Главная / История / Тематическое планирование уроков истории Древнего мира в 5 классах в соответствии с ФГОС

Тематическое планирование уроков истории Древнего мира в 5 классах в соответствии с ФГОС











Рабочая программа

по истории

для 5-9 класса






























Пояснительная записка


Данная рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 5-9 классов МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары разработана в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары, Примерной программой основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, в 5 классе - на основе примерной авторской программы курса «История Древнего мира» В. И. Уколовой, издательство Москва, «Просвещение», 2009 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой нет.


Образовательная область и предмет изучения, функции данного курса

Образовательная область естествознание. Курс «История» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплины социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цель изучения:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения:

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,

-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях


Краткое пояснение логики структуры программы, связи данного предмета с остальными предметами учебного плана. Курс истории в 5 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «Литература», «Природоведение», «ИЗО». Курс истории в 5 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.


Общая характеристика учебного предмета

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования не предполагает в начальной школе изучения истории, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования, в требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные события из истории России». С учетом этого программа исторического образования на ступени основного образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в 5 классе.

Реализация стандарта второго поколения программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей: использование связей истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью дать школьнику знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Исходя из цели курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Программа по истории составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История, КРК» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3. Историческое движение:

- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.


Описание места и роли учебного предмета в учебном плане

Курс изучается на ступени основного общего образования в 5—9 классах в общем объёме 340 часов (2 часа в неделю), в 5 классе – 68 ч., в 6 классе – 68 ч., в 7 классе – 68 ч., в 8 классе – 68 ч., в 9 классе – 68 ч. Возможны изменения в пользу увеличения часов на изучение истории России.

В ряде случаев предусматривается объединённое изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории, например тем по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельных вопросов истории культуры и др…

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

Учебный план гимназии предусматривает изучение истории Древнего мира в 5 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (п. 4 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и ООП ОУ)

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны.


Особенности организации учебного процесса по курсу

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других нродов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Методы, формы обучения

Изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы (при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана). Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение. В методике обучения истории используются общедидактический метод (рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) При использовании этого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер.

В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках истории используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля используются методы: устный опрос, работа у доски, исторический диктант, самостоятельная работа; во время тематического контроля – автоматизированное тестирование, самостоятельная работа.


Ожидаемые (планируемые результаты) изучения предмета


Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.


Метапредметными результами изучения курса являются:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Предметными результами изучения курса истории являются:

освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

понимание вклада древних народов в мировую культуру.


Требование к уровню подготовки

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.


Планируемые результаты

В результате изучения истории ученик должен знать:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.


Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

  • Группировать (не по хронологии)

  • Сравнивать


3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

  • При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности


5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

  • Толерантно определять свое отношение к иным позициям.


Учебно-методическое обеспечение программы

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов, олимпиад и др.


Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В соответствии с инструкцией по составлению Рабочей программы используются следующие формы контроля:

1. Устный опрос;

2. Практическая работа;

3. Тестирование;

4. Творческая работа;

5. Промежуточная аттестация.



Учебно-тематический план


Тема занятий

Кол-во часов (всего)

Виды занятий







Теоретические (кол-во часов)

Практические (кол-во часов)

Формы занятий

1

Введение

1

1


Работа с дополнительными источниками знаний. Сообщения, схемы, таблицы

2

От первобытности к цивилизации

7

4

3

Работа с дополнительными источниками знаний. Сообщения, схемы, таблицы.

3

Древний Восток

18

10

8

Работа с дополнительными источниками знаний. Сообщения, схемы, таблицы

4

Древняя Греция

21

7

14

Работа с дополнительными источниками знаний. схемы, таблицы

5

Древний Рим

20

9

11

Работа с дополнительными источниками знаний. Сообщения, схемы, таблицы

6

Итоговая аттестация

1

-

1

Работа с дополнительными источниками знаний. Сообщения, схемы, таблицы

7

Итого

68

31

37



Содержание программы

5 класс (68 часов)


Введение (1 ч)

ГЛАВА 1. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ (1 ч)

Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Науки-помощницы: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира — часть всеобщей истории. Счет лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счет до нашей эры.


РАЗДЕЛ I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (7 ч)

ГЛАВА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ ПЕРИОД (6 ч)

Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Овладение огнем и роль этого процесса в жизни древнейших людей. Зарождение первобытных сообществ.

Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.

Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России.

Миросоздание и мироустройство по представлениям древних чувашей. Боги, духи верхнего и нижнего миров.

Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему хозяйству — основной смысл неолитической революции. Появление ремесла, изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита.

Соседская община. Племя. Большая семья. Дети в большой семье. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати, вождь, дружина.

Обряды древних чувашей при болезнях; свадьба; похороны, поминки; правила человеческой жизни; трудовые обряды; календарные обряды.

Медный век. Зарождение обмена, появление денег. Изобретение плуга, изменения в земледелии. Строительство мегалитических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования. Возникновение древнейших цивилизации. Понятие «цивилизация». Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.

Обиталище человека — дом: материал, конструкция; обряды, связанные со строительством, орудия труда, замки; интерьер жилища, мeбeль, светильники; духи дома. Двор: хозяйственные постройки, баня, духи двора. Поселения. Занятия древних чувашей.

Основные понятия и термины: земледелие, скотоводство, ремесло, присваивающее и производящее хозяйственность, неолитическая революция, соседская община, племя, социальное расслоение, знать, вождь, город, цивилизация, медный, бронзовый, железный век, первобытность, древние люди, каменный век, «человек разумный», родовая община, орудия труда, собирательство, охота, раса, религия, искусство, миф.


ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)

Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика процесса складывания цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах.


РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 ч)

Начало собственно истории Древнего мира. Понятия «Ближний Восток» и «Дальний Восток» в истории Древнего мира. Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц.


ГЛАВА 3. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕСОПОТАМИИ (3 ч)

Речные цивилизации. Природа и население Древней Месопотамии. Необходимость ирригации. Глина — основной строительный материал. Шумер — древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные, рабы. Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей. Наследники Шумера. Древний Аккад. Саргон — «царь четырех сторон света», прообраз восточных владык-деспотов. Древний Вавилон. Законы цари Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Ноги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.

Опорные понятия и термины: Ближний Восток, Междуречье, речная цивилизация, ирригация, государство, город-государство, письменность, клинопись, власть, собственность, деспотия, монарх, подданные, законы, боги, храмы жрецы.

Древняя чувашская письменность и цифры.


ГЛАВА 4. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (4 ч)

Цивилизация Древнего Египта — ровесница цивилизации Древнего Шумера. Страна на берегах Нила и ее обитатели. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила.

Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица государства — Мемфис. Жизнь в городе, жилища, одежда, еда. Семья и де- IU в Древнем Египте. Мир пирамид. Для чего строились пирамиды. Почитание фараона как бога и воплощение того почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды — первое из семи чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии. Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населении Древнего Египта. Сравнение системы власти в Древнем Египте и Древней Месопотамии. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Койны и завоевания. Фараоны и покоренные народы. Культура Древнего Египта. Иероглифы, папирус, свиток. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Кгипетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.

Религиозные верования древних чувашей.

Опорные понятия и термины: фараоны, вельможи, чиновники, писцы, реформа, пирамида, мумия, гробница, иероглиф, папирус, культ, искусство, обелиск.


ГЛАВА 5. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДРЕВНОСТИ (3 ч)

Финикия — страна мореплавателей. Финикийцы — торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, ( Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремесленники, производство пурпура, стекла. Финикийская цивилизация. Создание алфавита и его роль и истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийцы и название континента Европа. Древняя Палестина. Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев е филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона. Ветхий Завет — часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авенам, Ной, Илья, Моисей и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии 1 Древнего Египта.

Опорные понятия и термины: колония, пурпур, алфавит, Библия, Ветхий Завет, монотеизм (единобожие) пророк, патриарх, завет, заповедь.


ГЛАВА 6. ВЕЛИКИЕ ВОЕННЫЕ ИМПЕРИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА (3ч).

Роль железа в истории Древнего мира. Понятия «военная держава» и «империя». Держава хеттов.. Царь и совет знати. Армия и вооружение хеттов. Завоевания хеттов. Дипломатия хеттов — важная часть международных: отношений древности. Ассирийская империя: от города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Государство Урарту. Города, мастера-оружейники, сопротивление ассирийскому завоеванию. Возникновение Нововавилонского царства. Халдеи. Завоевания нововавилонских царей. Вавилонское пленение иудеев Город Вавилон — «царь городов». Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады — одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара. Возвышение Персии. Персидская империя — крупнейшее государство Древнего мира. Кир Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столицы персов. Народы в составе Персидской империи. Зороастризм — религия древних персов.

Опорные понятия и термины: страна, военная держава, империя, железо, дипломатия, международные отношения, таран, столпотворение, процессия, идолопоклонство, смута, сатрапия, маги, зороастризм.


ГЛАВА 7. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (2 ч)

Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм — религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Дети в кастовой системе.

Опорные понятия и термины: дравиды, арии, ипокрит, веды, карма, йога, индуизм, варны, касты, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, парии, буддизм, нирвана.


ГЛАВА 8. ДРЕВНИЙ КИТАЙ (2 ч)

Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы — центры формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая.

Первая Китайская империя, ее император Цинь. Устройство Китайской империи. Войны империи. Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия китайцев. Великий шелковый путь. Обучение детей в Древнем Китае.

Чувашский народный календарь

Опорные понятия и термины: Поднебесная империя, каллиграфия, бумага, шелк, порох, конфуцианство, даосизм, янь и инь.


ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)

Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.

РАЗДЕЛ III. АНТИЧНОСТЬ

Понятие «античность». История Древней Греции и история Древнего Рима — две составные части античности.

ЧАСТЬ 1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)


ГЛАВА 9. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ (6 ч)

Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции. Боги Древней Греции; Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков. Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Дворец Кноссе. Раскопки на Крите. Минойская культура. Греки- ахейцы. Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Элементы экологии древних чувашей.

Опорные понятия и термины: античность, Эллада, эллины, минойцы, минойская цивилизация, ахейцы, ахейская (микенская) цивилизация, дорийцы, фреска

оракул, нимфа, сатир, гиганты, титаны, циклопы, кентавры, горгоны, герои.


ГЛАВА 10-11. ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ (5ч)

Возникновение полиса. Жизнь греков после дорийского завоевания. Начало возрождения Греции. Превращение, древнего полиса в государство. Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос)! Войско полиса, гоплиты и фаланга. Великая греческая колонизация. Причины и направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. Колонии на северных берегах Черного моря. Греки и варвары. Скифы. Два великих полиса: Афины и Спарта. Рождение демократии в Афинах. Господство знати. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Тирания Писистрата, ее свержение. Реформы Клисфена. Историческое значение древнегреческой демократии. Олигархическая Спарта. Возникновение Спартанского государства. Жители Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Спартанская семья. Воспитание детей и молодежи в Спарте. Лаконичность.

Победа греческой демократии над восточной деспотией. Греко-персидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Результаты греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.

Опорные понятия и термины: полис, демократия, олигархия, тирания, гражданин, аристократия, демос, реформа, агора, ареопаг, остракизм, герусия, геронт, илоты, рабы, колонизация, колония, метрополия, варвары, скифы, лаконичность.


ГЛАВА 12. РАСЦВЕТ ГРЕЦИИ (6 ч)

Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки).

Военная сила Афин. Рабство в Афинах. Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидий. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель. Древнегреческий театр. Его происхождение. Устройство театра.

Актеры. Трагедия и комедия. Великие трагики Эсхил, Сонин, Еврипид. Комедиограф Аристофан. Олимпийские игры. Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики. Греческая философия. Великие философы Пифагор, Платон, Аристотель.

Обучение детей в Древней Греции. Школа. Педагоги и ученики Важнейшие предметы изучения, музыка, гимнастика. Гимнасий, Академия и Ликей. Воспитание девочек и мальчиков. Детские игры. Повседневная жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины и дети.

Опорные понятия и термины: народное собрание,граждане и неграждане, метеки, должностные лица, стратег, штраф, Акрополь, Парфенон, архитектура, ордер (дорический, ионический, коринфский), фриз, фронтон, скульптура, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия, Олимпийские игры, олимпионики, панкратий, школа, педагог, палестра, гимнасий, стиль, философия, философ.

Чувашские народные традиции. Элементы физической культуры в жизни древних чувашей. Быт древних чувашей.


ГЛАВА 13. УПАДОК ГРЕЦИИ.

РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА (3 ч)

Возвышение Македонии. Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее и ее последствия. Александр Македонский — историческая личность и легенды о нем. Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра.

Смерть Александра в Вавилоне. Империя Александра. Восток и Греция после Александра Македонского. Возникновение новых государств, царство Селевкидов, и царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека, наука и ученые.

Опорные понятия и термины: македонская фаланга, «товарищи царя», оратор, всеобщий мир, пергамен, мусей.


ПОВТОРЕНИЕ (1ч)

Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.


ЧАСТЬ 2. ДРЕВНИЙ РИМ (20 ч)

ГЛАВА 14. РАННИЙ РИМ (5 ч)

Природа Италии. Предшественники римлян. Этруски. Рим эпохи царей. Предания об основании Рима. Город на семи холмах. Римская община, ее сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Римский народ. Патриции и плебеи. Преобразование царя Сервия Туллия сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление республики. Ранняя республика. Государственное устройств. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев. Римская семья. Древние нравы римлян. Римская религия: высшие боги хранители домашнего очага. Отношение римлян к бога и духам. Римские жрецы. Завоевание Италии Римом. Войны с вольсками и этрусками. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны, Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики.

Опорные понятия и термины: этруски, самниты римская община (цивитас), патриции, плебеи, триба, курия, магистраты, консул, цензор, диктатор, ликтор, три бун, плебисцит, сословие, патрон, клиент, сенат, сенатов республика, фамилия, матроны, лары, пенаты, коллегия жрецов, великий понтифик, вольски, галлы, Капитолий, триумф, пиррова победа, денарий.


ГЛАВА 15. ПОЗДНЯЯ РЕСПУБЛИКА (2 ч)

Пунические войны. Карфаген — могущественная держава Древнего мира. Причины Пунических войн. Первая Пуническая война, ее итоги. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах. Ганнибал. Сципион Африканский Старший. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена. Римская армия, вооружение римлян. Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращен» Рима в мировую державу. Римские провинции.

Опорные понятия и термины: пуны, контрибуция, легион, манипула, центурия, когорта, гладиус, дротик, калиги, провинция.


ТЕМА 3. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ. ГИБЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ (4 ч)

Земельные реформы братьев Гракхов. Земельный закон Тиберия Гракха, гибель Тиберия Гракха. Судебная реформа Гая Гракха. Римские всадник. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. Гибель Гая Гракха. Рабство в Древнем Риме. Источники рабства. Положение рабов. Занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. Первая гражданская война, «новые люди» в Риме. Гай Марий и Корнелий Сулла. Проскрипции. Внешние войны. Первый триумвират и его распад. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь – историческая личность и легенды. Мартовские иды. Гибель Цезаря. Великий оратор Марк Туллий Цицерон. Поэт Лукреций Кар.

Основные понятия и термины: земельная реформа, гражданская война, рабство, вилла, вольноотпущенники, гладиатор, амфитеатр, популяры, оптимамы, террор, проскрипции, триумвират, диктатура.


ГЛАВА 16-17. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСЦВЕТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (5 ч)

Третья гражданская война. Второй триумвират. Первый император Рима Октавиан Август. Единовластие Августа. Расширение Римской империи. Первые столкновения римлян с германцами. Попытка Августа восстановить древние нравы римлян. Век «золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида» Гораций, Меценат. Приемники Августа, «кровавые императоры» Тиберий, Калигула, Нерон. Флавии — строители империи. Колизей. Гибель Помпеи. Быт и нравы римской аристократии эпохи империи. Возникновение христианства. Восточные боги в Риме, Митра. Рим и Иудея. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа, Апостолы. Первые общины христиан. Возникновение церкви. Золотой век Римской империи. Император Траян. Война с даками. Философ на троне Марк Аврелий, Рим-столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. Римляне в повседневной жизни. Лицо императорского Рима. Портрет. Жилища римлян.

Одежда, еда и питье. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе, игры и игрушки римских детей.

Опорные понятия и термины: империя, принцепс, император, единовластие, преторианские когорты, латынь, Колизей, вулкан, Мессия, Синедрион, прокуратор, Евангелие, Рождество, Богоматерь, проповедь, Тайная вечеря, причастие, Пасха, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы, плащаница, молитва, трапеза, священник, епископ, пресвитер, диакон, церковь, миряне, катакомбы, даки, колонна Траяна, триумфальная арка, бетон, купол,

Пантеон, форум, атрий, мозаика, инсула, тога, туника, и. in, гермы, кафедра, портрет.


ГЛАВА 18. ПОЗДНЯЯ ИМПЕРИЯ (2ч)

Империя в III т. Солдатские императоры. Распад единой власти, тяжелое положение населения империи. Колонны и магнаты. Восстановление империи. Император – «бог и господин». Диолектиан. Табель о рангах. Обожествление и неограниченная власть императора. Константин Великий. Константинополь – новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. Падение Западной Римской империи. Восточная Римская империя в VI в., кодификация римского права при императоре Юстиниане. Историческое значение римского народа.

Опорные понятия и термины: колонны, магнаты, аренда, Табель о рангах, богословие, Вселенский собор, Символ веры, патриарх, папа римский, федераты, готы, вандалы, гунны, дружинник, кодификация, право, эдикт.


ПОВТОРЕНИЕ (1ч)


Тематическое планирование 5 класс


урока

Тема урока

Характеристика основных видов учебной

деятельности

Примечание

1

2

3

4

Введение- 1 час

Глава 1. Зачем изучать историю

1

Что такое история. Ключи к познанию прошлого

Освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, исторических источниках.

2

Счет лет истории

Работа с хронологией, исторической картой. Применение счета лет в истории. Определение последовательности и длительности важнейших исторических событий.

От первобытности к цивилизации – 7 часов

Глава 2. Предыстория человечества. Первобытный период

3

Древнейшие люди

Характеризовать условия жизни и занятия древнейших людей, их представления об окружающем мире, верованиях.

4

Появление «человека разумного»

Описывать и характеризовать условия появления «человека разумного», неандертальца, кроманьонца. Характеризовать признаки присваивающего хозяйства.

5

Рождение религии и искусства.

Миросоздание и мироустройство по представлениям древних чувашей.

Раскрывать причины зарождения религии и искусства у первобытных людей.

Давать характеристику представлений о мироустройстве у людей в первобытный период.


6

Древние земледельцы и скотоводы.

Обряды древних чувашей.

Раскрывать причины перехода от родовой общины к соседской. Характеризовать признаки родовой, соседской общины, племени; причины возникновения имущественного и социального неравенства, выделения знати.


7

От неолита к медному веку

Объяснять причины появления ремесел и торговли, зарождения обмена, появления денег. Характеризовать изменения в орудиях труда, земледелии. Давать оценку созданию человеком искусственной среды обитания, бытовых преобразований.


8

Первые очаги цивилизаций.

Поселения и занятия древних чувашей.

Характеризовать первые очаги цивилизаций, объяснять понятие «цивилизация». Объяснять смысл понятий «каменный век», «бронзовый век», «железный век»


9

Повторение. Первобытный период. Предыстория человечества.

Выявлять значение первобытности для последующей истории человечества. Характеризовать этапы складывания цивилизации. Сравнивать человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах.


Древний Восток - 18 часов

Глава 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии

10

Междуречье: рождение цивилизации.

Древняя чувашская письменность и цифры.

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий Междуречья. Освоение понятия «государство», форм государства.



11

Культура Шумера

Описывать этапы возникновения письменности, рождения литературы, первоначальных знаний шумеров.


12

Древний Вавилон

Объяснять устройство общества Древнего Вавилона, особенность восточной деспотии.


Глава 4. Древний Египет

13

Страна на берегах Нила и её жители

Называть характерные, существенные особенности развития Древнего Египта.


14

Страна пирамид.

Излагать суждения о причинах строительства пирамид, почитания фараона как бога.


15

Могущество Древнего Египта

Объяснять причины превращения Египта в могущественную военную державу. Давать оценку описываемым событиям.


16

Верования Древних египтян.

Религиозные верования древних чувашей.

Характеризовать особенности верований в Древнем Египте, сравнивать их с верованиями других народов (древних чувашей). Раскрывать смысл Мифа об Осирисе и Исиде.

Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности

17

Финикия - страна мореплавателей

Выявлять и характеризовать особенности развития Древней Финикии, создания и финикийского алфавита и его роли в истории культуры.

18

Древняя Палестина

Характеризовать условия и образ жизни древних евреев, особенности их отношений с местным населением, описывать этапы борьбы древних евреев с филистимлянами.





19

Библейские пророки

Сопоставлять религию древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта. Рассказывать в связной монологической форме о Ветхом Завете как части Библии, Ветхозаветных сказаниях, иудейском монотеизме, Библейских пророках и десяти заповедях.


Глава 6. Великие военные империи Ближнего Востока

20

Ассирийская империя

Описывать военную мощь ассирийцев, их жестокость по отношению к покоренным народам, объяснять судьбу столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств.

21

Нововавилонское царство

Давать оценку, выявлять значение завоеваний нововавилонских царей, вавилонского пленения иудеев. Описывать город Вавилон - «царь городов» как символ могущества и власти и смешения народов. Объяснять смысл ветхозаветного повествования о Вавилонской башне.


22

Древняя Персия –

«Страна стран»

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий развития Персии - «Страна стран». Описывать устройство Персидской империи, особенности зороастризма - религии древних персов.

Глава 7. Древняя Индия

23

Ранние цивилизации древней Индии

Описывать ранние цивилизации Древней Индии, особенности труда и занятий древнейших жителей Индии, их знаний и верований.


24

Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

Объяснять, как было устроено общество в Древней Индии. Описывать образ жизни представителей разных варн и каст. Рассказывать о возникновении буддизма и его особенностях.

Глава 8. Древний Китай

25

Первые китайские государства

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, устройство Древней Китайской империи.

26

Древняя мудрость и изобретения китайцев.

Чувашский народный календарь

Описывать и давать оценку значению изобретений древних китайцев, постройке Великой Китайской стены. Рассказывать о Конфуции и его учении.

27

Урок повторения

Сравнить и указывать особенности политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция -21 час

Глава 9. Древнейшая Греция

28

Природа и население Греции

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, устройство древнего греческого полиса – государства, особенности тирании, значение колонизации.

29

Боги греков

Элементы экологии древних чувашей.


Объяснять особенности верований древних греков, сравнивать их с верованиями и миропониманием других народов. Раскрывать смысл и значение мифов и легенд эллинов.

30

Герои греков

Рассказывать (в связной монологической форме) о героях древних греков. Объяснять значение примера героя в жизни древних греков.

31

Первые государства на Крите. Держава Миноса

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, устройство первых государств на Крите (Держава Миноса). Характеризовать особенности минойской культуры.


32

Ахейская Греция

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, устройство Ахейской Греции (Тиринф. Пилос. Микены).


33

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Сравнивать содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» с изученными историческими событиями Древней Греции.


Глава 10. Полисы Греции

34

Возникновение полиса. Великая греческая колонизация

Характеризовать причины возникновения полиса, его устройство. Описывать и сравнивать жизнь аристократии и народа (демоса).

35

Рождение демократии в Афинах

Давать характеристику особенностям демократии в Афинах, законодательства Салона, реформ Клисфена.


36

Олигархическая Спарта

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, устройство Спартанского государства.


Глава 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией

37

Начало греко-персидских войн. Битва при Марафоне

Объяснять причины начала греко-персидских войн. Давать описание битвы при Марафоне.


38

Нашествие персидских войск на Элладу

Раскрывать основные этапы и результаты греко-персидских войн, причины и историческое значение победы греков.


Глава 12. Расцвет Греции

39

Афины при Перикле

Раскрывать особенности развития Афин при Перикле. Характеризовать рабство в Афинах.

40

Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура

Давать описание Афинского Акрополя, характеризовать особенности греческой архитектуры и скульптуры (Парфенон. Фидий. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлкет, Пракситель).


41

Философия. Наука. Образование

Характеризовать особенности древнегреческой философии, науки, школы.


42

Театр. Трагедии и комедии.

Описывать древнегреческий театр, его происхождение и устройство. Рассказывать о великих трагиках Эсхиле и Софокле, Еврипиде и комедиографе Аристофане.


43

Олимпийские игры

Характеризовать значение спорта в жизни греков. Описывать организацию Олимпийских игр, виды состязаний.


44

Повседневная жизнь греков.

Быт древних чувашей.


Описывать повседневную жизнь греков, греческий дом, одежду, еду. Сравнивать с бытом и жизнью других народов в далеком прошлом.


Глава 13. Упадок Греции. Рождение нового мира.

45

Города Греции подчиняются Македонии

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, устройство Македонии. Рассказывать о борьбе греческих полисов против македонского завоевания, битве при Херонее и её последствиях.


46

Александр Македонский и завоевание Востока

Давать характеристику Александра Македонского и значению завоевания им Востока.


47


Урок повторения


Давать характеристику культурного наследия Древней Греции, его значения для современности.


48

Предшественники римлян

Характеризовать предшественников римлян(этруски).


49

Рим эпохи царей

Описывать римскую общину, сравнивать ее с греческим полисом.


50

Ранняя

республика

Давать характеристику государственного устройства ранней республики.


51

Римская семья, нравы и религия

Описывать нравы древних римлян. Называть отличительные черты римской религии. Описывать отношение римлян к богам и духам.


52

Рим завоевывает Италию

Показывать на карте территорию расширения Рима, основные направления военных походов, объяснять значение понятий: стратег, легион, описывать взаимоотношения римлян и покоренных народов, объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате внешнеполитической экспансии римлян.


53

Пунические войны

Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий, устройство Карфагена как могущественной державы Древнего мира.


54

Рим превращается в мировую державу

Излагать этапы завоевания Греции и Македонии Римом, превращения Рима в мировую державу.


Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики.

55

Земельные

реформы братьев Гракхов

Объяснять смысл и значение змельного закона Тиберия Гракха, судебной реформы Гая Гракха.


56

Рабство в эпоху поздней республики

Характеризовать источники рабства в Древнем Риме, описывать положение рабов.


57

Гибель республики

Характеризовать Первый триумвират и причины его распада.

58

Диктатура Цезаря

Характеризовать Гая Юлия Цезаря как историческую личность.

Глава 17. Возникновение и расцвет Римской империи

59

Рим становится империей

Объяснять причины возникновения единовластия Августа, расширения Римской империи.

60

61

Преемники Августа

Возникновение

христианства

Сравнивать вклад «Кровавых императоров»- Тиберия, Калигулы, Нерона. Характеризовать быт и нравы римской аристократии эпохи империи, верования в Древнем Риме. Излагать суждения о причинах зарождения и особенностях христианского вероучения.

62

«Золотой век» Римской империи

Описывать Рим – столицу империи, характеризовать особенности древнеримской архитектура и строительного искусства римлян.

63

Римляне в повседневной жизни


Описывать жилища римлян, их одежду, еду и питье, устройство бань, школ, игры и игрушки римских детей.

Глава 18. Поздняя империя.

64

Империя в III - начале IV века

Давать характеристику причин распада единой империи, описывать тяжелое положение населения империи. Характеризовать христианскую церковь во времена Константина Великого.

65

Падение

Западной Римской империи

Объяснять причины и значение великого переселения народов. Характеризовать политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современников.



66

Урок повторения

Давать оценку наследию Древнего мира как фундаменту современной цивилизации.


67

Промежуточная аттестация

Описывать характерные черты, существенные признаки и особенности развития, вклад народов Древнего мира в мировую цивилизацию.



















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебно-методическое обеспечение


Информационно-коммуникативные средства

  1. Уколова В.И., Ведюшкин В.А., Ревякин А.В. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. А.О. Чубарьяна. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) – М.: Просвещение, 2011

  2. Уколова В.И., История. Древний мир. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:, Просвещение, 2014.

  3. Уколова И.Е. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Уколова И.Е., Уколова В.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2014.

  5. Атлас История Древнего мира.


Дополнительная литература для учащихся

  1. Драхлер А.Б. Исторические кроссворды. 5 класс. Древний мир. Книга с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2013.

  2. Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных работ (тесты, логические задания). Повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль. Филворды, кроссворды. – 2-е издание, исправленное. – М.: Планета, 2012.

  3. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Издательство «Глобус», 2010.

  4. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова и др. – М.: Планета, 2012.


Интернет-ресурсы

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.

  4. Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.

  5. http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/19-pourochnye-rekomendatsii

  6. Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru

  7. Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru

  8. Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru

  9. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»). http://festival.1september.ru/

  10. Федеральный российский общеобразовательный порталhttp://www.school.edu.ru


Печатные пособия

    1. Атлас с комплектом контурных карт;

    2. Наглядные пособия

Карты

1. Древняя Греция в V в.;

2. Египет и Передняя Азия в древности;

3. Рост Римского государства в III-II в. н.э.

4. Завоевания Александра Македонского в IVв. до н.э.


Приложение

Лист корректировки программы


урока

Дата

Тема урока

Причины



































































Тематическое планирование уроков истории Древнего мира в 5 классах в соответствии с ФГОС
  • История
Описание:

Рабочая программа по истории в 5-9 классах разработана в соответствии с требованиями ФГОС и содержит Общую характеристика учебного предмета, ожидаемые (планируемые результаты) изучения, а также содержание программы по истории Древнего мира и тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности.

Автор Чугунова Наталия Юрьевна
Дата добавления 15.01.2016
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 875
Номер материала MA-063822
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓