Пояснительная записка
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду составлена на
основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 7класс, сборник №2, под редакцией В.В.Воронковой.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и
навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских
подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка
учащихся коррекционных школ VIII вида.
Учебным планом предусмотрено количество уроков трудового обучения
в, в 7классе – 10 часов в неделю(340 часа в учебном году) .
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу
включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы,
уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления
знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть
пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры. Для
проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная
работа в виде тестов или контрольных работ.
При составлении программы были учтены принципы последовательности
и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на
занятиях природоведения.
Продолжительность обучения составляет 5 лет, с пятого по девятый
класс. Количество учебных часов не регламентируется – его определяет сам
учитель исходя из уровня подготовленности учеников.
По построению и объёму учебного материала программа является
базовой. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников,
школа выбирает соответствующие виды труда.
Программа класса включает осенние сельскохозяйственные работы, это
обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка
чеснока. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с основами
овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией
выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята
узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах
получения компоста. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и
индейками.
Целью данной
программы является:
-воспитание
положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умение
работать в коллективе;
- уважение к людям
труда;
- получение
элементарных знаний по видам труда.
С учетом
уровня знаний обучающихся 7 классе основными задачами являются:
- формирование
трудовых качеств;
- обучение
доступным приемам труда;
- развитие
самостоятельности в труде;
- привитие
интереса к труду;
-формирование
организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте,
правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании
работы;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы,
санитарно-гигиенические требования.
Наряду с
этими задачами на занятиях труда в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются
и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной
деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании
умений:
- ориентироваться
в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно
планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую
последовательность изготовления изделий, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать
свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество
готовых изделий).
Для
гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта
(нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Содержание
учебного курса.
- Водное занятие
- Уборка урожая
- Осенний уход за ягодными кустарниками
- Основные плодовые деревья
- Минеральные удобрения
- Парники и теплицы
- Капуста
- Зелённые овощи
- Свиноводческая ферма
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся
7-го класса должны знать:
·
- правила вскапывания почвы, общее представление о
почве, удобрениях;
·
- состав почвы, устройство с/х ручного инвентаря,
признаки созревания овощей, обработку почвы, сроки уборки картофеля, правила
копки клубней и корнеплодов без повреждения, сроки посадки чеснока, подготовка
посадочного материала, глубину заделки, теоретические сведения о сроках и
способах посева овощей, особенности роста и развития растений, условия хранения
овощей;
·
виды домашних птиц, их содержание, заготовка кормов
Обучающиеся 7-го
класса должны уметь:
- вскапывать,
рыхлить и выравнивать почву, убирать и сортировать овощи, обрезать ботву,
работать граблями, определять верхушку и основание клубня картофеля, отбирать
семенной картофель и раскладывать для проращивания, делать посадки и ухаживать
за растениями, поливать и рыхлить почву, раскладывать семена моркови и свёклы в
посевные грядки, убирать овощи на пришкольном участке, сортировать и взвешивать
урожай собранных культур, делать посев и посадки овощных культур;
- ухаживать за
домашней птицей и домашними животными
Система
оценивания знаний
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если
теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок
с применением профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении
теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал
изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении
теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не
самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе
допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического
материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество
выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа
выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству
выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество
выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа
выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не
выполнена.
Учебно-методическое обеспечение
Плакаты
Таблицы
Сельхоз
инвентарь
Список
литературы
обучающегося
Учебник Е. А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 7 класс, Москва
«Просвещение» 2009 г.
учителя
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ВЛАДОС, 2001г.
Учебник Е. А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва
«Просвещение» 2009 г.
Календарно-тематическое
планирование
№
урока
|
Тема
урока
|
Дата
|
Примечание
|
План
|
Факт
|
1.
|
. Охрана труда.
Спецодежда.
|
|
|
|
2.
|
Сроки уборки
картофеля.
|
|
|
|
3
|
Выкопка клубней
картофеля.
|
|
|
|
3
|
Правила окопки
клубней без повреждений.
|
|
|
|
4
|
Сбор клубней и их
просушка.
|
|
|
|
5
|
Сбор клубней и их
просушка
|
|
|
|
6
|
Сбор клубней и их
просушка
|
|
|
|
7
|
Сбор клубней и их
просушка
|
|
|
|
8
|
Сбор клубней и их
просушка
|
|
|
|
9
|
Сбор клубней и их
просушка
|
|
|
|
10
|
Закладка клубней
на хранение.
|
|
|
|
11
|
Закладка клубней
на хранение.
|
|
|
|
12
|
Закладка клубней
на хранение.
|
|
|
|
13
|
Закладка клубней
на хранение.
|
|
|
|
14
|
Повторение по
теме.
|
|
|
|
15
|
Закладка клубней
на хранение.
|
|
|
|
16
|
Самостоятельная
работа по теме «Уборка картофеля».
|
|
+
|
|
17
|
Требования к
обработке почвы под чеснок.
|
|
|
|
18
|
Разметка участка
или гряд под чеснок.
|
|
|
|
19
|
Разметка участка
или гряд под чеснок.
|
|
|
|
20
|
Вскапывание
участка.
|
|
|
|
21
|
Вскапывание
участка.
|
|
|
|
22
|
Вскапывание
участка.
|
|
|
|
23
|
Рыхление и
выравнивание участка граблями.
|
|
|
|
24
|
Проверочная
работа по теме «Подготовка почвы под посадку чеснока»
|
|
|
|
25
|
Сроки посадки
чеснока.
|
|
|
|
26
|
Разметка рядков с
помощью верёвки и колышков.
|
|
|
|
27
|
Обработка почвы с
помощью ручного инвентаря.
|
|
|
|
28
|
Посадка чеснока.
|
|
|
|
29
|
Общее
представление о почве и пахотном слое.
|
|
|
|
30
|
Выбор лопаты.
|
|
|
|
31
|
Значение почвы
для выращивания растений.
|
|
|
|
32
|
Осмотр участка и
определение направления борозды.
|
|
|
|
33
|
Удобрение почвы.
|
|
|
|
34
|
Прокладывание
первой борозды.
|
|
|
|
35
|
Обработка почвы с
помощью лопаты.
|
|
|
|
36
|
Обработка почвы с
помощью лопаты.
|
|
|
|
37
|
Соблюдение
глубины вскапывания и слитности борозд.
|
|
|
|
38
|
Правила
вскапывания почвы лопатой.
|
|
|
|
39
|
Требования к
качеству вскапывания.
|
|
|
|
40
|
Повторение.
|
|
|
|
41
|
Контрольное
тестирование по теме
|
|
+
|
|
42
|
Ягодные
кустарники, распространённые в местных условиях.
|
|
|
|
6.2
|
Смородина.
|
|
|
|
43
|
Вскапывание почвы
вокруг ягодных кустарников лопатой.
|
|
|
|
44
|
Необходимость
обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками.
|
|
|
|
45
|
Правила
вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.
|
|
|
|
46
|
Правила
вскапывания почвы лопатой.
|
|
|
|
47
|
Малина.
|
|
|
|
48
|
Вскапывание почвы
|
|
|
|
49
|
Крыжовник.
|
|
|
|
50
|
Вскапывание почвы
вокруг кустарников.
|
|
|
|
52
|
Повторение по
теме.
|
|
|
|
53
|
Самостоятельная
работа по теме «
|
|
|
|
54
|
Уборка овощей и
картофеля.
|
|
|
|
55
|
Обработка почвы с
помощью ручного инвентаря.
|
|
|
|
56
|
Самостоятельная
работа по теме «Обработка почвы с помощью лопаты»
|
|
|
|
57
|
Домашняя
птица.
|
|
|
|
58
|
Виды домашней
птицы: куры, гуси, утки, индейки.
|
|
|
|
59
|
Виды домашней
птицы: куры, гуси, утки, индейки.
|
|
|
|
60
|
Птица,
преимущественно разводимая в местных условиях.
|
|
|
|
61
|
Птица,
преимущественно разводимая в местных условиях.
|
|
|
|
62
|
Содержание птицы
в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
|
|
|
|
63
|
Содержание птицы
в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
|
|
|
|
64
|
Экскурсия в
фермерское хозяйство.
|
|
|
|
65
|
Экскурсия в
фермерское хозяйство.
|
|
|
|
66
|
Повторение по
теме.
|
|
|
|
67
|
Контрольное
тестирование по теме «Домашняя птица»
|
|
|
|
68
69
|
Помещение для
содержания домашней в школьном или фермерском хозяйстве.
|
|
|
|
70
71
|
Выпуск птицы на
выгульный двор.
|
|
|
|
72
|
Оборудование
птичника в зависимости от вида птицы.
|
|
|
|
73
|
Смена воды в
поилках.
|
|
|
|
74
|
Уход за
птичником.
|
|
|
|
75
|
Уход за
птичником.
|
|
|
|
76
77
|
Содержание птицы
с вольным и ограниченным выгулом.
|
|
|
|
78
79
|
Чистка птичника и
выгульного двора.
|
|
|
|
80
|
Безвыгульное
содержание птицы.
|
|
|
|
81
82
|
Проверочная
работа по теме «Содержание домашней птицы»
|
|
|
|
83
|
Общее
представление об удобрениях.
|
|
|
|
84
|
Виды органических
удобрений.
|
|
|
|
85
|
Навоз.
|
|
|
|
86
|
Виды навоза.
|
|
|
|
87
88
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
89
|
Навозная жижа.
|
|
|
|
90
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
91
|
Торф.
|
|
|
|
92
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
93
|
Компост.
|
|
|
|
94
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
95
|
Птичий помёт.
|
|
|
|
96
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
97
|
Значение
органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев
растений.
|
|
|
|
98
|
Упражнение
.Определение видов навоза.
|
|
|
|
99
|
Упражнение
.Определение видов навоза. Проверочная работа.
|
|
|
|
100
|
Правила хранения
навоза.
|
|
|
|
101
102
|
Вывоз навоза из
помещения, укладка в штабель.
|
|
|
|
103
|
Хранение птичьего
помёта.
|
|
|
|
104
105
|
Закладка
компоста.
|
|
|
|
106
|
Получение
компоста.
|
|
|
|
107
|
Закладка компоста.
|
|
|
|
108
109
|
Компосты из
птичьего помёта.
|
|
|
|
110
111
|
Сбор куриного
помёта в чистом виде и укладка его под навес для последующего использования в
качестве жидкой подкормки растений.
|
|
|
|
112
113
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
114
115
|
Контрольное
тестирование по теме «Заготовка навоза»
|
|
|
|
116
|
Уборка на ферме.
|
|
|
|
117
|
Уборка на ферме.
|
|
|
|
118
|
Уборка на ферме.
|
|
|
|
119
|
Уборка на ферме.
|
|
|
|
120
|
Уборка на ферме
|
|
|
|
121
|
Уборка на ферме
|
|
|
|
122
123
|
Заготовка навоза
и компоста.
|
|
|
|
124
125
|
Заготовка навоза
и компоста.
Самостоятельная
работа по материалам 2 четверти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
126
|
Вводное занятие
|
|
|
|
127
128
|
Овцы и козы в
крестьянском хозяйстве.
|
|
|
|
129
130
|
Наблюдение.
Поведение овец и коз.
|
|
|
|
131
|
Местные породы
овец и коз.
|
|
|
|
132
|
Продолжение.
|
|
|
|
133
|
Козы, разводимые
для получения молока и козы, разводимые для получения пуха.
|
|
|
|
134
|
Разница между
ними.
|
|
|
|
135
|
Упражнение.
Определение продуктивности коз.
|
|
|
|
136
137
|
Проверочная
работа по теме «Овцы и козы»
|
|
|
|
138
|
Содержание
овец и коз зимой.
|
|
|
|
139
140
|
Скотный двор в
крестьянском хозяйстве.
|
|
|
|
141
|
Обязательное
наличие выгульного двора.
|
|
|
|
142
|
Содержание овец и
коз на соломенных подстилках
|
|
|
|
143
144
|
Очистка кормушек
от остатков корма.
|
|
|
|
145
146
|
Удаление
соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее
содержание.
|
|
|
|
147
|
Очистка кормушек
от остатков корма.
|
|
|
|
148
149
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
150
151
|
Самостоятельная
работа по теме «Содержание овец и коз зимой»
|
|
|
|
152
|
Сено из степных
трав и разнотравья как наиболее предпочтительный корм для овец и коз
|
|
|
|
153
|
Продолжение темы.
|
|
|
|
154
|
Зерновые корма
для овец и коз.
|
|
|
|
155
|
Зерновые корма
для овец и коз.
|
|
|
|
156
|
Сочные корма для
овец и коз.
|
|
|
|
157
|
Нормы кормления
взрослых овец и коз, ягнят и козлят.
|
|
|
|
158
|
Нормы кормления
взрослых овец и коз, ягнят и козлят.
|
|
|
|
159
160
|
Контрольное
тестирование по теме «Корм для овец и коз.»
|
|
|
|
161
|
Общее
представление об овощах и овощных культурах.
|
|
|
|
162
|
Группы и
характеристика овощных культур.
|
|
|
|
163
|
Столовые
корнеплоды.
|
|
|
|
164
165
|
Упражнение.
Классификация овощных культур.
|
|
|
|
166
|
Капустные овощи.
|
|
|
|
167
168
|
Упражнение.
Классификация овощных культур.
|
|
|
|
169
|
Луковичные
овощные культуры.
|
|
|
|
170
|
Упражнение.
Классификация овощных культур.
|
|
|
|
171
|
Плодовые овощи.
|
|
|
|
172
173
|
Упражнение.
Классификация овощных культур
|
|
|
|
174
|
Зеленные овощи.
|
|
|
|
175
176
|
Упражнение.
Классификация овощных культур
|
|
|
|
177
|
Повторение по
теме
|
|
|
|
178
|
Распознавание
овощей.
|
|
|
|
179
|
Распознавание
овощей.
|
|
|
|
180
|
Контрольное
тестирование по теме «Овощные культуры»
|
|
|
|
181
|
Культуры, относящиеся
к полевым.
|
|
|
|
182
|
Определение
полевых культур.
|
|
|
|
183
|
Зерновые
культуры. Пшеница.
|
|
|
|
184
|
Зерновые
культуры. Рожь, ячмень, овёс.
|
|
|
|
185
|
Определение
полевых культур по продуктивным частям и внешнему виду.
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.