№
п/п
|
Тема
урока
|
Основное
содержание
|
Характеристика
основных видов деятельности обучающихся
|
Введение
(4 часа)
|
1
|
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения
и опыты. § 1-3
|
Физика – одна из наук о природе. Основная
задача физики. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя и опыты
– основные источники физических знаний.
|
Выслушать краткую
информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на
рабочем месте.
Рассматривать учебник и обсуждать содержание
учебника.
Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать
и анализировать учебную информацию.
Приводить примеры тел, веществ.
Сравнивать опыты и наблюдения.
|
2
|
Физические величины. Их измерение. Точность
и погрешность измерений.
§ 4,5
|
Определение физической величины. Примеры
физических величин. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и
погрешности измерений. Запись результатов измерений с учетом погрешности.
|
Приводить примеры физических величин и
приборов. Определять цену деления шкалы прибора. Записывать результат
измерения с учетом погрешности.
|
3
|
Лабораторная работа №1 «Определение цены
деления измерительного прибора».
|
|
Готовить к
работе приборы и материалы и в целом рабочее место.
Анализировать информацию в учебнике.
Записывать результаты измерений с учетом погрешности.
Делать вывод.
|
4
|
Физика и техника.
§ 6
|
Основные этапы развития физики. Взаимосвязь
физики и техники.
|
Знать роль физики в формировании научной
картины мира. Воспринимать, анализировать,
перерабатывать и предъявлять учебную информацию в виде таблицы.
|
Первоначальные
сведения о строении вещества (5 часов)
|
5
|
Строение вещества. Молекулы.
§ 7,8
|
Опыты и явления, доказывающие, что все
вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах
молекул. Домашняя лабораторная работа «Измерение
размеров малых тел»
|
Моделировать объекты и явления природы.
|
6
|
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Броуновское движение.
§ 9
|
Явление диффузии. Причины и закономерности
этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в
природе. Примеры практического применения диффузии.
|
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Использовать полученные знания в повседневной жизни.
|
7
|
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
§ 10
|
Опытные
доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и
отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление
смачивания и несмачивания.
|
Проводить опытные доказательства существования
между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Приводить примеры
проявления этих сил в природе и технике.
|
8
|
Три состояния вещества. Различие в молекулярном
строении твердых тел, жидкостей и газов. § 11,12
|
Три состояния вещества: твердое, жидкое,
газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного
строения вещества.
|
Объяснять свойства различных состояний на основе
молекулярного строения вещества.
|
9
|
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества».
|
|
Развивать монологическую и диалогическую
речь, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения.
|
Взаимодействие
тел (21 час)
|
10
|
Механическое движение.
Равномерное движение.
§ 13,14
|
Определение механического движения. Виды
движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути.
|
Знать различные виды движений, приводить
примеры, понимать смысл физических величин.
|
11
|
Скорость. Единицы скорости. § 15
|
Понятие скорости. Формула для расчета
скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости
неравномерного движения. Сравнение скоростей различных тел, света, звука (по
таблице 1 учебника).
|
Обнаруживать зависимости между физическими
величинами. Анализировать графики. Изучить зависимость пути от времени при
прямолинейном равномерном движении. Измерять скорость.
|
12
|
Расчет пути и времени движения. Решение
задач. § 16
|
Вывод формул для расчета пути и времени
движения при равномерном и неравномерном движении тел.
|
Применять теоретические знания на практике.
Решать задачи на применение полученных знаний.
|
13
|
Явление инерции. Решение задач. § 17
|
Причины изменения скорости тел. Явление
инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение
задач на расчет скорости, пройденного пути и времени движения.
|
Понимать смысл понятий. Приводить примеры.
|
14
|
Взаимодействие тел. §
18.
|
Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия.
Явление отдачи.
|
Приводить примеры взаимодействия тел.
|
15
|
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы
тела на весах. § 19,20
|
Понятие инертности. Масса тела. Единицы
массы.
Устройство и принцип действия рычажных весов.
|
Понимать смысл физических величин.
|
16
|
Лабораторная работа №3 «Измерение массы на
рычажных весах».
|
Измерение массы.
|
Анализировать информацию, предложенную в
инструкции.
Планировать работу в соответствии с информацией
в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
|
17
|
Лабораторная работа №4 «Измерение объема
тела».
|
Объем. Единицы объема. Измерение объема.
|
Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.
Распределять общий объем работы.
Производить оценку выполненной работы (своей
и товарищей).
|
18
|
Плотность вещества. §
21
|
Понятие плотности вещества. Формула для
расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей
различных веществ (по таблицам 2, 3, 4 учебника)
|
Понимать смысл физических величин.
|
19
|
Лабораторная работа №5 «Определение плотности
твердого тела».
|
Определение плотности.
|
Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.
Распределять общий объем работы.
Производить оценку выполненной работы (своей
и товарищей).
|
20
|
Расчет массы и объема тела по его плотности.
§ 22.
|
Вывод формулы для расчета массы и объема
тела по его плотности. Решение задач.
|
Владеть разнообразными способами выполнения
расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями
поставленной задачи на основании использования законов физики
|
21
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
|
|
Уметь применять теоретические знания на
практике. Решать задачи на применение полученных знаний.
|
22
|
Контрольная работа по теме «Механическое
движение. Масса. Плотность».
|
|
Применять полученные знания при решении задач.
|
23
|
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. § 23.24
|
Причина изменения скорости тела. Сила как
мера взаимодействия тел. Модуль, направление, точка приложения силы. Явление
всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы
тела.
|
Выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
|
24
|
Сила упругости. Закон Гука. § 25
|
Сила упругости. Примеры действия силы
упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций.
|
Понимать смысл закона, уметь применять его
на практике. Знать и уметь объяснять, что такое деформация, ее виды. Исследовать
зависимость силы упругости от удлинения пружины. Измерять жесткость пружины.
|
25
|
Вес тела. § 26 Центр тяжести тела
|
Вес тела. Центр тяжести.
|
Заполнить сравнительную таблицу «Вес тела и
сила тяжести». Определять центр тяжести плоской фигуры.
|
26
|
Единицы силы. Связь между силой тяжести и
массой тела. § 27
|
Единицы силы. Формулы силы тяжести и веса
тела.
|
Решать задачи на применение полученных знаний.
|
27
|
Динамометр. Лабораторная работа №6
«Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром». § 28
|
Устройство и принцип действия динамометра. Виды
динамометров. Их практическое применение. Лабораторная работа №6
«Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром».
|
Готовить к
работе приборы и материалы и в целом рабочее место.
Анализировать информацию в учебнике.
Записывать результаты измерений с учетом погрешности.
Делать вывод.
|
28
|
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
§ 29
|
Понятие равнодействующей сил. Определение
модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев.
|
Приводить примеры жизненных ситуаций.
|
29
|
Трение. Сила трения. Трение скольжения,
качения, покоя. Подшипники. Исследование зависимости силы трения скольжения
от силы нормального давления. § 30,31, 32
|
Сила трения. Причины возникновения силы
трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса
тела. Сравнение сил трения скольжения и качения.
|
Воспринимать, анализировать, перерабатывать
и предъявлять учебную информацию в разных формах.
|
30
|
Контрольная работа по теме «Сила.
Равнодействующая сила». § 32
|
|
Применять полученные знания при решении
задач.
|
Давление
твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)
|
31
|
Давление. Единицы давления. § 33
|
Давление тел на опору. Единицы давления.
|
Понимать смысл физической величины.
|
32
|
Способы уменьшения и увеличения давления. Измерение
давления твердого тела на опору. § 34
|
Решение качественных и расчетных задач.
Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике.
|
Владеть разнообразными способами выполнения
расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями
поставленной задачи. Приводить примеры увеличения и
уменьшения давления.
|
33
|
Давление газа. Объяснение давления газа на
основе молекулярно-кинетических представлений. § 35
|
Причины возникновения давления газа.
Зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе).
|
Объяснять причины возникновения давления
газа. Анализировать зависимость давления газа от его объема и температуры
(при неизменной массе).
|
34
|
Закон Паскаля. § 36
|
Различие в движении частиц, из которых
состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон
Паскаля.
|
Понимать смысл закона, уметь применять его
на практике.
|
35
|
Контрольная работа по теме «Давление. Закон
Паскаля».
Давление в жидкости и газе. § 37
|
Наличие весового давления внутри жидкости,
его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений на одном и том же
уровне по всем направлениям.
|
Кратко и точно отвечать на вопросы.
|
36
|
Расчет давления жидкости на дно и стенки
сосуда. § 38
|
Вывод и анализ формулы для расчета давления
жидкости на дно и стенки сосуда.
|
Применять полученные знания при решении
задач.
|
37
|
Решение задач по теме «Гидростатика».
|
|
Уметь применять теоретические знания на
практике. Решать задачи на применение полученных знаний.
|
38
|
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. § 39
|
Примеры сообщающихся сосудов, их применение
и особенности.
|
Знать физические законы и границы их применимости.
|
39
|
Вес воздуха. Атмосферное давление.
§ 40,41
|
Явления, подтверждающие существование атмосферного
давления.
|
Описывать и объяснять явление АД. Знать физический смысл понятий.
|
40
|
Измерение атмосферного давления. Опыт
Торричелли.
§ 42
|
Измерение атмосферного давления.
|
Выделять основное содержание прочитанного
текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
|
41
|
Барометр-анероид. Давление на разных
высотах.
§ 43. 44
|
Назначение, устройство и принцип действия
барометра-анероида. Зависимость АД и плотности воздуха от высоты над землей.
Высотомер.
|
Знать устройство, принцип действия и применение
барометра-анероида.
|
42
|
Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды.
Атмосферное давление»
|
|
Применять полученные знания на практике.
Устранять ошибки, проверять правильность решения задач.
|
43
|
Манометры. Контрольная работа по теме
«Давление в жидкости и газе». § 45
|
Устройство и действие открытого жидкостного
и металлического манометров.
|
Уметь применять теоретические знания на
практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.
|
44
|
Поршневой жидкостный насос.
§ 46
|
Устройство и принцип действия всасывающего
жидкостного насоса.
|
Понимать принцип действия поршневого жидкостного
насоса.
|
45
|
Гидравлический пресс. Гидравлический
тормоз. § 47
|
Устройство и принцип действия гидравлического
пресса.
|
Понимать принцип действия гидравлического
пресса.
|
46
|
Действие жидкости и газа на погруженное в
них тело. Архимедова сила.
§ 48 § 49
|
Причины возникновения выталкивающей силы.
Направление и величина выталкивающей силы. Вывод правила и формулы для
определения архимедовой силы.
|
Воспринимать, анализировать, перерабатывать
и предъявлять учебную информацию в разных формах.
|
47
|
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей
силы».
|
|
Осуществлять самоконтроль и корректировку
хода работы и конечного результата.
|
48
|
Плавание тел. § 50
|
Условия, при которых тело в жидкости (газе)
тонет, всплывает и плавает.
|
Исследовать условия плавания тел.
|
49
|
Лабораторная работа №8 «Выяснение условий
плавания тел в жидкости».
|
|
Организовывать свою деятельность, соблюдать
приёмы безопасного и рационального труда.
|
50
|
Плавание судов. Водный
транспорт.
§ 51
|
Применение условия плавания тел.
|
Применять условия плавания тел.
|
51
|
Воздухоплавание. § 52
|
Воздушный шар. Подъемная сила.
|
Анализировать информацию в учебнике.
|
52
|
Повторение темы «Давление твердых тел. жидкостей
и газов».
|
Условия плавания тел. Закон Архимеда.
|
Развивать монологическую и диалогическую
речь, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения.
|
53
|
Контрольная работа по теме «Давление твердых
тел, жидкостей и газов».
|
|
Применять полученные знания при решении
задач.
|
|
Работа
и мощность. Энергия. (13 часов)
|
54
|
Механическая работа. §
53
|
Механическая работа. Единицы работы.
|
Понимать смысл физических величин.
|
55
|
Мощность. § 54
|
Определение мощности. Единицы мощности.
|
Понимать смысл физических величин.
|
56
|
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на
рычаге. § 55,56
|
Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы.
Условие равновесия рычага.
|
Понимать смысл закона, уметь применять его
на практике.
|
57
|
Момент силы. § 57
|
Момент силы. Правило моментов. Единицы
момента силы.
|
Понимать смысл физических величин.
|
58
|
Рычаги в технике, быту и в природе.
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага». § 58
|
Практическое применение простых механизмов.
|
Исследовать
условия равновесия рычага. Готовить к работе приборы и материалы и в целом
рабочее место.
Записывать результаты измерений. Делать вывод.
|
59
|
Равновесие тел с закрепленной осью вращения.
Виды равновесия. «Золотое правило» механики. § 59,60
|
Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство
работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
|
Анализировать информацию в учебнике. Заполнять схемы. Понимать смысл законов и применять их на практике.
|
60
|
Решение задач по теме «Простые механизмы»
|
|
Применять полученные знания при решении
задач.
|
61
|
КПД механизма. Лабораторная работа №10
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». § 61
|
Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма.
|
Планировать работу, обсуждать ее с товарищем.
Распределять общий объем работы.
Производить оценку выполненной работы (своей
и товарищей).
|
62
|
Энергия. Потенциальная энергия поднятого
тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. § 62,63
|
Понятие об энергии. Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия. Формулы.
|
Понимать смысл физических величин. Приводить
примеры. Устанавливать зависимость между величинами.
|
63
|
Превращение одного вида механической энергии
в другой. Закон сохранения полной механической энергии. §
64
|
Переход одного вида механической энергии в
другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения.
|
Выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать
доказательства выдвинутых гипотез.
|
64
|
Энергия рек и ветра.
|
Энергия рек. Использование энергии ветра.
|
Применять полученные знания на практике.
|
65
|
Повторение по теме «Работа. Мощность.
Энергия».
|
|
Устранять ошибки, проверять правильность решения
задач
|
66
|
Контрольная работа по теме «Работа.
Мощность. Энергия».
|
|
Применять полученные знания при решении
задач.
|
Повторение
(2 часа)
|
67
|
Повторение пройденного.
|
|
|
68
|
Итоговая контрольная работа.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.