ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 1 класс
Программа предназначена для общеобразовательных школ. Актуальность
программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному
стандарту начального общего Образования по искусству и разработана с учетом
современных педагогических технологий.
Учебная программа составлена на основе: « Программы
общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.»
Учебно-методический комплект « Планета Знаний».- М.: АСТ:
Астрель, 2007.
Комплект базируется на Концепции содержания непрерывного
образования, современных педагогических технологиях, рекомендован к изданию
Министерством образования и науки Российской Федерации.
Изобразительное искусство: учебник для 1-го кл./ Н. М. Сокольникова.-
М.: АСТ: Астрель,2007.
Методические рекомендации для учителя./ Н. М.
Сокольникова.- М.: АСТ: Астрель, 2006.
Содержание программы «изобразительное
искусство» соответствует следующим целям;
— приобщение школьников к миру
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
— развитие творчества и эмоциональной
отзывчивости;
— воспитание духовной культуры учащихся,
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
культуре.
Именно изобразительное искусство помогает школьник ощутить
себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих
поколений.
Реализация целей программы рассматривается в связи с сие
темой функций предмета «Изобразительное искусство»:
• эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии
искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая
обогащению этой сферы, развитик эмоциональной отзывчивости личности на произведения
искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
• ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся
использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для
самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их
социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической
коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной
деятельности;
• информационная функция, обеспечивающая расширение общего
и художественного информационного пространства через освоение учащимися
основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе
аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Для достижения поставленных целей необходимо решить
следующие задачи:
ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного
изобразительного искусства;
сформировать у детей:
— интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному
искусству, архитектуре и дизайну;
— эстетическое восприятие произведений искусства;
— представления о видах и жанрах изобразительного искусства;
— представление об архитектуре как виде искусства;
— представление о дизайне как виде искусства;
— представление об основных видах народного и декоративно-прикладного
искусства;
• обучить детей:
— пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению
анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
— теоретическим и практическим основам рисунка, живописи,
композиций,лепки; -
— способам изображения растений, животных, пейзажа,
портрета и фигуры человека на плоскости или в объеме;
— основам народного и декоративно-прикладного искусства;
— основам дизайна (азбуке форм; элементам проектирования и
конструирования; чувству стиля);
— основным средствам художественной выразительности (линия,
пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.),
необходимым для создания художественного образа;
— элементарным умениям, навыкам, способам художественной
деятельности;
• развить у школьников:
— способность выражать в творческих работах свое отношение
к окружающему миру;
— творческое воображение, художественное мышление, зрительную
память, пространственные представления, изобразительные способности;
— эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
В программе выделены следующие содержательные линии, реализующие
концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность
постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного возрастного этапа:
«Мир изобразительного искусства»;
«Мир народного и декоративного искусства»;
«Мир дизайна и архитектуры».
Эти содержательные линии в каждом классе реализуются через
конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.
В процессе обучения рассматриваются такие закономерности
изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном
искусстве как целостных явлений.
Основные задачи обучения изобразительному искусству
в первом классе:
— изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение
экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка
расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных
цветов;
— ознакомление с выразительными возможностями графических
материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые
мелки и др.);
— ознакомление с выразительными возможностями и особенностями
живописи (гуашь, акварель);
— освоение простейших приемов лепки объемных форм (из
одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
— формирование умения передачи в тематической композиции
или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
— умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат
работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон
рисунка, добиваться выразительности образов;
— освоение способов передачи пространства на плоскости
листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов);
— ознакомление с традиционными народными художественными
промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан,
Семеново, Загорск);
— освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских
игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий.
Тематическое планирование уроков изобразительного
искусства в 1 классе из расчёта 1 час. Всего 32 часа.
( Изобразительное искусство: учебник для 1-го класса./
Н. М. Сокольникова.- М.: АСТ: Астрель,2007)
1ч.
(5ч.)
Королевство
волшебных красок.
1-2. Радужный мост.
3.Красное королевство. Ягоды РК.
4.Оранжевое королевство. Цветы лугов
Республики.
5.Жёлтое королевство.
2ч. (
5ч.)
6.Зелёное королевство.
7.Сине-зелёное королевство.
8.Фиолетовое королевство.
В
МИРЕ СКАЗОК.
9-10. Волк и семеро козлят .Основные персонажи
коми народных сказок.
3ч.(5ч.)
11.Сорока-белобока.
12. Колобок.
13Петушок- Золотой гребешок.
14.Красная Шапочка.
15. Буратино.
4ч.(5ч.)
16. Снегурочка..
В
ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ.
17-18. Дымковские игрушки. Народный орнамент
коми.
19-20. Филимоновские игрушки.
5ч.
(6ч.)
21-22. Матрёшки.
23. Городец.
24.Хохлома.
25.Гжель.Мастерство народа коми.
В
СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ «ДИЗАЙН»,
26.Круглое королевство .В коми избе.
6ч.(6ч.)
27. Шаровое королевство.
28.Треугольное королевство.
29.Квадратное королевство.
30.Кубическое королевство.
31-32.Проект. Фотоколлаж из журналов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В1КЛАССЕ.
№урока
|
Тема урока
|
Базисное содержание урока
|
Оборудование и материалы
|
Дата
|
1-2
|
Радужный мост
|
Ознакомление с азбукой цвета. Развитие
зрительного восприятия цвета. Расширение представлений о радуге. Обучение умению
работать с акварельными красками.
|
Учебник. Акварель, палитра, кисточка,
баночка для воды.
|
|
3.
|
Красное королевство.
|
Расширение зрительного восприятия оттенков
красного цвета. Расширение представлений о красном цвете. Обучение умению изображать
по памяти и представлению красные ягоды и цветы. Освоение приёмов « от
пятна», «вливание цвета в цвет».
|
Предметы красного цвета, акварель, гуашь,
репродукции картин:Архипов А. Е. Крестьянка с кувшином.
Малявин Ф. А. Вихрь
|
|
4.
|
Оранжевое королевство
|
Развитие зрительного внимания. Расширение
представлений об оранжевом цвете. Обучение умению изображать оранжевые цветы
и фрукты. Освоение приёмов «примакивания», « смешивания цветов», «раздельный
мазок».
|
Предметы оранжевого цвета, акварель,
гуашь,кисти. Репродукции картин: Архипов Е. А. Крестьянка с кувшином.
Насипова Т. Н. Оранжевый букет.
|
|
5.
|
Жёлтое королевство
|
Развитие зрительного внимания. Расширение
представлений о жёлтом цвете, умение подбирать оттенки жёлтого. Обучение
умению изображать жёлтые фрукты и цветы, рисовать кончиком тонкой кисти.
|
Предметы жёлтого цвета, акварель, гуашь.
Репродукции картин :Зверьков Е. И. Золотая осень. Ван Гог Подсолнухи в
вазе.
|
|
6.
|
Зелёное королевство
|
Развитие зрительного восприятия и различения
цветовых оттенков. Обучение умению изображать зелёные фрукты. Освоение
приёмов смешивания цветов, умения применять приёмы «примакивания» « смешение
цветов».
|
Предметы зелёного цвета, акварель, гуашь.
Репродукции картин: Левитан И. И. Берёзовая роща. Шишкин И. И. . Рожь.
|
|
7.
|
Сине-голубое королевство
|
Развитие зрительного восприятия и раличения
цветовых оттенков. Обучение умению изображать голубые и синие цветы,
применять приёмы «примакивания», «смешивания цветов».
|
Предметы синего и голубого цвета, гуашь,
акварель, мелки. Репродукции картин: Кузнецов П. В. Вечер в степи. Рылов А.
А. В голубом просторе.
|
|
8.
|
Фиолетовое королевство
|
Развитие зрительного восприятия различных
оттенков фиолетового. Обучение умению изображать фиолетовые цветы и овощи,
умения использовать приёмы «смешения цветов», «последовательное наложение
цветов».
|
Предметы фиолетового цвета, акварель, гуашь.
Репродукции картин: Кончаловский П. П. Сирень в корзине и др.
|
|
9-10
|
Волк и семеро козлят.
|
Развитие цветовосприятия. Обучение умению
отражать основное содержание сказки ,выбирать вертикальное или
горизонтальное расположении рисунка, выделять в рисунках художников средства
передачи сказочности.
|
Пластилин. Чёрные чернила, гуашь.
Репродукции картин к сказкам Васнецова. Рачева, Чарушина.
|
|
11.
|
Сорока- Белобока
|
Развитие зрительного восприятия и различения
цветовых оттенков. Обучение умению лепить и рисовать сказочную сороку.
|
Пластилин. Гуашь. Иллюстрации Ю. Васнецова к
сказкам.
|
|
12.
|
Колобок
|
Формировать умения выделять средства
передачи сказочности, образно характеризовать персонажей.
|
Пластилин, гуашь ,кисти, иллюстрации
Васнецова, Рачева, Савченко.
|
|
13.
|
Петушок- Золотой гребешок
|
Развитие умения выделять средства передачи
сказочности, изображать сказочного петушка применять приёмы акварельной и
гуашевой живописи.
|
Графитный карандаш, акварель или гуашь,
иллюстрации Васнецова, Рачева.
|
|
14.
|
Красная Шапочка
|
Формировать умения выделять средства
передачи образной характеристики героев, лепить из солёного теста.
|
Солёное тесто. Гуашь, иллюстрации Дехтерева,
Савченко и др.
|
|
15.
|
Буратино.
|
Развитие умения выделять средства передачи
образной характеристики героев, в правильной последовательности выполнять
иллюстрации, передавать пространство на плоскости.
|
Акварель, цветные карандаши,Иллюстрации
Владимирского, Каневского, Скобелева и др.
|
|
16
|
Снегурочка
|
Развитие умения выделять средства передачи
образной характеристики героев, навыков лепки из пластилина, умению лепить
Снегурочку, иллюстрировать сказки.
|
Акварель, цветные карандаши, Иллюстрации Морковкиной,
Шеваревой.
|
|
17-18.
|
Дымковские игрушки
|
Знакомство с традиционными народными
промыслами, обучение умению выполнять дымковские узоры, пользоваться
печаткой-тычком для создания узоров.
|
Гуашь, печатки-тычки разного размера,
произведения народных промыслов.
|
|
19-20.
|
Филимоновские игрушки
|
Знакомство с филимоновскими игрушками,
обучение умению выполнять филимоновские узоры, навыкам росписи. Воспитание
любви к народным промыслам.
|
Гуашь, кисти разного размера, произведения
народных промыслов.
|
|
21-22
|
Матрёшки
|
Знакомство с матрёшками, обучение умению
рисовать полхов-майданские цветы, ягоды и листья, применять приём «тыячком»
|
Гуашь, кисти разного размера, матрёшки.
|
|
23
|
Городец
|
Знакомство с изделиями Городецких мастеров,
развитие умения выполнять кистевую роспись, Городецкие узоры.
|
Гуашь, кисти разного размера, произведения
Городецких мастеров.
|
|
24
|
Хохлома
|
Знакомство с изделиями хохломских мастеров,
развитие навыков кистевой росписи, обучать умению выполнять хохломские узоры.
|
Гуашь, кисти разного размера, произведения
хохломских мастеров.
|
|
25
|
Гжель
|
Знакомство с изделиями гжельских мастеров,
обучение умению выполнять гжельские орнаменты, развитие навыков кистевой
росписи.
|
Синяя гуашь, кисти разного размера,
произведения гжельских мастеров.
|
|
26
|
Круглое королевство
|
Развитие зрительного восприятия и ощущения
круглой формы, обучение умению различать круги, половинки и четвертинки
кругов в объектах дизайна, рисованию кругов. Выполнять декор из кругов.
|
Предметы круглой формы, гуашь, цветные
карандаши, клей ножницы, цветная бумага.
|
|
27
|
Шаровое королевство
|
Развитие зрительного восприятия и ощущения
формы шара. Обучение умению различать шары и их половинки, изображать шар,
выполнять декор на шарах и мячах.
|
Объекты дизайна шарообразной формы, гуашь.
Карандаши. Репродукция картины Пикассо « Девочка на шаре».
|
|
28
|
Треугольное королевство
|
Развитие зрительного восприятия и ощущения
треугольной формы, обучение умению различать треугольники и объекты дизайна,
рисовать треугольные предметы.
|
Предметы треугольной формы, гуашь,
карандаши..
|
|
29
|
Квадратное королевство
|
Развитие зрительного восприятия и ощущения
квадратной формы, обучение умению различать квадраты, клетки. Сетки и объекты
дизайна, выполнять декор из квадратов в технике « аппликация».
|
Предметы квадратной формы, акварель, гуашь ,
клей, ножницы, бумага.
|
|
30
|
Кубическое королевство
|
Развитие зрительного восприятия и
различения кубических форм в объектах дизайна. Совершенствовать умения
применять знания по цветоведению, развитие умения рисовать кистью,
конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры.
|
Объекты дизайна кубической формы,
гуашь,кисть.
|
|
31-32
|
Проектная деятельность. Фотоколлаж.
|
Поиск дополнительных источников информации о
дизайне, расширение преставлений о формообразовании, рассматривание и
коллекционирование книг, журналов, открыток о дизайне.
|
Журналы, энциклопедии, открытки, фотографии.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.