Главная / География / Тематическое планирование по географии 8 класс

Тематическое планирование по географии 8 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ

VIII КЛАСС


Тема урока

Тип урока

Наглядный материал

Элементы обяз. Минимума

Требования к уровню подготовки уч-ся

Основные

виды учебной деятельности

уч-ся

Д/з


ВВЕДЕНИЕ (1Ч.)


1.


Зачем изучают географию России.

Комбинированный


КиМ -1

Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир

Уметь рисовать картосхему окружающего мира, анализировать повседневную жизнь с точки зрения географии

Работа с учебником, рабочей тетрадью.

Стр. 7-10

www.ocean.ru


РАЗДЕЛ № . ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (6Ч.)


2.


Россия на карте мира. Пр.раб №1. Россия на карте мира.

Вводная лекция с элементами беседы.

К №14-а

Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, и ее протяженность

Сравнивать географическое положение России других стран

Работа с атласом и контурными картами.

§1

www.ocean.ru

www.geo.ru


3.


Границы России. Пр.раб №2 Обозначение границы на к. карте

Актуализация знаний.

КиМ -4

К№14а

Границы России сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды

Составлять краткую географическую хар-ку территории на основе разнообразных источников

Работа с атласом и контурными картами.

§2 вопросы и задания

www.ocean.ru



www.google.com


4.


России на карте часовых поясов Пр.раб №3. Решение задач на поясное время

практикум

К№ таблица

Время поясное и декретное. Часовые пояса на территории России. Часовые пояса, поясное время, линия перемены дат

Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов

Решение задач

§3

5.


Формирование территории России.

Урок-исследование

КиМ -2,3

Видео-урок К №14

Формирование территории России. Присоединение восточных территорий Поволжья, Сибири и Дальнего Востока

Уметь находить и анализировать различные источники информации

Сбор информации

§4

6.


Географическое изучение территории России.

Изучение нового материала

КиМ -6

К№14

Географическое изучение территории России. Разработка программ преобразования территории

Понимать и объяснять задачи географии и разные исторические периоды


§5 Сообщение об освоении земель, вопросы

7.


Обобщение по теме «Пространства России».

Урок обобщения знаний




тестирование

§1-§5


РАЗДЕЛ . ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (43Ч.)



1. Рельеф и недра России (5ч.)


8.


Строение земной коры (литосферы) на территории России.

Пр.раб №4 Тектоника и полезные ископаемые.

Урок исследование

Слайд-лекция

КиМ -7

К№39б

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Основные тектонические структуры

Уметь сопоставлять тектоническую и физическую карты, анализировать карты.

Работа по рисунку, работа с атласами.

§6

9.


Важнейшие особенности рельефа России.

Пр.раб №5Рельеф России. Рельеф своей местности

Практикум, слайд-лекция

КиМ -8,9

Видео-урок

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Объясняют понятия: платформа, складчатый пояс, анализируют карты, тесты, решают проблемные вопросы.

Беседа, работа с атласами.

§7

10.


Современное развитие рельефа

Урок комплексного применения знаний

КиМ -10

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования

Показывать на карте тектонические структуры и соответствующие им формы рельефа

Работа с картой, атласами.

§8

11.


Использование недр.

Урок изучения нового материала

КиМ -12

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых

Объяснять понятия: горючие ископаемые, месторождение, открытая разработка

Работа с картой, атласами.

§9 на К/к обозначить месторождения П/и

12.


Обобщение по теме «Рельеф России»

Урок обобщения знаний



Выполнение работы в рабочих (печатных) тетрадях.

§6-§9


2. Климат (5ч.)


13.


Общая характеристика климата России.

Вводная лекция.

КиМ -15

К №67б

Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Основные климатообразующие факторы

Объяснять понятия: солнечная радиация, подстилающая поверхность, тепловое излучение Земли

Работа с картой, атласами.

§10

14.


Закономерности циркуляции воздушных масс.

Изучение нового материала

Видео-урок Презентация К№18,19

Закономерности циркуляции воздушных масс

Знать определения воздушные массы, области постоянного давления

Работа с учебником; работа в тетрадях

§11

15.


Распределение температур и осадков.

Изучение нового материала



Перезентация

Распределение тепла и влаги по территории страны

Знать понятия: температурная аномалия, континентальность климата

Работа с картой, атласами.

§12

16.


Типы климата нашей страны.

Пр.раб №6 Климатические пояса и области.

Урок – практикум

КиМ -16,17Видео-урок

К№26,27,67б


Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.

Уметь анализировать климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий

Составление таблицы, работа с климатограммами.

§13

17.


Климат и человек.

Пр.раб №7. Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (таблицы и карты)

практикум

КиМ -18,19

Климат и человек. Агроклиматические ресурсы

Уметь составлять краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации

Работа с разными источниками информации.

§14


3.Богатство внутренних вод (4ч.)


18.


Реки России. Пр.раб №8 Внутренние воды России

Урок изучения нового материала

КиМ -21

Видео-урок

К№14

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек . Речные бассейны и водоразделы Падение реки и уклон реки, скорость течения, водоносность рек.

Уметь показывать по карте реки. Знать понятия: долина, бассейн, водораздел, питание, режим рек

Работа с картой, атласами; решение задач

§15

19.


Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Изучение нового материала

КиМ -22. Презентация

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые подземные воды. Многолетняя мерзлота- происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты

Знать определения понятий: озера, болота. Показывать на карте.



Знать и объяснять причины образования ледников и многолетней мерзлоты

Работа с учебником, картами.

§16

20.


Человек и вода Пр.раб №9. Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий

практикум

КиМ -23

Водные ресурсы. Влияние на окружающую среду.

Уметь анализировать информационные данные.

Составление рассказа-анализа на основании информац. материала.

§17

21.


Обобщение по теме

«Климат и внутренние воды»

Урок обобщения знаний




Тестирование

§15-17


4. Почвы – национальное достояние страны (4ч.)


22.


Почва – «особое природное тело»

Пр. раб№10Характеристика

почв своей местности, анализ факторов и условий

Комбинированный

КиМ 24

Значение почвы, Факторы почвообразования. Гумус – вещество, присущее только почве. Строение почв. В.В. Докучаев –основатель научного почвоведения

Характеризуют основные типы почв России

Работа с картинкой, рабочими тертрадями.

§18

23.


География почв России

Изучение нового материала

Видео-урок

География почв России. Их особенности . Почвенная карта.

Примеры использования и охраны почвенных ресурсов

Работа с картой, атласами.

§19

24.


Почвы и урожай.

Изучение нового материала

Видео-урок

Плодородие почв. Механический состав почв. Структура почв. Агротехнические мероприятия.

Характеризуют механический состав и структуру почв.

Решение задач в тетради на нахождение коэффициента увлажнения для отдельных территорий

§20

25.


Рациональное использование и охрана почв.

Комбинированный

Видео-урок

Основные системы земледелия, изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов.

Составление рассказа.

Беседа.

§21


5. Живая природа (7ч.)


26.


География лесов России.

комбинированный

КиМ -42,43,44Видео-урок

Типы лесов

Уметь приводить примеры закономерности в смене типов лесов с севера на юг

Работа по учебнику, в рабочей тетради, с диаграммами.

§22

27.


Лес и окружающая среда.

комбинированный


Лесные ресурсы; почвозащитные, охранные леса; Лесоизбыточные , лесодефецитные районы

Уметь приводить примеры типов лесов, охарактеризовать особенности лесов.

Ответы на вопросы учебника

§23

28.


Безлесные просторы России.

КиМ -45 Презентация

Освоение степных ландшафтов. Значение степной зоны для человека

Характеризуют лесостепные и степные комплексы.

Составление сравнительной характеристики лесостепей и степей.

§24

29.


Тундра и степи.

КиМ -49 Презентация

Урёма, перевыпас скота, северные степи, настоящие степи, южные степи.

Уметь охарактеризовывать данные природные зоны.

Составление сравнительной характеристики лесостепей и степей.

§25

30.


Болота

комбинированный

ПрезентацияВидео-урок

Причины образования болот, торф и его свойства, роль болот в природе

Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распределения

Сообщения о болотах Тверской области

31.


Животный мир.

Комбинированный

КиМ -24

Разнообразие животного мира

Уметь


§27

32.


Обобщение по теме «Живая природа России»

Урок контроля




Тестирование

§22-27


6. В природе всё взаимосвязано (4ч.)


33.


Природный территориальный комплекс (ПТК)

Урок нового материала

КиМ -40

ПТК, факторы формирования ПТК.

Уметь проводить примеры ПТК различного масштаба.

Работа в тетрадях.

§28

34.


Свойства природных территориальных комплексов.

Урок изучения нового материала


Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость

Приводить примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК

Составление рисунка.

§29

35.


Человек в ландшафте.

Комбинированный


Человек и ландшафты, ландшафты и его компоненты, с/х и лесохозяйственные компоненты

Знать понятия: природно-антропогенный,с/х, промышленный и культурный ландшафт

Составление рассказа, работа в печатных тетрадях.

§30

36.


Обобщение по теме «Живая природа»

Урок контроля




Тестирование

§28-30


7. Природно-хозяйственные зоны (10ч.)


37.


Учение о природных зонах

Пр.раб №11 Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных ПЗ (своего края)

Урок изучения нового материала

К №47б

Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг- основоположники учения о ландшафтно- географических зонах

Уметь объяснять причины превращения природных зон в природно –хозяйственные.

Работа с учебником, составление конспекта


38.


«Безмолвная» Арктика.

Урок изучения нового мсатериала

Перезентация. Видео урок

К № 47б

Полярные дни и ночи, натиск современной цивилизации – плюсы и минусы, экологические проблемы

Уметь объяснять причины сильных ветров и низких температур.

Работа в тетрадях, с учебником, аталасами

§32

39.


«Чуткая» Субарктика.

Видео урок

К №47б

Северная полоса России: тундра и лесотундра. Вечная мерзлота

Уметь показывать на карте природные объекты

Работа по картам, с атласам.

§33

40.


Таёжная зона.


Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России, последствия индустриального освоения тайги.

Знать отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объяснять причины изменения таёжных ландшафтов.

Рассказ, работа с атласами, картой.

§34

41.


Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.

Пр.раб №12 Природные зоны России. Описание одной из ПЗ

Урок изучения нового материала

Видео урок

К №47б

Смешанные леса. факторы разнообразия ее ландшафтов. Современные проблемы освоения этой зоны

Уметь составлять краткую характеристику разных территорий

Рассказ-описание, работа по атласам, карте.

§35

42.


Лесостепи и степи.

Урок изучения нового материала

Видео-урок

К №47б

Характерные особенности ландшафтов.

Знать особенности лесостепей, степей и понятия: лесостепи, степи.

Рассказ-описание, работа по атласам, карте.

§36

43.


Полупустыни, пустыни и субтропики.

Урок изучения нового материала

Видео-урок

К №47б

Характерные особенности ландшафтов.

Знать особенности полупустынь, пустынь, субтропиков. Знать понятия: полупустыни, пустыни, субтропики.

Рассказ-описание, работа по атласам, карте.

§37

44.


Многоэтажность природы гор.

Урок изучения нового материала

Видео урок

Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Разнообразие природных ресурсов

Уметь описывать особенности природы гор, показывают горы. Объяснять различия гор.

Рассказ-описание, работа по атласам, карте.

§38

45.


Человек и горы.

Комбинированный






46.


Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны».

Урок контроля




Тестирование

§32-39


8. Природопользование и охрана природы России (4ч.)


47.


Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Урок изучения нового материала


Понятие о природной среде, природных ресурсах

Знать определения понятий

Работа с текстом учебника, работа в печатных тетрадях.

§40

48.


Рациональное использование природных ресурсов.

Комбинированный


Рациональное использование природных ресурсов; рекреационные ресурсы и их значение

Прогнозировать возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования

Работа с текстом учебника, работа в печатных тетрадях.

§41 подготовить сообщение об охраняемых территориях

49.


Охрана природы и охраняемые территории.

Комбинированный

КиМ -50

Охрана природы, охраняемые территории, заповедники и заказники, памятники природы. Заповедники и национальные парки и памятники природы

Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи

Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентация)

§42

50.


Обобщение по теме: Природопользование и охрана природы России»

Урок контроля




Тестирование

§40-42


РАЗДЕЛ. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (18Ч)



1. Сколько нас – россиян. (2ч)


51.


Численность населения России

Пр.раб №13. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения РФ

Комбинированный

Видео урок

Как изменилась численность населения России в XVIII-XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис.

Работа с текстом учебника. Работа с диаграммами

§43

52.


Воспроизводство населения

Комбинированный

Видео урок

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства

Знать типы воспроизводства, называть его показатели

Решение задач на основе формулы: П=С+Р

§44


2. Кто мы? (2ч.)


53.


Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения) Пр.раб №14. Характеристика половозрастного состава населения страны на основе диаграмм и др. источников информации

Комбинированный


Причины повышения смертности мужчин и женщин, факторы влияющие на продолжительность жизни

Называть факторы, влияющие на продолжительность жизни.

Уметь читать диаграммы.

Работа с диаграммами, разными источниками информацию.

§45

54.


Возрастной состав населения.

Комбинированный

К № 45а

Половозрастная пирамида населения. Диаграммы как источники географической информации. Их виды

Анализируют половозрастные пирамиды и диаграммы.

Работа со статистическим материалом

§46


3. Куда и зачем едут люди (3ч.)


55.


Миграции населения. Пр.раб №15 Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве

Урок изучения нового материала

КиМ -27,28

К №15

Виды миграций населения, роль миграций, факторы миграций

Уметь объяснять понятия: миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция, иммигрант, эмигрант.

Запись определений и терминов в тетрадь, работа с печатной тетрадью и текстом учебника.

§47

56.


Внешние миграции – в Россию и из неё.

Комбинированный

Видео урок

Внешние миграции в России. Изменения потоков миграции м/у Россией и ближнем зарубежьем

Читают картосхемы, составляют обобщающую схему

Географический диктант. Составление таблицы-схемы.

§48

57.


Территориальная подвижность населения

комбинированный


Циклы передвижения населения: суточные, недельные, годовые. Факторы повышения территориальной подвижности населения

Называть причины, факторы. Составляют краткую географическую зарисовку.

Работа с текстом учебника, работа в печатных тетрадях.

§49


4. Человек и труд (1ч.)


58.


География рынка труда. Пр.раб №16. Анализ графика, отражающего этапы жизни населения

Урок изучения нового материала

Видео урок

Трудовые ресурсы и их состав, использование. Рынок труда

Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст

Работа в рабочих и печатных тетрадях .

§50


5. Народы и религии (5ч.)


59.


Этнический состав населения. Пр.раб №17. Изучение таблицы Приложения «Народы России» и схемы «Дерево языков» для ознакомления кл-цией народов России по родству языков

Урок изучения нового материала

КиМ -31,32

Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России.

Объясняют понятия: этнос, междунациональные конфликты

Работа с таблицей, печатными тетрадями.

§51

60.


Этническая мозаика России. Пр.раб №18. Изучение на основе работы с картой особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России

Комбинированный

презентация

К №9

«Древо языков» и этническая мозаика России. анализ

Анализируют «Древо» языков и этническую карту России

Выступают с сообщениями об одном из народов, проживающих на территории России (презентации)

§525

61.


Религии народов России. Пр.раб №19. Изучение на основе карты особенностей географии религий страны

Урок изучения нового материла.

КиМ -33 Видео урок

Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны.

Объясняют влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства

Работа с текстом учебника и картами

§53


6. Где и как живут люди (4ч.)


62.


Плотность населения. Пр.раб №20. Выделение на к. карте главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны

практикум

К №8а

Сопоставление плотности населения в различных районах России.

Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория.

Решение задач на плотность населения, работа с картами.

§54

63.


Расселение и урбанизация. Пр.раб №21. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территории

практикум

КиМ -35

К №37б

Расселение людей, типы населенных пунктов, причины роста городов

Уметь объяснить причины роста городов. Знать понятие: урбанизация, субурбанизация

Работе с новыми терминами. Записи в тетрадях.

§55

64.


Города России.

Пр.раб №22.Нанесение на карту городов-миллионеров

практикум


Исторические особенности городов России

Понятия: городская агломерация, урбанизация, город - миллионеры

Работа с к/к,

§56 подготовить сообщения о городах

65.


Сельская Россия.

Комбинированный


Особенности сельского населения.

Объясняют: особенности сельских и городских жителей, влияние природных условий на жизнь людей.

Дискуссия, работа с печатными тетрадями.

§57


7.Обобщение (1ч)


66.


Обобщение пройденного материала за год

Урок обобщения и повторения


Обобщение знаний


Беседа.

§1-57

67.


Итоговый урок по теме «Природа и население России»

Урок контроля



Уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности

Тестирование


68.


Задание на лето






Приобрести атласы, рабочие тетради.



Тематическое планирование по географии 8 класс
  • География
Описание:



На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68 часов в 8 классе  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю. Учебники: А.И. Алексеев, В.А. Низовцев География России: 8-9 классы (издательство «Дрофа»)

Методическая литература: универсальные поурочные разработки по географии России 8-9 класс (составитель Е.А. Жижина, издательство «ВАКО» Москва 2009 г.)

Автор Пронина Татьяна Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 662
Номер материала 50782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓