Главная / Русский язык и литература / Тематическое планирование по литературе (6 класс)

Тематическое планирование по литературе (6 класс)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС.


ТЕМА УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ МИНИМАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ГИМНАЗИЧЕСКОГО) СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Календарные сроки

Фактические сроки

Примечание

(причины корректировки дат) и др.


1.

Вводный урок. Происхождение литературы.

Знакомство с учебником.

Представление о художественной литературе как особой форме познания действительности. Работа с книгой.

Конспект.





2.

Мифы. Древнегреческие мифы «Жизнь и подвиги Геракла».

Понятие мифа. Геракл как мифологический герой.

Глубина идей и красота образов в древней мифологии.

Читать «Подвиги Геракла», пересказать два мифа.





3.

Мифы североамериканских индейцев. Поэма Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Особенности мифов. Жизнь мифа в литературе нового времени.

Расширить представление о мифе. Миф и реальность. Работа с литературоведческими терминами.

Читать поэму, характеристика Гайаваты.





4.

Вн. чт. « Мифы разных народов».

Мифология как форма познания действительности.

Показать всеобщность процессов развития знаний человека о мире и о себе.

Подготовиться к творческому практикуму.





5.

Творческий практикум. «Мифологический герой и современный герой литературы».

Характеристика героев.

Сравнительная характеристика героев. Особенности героя в мифологии.






6.

Обобщающий урок по мифам «От мифа - к фольклору и литературе».

Фольклор и литература.

Расширение понятия «мифология». Картина мира.

Обобщить знания о мифе.





ЛИРИКА.




7.

Народные лирические песни как жанр лирики.

Особенности народной лирической песни.

Образцы обрядового фольклора. Своеобразие старинной русской обрядовой поэзии.

Читать выразительно. Одну песню наизусть.





Лирическое стихотворение.




8.

Образ Руси в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

Развитие понятия об олицетворении.

Восприятие поэтического слова через выражение чувств, сведения по теории литературы. Работа с поэтическим словарем (А. П. Квятковский)

Отрывок из стихотворения «Русь» наизусть. Выучить понятие олицетворения.





9.

Мотивы единства красоты природы и красоты человека в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Пейзаж в лирике. Начальные понятия о лирическом герое.

Восприятие художественного образа, двусложные размеры стиха. Работа с литературоведческим словарем.

«Зимнее утро» наизусть. Ямб, хорей, примеры.





10.

Р/р.Обучение анализу стихотворения. Двусложные размеры стиха.

Анализ стихотворения. Двусложные размеры.

Олицетворение. Работа с литературоведческим словарем.

Выучить двусложные размеры стиха.





11.

Личность М.Ю.Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении «Листок», «Тучи».

Сюжет. Лирическое стихотворение и баллада.

Гениальность личности Лермонтова, необычность судьбы.

Биография поэта. «Тучи» наизусть.





12.

Р/р. Техника выразительного чтения.

Обучение выразит. чтению.

Логические паузы и ударения.






13.

Родная природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и А.К.Толстого.

Понятие о поэтическом мире. Ритм и размер стиха.

Стихотворные размеры. Исследовательская работа с худ. текстами.

Стихотворение наизусть по выбору.





14.

И.А.Бунин. Личность писателя. Детские годы. «Жизнь Арсеньева», «Детство».

Поэтический мир Бунина. Образы детства в лирике и прозе поэта.

Лирический образ и художественный образ. Антитеза. Исследовательская работа.

Биография поэта. Выразительное чтение «Детство»





15

Красота родной природы в стихотворениях И.А.Бунина.

Человек и природа в поэзии. Бунин-мастер слова.

Образ-настроение, образ-переживание.

Выразительное чтение стихотворений.





16.

Н.А.Заболоцкий. Личность поэта.

Автобиография поэта.

Необычность судьбы поэта.

Биография поэта.





17.

Поэтический мир Н.Заболоцкого. Стихи.

Начальное понятие о лирическом герое.

Внутреннее состояние человеческой души.

Стихотворение наизусть по выбору.





Лироэпические произведения..




18.

Народная баллада. Баллады о Робин Гуде. «Робин Гуд и золотая стрела»

Начальное понятие о жанре баллада.

Основные балладные сюжеты. Устное рисование.

Читать о балладе. Выразительное чтение баллады о Робин Гуде.




19.

Баллады о любви. «Прекрасная Маргарет и Милый Вильям».

Законы развития любовного сюжета.

Нравственные проблемы.

Выразительное чтение.




20.

Комические баллады. «А, ну, закрой-ка дверь!»

Бытовая баллада.

Диалог как средство создания комического эффекта.

Выразительное чтение.




21.

Баллада-притча «Мальчик и мантия», «Леди и кузнец».

Использование в балладах волшебных мотивов.

Особенности баллады-притчи.

Выразительное чтение о ролям.




Литературная баллада.




22.

Мир баллады. Р.Бернс «Джон ячменное зерно».

Литературная баллада как лироэпический жанр.

Сюжет баллады. Необычные судьбы Р. Бернса.

Выразительное чтение. Выучить понятие сюжета.





23.

Героическая баллада. «Вересковый мёд» Р.Стивенсон.

Прославление мужества в балладе.

Традиции народной баллады.

Выразительное чтение баллады.





24.

Поэтическое изображение подвига русского народа в балладе «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

«Бородино» как национально-патриотическая баллада.

Худ. изобр. средства в балладе.

Отрывок из баллады «Бородино» наизусть.





25.

Историческое прошлое в балладе А.Толстого «Курган».

Историческая баллада.

Авторская позиция.

Наизусть.





26.

И.В.Гёте «Лесной

царь».Особенности композиции.

Образ Лесного царя.

Фольклорная основа.

Фрагментарность композиции.

Читать, вопросы.





27.

Р.Саути «Суд Божий над епископом».

Нравственная проблематика.

Смысл названия баллады.

Читать, вопросы.





28.

Тема верности в балладе «Светлана» В.А.Жуковского.

Особенности композиции.

Мастерство Жуковского в изображении героини.

Отрывок наизусть, вопросы.





29.

А.С.Пушкин «Утопленник». Шуточ­ный характер баллады.

Ироническое осмысление сюжета.

Особенности шуточной баллады.

Выразительное чтение по ролям.





30.

М.Ю.Лермонтов. Тема красоты и смерти. «Три пальмы».

Таинственное в балладе.

Самовыражение автора в балладе.

Выразительное чтение, вопросы.





31.

Э.Г.Багрицкий «Арбуз».

Баллада XX века. Переводчики.

Традиции современной баллады.

Подготовка к тесту.





32.

Обобщающий урок по балладам. Тест.

Систематизация знаний о балладах.

Художественные особенности жанра баллады. Худ. средства изображения.






Поэма.




33.

М.Ю.Лермонтов «Беглец». Художественное своеобразие.

Знакомство с жанром поэмы.

Легендарная основа сюжета.

Читать поэму, вопросы, оценка поступков героя.





Духовная литература.




34.

Религиозные мотивы в стихах русских поэтов. Пушкин. Хомяков.

Влияние религиозной литературы на светскую литературу.

Нравственные идеалы в стихотворениях русских поэтов. Понятие гуманизма.

Читать





Эпические произведения. Эпос.




35.

Эпос. Эпические жанры. Былина. «Илья Муромец».

Понятие о былине.

Сказители былин.

Выучить циклы былин. Выразительное чтение былины «Илья Муромец»





36.

Вн.чт. Поэтическая сила былин.

Своеобразие русских былин.

Стих былин.






37.

Р/р.Сочинение « Мой любимый былинный герой».

Принципы создания былинного героя.

Особенности описания былинного героя.






Эпические мотивы русской поэзии.




38.

А.К.Толстой «Илья Муромец». Образ в стихотворении.

Стихотворение с эпическим сюжетом.

Особенности языка стихотворения с эпическим сюжетом.

Выразительное чтение.





39.

Былинные сюжеты в стихах Пушкина, Бунина, Гумилёва.

Лирическое стихотворение с эпическим сюжетом.

Особенности языка стихотворения с эпическим сюжетом.

Вопросы, конспект.





40.

Р/р. 1 .Художественные особенности

былин.

2.Создание былины или стихотворения на былинный лад. 3.Исполнение былины или исторической песни.

Развитие творческих способностей.







Роман.




41.

Франсуа Рабле- писатель эпохи Возрождения. «Гаргантюа и Пан­тагрюэль» как роман эпохи Возрождения.

История жизни писателя. История создания романа.

Роман как один из ведущих эпических жанров.

Пересказ главы 1, 2. Вопросы.





42.

Детство и учёба Гаргантюа. Жизнь в Париже./Гл.1-2/.

Черты юмористического и игрового романа.

Философские черты в романе.

Читать главу 4-6. Пересказ гл. 6





43.

Война. Великий план завоевания мира./Гл.6-10/.

Аллегорическая форма изложения.

Проблематика романа. Понятие проблемы.

Читать главы 11-19, вопросы.





44.

Последствия войны и пир победы. /Гл.11-19/.

Шаржи и карикатуры.

Понятие гротеска

Вопросы после романа.





45.

Р/р. Подвиги Гаргантюа и Геракла.

Характеристика литературного героя.

Особенности положительного героя.






46.

Заключительный урок по роману. «Мир сказочных великанов».

Гуманистическое звучание романа.

Понятие гуманизма в романе.






47.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. История создания романа «Дубров­ский».Ссора Троекурова и Дубровс­кого. /Гл.1/.

Личность поэта. Роман как эпический жанр.

Анализ эпизода. Конфликт.

Читать гл. 1-4. Пересказ суда.





48.

Суд и его последствия. Осуждение произвола, защита чести и достоинства./Гл.2-4/.

Обучение анализу эпизода «Дубровский в суде».

Анализ эпизода. Конфликт.

Картины природы. Характеристика Владимира Дубровского.





49.

Прощание Владимира с отцом и родным домом./Гл.4-5/.

Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения.

Характер сложных отношений героев. Аналитическое чтение.

Пересказ пожара в Кистенёвке.





50.

Р/р. Пожар в Кистенёвке. Обучение пересказу.

Мотивировка поступков героев. Характеристика героя.

Авторское отношение к героям.

Пересказ истории любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.





51.

Романтическая история любви Владимира и Маши./Гл. 10-16/.

Характер отношений между героями.

Пересказ с изменением лица рассказчика.

Вопросы письменно в тетради.





52

Два мальчика./Гл. 111.

Переживания и поступки героев.

Сравнение как способ раскрытия характеров героев.

Вопросы письменно в тетради.





53.

Заключительный урок по роману. Развязка романа.

Сюжетные линии и композиция романа.

Мотивировка поступков героев. Эвристическая беседа.

Подготовиться к сочинению (план)





54.

Р/р.Подготовка к сочинению по роману.

Отбор материала.

Анализ планов, выбор эпизодов. Работа с текстом. Логика развития мысли сочинения.

Написать сочинение по роману.





55.

Вн.чт. Приключенческий роман в литературе./Дж.Свифт, Р. Распэ/.

Приключенческий роман и его особенности.

Художественные особенности зарубежного романа.






Басня.




56.

Истоки басенного жанра. Басни Эзопа. «Ворон и лисица».

Герои басни.

Историческое развитие басни.

Выразительное чтение басен.





57.

Басни И.Крылова. Осмеяние человеческих пороков. «Квартет».

Рассказ о баснописце.

Аллегория. Синквейн.

Басня «Квартет» наизусть.





58.

Мораль в баснях Крылова. «Свинья под дубом», «Лебедь, щука и рак»

Мораль басни - поучительная часть.

Аллегорический смысл басни.

Наизусть басня по выбору.





59.

Творческий практикум. Басня с Поучительной частью-моралью.

Развитие творческих способностей.

Понятие морали басни. Работа с литературоведческим словарем.

Подготовиться к конкурсу.





Драматические произведения.




60.

Слово о драме. М.Метерлинк пьеса-сказка «Синяя птица».

Понятие о драматическом произве­дении.

Понятие философской пьесы-феерии.

Читать и пересказывать гл. 1,2





61.

Мечты детей в рождественскую ночь. Чудесное представление./1-2/

Система образов.

Внешнее и внутреннее действие в драме. Конфликт.

Вопросы в тетради письменно.





62.

Путешествие детей за синей птицей Взаимоотношения человека и природы, всемогущество разума и доброты.

Условность образов. Речь.

Внешнее и внутреннее действие в драме.

Мотивировка поступков героев. Единство природы и человека в литературном произведении. Ремарка в пьесе.

Найти описание природы в драме. Вопросы в тетради письменно.





63.

Где можно найти настоящее счастье? Финал пьесы-сказки.

Нравственные проблемы в пьесе. Символичное название пьесы

Гуманистические идеи в пьесе. Смысл названия.

Письменная работа «Где можно найти настоящее счастье?»





64.

Итоговый урок.








65-68.

Уроки-резервы.









Тематическое планирование по литературе (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Программа определяет практическую направленность. В 6 классе учащиеся обучаются эстетическому анализу. Широко представлены произведения мировой литературы.

Настоящая программа предлагает систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных «Творческое задание».

Программа помогает овладеть техникой осмысленного чтения, умением видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям.

 

В государственной программе нет распределения часов по разделам, поэтому расчасовку вносим самостоятельно.

Автор Волова Галина Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 409
Номер материала 42276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓