Главная / Начальные классы / Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

программ

освоения учебных


Планируемые результаты освоения междисциплинарных




«Ученик научится»

«Ученик получит возможность научиться»

программ и формирования УУД








1.

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

1

Ознакомиться с содержанием учебника, ориентироваться в учебнике, понимать условные обозначения.

Уметь объяснять условные обозначения. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе

Познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Личностные- освоение личностного смысла учения.

Регулятивные- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Работа с текстом:

определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике.

ИКТ-компетентность:

создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.





«Книги – мои друзья»


(4 часа).


2.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.


1.

Отвечать на поставленные вопросы к текстам; формировать умения интонационно выделять знаки препинания в тексте; формировать умения вести диалог

Уметь работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин; иллюстрациями.

Коммуникативные- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. Познавательные-. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела -Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике .Личностные- освоение личностного смысла учения.

Работа с текстом:

ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.

ИКТ-компетентность:

первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами, в том числе с аудио- и видеофрагментами.

3.

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.


1

На основе текста Б.Горбачевского уметь описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание.

Уметь работать с разными информационными текстами, фотографиями, репродукциями картин; иллюстрациями.


4.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.


1

Определять значение книги в жизни современного человека; продолжить знакомство детей с историей возникновения письменности (на образно-иллюстративной основе); воспитывать уважительное отношение к книге как культурной ценности.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.



5.

Проект. Мы идём в музей книги.



Определять тему урока, которая представлена различными объектами; осмысливать правила взаимодействия в группе

- делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия;

- давать характеристику героя произведения с опорой на текст





«Жизнь дана на добрые


дела» (17 часов).


6.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

1

Работать с книгами на выставке, распределять книги по группам, подбирать названия выставкам книг.

познакомиться с различными справочными книгами для детей, в том числе и с Большой детской энциклопедией; познакомиться с рекомендуемым списком.

Личностные- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению .Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Познавательные-. Ориентироваться в учебнике; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Регулятивные: работать в соответствии с заявленным планом; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действий.


Работа с текстом:

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.

ИКТ-компетентность: создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.

7-8.

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

В.И. Даль.

Пословицы и поговорки русского народа.

2

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку.


Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в жизненных ситуациях


9-10.

Н. Носов «Огурцы».


2

Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нём ответы на вопросы; приучать следить за развитием действий, готовить к пересказу; обращать внимание на речь персонажей, осмыслить содержание произведения Н. Носова « Огурцы»; учить читать текст по ролям; отработать навык осознанного, выразительного чтения.


. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план делить текст на основе плана.



11.

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

1

формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов; работа с понятием добро; учиться самостоятельно создавать текст; учить писать сочинение.

Уметь составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план ,делить текст на основе плана.



12-13.

М. Зощенко «Не надо врать».

2

Формировать умение работать с текстом; учиться выразительно читать тексты; расширять представления о взаимоотношениях людей; формировать нравственные ценности учащихся, учиться определять главную мысль произведения; учиться характеризовать героя по его речи и поступкам; учиться составлять план и пересказывать текст по плану.

Уметь составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план ,делить текст на основе плана.



14.

Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.

1

Осмысливать содержание произведения; учиться читать текст по ролям; отработать навык осознанного, выразительного чтения; учиться проводить анализ произведения

Уметь составлять отзыв на прочитанную книгу.



15.

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

1

Составлять отзыв о прочитанном рассказе с опорой на предложенный план; учиться самостоятельно составлять рассказ.

Знать алгоритм написания отзыва на произведение.


16.

М. Зощенко. «Через тридцать лет».


1

Познакомиться с произведениями советских писателей о дружбе; формировать представление о дружбе и друзьях; воспитывать умение позитивного общения друг с другом; учиться определять главную мысль произведения.

Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам.


17.

Мы идём в библиотеку.

Рассказы о детях.


1

Продолжить знакомство с библиотекой как хранилищем книг, выбирать книги при помощи тематического каталога; учиться работать с книгами на выставке, распределять книги по группам, подбирать названия выставкам.


Уметь выбрать книгу по заданной тематике. Уметь находить ответы в тексте на вопросы учебника


18.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Трудная задача».


1

Читать текст по ролям; отработать навык осознанного, выразительного чтения.


Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам.


19.

Семейное чтение. Притчи.


1

Работать с книгой; учиться выразительно читать тексты; расширять представления о взаимоотношениях человека и природы; формировать нравственные ценности учащихся.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми сталкиваетесь в жизненных ситуациях.


20.

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

1

Осмысливать содержание произведения ; учиться читать текст по ролям; отработать навык осознанного, выразительного чтения.


Уметь эмоционально передавать настроение героев во время инсценирования.


21.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.


1

Обобщить знания учащихся по данному разделу; развивать творческие способности на основе интерпретации текста (пересказ текста).

Учиться проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе работы, представленной в учебнике.


22.

Проверочная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

1

Уметь определять название и автора произведения.

Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам.





«Волшебные сказки»


( 14 часов)



23.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

1

Учиться предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы.

Познавательные- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Ориентироваться в учебнике; Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Личностные- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Ценить и принимать базовые ценности. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья».

Работа с текстом:

сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы; ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.

ИКТ-компетентность: овладение приемами сбора и представления информации; овладение
создание информационных объектов; овладение различными способами создания и передачи сообщений.

24-25.

Русская сказка. «Иван – царевич и Серый Волк».


2

Познакомить учащихся с русской народной сказкой; учиться находить в сказках отражение быта, традиций народов; следить за развитием действия сказки; кратко пересказывать текст сказок по вопросам; учиться осмысливать поступки героев сказок и давать им оценку; учиться выразительно читать диалоги в сказке; оставлять собственный текст сказки с помощью выражений, используемых в сказках

Уметь характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными.

Определять отличительные особенности волшебной сказки, Называть элементы волшебной сказки.


26.

В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.

1

Уметь рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Сравнивать произведения литературы и живописи

Научить сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное


27-28.

Русская сказка. «Летучий корабль».

2

Познакомить учащихся с русской народной сказкой; учиться находить в сказках отражение быта, традиций народов; следить за развитием действия сказки; учиться кратко пересказывать текст сказок по вопросам; учить осмысливать поступки героев сказок и давать им оценку; учиться выразительно читать диалоги в сказке; составлять собственный текст сказки с помощью выражений, используемых в сказках

Уметь характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы.


29.

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок.



1

Продолжить знакомство с библиотекой как хранилищем книг, выбирать книги при помощи тематического каталога; работать с книгами на выставке, распределять книги по группам, подбирать названия выставкам.


Уметь участвовать в работе группы. Представлять одну из книг по заданным параметрам



30.

Самостоятельное чтение. Русская сказка. «Морозко».

1

Наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки; учиться выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей; составлять план текста и пересказывать текст по плану

Уметь характеризовать героев сказки. Делить текст на части, подробно пересказывать. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



31-32.

Семейное чтение. Русская сказка. «Белая уточка».

2

Наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки; учиться выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей; составлять план текста и пересказывать текст по плану.

Уметь характеризовать героев сказки. Делить текст на части, подробно пересказывать. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


33-34.

Наш театр. Русская сказка. «По щучьему веленью».

2

Уметь характеризовать героев,

осмыслить содержание сказки; учить читать тему сказки. текст по ролям; отработать навык осознанного, выразительного чтения, работать по формированию правильного произношения слов. Уметь пересказывать сказку от лица героев.

Инсценировать произведение. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Проводить исследование текста сказки и иллюстраций


35.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Актуализировать умения учащихся работать по алгоритму сказки. Уметь пересказывать сказку от лица героев.

Проводить исследование текста сказки и иллюстраций


36.

Проверочная работа по разделу «Волшебная сказка».

1

Уметь определять название и автора произведения. Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.





«Люби всё живое» (20 часов)



37.

Вводный урок по содержанию раздела.

1

Ознакомиться с основными понятиями раздела.

Уметь разграничивать понятия художественный и познавательный рассказы; знать значение понятий автор-рассказчик, периодическая литература

Личностные- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации)к учению, умение самостоятельно понимать поступки героев произведения, соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Мотивация обращения к справочной литературе как источнику получения информации.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Строить понятные для партнёра высказывания, слушать и слышать других, пытаться принимать их точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Устанавливать причинно-следственные связи в тексте. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему вопросов, рассматриваемых на уроке. Составлять план решения вопросов совместно с учителем.

Работа с текстом:

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, себе, другим, миру;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

ИКТ-компетентность:

работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофраг­менты, ссылки);

создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам.

презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компь­ютере; поиск информации в различных источниках, в том числе в контро­лируемом Интернете.

38.

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

1

Сравнивать произведения художественной литературы и научно-познавательной, находить общее и различное.


Уметь сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; называть отличительные особенности.


39-40.

К. Паустовский. «Барсучий нос».

2

Наблюдать за развитием сюжета, сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки; учиться выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей; составлять план текста и пересказывать текст по плану

Уметь сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Обсуждать в паре и группе.


41.

В. Берестов. «Кошкин щенок».

1

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения текстов; находить слова в тексте, отражающие отношение автора ,героя; определять главную мысль рассказа; выразительно читать тексты.

Уметь объяснять смысл названия произведения. Характеризовать и выявлять особенности героев произведения.


42.

Б. Заходер. «Вредный кот».

1

Уметь объяснять смысл названия произведения, находить слова в тексте, отражающие отношение автора ,героя; определять главную мысль произведения.

Характеризовать и выявлять особенности героев произведения.


43-44.

В. Бианки. «Приключения Муравьишки».

2

Уметь выявлять особенности юмористического произведения.

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов; находить слова в тексте, отражающие отношение автора, героя; определять главную мысль рассказа; выразительно читать тексты.

Уметь составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст.

Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы


45.

О. Полонский. «Муравьиное царство».

1

Определять главную мысль произведения; распределять книги по разным основаниям, подбирать название выставки; составлять план и пересказывать текст по плану

Уметь составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст.

Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы


46.

Тим Собакин. «Песни бегемотов».

1

Находить слова в тексте, отражающие отношение автора ,героя; определять главную мысль произведения; задавать вопросы по тексту.

Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы


47.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

Продолжить знакомство с библиотекой как хранилищем книг , выбирать книги при помощи тематического каталога; работать с книгами на выставке, распределять книги по группам, подбирать названия выставкам.


Уметь группировать книги по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу


48

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

1

Ориентироваться в периодической печати, проводить тематические выставки; развивать необходимость в самостоятельном чтении.

Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев.


49-50.

Д. Мамин – Сибиряк

«Серая Шейка».

2

Наблюдать за развитием сюжета, сравнивать и обобщать ; характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки; выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей; составлять план текста и пересказывать текст по плану

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Определять свою позицию по отношению к героям произведения


51-52

Н.Носов. «Карасик».

2

Выделять главную мысль произведения на основе самостоятельного анализа текста; давать характеристику главному герою; развивать потребность в самостоятельном чтении.

Определять свою позицию по отношению к героям произведения.


53.

М. Горький. «Воробьишко».

1

Осмыслить содержание произведения; читать текст по ролям; отработать навык осознанного, выразительного чтения;

работа по формированию правильного произношения слов

Участвовать в работе группы. Договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение


54-55.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

2

Обобщить знания по данному разделу; научиться определять специфические особенности литературной сказки; сравнивать народную и авторскую (литературную) сказку; развивать творческие способности на основе интерпретации текста (пересказ текста).

Писать рассказ о значимости художественного и познавательного текстов


56.

Проверочная работа по разделу «Люби все живое».

1

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений.

Определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам.







«Картины русской природы»




(12 часов).



57.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.


1

Повторить жанровые особенности лирического произведения; находить слова в лирическом тексте, которые позволяют авторам создавать картины природы;_

выразительно читать стихотворения.

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Личностные- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения вопросов совместно с учителем;

корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками.

Работа с текстом:

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы; раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им.

ИКТ-компетентность:

овладение приемами сбора и представления информации; создание информационных объектов; овладение различными способами создания и передачи сообщений.

работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофраг­менты, ссылки);

создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам;

конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов;

презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компь­ютере;

поиск информации в различных источниках, в том числе в контро­лируемом Интернете.






58.

И. Шишкин. Зима в лесу. Устное сочинение по картине.

1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное; составлять устное сочинение по картине согласно плану.

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.


59.

Н. Некрасов. «Славная осень».

1

Показыть, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора ; организовать коллективное обсуждение прочитанного, высказывать свою точку зрения.

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения..



60.

М. Пришвин. «Осинкам холодно».

1

Чувствовать и понимать лирические произведения; находить средства художественной выразительности, которые помогают создавать чудесные образы картин природы

Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.


61.

Ф.Тютчев. «Листья».

1

Находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте; учить читать выразительно, отражая развитие чувства в лирическом стихотворении ;учить сравнивать различные стихотворения по содержанию и настроению.

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.


62.

А. Фет. «Осень».

1

Показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора ; организовать коллективное обсуждение прочитанного, высказывать свою точку зрения.

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины


63.

И.Бунин. «Первый снег». В.Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное.

Определять настроение произведения живописи.


64.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.


1

Продолжить знакомство с библиотекой как хранилищем книг, выбирать книги при помощи тематического каталога; работать с книгами на выставке, распределять книги по группам, подбирать названия выставкам.


Представлять выбранную книгу. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.



65.

Самостоятельное чтение.

К. Бальмонт. «Снежинка».

1

Показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора и героя;_ подготовиться к самостоятельному составлению рассказа;_ организовать коллективное обсуждение прочитанного, высказывать свою точку зрения.

Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.



66.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…»

1

Чувствовать и понимать произведения;

находить средства художественной выразительности, которые помогают создавать чудесные образы картин природы.

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.


67.

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. «Парк».

А. Саврасов. «Зима».

1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.


68.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.


1

Обобщить знания учащихся по данному разделу; определять специфические особенности лирических произведений.


Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Определять автора и название произведения по фрагменту текста.





«Великие русские писатели»


( 30 часов).


69.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация

1

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя.

Формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения вопросов совместно с учителем; : проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные- создавать собственное высказывание с обоснованием своих действий, строить понятные для партнёра высказывания. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. : использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Работа с текстом:

повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике; подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом; отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание; раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им; делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного; ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

ИКТ-компетентность:

овладение приемами сбора и представления информации; создание информационных объектов; овладение различными способами создания и передачи сообщений.

работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофраг­менты, ссылки);

создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам;

конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов;

презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компь­ютере;

поиск информации в различных источниках, в том числе в контро­лируемом Интернете.


70.

В. Берестов об

А. С. Пушкине.

1

Определять главную мысль произведения; характеризовать героя по его речи и поступкам; составлять план и пересказывать текст по плану.

Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст.


71.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

1

Находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте; читать выразительно, отражая развитие чувства в лирическом стихотворении; сравнивать различные стихотворения по содержанию и настроению.

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст


72.

И.Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.


1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное.

Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст.


73.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Картины зимней природы.

1

Обобщать первые представления о лирических произведениях русской и советской литературы; развивать творческие способности учащихся через создание различных форм интерпретации художественных текстов; находить средства художественной выразительности, помогающие создать картины природы.

Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст.


74.

Ю.Клевер. «Закат солнца зимой». «Зимний пейзаж с избушкой».

Сравнение произведений литературы и живописи.

1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное.

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст.


75.

А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…»

П. Брейгель. «Зимний пейзаж».

Сравнение произведений литературы и живописи.


1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное.

Сравнивать произведения литературы и живописи. Находить слова, необходимые для составления рассказа.


76.

В. Суриков. «Взятие снежного городка».

Устное сочинение по картине.

1

Понимать и эмоционально воспринимать произведения живописи. Находить средства художественной выразительности для описания происходящего на картине.

Находить слова, необходимые для составления рассказа.


77.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сравнение с народной сказкой.

1

Познакомиться с понятием литературная сказка; познакомиться со сказками А. Пушкина, организовать выставку его книг; развивать внимание к образности поэтического слова, мелодике языка; развивать творческое воображение на основе различных форм интерпретации художественного текста.

Выделять признаки народной и литературной сказки. Сравнивать литературную и народную сказку


78-82.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ...»

5

Формировать умение работать с книгой; выразительно читать тексты; расширять представления о взаимоотношениях людей; формировать нравственные ценности учащихся.

Определять отличительные особенности языка литературной сказки.





выделять главную мысль произведения на основе самостоятельного анализа текста; давать характеристику главному герою; находить в тексте особенности поэтического текста (ритм); развивать потребность в самостоятельном чтении



83.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ...»

1

Развивать умение работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам, выбирать понравившуюся книгу.

Самостоятельно составлять аннотацию, организовывать выставку по заданным параметрам.


84.

И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное.

Соотносить иллюстрации и художественный текст.


85.

И.А.Крылов.

Викторина по басням И.А.Крылова.


1

Рассказывать об особенностях басни И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова, отличать басню от других произведений.


Анализировать поступки героев произведения, делать свой нравственный выбор.


86.

И.А. Крылов. «Слон и Моська».

1

Определять главную мысль произведения, характеризовать героев произведения; соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.


87.

И. А. Крылов. «Чиж и голубь».

1

Определять главную мысль произведения, учить характеризовать героев произведения; учить соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.


88.

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой.

Краткий пересказ статьи.

1

Определять главную мысль произведения; характеризовать героя по его речи и поступкам; составлять план и пересказывать текст по плану.

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.


89.

Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». Быль.

1

Наблюдать за развитием сюжета, сравнивать и обобщать характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки; выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей; составлять план текста и пересказывать текст по плану.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.


90.

Л.Н. Толстой. «Лебеди».

1

Определять главную мысль произведения; характеризовать героя по его речи и поступкам; составлять план и пересказывать текст по плану.

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.


91.

Л.Н. Толстой. «Акула».

1

Определять главную мысль произведения; характеризовать героя по его речи и поступкам; составлять план и пересказывать текст по плану.

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.


92.

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов.

1

Развивать умение работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам, выбирать понравившуюся книгу.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Уметь определять свою позицию по отношению к героям произведения.



93.

Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза».

1

Отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора и героя; подготовить учащихся к самостоятельному составлению рассказа; организовать коллективное обсуждение прочитанного, высказывать свою точку зрения.

Определять свою позицию по отношению к героям произведения.



94.

Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли».

1

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Искать и выделять необходимую информацию.

Уметь работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; понимание главной мысли.


95.

Наш театр.

И.А. Крылов «Квартет».

1

Развивать навык осознанного, выразительного чтения; развивать умение самостоятельно определять главную мысль произведения; развивать речь и творческие способности через инсценирование басни.

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.


96.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Обобщить знания учащихся по данному разделу; учиться определять специфические особенности произведений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


97.

Что такое согласие?

А. Барто «Квартет».

1

Обобщить знания учащихся по данному разделу; учиться определять специфические особенности произведений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


98.

Проверочная работа по разделу « Великие русские писатели».

1

Определять название и автора произведения, определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам.

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений.






«Литературная сказка»


(19 часов).



99.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.


1

Учиться формулировать тему урока на основе ключевых слов

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения вопросов совместно с учителем.

Проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные- Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Работа с текстом:

повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике; подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом; отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание; раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им; делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного; ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.

ИКТ-компетентность:

овладение приемами сбора и представления информации; создание информационных объектов; овладение различными способами создания и передачи сообщений.

работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофраг­менты, ссылки);

создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам;

конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов;

презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компь­ютере;

поиск информации в различных источниках, в том числе в контро­лируемом Интернете.


100-101.

В.И. Даль. «Девочка Снегурочка».

2

Учиться сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие; давать характеристику главного героя сказки; сравнивать его с другими героями.

Ознакомиться с особенностями литературной сказки; развивать навык осознанного, выразительного чтения.

Учиться определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.



102-103.

В. Одоевский. «Мороз Иванович».

2

Сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие; давать характеристику главного героя сказки; сравнивать его с другими героями.

Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста.


104-105.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

2

Определять главную мысль произведения; учить характеризовать героя по его речи и поступкам; учить составлять план и пересказывать текст по плану.

Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки, пересказывать


106.

Переводная литература для детей. Выставка книг.

1

Развивать умение работать с книгой, классифицировать книги по подгруппам, выбирать понравившуюся книгу

Учиться рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.


107.

Переводная литература для детей. Б.Заходер. «Винни-Пух» (предисловие).

1

Осмысливать содержание предисловия; отрабатывать навык осознанного, выразительного чтения;

работать по формированию правильного произношения слов.

Уметь определять отличительные особенности литературной сказки.


108-109.

Р.Киплинг. «Маугли».

2

Наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки ; выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей.

Определять главную мысль произведения; характеризовать героя по его речи и поступкам; составлять план и пересказывать текст по плану.

Уметь сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки. Создавать диафильм (из иллюстраций или слайдов).



110-111.

Дж. Родари. «Волшебный барабан».

2

Определять главную мысль произведения; характеризовать героя по его речи и поступкам; учиться сочинять возможное окончание сказки.

Определять особенности переводной литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


112.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Познакомиться с книгами литературных сказок; продолжить работу по классификации книг и определять тему

выставки; формировать потребность в самостоятельном чтении

Уметь участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Группировать книги по подтемам.


113.

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. «Лунная сказка».


1

Находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте; учиться читать выразительно, отражая развитие чувства в лирическом стихотворении.


Анализировать произведение. Давать характеристику героев


114.

Семейное чтение. Ю.Коваль. «Сказка о серебряном соколе».

1

Учиться наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учиться сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки, учиться выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей.

Анализировать произведение. Давать характеристику героев.


115.

С. Михалков. «Упрямый козлёнок». Инсценирование.

1

Передавать эмоциональное настроение в произведении, выразительно читать; развивать творческое воображение, учиться творчески интерпре-

тировать текст (инсценировать, представлять, драматизировать).

Учиться распределять роли.


116.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Обобщить знания по данному разделу; определять специфические особенности произведений.

Уметь группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.



117.

Проверочная работа по разделу « Литературная сказка».

1

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений.

Уметь определять название и автора произведения. Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам.





«Картины родной природы»


(19 часов).


118.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

1

Формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Познавательные- Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, использовать разные виды чтения, выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

Коммуникативные- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, составлять высказывание под руководством учителя в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, составлять план решения вопросов совместно с учителем.

Проводить сравнение по заданным критериям, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные- Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Работа с текстом:

повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания; соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике; подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом; отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание; раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им; делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного; ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах.

ИКТ-компетентность:

овладение приемами сбора и представления информации; создание информационных объектов; овладение различными способами создания и передачи сообщений.

работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофраг­менты, ссылки);

создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам;

конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов;

презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компь­ютере;

поиск информации в различных источниках, в том числе в контро­лируемом Интернете.


119.

Б. Заходер. «Что такое стихи?» Анализ стихотворения.


1

Показывать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; учиться отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора и героя.


Называть особенности поэтического творчества.


120.

И. Соколов – Микитов. «Март в лесу». Лирическая зарисовка.

1

Показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; учиться отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора и героя; подготовиться к самостоятельному составлению рассказа.


Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.


121.

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».


1

Учиться определять главную мысль произведения; описывать природу.

Уметь выявлять особенности текста-описания.


122.

А.Майков. «Весна». Е.Волков. «В конце зимы». Е.Пурвит. «Последний снег».

Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное.


Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.


123.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

Сравнивать произведения литературы и живописи, находить общее и различное.


Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Находить средства художественной выразительности.


124.

С. Есенин. «С добрым утром!»

1

Показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; учиться отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора.


Уметь анализировать стихотворение. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.



125.

Ф.Тютчев. «Весенняя гроза».

Приём звукописи как средство создания образа.

1

Показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; учиться отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора.

Уметь анализировать стихотворение. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.



126.

А Васнецов. «После дождя». И.Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.


1

Учиться сравнивать произведения живописи, находить общее и различное.


Уметь осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи.


127.

О. Высотская. «Одуванчик». З.Александрова. «Одуванчик».

Сравнение образов.


1

Сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению; различать и использовать в речи средства художественной выразительности (работа с понятиями: сравнения, эпитеты); отрабатывать навык выразительного чтения;

находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Анализировать стихотворение. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.


128.

М. Пришвин. «Золотой луг».

Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

Показывать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; учиться отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора.

Определять средства художественной выразительности.


129.

А.Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…»

1

Показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; учиться отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора.

Выявлять авторское отношение к изображаемому. Определять средства художественной выразительности.


130.

Саша Чёрный. «Летом»

А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.


1

Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное.

Определять средства художественной выразительности. Составлять рассказ по картине.


131.

Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки».

Сравнение произведений живописи и литературы.


1

Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное.

Определять средства художественной выразительности. Составлять рассказ по картине.


132.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.


1

Продолжить работу по классификации книг и определять тему

выставки; формировать потребность в самостоятельном чтении.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


133.

Самостоятельное чтение. Г.Юдин. «Поэты».


1

Показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте; учиться отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора.

Уметь анализировать произведение. Давать характеристику героев.


134.

Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение».

1

Наблюдать за развитием сюжета, сравнивать и обобщать; характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; учиться выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей.


Уметь анализировать произведение. Давать характеристику героев.


135.

Итоговая проверочная работа.

1

Определять название и автора произведения, определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам.

Проверить сформированность предметных и надпредметных (чтение и работа с информацией) умений.


136.

Обобщающий урок.


1

Обобщить знания по данному разделу.

Уметь сравнивать произведения живописи и литературы.









Проверочная работа по литературному чтению

Тестовая работа по литературному чтению.

Вариант первый.

Цель: проверить сформированность умения работать с учебной книгой

(универсальные учебные действия).


Продолжите:

Произведения, которые вызывают у нас улыбку, смех, называются ___________________________________ .


Соотнесите жанры произведений и их авторов:

Н. Носов «Огурцы» пьеса

В. Даль «Напутное слово» рассказ

М. Зощенко «Не надо врать» стихотворение

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...» поучение

Л. Каминский «Сочинение» былина


Какие произведения М. Зощенко вы прочитали в этом разделе?


Запишите, кто является автором данного произведения:

«Через тридцать лет» ____________________________;

«Трудная задача»________________________________.


Отметьте, какие чувства вы прежде всего испытывали, когда читали произведения этого раздела: грусть, радость, сострадание.




Тестовая работа по литературному чтению.

Вариант второй

Цель: проверить сформированность предметных и надпредметных

(чтение и работа с информацией) умений.


Прочитайте текст.

В. Железняков

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже

едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает, — я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

— Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он — раз два! — «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать! — сказал я. — В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. — Сейчас она

должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает

вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.

Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия! — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

— Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться целый год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка. —

И плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Все ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой, — крикнул я. — Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.


Выполните задания:

Определите жанр данного текста.

О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату.

Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный).

Какими качествами характера обладала девочка? Запишите.

Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?







Проверочная работа по литературному чтению.


Начните читать текст по сигналу учителя.

Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.


Л. Н. Толстой

***

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.

Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,—нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.


Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

О ком или о чём рассказывается в данном тексте?

Какова тема произведения:

Об орле?

Об орлятах?

Как орёл накормил своих детей?


-Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?

-Озаглавьте части.

-Напишите, какими качествами характера обладал орёл.

-Озаглавьте текст.

-Перечислите другие произведения Л. Толстого.

-В какой книге можно найти прочитанное произведение Л. Толстого?

Л. Толстой. Рассказы для детей.

Рассказы русских писателей.

Русские народные сказки.

Басни.


Оцените свои ответы:

Какое задание было самым трудным для вас?

Какое задание было самым лёгким для вас?













Проверочная работа по литературному чтению

Начните читать текст по сигналу учителя. Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.


М. Горький

***

Самое лучшее в мире—смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца—ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой—точно говорят мягким теням ночи:

Не бойтесь—это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

Добрый день!—говорит солнце, поднимаясь над морем.—Добрый день, красавицы! Но—довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?


Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте).

О начинающемся утре.

О природе.

О солнце.


Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».

Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».

Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.

Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.

Озаглавьте текст.

Создайте текст по аналогии с данным на тему «Вечер».

Оцените свои ответы.

Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым лёгким?

Итоговая проверочная работа по литературному чтению

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.

Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым

или чёрным воском. Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить

уроки! К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажных тетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-за листов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название «тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть».

...Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать? Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.

Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.

Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют — скрепят листы и обложку.

Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.

Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать — словом, учиться.

(А. Дитрих, Г. Юрмин)


О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».

О том, почему тетрадку называют тетрадкой.

О том, как делают тетради.

О том, как работают машины, делающие тетради.

О том, какой путь проходит тетрадь.


Придумайте заголовок к этому тексту.

Разделите текст на части, определите микротему каждой части и составьте план.

Запишите три вопроса к данному тексту.

Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.

Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.

Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.

Определите, какое из заданий показалось вам самым сложным, самым лёгким.

Запиши.

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
  • Начальные классы
Описание:






аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

Автор Шевченко Светлана Викторовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 540
Номер материала 9276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓