Активно участвовать в
учебном процессе;
3.
С уважением выслушивать
различные мнения;
4.
Быть готовыми как
формировать суждения, так и воздерживаться от иных.
В основе технологии РКМ лежит дидактическая
закономерность, получившая в отечественной педагогике название
дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление –
рефлексия».
I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию
и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной
заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном
этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к
активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать
индивидуальную и групповую формы работы.
II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются:
создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой
информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже
известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы
школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять
различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в
том, чтобы с помощью ряда методических приемов помочь ученикам отследить сам
процесс познания (получения новых знаний) и понимания.
III. Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем
этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку
собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен»
(отсутствие информации по каким-либо вопросам), формулирование познавательных
задач и проблем для дальнейшего продвижения в информационном поле («стадия
нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.
Технологические этапы
|
1 стадия /фаза/ Вызов
|
2 стадия /фаза/ Осмысление содержания
|
3 стадия /фаза/ Рефлексия
|
- актуализация
имеющихся знаний
- пробуждение
интереса к получению новой информации
- постановка
собственных целей обучения
|
- получение новой информации
- корректировка поставленных целей обучения
|
- размышление,
рождение нового знания
- постановка новых
целей обучения
|
Информация,
полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах
|
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный
контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция).
Работа ведется индивидуально или в парах
|
На стадии рефлексии
осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах
|
Функции данной стадии
|
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,
пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность»
имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен
мнениями)
|
Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная
(классификация полученной информации по категориям знаний)
|
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная
(приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного
поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,
выработка собственной позиции, оценка процесса)
|
Возможные методы и приемы
|
Составление списка
«известной информации»:
- рассказ-предположение
по ключевым словам;
- графическая
систематизация материала: кластеры, таблицы;
- верные и неверные
утверждения;
- перепутанные
логические цепочки и т. д.
-«Корзина идей,
понятий, имён...», «Составление кластера», «Составление таблицы ЗХУ».
|
Методы активного
чтения: - маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?» (по мере
чтения их ставят на полях справа);
- ведение
различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на
поставленные в первой части занятия вопросы.
- «Пометки на
полях», «Взаимоопрос», «Зигзаг».
|
- Заполнение
кластеров, таблиц.
- Установление
причинно-следственных связей между блоками информации.
- Возврат к
ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- Ответы на
поставленные вопросы.
- Организация
устных и письменных круглых столов.
- Организация
различных видов дискуссий.
- Написание
творческих работ.
- Исследования по
отдельным вопросам темы и т. д.
- Синквейн
|
Краткое
описание приемов технологии
развития критического мышления и их применения.
Стратегия
«Чтение текста с пометками» - инсерт
На работу с текстом
отводится 10-15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается
внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки
(интерактивная система разметки текста):
«v» - «это я знаю»;
«+» - «эта информация для меня новая»;
«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;
«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть
вопросы»;
«!» - «это интересно».
Смысл используемых
знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по
чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную
информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии
с предложенными знаками).
Когда эта
работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные
таблицы. Далее школьники сравнивают результаты своей работы с текстом.
Стратегия «Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать –
Узнал» (ЗХУ)
Заключается в
извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании
появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях.
На стадии вызова
учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:
Учитель организует
фронтальную беседу, предлагая разнообразные задания или задавая вопросы о
познавательном объекте, итогом этой фронтальной работы по актуализации знаний
должно явиться заполнение каждым учащимся колонки «Знаю» в маркированной
таблице, куда учащиеся запишут все, что знают о познавательном объекте. Далее
возможна организация парной или групповой работы по обмену своими знаниями –
таким образом, каждый ученик может пополнить колонку «Знаю» в своей таблице. На
завершающем этапе стадии вызова возможны организация коллективного обсуждения
«известного» и окончательная коррекция содержания первой колонки таблицы. В
ходе фронтальной работы обозначаются те вопросы, для ответов на которые
имеющихся знаний явно недостаточно. Эти вопросы каждый записывает в колонку
«Хочу узнать».
На стадии осмысления
учащимся предлагается работа с учебным текстом, в ходе которой каждый ученик
индивидуально заполняет колонку «Узнал». Стадия осмысления заканчивается
фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая»
информация.
Одной из особенностей
применения технологии в рамках предметов естественнонаучного цикла является
возможность проведения лабораторных и практических работ на этапе размышления и
рефлексии. На завершающем этапе стадии размышления и рефлексии учитель
организует фронтальную беседу с опорой на те новые знания, которые получены в
ходе работы с текстом и проведения лабораторных или практических работ.
Осуществляется окончательная коррекция содержания колонки « Узнал» в таблице.
Прием «Кластер».
Цель: - вызов
индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме;
- обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.
Время выполнения: 7-8 минут.
Описание приема.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся
за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных,
по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все,
приходящие им на ум ассоциации.
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах).
Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи,
вырабатывают коллективный вариант ответа.
З этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа)
поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на
доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.
В результате, на доске формируется кластер (гроздь винограда)-
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном
порядке в виде грозди, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной
конкретной теме.
Кластер
– это графическая организация материала, показывающая смысловые поля
того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок,
созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по
поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от
него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими,
от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть
использован на самых разных стадиях урока
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на
начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой
теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет
собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен
информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам
по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в
тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа,
продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или
группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа).
Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть
организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся
представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно
сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список
идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются
учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В
корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия,
которые имеют отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в
сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в
логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения
новой информации.
Прием «Верные и неверные суждения »
Цель: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение
интереса к изучаемой теме.
Время выполнения: 7-8 минут
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает
учащимся определить верно, оно или неверно.
Тема: «Строение клетки» 10 класс
Верно
|
Неверно
|
В митохондриях
происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;
Хромосомы –
носители наследственной информации
|
.В лизосомах
происходит биосинтез белков;
Хромосомы
содержатся в комплексе Гольджи
|
Прием «Анализ текста по предложенной схеме»
Цель: развитие навыков
анализа текста
Описание приема:
- Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть
доступен для понимания школьниками.
- Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа,
опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной
памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер,
а позволяли учащимся
сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике,
так и к позиции автора документа.
- Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа
и списком предложенных вопросов.
- Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное
количество вопросов (на все поставленные вопросы давать ответы не обязательно)
- Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем
затруднений, возникших в ходе выполнения работы.
Прием «Бортовой дневник»
Цель: развитие мыслительных
способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой
теме.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Описание приема:
- Учитель предлагает изучить определенный текст.
- Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.
В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия,
информацию, почерпнутые ими из изученного текста;
во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя
из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Известная информация
|
Новая информация
|
|
|
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл
этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких
выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет
рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по
определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово –
существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке - два прилагательных,
раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке - три глагола, описывающих
действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза,
предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик
высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата
или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает
новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно,
что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей
процедуре:
·
Объясняются правила
написания синквейна.
·
В качестве примера
приводятся несколько синквейнов.
·
Задается тема синквейна.
·
Фиксируется время на
данный вид работы.
·
Заслушиваются варианты
синквейнов по желанию учеников.
Прием «Фишбоу» (рыбья кость)
Цель: актуализация
имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников
критического подхода к получаемой информации
Заключение:
Отличительной
особенностью технологии «Развитие критического мышления» является ее
универсальный характер, поэтому данную технологию можно успешно использовать для
различных возрастных групп учащихся.
Чтобы образовательный
процесс был успешным, педагог сам должен быть смотивирован на непрерывное
образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.