Главная / Классному руководителю / Теоретические аспекты формирования любви к родной природе.

Теоретические аспекты формирования любви к родной природе.

Теоретические аспекты формирования любви к родной природе.


1. Особенности формирования положительного отношения к родному краю у дошкольников.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства?

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Любой край неповторим. В каждом месте своя особенная, неповторимая природа. Везде есть особенные, дорогие его жителям места.

В.А. Сухомлинский писал, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознеся и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по – своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждает фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

«Потребность в красивом, - говорил В.А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпеливость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота несовместимы…»

Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное отношение к действительности.

К.Г. Паустовский писал, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

За обыденностью жизни порой не только дети, но и взрослые не видят ту красоту природы, которая нас окружает. Как будто красота и все прекрасное окутаны покрывалом, прозрачным для взгляда, но непроницаемым для человеческой мысли. Все реже люди способны ценить эту красоту, а просто живут в бешеном ритме жизни, атрофировав все прекрасные чувства.

В системе педагогических взглядов Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.А Сухомлинского природа выступает как сильнейший фактор воспитательного воздействия. [5

Поэтому, с моей точки зрения, на занятиях с дошкольниками необходимо обращать внимание на красоту природы, развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение ценить красоту и богатство родной природы.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

Взаимоотношения человека и природы приводят к ощущению возвышенного и прекрасного. Красота волновала человека во все времена. Весь фольклор наполнен яркими, образными описаниями: тайга бескрайняя, леса дремучие, степи необъятные, реки могучие, поля обширные и др. : Енисей - богатырь, прорвал он горы Саянские, стремится к самому Ледовитому океану. Он уже слышал о чудесной дочке Байкала. И полюбил голубоглазую красавицу на всю жизнь: (из русской народной сказки Чайки и красавица Ангара).

Такую красоту невозможно не полюбить, невозможно насладиться ею. И постепенно формируется привязанность и любовь к родной земле.

Поэтому в процессе воспитания происходит формирование не только эстетических чувств, но и формирование чувства патриотизма, т.е. любви к своей Родине, гордости за свою страну, а вместе с тем, появляется стремление активно участвовать в ее жизни.

Духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти грань, где кончается эстетическое переживание и начинается нравственное, потому что разрушение красоты живого не может не вызвать чувства сострадания, жалости, желания помочь. Это желание помочь, защитить, внести свой вклад, вложить в него душу и есть проявление патриотизма.

Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей земли.

Нельзя научить любить природу вообще, не открыв красоту ближайшего нашего окружения. В огромной стране есть разные климатические зоны, отличается красота растительного и животного мира, но нигде неинтересной и безобразной природы нет.

Ю. Гагарину, когда он полетел в космос и увидел впервые Землю как планету, открылась новая красота земли, но она не только не заслонила привычную красоту родных мест, но и пробудила щемящее чувство ее особой ценности, значимости в жизни.

Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой родине - своему родному уголку, краю, селу. Писатель-географ Ю.К. Ефремов сформулировал эту мысль так: Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю. Поэтому на занятиях необходимо использую краеведческий материал.

Откуда начинается Россия?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, доброте...

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало , а с тебя!

Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Президент Российской Федерации В.В. Путин не раз поднимал вопрос о патриотическом воспитании. Он считает, что для граждан России особенно важны моральные устои, именно они составляют стержень патриотизма.

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста - в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

- Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

- Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

- Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый человек должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:

1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы формировать эстетические чувства.

2. Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе родного края, о природном разнообразии родной страны.

3. Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, на благо людей, стремиться к её созиданию.

Применительно к ДОУ это означает:

знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года

организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев

организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости

тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

2. Учебно – воспитательные средства для формирования у дошкольников взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению родной природы ( из опыта работы)

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

экологическая комната, включающая в себя комнатные растения; зону коллекций семян, камней, гербариев; природный материал, географические карты, макеты, живые объекты -аквариум, кролики, птицы, грызуны и оборудование для ухода за ними

минилаборатория, оборудованная материалами для детского экспериментирования

комната игр , где расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми

костюмы, маски, атрибуты для инсценировок экологического театра

экологический музей «Зеленый островок», где проходят тематические выставки работ воспитанников и их родителей

групповые уголки природы оснащены богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой родного края

территория детского сада: игровые площадки для организации детских праздников, разнообразные породы деревьев и кустарников, огород, цветник, ягодник, зона отдыха.

В нашем детском саду выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов.

Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. Учебный год открывает акция «Подарок». В групповых уголках природы, в экологической комнате благодаря родителям наших воспитанников пополняются коллекции, оформляется гербарий. Таким

образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира.

В октябре в детском саду традиционно проходит экологическая акция « лес полон чудес». В рамках этого мероприятия на занятиях по экологии дети получают знания о грибах, ягодах, растениях, знакомятся с сезонными изменениями в природе, приметами, выходят на учебную экологическую тропу детского сада.

В процессе работы над образовательными проектами «Синичкин день», «Ягоды для птичек», «Что нам осень подарила», «Богатства нашего края» дети знакомятся с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получают в увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе, её красоте.

Успешно ежегодно проходит акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» – против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Дети вместе с родителями и воспитателями рисуют плакаты в защиту хвойных деревьев, а затем развешивают их в общественных местах.

Принимая участие в акции «Чистый город», дети вместе со взрослыми распространяют листовки, буклеты и памятки с информацией о негативном влиянии мусора на здоровье жителей, необходимости поддержания чистоты в городе. Проводим информационную работу среди родителейи по утилизации пластиковых бытовых отходов.

В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Ежегодно в ДОУ проводится театральная неделя. Дети совместно с родителями и педагогами готовят постановки, выступления агитбригады на экологическую тематику.Тема родной природы является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Наши воспитанники вместе с родителями и педагогами пишут частушки, стихи, сказки о родной природе, придумывают загадки.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания, составляя кроссворды на тему «Наша природа», посещая заседания родительского клуба «Малышок» на экологическую тематику.

Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, необходимо составить и использовать в работе конспекты занятий по временам года: «Золотая осень», «Путешествие в зиму», «Прогулка с весной», «Весна».

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в которой он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников, традиции. Традиционно проводятся праздники "Прощай, лето!" "Хозяйка-осень", "Знатоки на водоёмах", "Русская зима", "Здравствуй новый год" и т. д. На каждом празднике как обязательный элемент фигурируют впечатление от увиденного, услышанного детьми на прогулках, на экскурсиях демонстрируя приобретенные знания и умения.

Во всех видах деятельности необходимо учить детей не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказывать, как правильно заботиться о них. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого презентации, памятки: "Лекарственные растения Московской области", «Бытовой мусор – проблемы города», памятка туристу, не губите детские легкие и др.

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому необходимо использовать разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, ненавязчиво учитьлюбить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Систематически подчеркивать, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминать детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закреплять правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;

Не трогать муравейники, огородить забором;

Не разорять гнезда птиц,

Не бросать мусор, а убирать за собой;

Не расходовать зря воду, а беречь ее;

Оберегать животных, подкармливать их;

Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;

Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;

На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов.

С помощью дидактических игр у детей развивать наблюдательность, речь, внимание, и память, формировать мыслительную деятельность.

Большое место в жизни занимают такие игры как:

Вершки и корешки (что едят);

Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);

Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);

Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);

Кто - где живет (место обитания);

Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);

С какого дерева лист (назвать дерево);

Детки с ветки (Назвать дерево);

Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);

Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);

Что было бы: (всегда была зима);

Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);

Собери грибы (съедобные в лукошко);

Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);

Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);

Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);

Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний проводить такие игры как:

"Учим классифицировать"

"Мир и человек"

"Значение растений"

"Что такое природа"

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учить прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных. Обращать внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

В итоге дети научились сами проверять отношение друг друга к природе по следующим параметрам:

Как работают дежурные?

Выключен ли свет?

Закрыт ли кран?

Есть ли пищевые отходы?

Как сегодня ухаживали за цветами?

Чистый ли воздух в группе?

Как убирали участок?

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают

закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу.

Изучая природу вместе с детьми, учим понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

Воспитывая уважительных и любознательных детей - воспитываем будущих патриотов Родины. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Важно, чтобы детство каждого воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый ребенок стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с людьми, с природой.

Перспективный план по ознакомлению с родной природой с детьми 5-7 лет

Содержание Задачи Формы работы Методы и приемы

Времена года . Учить детей видеть красоту природы в разное время года. Прогулки, экскурсии, экологические тропы, подвижные игры, викторины, занятия, календарные праздники. Слушание классической музыки из цикла «Времена года»; рисование; пословицы и поговорки о погодных условиях.

Растительный мир. Знакомить детей с растительным миром города; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Животный мир. Знакомить детей животным миром города, исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

Водоемы. Дать представления о водоемах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения . Экологические тропы, прогулки, праздники. Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций,

фотоальбомов, беседы.

Правила поведения на природе. Учить соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках. Занятия, театр на природе, экологические тропы, составление Красной книги. Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Уроки безопасности. Дать понятие об опасных растениях и ядовитых животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь. Занятия «Уроки доктора Айболита»,

Времена года. Учить детей видеть красоту природы в разное время года. Прогулки, экскурсии, экологические тропы, подвижные игры, викторины, занятия, календарные праздники. Слушание классической музыки из цикла «Времена года»; рисование; пословицы и поговорки о погодных условиях.

Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы. Дидактические

игры на классификации, игра «Хорошо-плохо».


Заключение

hello_html_4e176b09.gif

hello_html_587c4851.gif

Формирование любви к родной природе – планомерная систематическая работа, будет более плодотворна при совместной работе детского сада и семьи.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях ДОУ дети , ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Но символами России являются не только белая береза да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт – от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.

И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.













Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

4. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.

5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

6. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.

7. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

8. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

9. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М.: Работник просвещения, 1930. - 222 с.

10.Вересов Н.Н. Мы - земляне // Дошкольное воспитание. - 1994. - №12. - С. 24-25.9.

11. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для


12


Теоретические аспекты формирования любви к родной природе.
  • Классному руководителю
Описание:

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

    Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства?

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Автор Дудникова Надежда Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 509
Номер материала 37937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓