Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснительная записка
к развернутому тематическому плану
8 класс
Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология. 8 класс» и к программе «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2000).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа базисного уровня в 8 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о профессии портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
· профориентационных игр;
· межпредметных интегрированных уроков;
· проектной деятельности по ключевым темам курса.
Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники:
1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:
· библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
· слайд-лекции по ключевым темам курса;
· электронные учебные пособия;
· редакторы текста, презентаций, электронных страниц;
· графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).
2. Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.
3. Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).
4. Схемы, плакаты, таблицы.
5. Интернет-ресурсы:
· информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //
http://master-class.narod.ru
· Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
· Начала экономики // www.besh.websib.ru
· Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
· Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
· Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
· Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
www.sneg.by.ru
· Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
·Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
·Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru
· Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru
· Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
· Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Должны знать:
– понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества;
– основы бизнес-планирования;
– потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
– понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;
– основные виды художественной обработки материалов.
Должны уметь:
– проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;
– проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия;
– выполнять эскизные работы проекта;
– выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
– правильно организовывать учебное место.
Должны владеть компетенциями:
– учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
– информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
– социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
– эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
Тематический план ориентирован на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
Для учащихся:
1. Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии : проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М. : Просвещение, 1988.
2. Технология. 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Б. А. Гончаров [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2010.
Для учителя:
1. Бондарев, В. П. Выбор профессии : из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинградского района Москвы / В. П. Бондарев. – М. : Педагогика, 1989. – 128 с.
2. Быков, З. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / З. Н. Быков [и др.]. – М. : Высшая школа, 1986.
3. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации : методическая рекомендация для студента и классного руководителя / сост. А. А. Ронсков. – Волгоград : Перемена, 1998.
4. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. – М. : Знание, 1992.
5. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. – М. : Просвещение, 1977.
6. Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М. : Просвещение, 2005.
7. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8–11 классы / Е. Н. Прошицкая. – М. : Просвещение, 1995.
8. Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства : учеб. пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. – М., 1992.
Развернутое тематическое планирование
8 класс
В а р и а н т 1
№
п/п
Система уроков
Кол-во
часов
Педагогические
средства
Вид
деятельности
учащихся
Информационно-
методическое
обеспечение
Планируемый результат и уровень освоения
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
I
Домашняя экономика
ДМО – объяснительно-иллюстративная, поисковая, проектная
9
Становление и формирование
социально-трудовой, информационно-коммуникативной компетенций
учащихся
1
Введение в «Технологию»
и «Домашнюю экономику».
Я и моя семья. Функции семьи.
Практика: описать ресурсы семьи, задачи на развитие творческого мышления
1
Лекция с элементами беседы. Практикум
Групповая, индивидуальная
Плакаты, пакет
задач
Знать понятия домашняя экономика, технология, семья (Р, ■, *).
Уметь:
– определять функции семьи в обществе
и в экономическом пространстве (П, *, ◊);
– успешно решать задачи на развитие логического и творческого мышления (П, ■)
2
Семья и бизнес. Уровень благосостояния семьи. Кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике между предприятиями, фирмами, государством и домашними хозяйствами. Предпринимательская деятельность.
1
Лекция с элементами беседы. Практикум
Групповая, индивидуальная
Плакаты, распечатки правил игры «Падение самолета»
Знать понятия бизнес, предпринимательская деятельность, благосостояние семьи (Р, ■, *).
Уметь улавливать связи кругооборота ресурсов и денежных средств в экономике (ПО, *)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Практика: игра-диагностика на выявление предпринимательских качеств личности учащихся «Падение самолета»
3
Потребности семьи. Иерархия человеческих потребностей.
Практика: социоматрица, тест на выявление уровня самооценки и притязаний
1
Беседа с элементами дискуссии
Групповая, индивидуальная
Компьютерные распечатки тестов и социоматрицы
Знать понятия потребности семьи, материальные и духовные потребности (Р, ■, *).
Уметь:
– классифицировать человеческие потребности и выстраивать иерархическую лестницу (П, *, ■);
– верно оценивать и сочетать личные потребности и возможности при помощи тестов и социоматрицы (Т, *)
4
Бюджет семьи. Доходная
и расходная части семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Обязательные платежи. Налоги.
Практика: пакет задач по расчету платы за коммунальные услуги (отопление, газ, вода, радио, телефон). Разработка проекта снижения затрат
на коммунальные услуги
1
Беседа. Решение экономических задач. Лабораторная работа
Групповая, индивидуальная
Пакет задач по расчету платы за коммунальные услуги, плакаты
Знать понятия бюджет семьи, доходы
и расходы семьи, налоги (Р, ■, *).
Уметь:
– определять структуру семейного бюджета (П, ■);
– рассчитывать плату за коммунальные услуги (П, *)
5
Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета. Постоянные, переменные
и непредвиденные расходы.
1
Беседа. Практическая
работа
Групповая, индивидуальная
Плакаты, таблица
Знать понятия накопления, сбережения (Р, ■, *).
Уметь:
– разделять постоянные, переменные
и непредвиденные расходы (П, *);
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Практика: создание личной бухгалтерской книги «Финансы поют романсы»
– самостоятельно вести личную книгу доходов и расходов (Т, *, ■)
6
Трудовые отношения в семье. Права и обязанности членов семьи.
Практика: тест на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности
1
Беседа. Тестирование. Диагностика
<6 656 218 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Попова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.