Главная / Начальные классы / Тематическое планирование по ОРКСЭ

Тематическое планирование по ОРКСЭ

Пояснительная записка


Приобщение обучающихся к тысячелетним духовно-нравственным традициям народов нашей страны, к духовному опыту традиционных религий народов нашей страны с учетом региональной специфики, поручено Президентом Российской Федерации от 2 августа 2009г. (Пр. 2009 ВП-ПП44-4632) и распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) проводить через разработку и введение в учебный процесс общеобразовательных школ РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Изучение учебного курса ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.


Особенности модуля «Основы религиозных культур»

Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно­нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии»1.

Концепция модуля базируется на следующих принципах:

расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

общеобразовательный, светский характер курса;

объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно­повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.





ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Основная цель изучения модуля «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовно­нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Основные задачи модуля вытекают из действующих стандартов и других нормативных документов, в т.ч. Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;

воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.


Место модуля в учебном плане

Базисный учебный план предусматривает обучение в 4 классе в объеме 34 часов, по одному уроку в неделю.



В результате изучения содержания модуля «Основы религиозных культур»

ученик должен знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам.



Учебный план


п/п

Темы

Количество часов

1

Православие и церковь.

14

2

Католичество.

1

3

Протестанты

1

4

Ислам.

6

5

Иудаизм.

6

6

Буддизм.

6


Итого:

34









Информационно – образовательный ресурс




Нормативно – правовое обеспечение



  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»


  1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2011



Учебно – методическое обеспечение


  • Программа курса: к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.сост. К.А. Кочегаров . - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Русское слово – учебник», 2012. - 32 с. –


  • Рабочая программа по модулю «Основы религиозных культур» составлена в соответствии с авторской рабочей программой к учебнику А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2012 – 60 с.



  • Рабочие программы к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики» . 4 класс / авт.-сост.К.А.Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: Издательство «Русское слово – учебник», 2012 – 60с.


  • Сахаров А.Н.,Кочегаров В.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Издательство «Русское слово», 2012




  • Пискарёв В.И., Сафронова И.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 4 класс: книга для учителя / В.И. Пискарев, И.В. Сафронова. – М.: Издательство «Русское слово», 2012. – 160 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).


Материально – техническое обеспечение


  • компьютер

  • интерактивная доска



Тематическое планирование





п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

1

Введение в предмет

1

Вводный

Возникновение первобытных религий

Душа, религия, язычество, пророк

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


2

Вера в единого бога

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Возникновение монотеистических религий- выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества

Монотеизм, заповеди, спасение души

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


3

Грехопадение первых людей

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Ветхий завет – часть Библии. Сотворение богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех

Ветхий завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур


4

Человек и ожидание мессии

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Понятие греха. Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей

Грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


5

Заповеди Иисуса Христа

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к богу и к ближнему – основа христианского учения

Новый Завет, Евангелие

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


6

Искупительная жертва Иисуса Христа

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа

Апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


7

Первые христиане

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин

Мученик, священник

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур



8

Христианская церковь

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриархат. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и православную

Церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь, римский папа

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур



9

Крещение Руси

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси и его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи

Крещение Руси, иконопись

Знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей


10

Христианство в истории нашей страны

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Роль русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России

Троице – Сергиева лавра, гонения на церковь

Знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей


11

Христианские святые

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви

Святой, мощи

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


12

Православный храм

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фрески и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме

Десятинная церковь, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры



13

Христианские праздники

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники

Рождество, Пасха, крестный ход

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры



14

Христианские таинства

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Христианские таинства. Обобщение и повторение материала «Христианство»

Крещение, покаяние, венчание, причастие

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам



15

Католичество

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь

Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций



16

Протестанты

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Понятие протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между протестантами и католиками. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Течения протестантизма

Протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций


17

Пророк Мухаммад

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину

Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей , общества


18

Распространение ислама

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада

Шариат

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей


19

Во что верят мусульмане

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны.

Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день

Божественное откровение, Сунна

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; Особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


20

Пять столпов ислама

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Пять столпов ислама. Намаз – ежедневная пятикратная молитва. Закят – пожертвования в пользу бедных. Хадж – паломничество в Мекку. Пост в месяц Рамадан

Намаз, закят, хадж, Рамадан

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; Особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


21

Мусульманские праздники

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан – байрам). Пятница – самый почитаемый день у мусульман

Ночь прощения, Ночь могущества, Курбан - байрам

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; Особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


22

Мусульманская мечеть

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Повторительно - обобщающий

Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет

Мечеть, михраб, минбар, минарет,муэдзин

Знать/понимать: описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагатьсвое мнение; готовить сообщения по выбранным темам


23-24

Иудаизм – древняя религия евреев

2

Вводные. Уроки первичного изучения и закрепления новых знаний

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврей ского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам

Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей общества


25

Во что верят иудеи

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иегова (Яхве) – единый бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию

Галаха, богоизбранность

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


26

Священные книги иудеев

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Священные книги иудеев: Танах и Талмуд

Танах, Талмуд

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур


27

Иудейские праздники

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош – ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община

Шабат, Рош – ашана, шофар, Йомкипур, Шавуот

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей


28

Община иудеев

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий священные тексты книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины

Раввин, синагога

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам


29

Иудейский царевич

1

Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Древня Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи

Аскет

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей


30

Будда

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма

Медитация, нирвана, Будда

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей


31

Четыре благородные истины

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Четыре благородные истины буддизма. Понятие сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения

Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


32

Путь буддиста

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды

Три драгоценности буддизма, сангха, Дхарма, сутры

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


33

Направления буддизма

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны

Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры


34

Праздники и обряды буддизма

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обощительно-повторяющий

Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса

Ступа, лама, сор, гора, Меру

Знать/понимать: описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.




1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. С. 18—19.

Тематическое планирование по ОРКСЭ
  • Начальные классы
Описание:

                      Пояснительная записка

 

Приобщение обучающихся к тысячелетним духовно-нравственным традициям народов нашей страны, к духовному опыту традиционных религий  народов нашей страны с учетом региональной специфики, поручено  Президентом Российской Федерации от 2 августа 2009г. (Пр. 2009 ВП-ПП44-4632) и распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) проводить через разработку и введение в учебный процесс общеобразовательных школ РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 Изучение учебного курса ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей:

·                развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

·                знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

·                воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

 

Особенности модуля «Основы религиозных культур»

Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно­нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии»[1].

Концепция модуля базируется на следующих принципах:

расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

общеобразовательный, светский характер курса;

объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно­повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

 


 

 

 

           ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Основная цель изучения модуля «Основы духовно­нравст­венной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовно­нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Основные задачи модуля вытекают из действующих стандартов и других нормативных документов, в т.ч. Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

  дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;

воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

 

Место модуля в учебном плане

Базисный учебный план предусматривает обучение в 4 классе в объеме 34 часов, по одному уроку в неделю.

 

 

В результате изучения содержания модуля «Основы религиозных культур»

ученик должен  знать/понимать:

·                основные понятия религиозных культур;

·                историю возникновения религиозных культур;

·                историю развития различных религиозных культур в истории России;

·                особенности и традиции религий;

·                описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

·                описывать различные явления религиозных традиций и культур;

·                устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

·                излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

·                соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

·                строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

·                осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

·                готовить сообщения по выбранным темам.

 

 

                                       Учебный план

 

№ п/п

Темы

Количество часов

1

 Православие и церковь.

14

2

  Католичество.

1

3

Протестанты

1

4

 Ислам.

6

5

 Иудаизм.

6

6

Буддизм.

6

 

Итого:

34

      

                                                                           Тематическое планирование   

 

 

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

1

Введение в предмет

1

Вводный

Возникновение первобытных религий

Душа, религия, язычество, пророк

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

2

Вера в единого бога

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Возникновение монотеистических религий- выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества

Монотеизм, заповеди, спасение души

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

3

Грехопадение первых людей

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Ветхий завет – часть Библии. Сотворение богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех

Ветхий завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур

 

4

Человек и ожидание мессии

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Понятие греха. Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей

Грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

5

Заповеди Иисуса Христа

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к богу и к ближнему – основа христианского учения

Новый Завет, Евангелие

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

6

Искупительная жертва Иисуса Христа

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа

Апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

7

Первые христиане

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение  христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин

Мученик, священник

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур

 

 

8

Христианская церковь

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриархат. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и православную

Церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь, римский папа

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур

 

 

9

Крещение Руси

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси и его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи

Крещение Руси, иконопись

Знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением  людей

 

10

Христианство в истории нашей страны

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Роль русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле.  Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России

Троице – Сергиева лавра, гонения на церковь

Знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением  людей

 

11

Христианские святые

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви

Святой, мощи

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

12

Православный храм

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фрески и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме

Десятинная церковь, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

 

13

Христианские праздники

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники

Рождество, Пасха, крестный ход

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

 

14

Христианские таинства

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Христианские таинства. Обобщение и повторение материала «Христианство»

Крещение, покаяние, венчание, причастие

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам

 

 

15

Католичество

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь

Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций

 

 

16

Протестанты

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Понятие протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между протестантами и католиками. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Течения протестантизма

Протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций

 

17

Пророк Мухаммад

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину

Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей , общества

 

18

Распространение ислама

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада

Шариат

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

 

19

Во что верят мусульмане

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны.

Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день

Божественное откровение, Сунна

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур;  Особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

20

Пять столпов ислама

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Пять столпов ислама. Намаз – ежедневная пятикратная молитва. Закят – пожертвования в пользу бедных. Хадж – паломничество в Мекку. Пост в месяц Рамадан

Намаз, закят, хадж, Рамадан

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур;  Особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

21

Мусульманские праздники

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан – байрам). Пятница – самый почитаемый день у мусульман

Ночь прощения, Ночь могущества, Курбан - байрам

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур;  Особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

22

Мусульманская мечеть

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний. Повторительно - обобщающий

Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет

Мечеть, михраб, минбар, минарет,муэдзин

Знать/понимать: описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагатьсвое мнение; готовить сообщения по выбранным темам

 

23-24

Иудаизм – древняя религия евреев

2

Вводные. Уроки первичного изучения и закрепления новых знаний

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврей ского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта.  Дарование Богом Моисею    десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение  евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам

Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей общества

 

25

Во что верят иудеи

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Иегова (Яхве) – единый бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию

Галаха, богоизбранность

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь  между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

26

Священные книги иудеев

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Священные книги иудеев: Танах и Талмуд

Танах, Талмуд

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур

 

27

Иудейские праздники

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош – ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община

Шабат, Рош – ашана, шофар, Йомкипур, Шавуот

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь  между религиозной культурой и поведением людей

 

28

Община иудеев

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий священные тексты книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины

Раввин, синагога

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур;  описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур;  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам

 

29

Иудейский царевич

1

Вводный. Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Древня Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи  и его уход из дома. Странствия  Сиддхартхи

Аскет

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

 

30

Будда

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма

Медитация, нирвана, Будда

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

 

31

Четыре благородные истины

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Четыре благородные истины буддизма. Понятие сансары и кармы. Счастливые и   несчастливые перерождения

Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

32

Путь буддиста

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды

Три драгоценности буддизма, сангха, Дхарма, сутры

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

33

Направления буддизма

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний

Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны

Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна

Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

 

34

Праздники и обряды буддизма

1

Урок первичного  изучения и закрепления новых знаний. Обощительно-повторяющий

Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса

Ступа, лама, сор, гора, Меру

Знать/понимать:  описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур;  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно – образовательный ресурс

 

 

 

Нормативно – правовое обеспечение

 

 

1.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

2.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

 

3.     «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.  Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2011

 

 

Учебно – методическое обеспечение

 

·        Программа курса: к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».  4 класс  / авт.сост. К.А. Кочегаров . -  2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Русское слово – учебник», 2012. -  32 с. –

 

·        Рабочая программа по модулю  «Основы религиозных культур»  составлена в соответствии с авторской  рабочей  программой  к учебнику А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2012 – 60 с.

 

 

·        Рабочие программы к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики» . 4 класс / авт.-сост.К.А.Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: Издательство «Русское слово – учебник», 2012 – 60с.

 

·        Сахаров А.Н.,Кочегаров В.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Издательство «Русское слово», 2012

 

 

·        Пискарёв В.И., Сафронова И.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 4 класс: книга для учителя / В.И. Пискарев, И.В. Сафронова. – М.: Издательство «Русское слово», 2012. – 160 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

 

Материально – техническое обеспечение

 

·        компьютер

·        интерактивная доска

 

 

 


[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. С. 18—19.

Автор Линькова Нина Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1402
Номер материала 23242
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓