- 30.09.2020
- 634
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка
Приобщение обучающихся к тысячелетним духовно-нравственным традициям народов нашей страны, к духовному опыту традиционных религий народов нашей страны с учетом региональной специфики, поручено Президентом Российской Федерации от 2 августа 2009г. (Пр. 2009 ВП-ПП44-4632) и распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) проводить через разработку и введение в учебный процесс общеобразовательных школ РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Изучение учебного курса ОРКСЭ направлено на достижение следующих целей:
· развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
· воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Особенности модуля «Основы религиозных культур»
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовнонравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии»[1].
Концепция модуля базируется на следующих принципах:
• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;
• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;
• общеобразовательный, светский характер курса;
• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательноповествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная цель изучения модуля «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовнонравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Основные задачи модуля вытекают из действующих стандартов и других нормативных документов, в т.ч. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России:
• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;
• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
Место модуля в учебном плане
Базисный учебный план предусматривает обучение в 4 классе в объеме 34 часов, по одному уроку в неделю.
В результате изучения содержания модуля «Основы религиозных культур»
ученик должен знать/понимать:
· основные понятия религиозных культур;
· историю возникновения религиозных культур;
· историю развития различных религиозных культур в истории России;
· особенности и традиции религий;
· описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
· описывать различные явления религиозных традиций и культур;
· устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
· излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
· соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
· строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
· готовить сообщения по выбранным темам.
Учебный план
№ п/п
Темы
Количество часов
1
Православие и церковь.
14
2
Католичество.
1
3
Протестанты
1
4
Ислам.
6
5
Иудаизм.
6
6
Буддизм.
6
Итого:
34
Тематическое планирование
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Содержание урока
Понятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата проведения
1
Введение в предмет
1
Вводный
Возникновение первобытных религий
Душа, религия, язычество, пророк
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
2
Вера в единого бога
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Возникновение монотеистических религий- выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества
Монотеизм, заповеди, спасение души
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
3
Грехопадение первых людей
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Ветхий завет – часть Библии. Сотворение богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех
Ветхий завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур
4
Человек и ожидание мессии
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Понятие греха. Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей
Грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
5
Заповеди Иисуса Христа
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к богу и к ближнему – основа христианского учения
Новый Завет, Евангелие
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
6
Искупительная жертва Иисуса Христа
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа
Апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
7
Первые христиане
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин
Мученик, священник
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур
8
Христианская церковь
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриархат. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и православную
Церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь, римский папа
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур
9
Крещение Руси
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси и его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи
Крещение Руси, иконопись
Знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
10
Христианство в истории нашей страны
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Роль русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России
Троице – Сергиева лавра, гонения на церковь
Знать/понимать: историю развития различных религиозных культур в истории России.
Уметь: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
11
Христианские святые
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви
Святой, мощи
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
12
Православный храм
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фрески и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме
Десятинная церковь, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
13
Христианские праздники
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники
Рождество, Пасха, крестный ход
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
14
Христианские таинства
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Христианские таинства. Обобщение и повторение материала «Христианство»
Крещение, покаяние, венчание, причастие
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам
15
Католичество
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь
Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
16
Протестанты
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Понятие протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между протестантами и католиками. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Течения протестантизма
Протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; особенности и традиции религий.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
17
Пророк Мухаммад
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину
Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей , общества
18
Распространение ислама
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада
Шариат
Знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур.
Уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
19
Во что верят мусульмане
1
Урок первичного изучения и закрепления новых знаний
Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны.
Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман.
6 663 403 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Линькова Нина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.