Инфоурок Технология Другие методич. материалыТематическое планирование 11 класс

Тематическое планирование 11 класс

Скачать материал

Пояснительная записка
к развернутому тематическому плану

11 класс

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной «Программе профессиональной подготовки учащихся 10–11 классов по профессии «портной».

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения по курсу начальной профессиональной подготовки по профессии «портной»:

– освоение знаний об отраслевом делении современного производства, ведущих отраслях производства в регионе; о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;

– овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессией;

– развитие способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;

– воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

– подготовка к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

– приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;

– овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в способах изготовления одежды и организации массового производства, в составлении технологических схем и технологических карт изготовления швейных изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии;

– освоение учебно-исследовательских, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Здесь представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков профессиональной подготовки по профессии «портной». В блоках «Машиноведение», «Материаловедение», «Конструирование и моделирование» – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории разработки и создания швейных изделий. Это содержание обучения является базой для развития социально-трудовой компетенции учащихся.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Профессиональная подготовка по профессии «портной» включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности вне школы.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа профильного уровня в 10–11 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о профессии портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:

– профориентационных игр («Подарок», «Угадай профессию», «Человек-профессия»);

– межпредметных интегрированных уроков («Кулинария», «Столярное дело», «Предпринимательство»);

– внеклассных интегрированных мероприятий (День матери, Масленица, Пасха);

– проектной деятельности по ключевым темам курса.

На ступени основной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

При начальной профессиональной подготовке по профессии «портной» в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения технологического материала – от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения технологических процессов «всеобщее – общее – единичное».

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе начального профессионального образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса  начальной профессиональной подготовки по профессии «портной».

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, составлять план, тезисы, конспект. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, аудиовизуальный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами (лингвистического, исторического) анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации научные сведения, участвовать в дискуссиях по технологическим проблемам и др.

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инновационное развитие методики преподавания курса начальной профессиональной подготовки по профессии «портной» ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

Специфика целей и содержания изучения курса профессиональной подготовки существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники, интернет-ресурсы и мультимедийные средства:

1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:

– библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);

– слайд-лекции по ключевым темам курса;

– электронные учебные пособия (медиа-проект «История итальянского костюма:

– от древности до наших дней», интерактивная энциклопедия «Лувр»);

– редакторы текста, презентаций, электронных страниц;

– графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).

2. Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.

3. Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).

4. Схемы, плакаты.

5. Интернет-ресурсы:

– информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда // http://master-class.narod.ru

– Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru

– Начала экономики // www.besh.websib.ru

– Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru

– Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru

– Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru

– Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //   www.sneg.by.ru

– Академия школы дизайна // www.designacademy.ru

– Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru

– Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru

– Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru

– Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru

– Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com

 

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

Для учащихся:

1. Бузова, Б. А. Материаловедение / Б. А. Бузова. – М. : Легпромбытиздат, 1986;

2. Материалы для подготовки и проведения экзамена : технология. 9 кл. / сост. А. В. Марченко, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина ; МО РФ.  – М. : Просвещение, 2002. – (Итоговая аттестация выпускников);

3. Назарова, И. Н. Технология швейных изделий / И. Н. Назарова. – М. : Легпромбытиздат, 1985;

4. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8–11 классы / Е. Н. Прошицкая – М. : Просвещение, 1995;

5. Твоя профессиональная карьера : учеб. для 8–9 кл. / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. – М. : Просвещение, 2002;

6.Труханова, А. Т. Справочник молодого швейника / А. Т. Труханова. – М. : Высшая школа, 1993;

7. Шершнева, Л. В. Основы конструирования женской одежды / Л. В. Шершнева. – М. : Легпромбытиздат, 1987.

Для учителя:

1. Быков, З. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / З. Н. Быков [и др.]. – М. : Высшая школа, 1986.

2. Вышинская, И. К. Оборудование швейного производства : курс лекций / И. К. Вышинская. – Волгоград, 1988.

3. ГОСТ 12807-88 «Изделия швейные. Классификация строчек и швов». – М. : Изд-во стандартов, 1988.

4. ГОСТ 4103-82 «Изделия швейные. Маркировка и упаковка». – М. : Изд-во стандартов, 1982.

5. Комиссаров, О. Ю. Одежда и компьютер / О. Ю. Комиссаров, М. А. Скирута. – М. : Легпромбытиздат, 1991.

6. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. – М. : Знание, 1992.

7. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. – М. : Просвещение, 1977.

.

 

 

 

 

 

развернутое тематическое планирование

11 класс

п/п

Система уроков

Количество часов

Информационно-

методическое оснащение

Задачи.

Планируемый результат и уровень освоения

 

всего

теория

практика

Компетенции

 

Учебно-познавательная.

Информационная

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Самореализующаяся личность в технологической

сфере

ДМО – объяснительно-иллюстративная

2

2

0

 

Становление и формирование ценностно-смысловой, межкультурной, информационно-коммуникативной компетенций учащихся

 

1

Интеллектуально-духовное развитие человека в технологической среде. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Самосознание и самооценка как условие успешности функционирования личности в социально-технологической среде. Культура речи, речевой этикет. Техника речи.

Практика

1

1

0

Компакт-диск «Энциклопедия этикета Кирилла

и Мефодия», карточки-задания

Знать определения понятий технологическая среда, самоопределение, речевой этикет, техника речи (Р, ■, *).

Уметь:

– определять основы жизненного и професси-
онального самоопределения (П, *,
Ù, ◊, Ä);

– проявлять самосознание и проводить самооценку своих поступков (Т, *, ·, Ù)

 

2

Виды общения. Конфликты. Культура телефонного диалога. Эстетика. Сферы эстетической культуры. Эстетические чувства. Эстетические способности и потребности. Роль искусства в формировании общей культуры человека.

Практика

1

1

0

Компакт-диск «Энциклопедия этикета Кирилла

и Мефодия», карточки-задания

Знать определения понятий конфликт, диалог, эстетика, культура (Р, ■, *).

Уметь:

– определять сферы эстетической культуры

(П, *);

– выявлять в себе эстетические способности и потребности в соответствии с общей культурой че-ловека (ПО, ■)

 

Художественное проектирование одежды.

Орнамент. Цвет. Пластика композиции

ДМО – репродуктивная, эвристическая

8

5

3

 

Становление и формирование ценностно-смысловой, межкультурной, информационно-коммуникативной компетенций учащихся

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

3

Раппорт ткани. Раппортные композиции. Орнамент, мотивы орнамента. Виды орнамента в тканях, их характеристика. Принципы построения растительного
и геометрического орнамента.

Практика. Эскизы на темы «Фенечка», «Сад»

2

1

1

Лоскутки тканей, альбом, цветные карандаши, чертежные принадлежности

Знать определения понятий раппорт ткани, орнамент, мотив (Р, ■, *).

Уметь:

– классифицировать виды орнамента, давать им характеристику (П, *);

– на практике применять принципы построения растительного и геометрического орнаментов

(Т, ■)

4

Зрительное восприятие орнаментов ткани и использование зрительных иллюзий в проектировании изделий одежды. Пластичность ткани, ее значение. Использование пластичности ткани в проектировании деталей одежды, при выборе моделей.

Практика. Эссе «Как я скрываю недостатки своей фигуры»

2

1

1

Презентация

в Power Point
на тему «Орнаменты. Зрительные иллюзии», лоскуты тканей, альбом, клей

Знать определения понятий орнамент, пластичность ткани, зрительная иллюзия

(Р, ■, *).

Уметь:

– определять значение пластичности ткани в создании моделей одежды (П, ■, *);

– делать рациональный выбор ткани при проектировании деталей одежды в соответствии с особенностями пластичности используемых материалов (Т, *)

5

Конфигурация изгибов ткани. Особенности складок
в изделиях из разных тканей. Декоративное значение драпировок.

Практика. Выполнение аппликационного коллажа
из тканей различной драпируемости. Эссе «Драпировки – модно или нет?»

1

1

0

Лоскутки тканей, альбом, клей

Знать определения понятий конфигурация изгибов ткани, драпировка (Р, ■, *).

Уметь:

– объяснить особенности складок в изделиях
из разных тканей (П, ■);

– определить декоративное значение драпировок (Т, *)

6

Цвет в художественном проектировании. Цвет предметов. Ахроматические и хроматические группы цвета. Цветовой тон. Насыщенность цвета. Цветовой круг, его строение. Гармония цвета.

Практика. Изображение цветового круга с соблюдением цветовой насыщенности цветовых тонов

1

1

0

Акварельные краски, альбом, работа за компьютером

Знать определения понятий цвет, цветовой тон, насыщенность цвета, цветовой круг (Р, ■, *).

Уметь:

– охарактеризовать ахроматические и хроматические группы цвета (П, *, ■);

– объяснить строение цветового круга, и охарактеризовать составляющие гармонии цвета (П, *)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

7

Принципы построения композиции в цвете. Методы создания орнамента ткани в цвете.

Практика. Выполнение эскизов

2

1

1

Альбом, карандаши, жатая бумага

Знать принципы построения композиции в цвете (Р, ■, *).

Уметь:

– применять на практике принципы построения композиции в цвете (П, *);

– использовать в практической деятельности методы создания орнамента в соответствии с принципами гармонии цветовых сочетаний (Т, *, ■)

Материаловедение.
Перспективные материалы и технологии

ДМО – объяснительно-иллюстративная, поисковая, репродуктивная

5

3

2

 

Становление и формирование социально-трудовой и информационно-коммуникативной компетенций учащихся

8

Виды и свойства сварных швов при изготовлении одежды промышленным способом. Комбинирован-ный способ соединения деталей швейных изделий. Особенности технологии отделки одежды с применением клеевых материалов в условиях швейного производства.

Лабораторная работа

2

1

1

Образцы нетрадиционных материалов, используемых в швейной индустрии при изготовлении моделей одежды, презентация в Power Point

Знать определения понятий нетрадиционные материалы, перспективные технологии

(Р, ■, *).

Уметь:

– проводить классификацию видов соединений деталей одежды нетрадиционным методом (П, *);

– дать характеристику видов и свойств сварных швов и комбинированного способа соединения деталей швейных изделий (П, ■)

9

Термоклеевые аппликации и вышивки. Свойства клеевых соединений. Влияние условий формирования клеевых соединений на их свойства.

Заклепочные соединения. Виды строчек, выполнение на сварной машине.

Лабораторная работа

2

1

1

Образцы аппликаций, лоскутки тканей, полиэтилен, заклепки, хольнитены, блочки

Знать определения понятий термоклеевая аппликация, заклепочное соединение (Р, ■, *).

Уметь:

– охарактеризовать свойства термоклеевых соединений и условия их формирования в условиях швейного производства (П, *, ◊, Ä);

– выполнить в практической деятельности основные варианты заклепочных соединений

(П, ■)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

10

Новейшие технологии обработки синтетических тканей в швейном производстве. Микроплазменный способ раскроя ткани. Лазерный и катковый способы раскроя. Высокочастотный способ обработки узлов и соединения деталей одежды. Ультразвуковой способ обработки узлов и соединения деталей одежды.

Лабораторная работа

1

1

0

Презентация, альбом, клей

Знать кратко основные технологии обработки синтетических тканей в швейном производстве (Р, ■, *).

Уметь охарактеризовать условия и процесс выполнения микроплазменного, лазерного, каткового, высокочастотного, ультразвукового способов раскроя, соединения и обработки деталей одежды (ПО, *, Ä)

Машиноведение

ДМО – объяснительно-иллюстративная,

репродуктивная

3

2

1

 

Становление и формирование социально-трудовой компетенций учащихся

11

Электротехническая характеристика швейных машин. Электродвигатели. Средства защиты. Система взаимодействия электродвигателя и механизмов машины.

Приспособления малой механизации на швейных машинах.

Лабораторная работа

1

1

0

Плакат, приспособления малой механизации

Знать электротехническую характеристику швейных машин (Р, ■, *).

Уметь охарактеризовать систему взаимодействия электродвигателя и механизмов машины (П, *)

12

Техническое обслуживание швейных машин. Неполадки в работе швейных машин, способы устранения. Правила ухода за швейными машинами. Правила безопасности труда.

Лабораторная работа

2

1

1

Образцы некачественных строчек на лоскутах ткани, плакат

Знать правила ухода за швейными машинами
(Р, ■, *).

Уметь:

– охарактеризовать сущность технического обслуживания швейных машин (П, *);

– устранить элементарные неполадки в работе швейной машины (П, ■)

Конструирование. Принципы конструирования основы рукава и юбки

ДМО – объяснительно-иллюстративная, поисковая, репродуктивная

8

4

4

 

Становление и формирование информационно-коммуникативной и социально-трудовой

компетенций учащихся


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

13

Конструирование основы рукава. Необходимые измерения. Конструкторские прибавки. Этапы построения сетки чертежа, предварительные расчеты.

Практика

2

1

1

Пергамент, манекен, сантиметровая лента, таблица конструкторских прибавок

Знать правила измерения швейных изделий.

Уметь:

– проводить необходимые измерения для построения основы рукава (Р, ■, *);

– выполнять конструкторские прибавки в процессе построения сетки чертежа (П, *);

– проводить поэтапное построение сетки чертежа основы рукава в совокупности с предварительными расчетами (П, ■, *)

14

Конструктивные особенности оформления линий оката и низа рукава.

Конструирование основы юбки. Виды, модели юбок. Исходные данные для построения чертежа прямой юбки. Необходимые измерения, расчеты. Конструктивные прибавки.

Практика

2

1

1

Чертежные принадлежности, пергамент, журналы мод

Знать конструктивные особенности оформления линий оката рукава и низа рукава (Р, ■, *).

Уметь:

– определять виды и модели современных юбок (И, *);

– проводить необходимые измерения, расчеты
в процессе построения чертежа основы юбки

(П, ■)

15

Этапы построения чертежа. Порядок и правила построения сетки и чертежа основы прямой юбки.

Практика

2

1

1

Чертежные принадлежности, пергамент

Знать этапы построения чертежа основы юбки
(Р, ■, *).

Уметь соблюдать порядок и правила построения сетки и чертежа основы прямой юбки (П, *)

16

Особенности конструктивного оформления чертежа юбки.

Практика

2

1

1

Чертежные принадлежности, пергамент

Знать особенности конструктивного оформления чертежа основы прямой юбки (Р, ■, *).

Уметь привести чертеж основы юбки в законченное, эстетически приемлемое состояние (Т, *, ■, Ù, Ä)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Творческий проект – алгоритм выполнения и тематика проектов

ДМО – эвристическая, поисковая, объяснительно-иллюстративная

1

1

0

 

Становление и формирование ценностно-смысловой и информационно-коммуникативной компетенций учащихся

17

Выбор темы. Оценка необходимых интеллектуальных усилий, материальных и финансовых затрат. Сбор и обработка требуемой информации. Разработка идеи задания в условиях экономических и экологических ограничений. Планирование, организация и выполнение. Оценка качества выполненной работы.

Практика

2

1

0

Презентация

Знать основные этапы выполнения творческого проекта (Р, ■, *).

Уметь:

– выбирать тему будущего проекта, проводить сбор и обработку требуемой информации (Т, *);

– планировать и организовывать творческий проект (Т, ■,*, ·, Ù)

Технология профессионального самоопределения
и карьеры

ДМО – поисковая, объяснительно-репродуктивная

7

5

2

 

Становление и формирование ценностно-смысловой, межкультурной, информационно-коммуникативной компетенций учащихся

18

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. Сферы, отрасли, предметы
и процесс профессиональной деятельности.

Практика

1

1

0

Рефераты

Знать определения понятий профессия, профессиональная деятельность, сфера, отрасль (Р, ■, *).

Уметь формулировать процесс профессиональной деятельности (П, *)

19

Подготовка к профессиональной деятельности. Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Практика

1

1

0

Компьютер

Уметь:

– проводить разделение профессии на специализации (П, ■, *);

– сформулировать цели будущего проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (Т, *)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

20

Выбор и обоснование индивидуального творческого проекта. Подбор необходимого материала.

Практика

1

1

0

Информационный материал по теме творческого проекта, Интернет

Знать условия выбора и предпосылки обоснования индивидуального творческого проекта (Р, ■, *);

Уметь делать выбор и проводить обоснование творческого проекта (Т, ·)

21

Анализ собранной информации. Составление плана поэтапного выполнения творческого проекта. Выполнение необходимых эскизных работ в цвете.

Практика

1

1

0

Информационный материал по теме творческого проекта, Интернет

Знать алгоритм проведения анализа и составления плана выполнения будущего проекта (Р, ■, *).

Уметь обрабатывать собранную информацию, составлять план поэтапного выполнения творческого проекта (П, *)

22

Выполнение творческого проекта.

Практика

1

1

Информационный материал по теме творческого проекта, Интернет, дополнительный материал

Уметь:

– выполнить творческий проект с технической
и творческой поддержкой преподавателя

(П, *, ■, Ù);

– выполнить творческий проект с возможностью учительских консультаций по поводу технических и творческих сложностей проекта (Т, *, Ù);

– выполнить творческий проект без какой-либо помощи преподавателя или с ограниченными консультациями технического плана (Т, *, Ù, ◊, ·)

23

Доработка всех элементов выполняемого проекта. Самооценка проведенной работы. Подготовка к защите проекта. Процедура защиты выполненной работы, «генеральная репетиция»

1

1

0

Информационный материал по теме творческого проекта, Интернет, дополнительный материал, проекты

Знать этапы процедуры защиты выполненного проекта (Р, ■, *).

Уметь проводить самооценку собственной проектной деятельности и непосредственно самого проекта (П, *)

24

Защита творческого проекта

 

 

1

1

Презентации проектов, творческие работы, готовые изделия

Уметь:

– подготовить защиту творческого проекта;

– представить (защитить) свой проект;

– ответить на вопросы, связанные с содержимым творческого проекта, описанием, технологией изготовления


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тематическое планирование 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка
к развернутому тематическому плану

11 класс

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной «Программе профессиональной подготовки учащихся 10–11 классов по профессии «портной».

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения по курсу начальной профессиональной подготовки по профессии «портной»:

– освоение знаний об отраслевом делении современного производства, ведущих отраслях производства в регионе; о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;

– овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессией;

– развитиеспособности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;

– воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

– подготовка к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

– приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;

– овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в способах изготовления одежды и организации массового производства, в составлении технологических схем и технологических карт изготовления швейных изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии;

– освоение учебно-исследовательских, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Здесь представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков профессиональной подготовки по профессии «портной». В блоках «Машиноведение», «Материаловедение», «Конструирование и моделирование» – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории разработки и создания швейных изделий.Это содержание обучения является базой для развития социально-трудовой компетенции учащихся.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Профессиональная подготовка по профессии «портной» включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности вне школы.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа профильного уровня в 10–11 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений опрофессии портногобудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:

– профориентационных игр («Подарок», «Угадай профессию», «Человек-профессия»);

– межпредметных интегрированных уроков («Кулинария», «Столярное дело», «Предпринимательство»);

– внеклассных интегрированных мероприятий (День матери, Масленица, Пасха);

– проектной деятельности по ключевым темам курса.

На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

При начальной профессиональной подготовке по профессии «портной» в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения технологическогоматериала – от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения технологических процессов «всеобщее – общее – единичное».

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе начального профессионального образования, что отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса  начальной профессиональной подготовки по профессии «портной».

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, составлять план, тезисы, конспект. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, аудиовизуальный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами (лингвистического, исторического) анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации научные сведения, участвовать в дискуссиях по технологическим проблемам и др.

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инновационное развитие методики преподавания курса начальной профессиональной подготовки по профессии «портной» ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

Специфика целей и содержания изучения курса профессиональной подготовки существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники, интернет-ресурсы и мультимедийные средства:

1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:

– библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);

– слайд-лекции по ключевым темам курса;

– электронные учебные пособия (медиа-проект «История итальянского костюма:

– от древности до наших дней», интерактивная энциклопедия «Лувр»);

– редакторы текста, презентаций, электронных страниц;

– графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).

2. Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.

3. Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).

4. Схемы, плакаты.

5. Интернет-ресурсы:

– информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда // http://master-class.narod.ru

– Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru

– Начала экономики // www.besh.websib.ru

– Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru

– Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru

– Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru

– Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //   www.sneg.by.ru

– Академия школы дизайна // www.designacademy.ru

– Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru

– Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru

– Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru

– Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru

– Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com

 

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

Для учащихся:

1. Бузова, Б. А. Материаловедение / Б. А. Бузова. – М. : Легпромбытиздат, 1986;

2. Материалы для подготовки и проведения экзамена : технология. 9 кл. / сост. А. В. Марченко, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина ; МО РФ.  – М. : Просвещение, 2002. – (Итоговая аттестация выпускников);

3. Назарова, И. Н. Технология швейных изделий / И. Н. Назарова. – М. : Легпромбытиздат, 1985;

4. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8–11 классы / Е. Н. Прошицкая – М. : Просвещение, 1995;

5. Твоя профессиональная карьера : учеб. для 8–9 кл. / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. – М. : Просвещение, 2002;

6.Труханова, А. Т. Справочник молодого швейника / А. Т. Труханова. – М. : Высшая школа, 1993;

7. Шершнева, Л. В. Основы конструирования женской одежды / Л. В. Шершнева. – М. : Легпромбытиздат, 1987.

Для учителя:

1. Быков, З. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / З. Н. Быков [и др.]. – М. : Высшая школа, 1986.

2. Вышинская, И. К. Оборудование швейного производства : курс лекций / И. К. Вышинская. – Волгоград, 1988.

3. ГОСТ 12807-88 «Изделия швейные. Классификация строчек и швов». – М. : Изд-во стандартов, 1988.

4. ГОСТ 4103-82 «Изделия швейные. Маркировка и упаковка». – М. : Изд-во стандартов, 1982.

5. Комиссаров, О. Ю. Одежда и компьютер / О. Ю. Комиссаров, М. А. Скирута. – М. : Легпромбытиздат, 1991.

6. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. – М. : Знание, 1992.

7. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. – М. : Просвещение, 1977.

.

 

 

 

 

 

развернутое тематическое планирование

11 класс

п/п

Система уроков

Количество часов

Информационно-

методическое оснащение

Задачи.

Планируемый результат и уровень освоения

 

всего

теория

практика

 

Компетенции

 

Учебно-познавательная.

Информационная

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Самореализующаяся личность в технологической

сфере

ДМО – объяснительно-иллюстративная

2

2

0

 

Становление и формирование ценностно-смысловой, межкультурной, информационно-коммуникативной компетенций учащихся

 

1

Интеллектуально-духовное развитие человека в технологической среде. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Самосознание и самооценка как условие успешности функционирования личности в социально-технологической среде. Культура речи, речевой этикет. Техника речи.

Практика

1

1

0

Компакт-диск «Энциклопедия этикета Кирилла

и Мефодия», карточки-задания

Знать определения понятий технологическая среда, самоопределение, речевой этикет, техника речи (Р, ■, *).

Уметь:

– определять основы жизненного и професси-
онального самоопределения (П, *,
Ù, ◊, Ä);

– проявлять самосознание и проводить самооценку своих поступков (Т, *, ·, Ù)

 

2

Виды общения. Конфликты. Культура телефонного диалога. Эстетика. Сферы эстетической культуры. Эстетические чувства. Эстетические способности и потребности. Роль искусства в формировании общей культуры человека.

Практика

1

1

0

Компакт-диск «Энциклопедия этикета Кирилла

и Мефодия», карточки-задания

Знать определения понятий конфликт, диалог, эстетика, культура (Р, ■, *).

Уметь:

– определять сферы эстетической культуры

(П, *);

– выявлять в себе эстетические способности и потребности в соответствии с общей культурой че-ловека (ПО, ■)

 

Художественное проектирование одежды.

Орнамент. Цвет. Пластика композиции

ДМО – репродуктивная, эвристическая

8

5

3

 

Становление и формирование ценностно-смысловой, межкультурной, информационно-коммуникативной компетенций учащихся

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

3

Раппорт ткани. Раппортные композиции. Орнамент, мотивы орнамента. Виды орнамента в тканях, их характеристика. Принципы построения растительного
и геометрического орнамента.

Практика. Эскизы на темы «Фенечка», «Сад»

2

1

1

Лоскутки тканей, альбом, цветные карандаши, чертежные принадлежности

Знать определения понятий раппорт ткани, орнамент, мотив (Р, ■, *).

Уметь:

– классифицировать виды орнамента, давать им характеристику (П, *);

– на практике применять принципы построения растительного и геометрического орнаментов

(Т, ■)

4

Зрительное восприятие орнаментов ткани и использование зрительных иллюзий в проектировании изделий одежды. Пластичность ткани, ее значение. Использование пластичности ткани в проектировании деталей одежды, при выборе моделей.

Практика. Эссе «Как я скрываю недостатки своей фигуры»

2

1

1

Презентация

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 681 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 322
    • DOCX 49.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попова Елена Викторовна
    Попова Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2184
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 301 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 080 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 970 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 561 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техническое обслуживание и диагностика сельскохозяйственной техники

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции