Главная / Школьному психологу / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАКАЗАНИЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАКАЗАНИЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАКАЗАНИЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД»

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.


Реквизит: стулья полукругом, визитная карточка (бейджик), булавки, ручки, фломастеры, цветные карандаши, стол, мягкая игрушка (символ слова), ножницы, сердечки из бумаги, коробок спичек, три мольберта, бумага (ватман), музыкальное сопровождение (релаксационная мелодия).


Ход тренинга:


I. Знакомство

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.

Меня зовут Руденко Татьяна Александровна, я школьный психолог. Начнем наш тренинг с приветствия, выразим друг другу радость встречи и сделаем это необычным способом, через игру «Шуточное приветствие». Сейчас будет звучать веселая музыка. По моему сигналу вы начнете хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встретится на вашем пути. Здороваться надо определенным образом: хлопну 1 раз – будете здороваться за руку (рукопожатие); услышите 2 хлопка – здороваемся плечами; 3 хлопка – машем друг другу рукой.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

А сейчас будем знакомиться. Для того чтобы нам легче было общаться, предлагаю Вам сделать визитную карточку с вашим именем. Закрепите свои бейджики на одежде и можете занять свои места.

Я по кругу буду передавать игрушку – символ слова, у кого игрушка окажется в руках, тот говорит, как его зовут, увлечение (хобби), свое важное качество, и что вы цените в людях.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

Ну, вот мы и познакомились. Оказывается, среди нас есть педагог, врач….. Каждый из Вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из Вас свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым, мы надеемся, вы поделитесь друг с другом.


II. Правила тренинга

Ведущий:

Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске. Например:

  1. Не перебивать друг друга. Говорить будет тот, у кого в данный момент в руках игрушка – символ слова.

  2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.

  3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

  4. Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от 1-го лица («Я…»). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.

  5. Помним, что поведение человека и его личность – это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого человека. Можно оценивать только его высказывания и поступки.

  6. Стараемся видеть сильные стороны человека, который выступает в данный момент.

III. Основное содержание:

III.I. Игры и упражнения на сплочение группы

  • Игра «Спичка».

Ведущий:

Теперь, соблюдая эти правила, мы с вами поиграем. Игра называется «Спичка». Встаньте плечом к плечу. Сейчас я раздам вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хотя бы одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Как именно держать спички – решать вам. Главное условие – держать их одним пальцем.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

- Легко ли было выполнить это упражнение?

- Что мешало пройти до финиша?

- Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку?

- Что каждый вынес для себя из этого упражнения? (Какой жизненный урок, мораль.)


Ведущий:

Благодарю за ответы, также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

  • Упражнение «Сердце индивидуальности».

Ведущий:

Сейчас вы получите бумажные сердечки. Вам дается 1 мин, чтобы вы оформили их с помощью фломастеров и цветных карандашей.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

Теперь я пройду по кругу и соберу ваши сердечки, перемешаю. Выложу обратно на поднос. Найдите, пожалуйста, каждый свое сердечко.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

На первый взгляд все сердечки похожи, но если приглядеться – одинаковых сердечек нет. Разный и цвет, и рисунок.

Так и люди все очень разные и индивидуальные, и в частности дети: у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения (установки, принципы, стереотипы). Которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношения в обществе, воспитание детей), например:

- Стратегия «лидера». Те из вас, кто проявили большую активность в предложенных упражнениях, в творческом оформлении сердечка и в его быстром поиске, т. е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего, смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.

- Стратегия «пассивного поведения». К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберут свои сердечки и останется только его. Такие люди часто пассивны, не инициативны на работе, в воспитании детей.

Научно доказано, что дети копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, если вам больше свойственна стратегия «лидера», то и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.


III.II. Каким вы хотите видеть вашего ребенка?

Ведущий:

А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске:

(Участники тренинга выполняют задание)

- Послушный. Хорошо ест. Самостоятельный. Не капризничает. Не дерется. По первому требованию выполняет просьбы родителей. Соблюдает режим дня. Добрый. Общительный. Ласковый. Смелый. Умный. Умеет постоять за себя. Воспитанный. Любит рисовать. Любит заниматься спортом. Любит читать. Здоровый. Умеет найти для себя занятие. Любознательный. Помогает взрослым. Самостоятельно делает уроки. Осознанно учится и т. д.

Ведущий:

Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание. Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске:

(Участники тренинга выполняют задание)

  1. Чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами.

  2. Учился учитывать интересы других людей.

  3. Приучался к порядку, дисциплине.

  4. Предотвращать возможные негативные последствия непослушания для личной безопасности ребенка.

  5. Иметь возможность его чему-то научить.

  6. Чтобы он умел соблюдать режим.

  7. Не конфликтовал со сверстниками.

  8. Был управляемым и т.д.

Ведущий:

При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?

Например, какие из перечисленных причин подразумевают удобство взрослого? За каждой из формулировок: «Чтобы он не мешал взрослому» и «Чтобы учился учитывать интересы других людей» скрываются разные ценности. Очевидно, что аргумент «послушание нужно, чтобы ребенок не мешал взрослому» не подразумевает ценности развития ребенка и будет отнесен к формулировкам, определяющим ценности «удобства» взрослого; а второй аргумент – к формулировкам, в которых содержатся ценности развития ребенка.


III.III. Анализ методов воспитания

Ведущий:

А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку – символ слова по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):

  1. Шлепают.

  2. Ставят в угол.

  3. Пугают полицией.

  4. Лишают развлечений, сладкого, подарков.

  5. Используют окрики.

  6. Читают нотации.

  7. Стараются объяснять, уговаривать.

  8. Переключают внимание.

  9. Обижаются.

  10. Используют игровые приемы и т. д.


Ведущий:

Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие?

Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т. д. Ребенку это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, упрашивает, начинает плакать, кричать, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?


(В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка.)


III.IV. Негативные стороны наказания

Ведущий:

Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Расскажите, пожалуйста, самое яркое, обидное, грустное наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И какие чувства вы при этом испытывали - унижение, обиду, страх, вину, горе, ответную агрессию, растерянность , может быть, ощущение, что не любят Вас, отвергают.

Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.


III.V. Положительные выходы из ситуации

Ведущий:

Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов, как:

  1. Объяснения.

  2. Уговоры.

  3. Переключение внимания.

  4. Игровые приемы.

  5. Игнорирование капризов ребенка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.

Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребенок:

  1. Не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта с взрослым.

  2. Получает положительные образцы действий.

  3. Проявляет собственную инициативу.

  4. Сохраняет положительное самоощущение и пр.


(Если при проигрывании ситуации родители изначально используют метод с негативными формами наказания, то применяется сценарий с положительными выходами из ситуации. Если родители изначально предложили положительный вариант, то просто проводится беседа.)


III.VI. Модели личностного развития ребенка

Ведущий:

Думаю, вы все знаете, что фундамент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет ее особенности в последующие годы жизни.

Реализация принципов авторитарной педагогики способствует накоплению у ребенка негативного опыта контактов с взрослым, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей, проявлений детской непосредственности, жизнерадостности, часто провоцирует появление робости, конфликтности, агрессивности.

Напротив, следование принципам личностно-ориентированной педагогики способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения со взрослыми, дает ему возможность развить инициативность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.

Детское непослушание и нарушение запретов часто имеют важное психологическое содержание.

IV. Мышечная релаксация (обучение методам саморегуляции)


Ведущий:

Сегодня мы выполним упражнение на напряжение и расслабление. Оно поможет вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Это упражнение довольно короткое и простое – вы можете выполнять его незаметно для окружающих. Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы упражнение принесло пользу:

- Вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным.

- Вы должны делать это очень старательно, прикладывая все силы.

- Вы должны прислушиваться к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и расслаблены.

  • Упражнение «Лимон»

Ведущий:

Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли! Прекрасно. Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Это упражнение можно повторять дома вместе с детьми, при нарастающей конфликтной ситуации.


V. Рефлексия

Ведущий:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним так называемую рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

Прошу каждого, передавая игрушку – символ слова, высказаться о том:

  1. Что он узнал сегодня.

  2. Было ли для него это полезно.

  3. Какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга.

  4. Что он хотел бы еще узнать.


  • Упражнение «Аплодисменты по кругу»

И в завершение нашего тренинга сделаем упражнение «Аплодисменты по кругу». В ходе упражнения аплодисменты сначала звучат тихонько, затем становятся все сильнее и сильнее. Я начну хлопать в ладоши, а вы по цепочке, друг за другом будете присоединяться. Например, я хлопаю, затем, мы хлопаем вдвоем, потом втроем, далее вчетвером и т. д. пока мы все вместе не будем хлопать, и у нас получатся бурные аплодисменты самим себе.

И так, начинаем….



Тренинг окончен.




Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1354 Руденко Т.А.












ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАКАЗАНИЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД»
  • Школьному психологу
Описание:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАКАЗАНИЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД»

 

Цель тренинга: познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста.

 

Реквизит: стулья полукругом, визитная карточка (бейджик), булавки,    ручки, фломастеры, цветные карандаши, стол, мягкая игрушка (символ слова), ножницы, сердечки из бумаги, коробок спичек, три мольберта, бумага (ватман), музыкальное сопровождение (релаксационная мелодия).

 

Ход тренинга:

 

I. Знакомство

Ведущий:

     Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.

     Меня зовут Руденко Татьяна Александровна, я школьный психолог.   Начнем наш тренинг с приветствия, выразим друг другу радость встречи и сделаем это необычным способом, через игру «Шуточное приветствие». Сейчас будет звучать веселая музыка. По моему сигналу вы начнете хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встретится на вашем пути. Здороваться надо определенным образом: хлопну 1 раз  – будете здороваться за руку (рукопожатие); услышите 2 хлопка – здороваемся плечами; 3 хлопка – машем друг другу рукой.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

     А сейчас будем знакомиться. Для того чтобы нам легче было общаться, предлагаю Вам сделать визитную карточку с вашим именем. Закрепите свои бейджики на одежде и можете занять свои места.

Я по кругу буду передавать игрушку – символ слова, у кого игрушка окажется в руках, тот  говорит, как его зовут, увлечение (хобби), свое важное качество, и что вы цените в людях.

(Участники тренинга выполняют задание).

 Ведущий:

     Ну, вот мы и познакомились. Оказывается, среди нас есть педагог, врач….. Каждый из Вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из Вас  свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым, мы надеемся, вы поделитесь друг с другом.

 

II. Правила тренинга

Ведущий:

    Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске. Например:

1.      Не перебивать друг друга. Говорить будет тот, у кого в данный момент в руках  игрушка – символ слова.

  1. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог.
  2. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.
  3. Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от 1-го лица («Я…»). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.
  4. Помним, что поведение человека и его личность – это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого человека. Можно оценивать только его высказывания и поступки.
  5. Стараемся видеть сильные стороны человека, который выступает в данный момент.

 

III. Основное содержание:

III.I. Игры и упражнения на сплочение группы

·         Игра «Спичка».

Ведущий:

     Теперь, соблюдая эти правила, мы с вами поиграем. Игра называется «Спичка». Встаньте плечом к плечу. Сейчас я раздам вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хотя бы одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Как именно держать спички – решать вам. Главное условие – держать их одним пальцем.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

     Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

- Легко ли было выполнить это упражнение?

- Что мешало пройти до финиша?

- Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку?

- Что каждый вынес для себя из этого упражнения? (Какой жизненный урок, мораль.)

 

Ведущий:

     Благодарю за ответы, также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

·         Упражнение «Сердце индивидуальности».

Ведущий:

      Сейчас  вы получите бумажные сердечки.  Вам дается 1 мин, чтобы вы  оформили их с помощью фломастеров и цветных карандашей.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

     Теперь я пройду по кругу и соберу ваши сердечки, перемешаю. Выложу обратно на поднос. Найдите, пожалуйста, каждый свое сердечко.

(Участники тренинга выполняют задание).

Ведущий:

      На первый взгляд все сердечки похожи, но если приглядеться – одинаковых сердечек нет. Разный и цвет, и рисунок.

     Так и люди все очень разные и индивидуальные, и в частности дети: у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения (установки, принципы, стереотипы). Которые он применяет во всех сферах своей жизни (семья, работа, отношения в обществе, воспитание детей), например:

- Стратегия «лидера». Те из вас, кто проявили большую активность в предложенных упражнениях, в творческом оформлении сердечка и в его быстром поиске, т. е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего, смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.

- Стратегия «пассивного поведения». К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберут свои сердечки и останется только его. Такие люди часто пассивны, не инициативны на работе, в воспитании детей.

     Научно доказано, что дети копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, если вам больше свойственна стратегия «лидера», то и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.

 

III.II. Каким вы хотите видеть вашего ребенка?

Ведущий:

     А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске:

(Участники тренинга выполняют задание)

- Послушный. Хорошо ест. Самостоятельный. Не капризничает. Не дерется. По первому требованию выполняет просьбы родителей. Соблюдает режим дня. Добрый. Общительный. Ласковый. Смелый. Умный. Умеет постоять за себя. Воспитанный. Любит рисовать.  Любит заниматься спортом. Любит читать. Здоровый. Умеет найти для себя занятие. Любознательный. Помогает взрослым. Самостоятельно делает уроки. Осознанно учится и т. д.

Ведущий:

     Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание. Для чего оно нужно? Какие могут быть варианты ответа? Вы по очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске:

(Участники тренинга выполняют задание)

1.      Чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами.

  1. Учился учитывать интересы других людей.
  2. Приучался к порядку, дисциплине.
  3. Предотвращать возможные негативные последствия непослушания для личной безопасности ребенка.
  4. Иметь возможность его чему-то научить.
  5. Чтобы он умел соблюдать режим.
  6. Не конфликтовал со сверстниками.
  7. Был управляемым и т.д.

   

Ведущий:

     При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить какие-то положительные личностные качества или же с целью удобства и выгоды для себя?

     Например, какие из перечисленных причин подразумевают удобство взрослого? За каждой из формулировок: «Чтобы он не мешал взрослому» и «Чтобы учился учитывать интересы других людей» скрываются разные ценности. Очевидно, что аргумент «послушание нужно, чтобы ребенок не мешал взрослому» не подразумевает ценности развития ребенка и будет отнесен к формулировкам, определяющим ценности «удобства» взрослого; а второй аргумент – к формулировкам, в которых содержатся ценности развития ребенка.

 

III.III. Анализ методов воспитания

Ведущий:

     А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте игрушку – символ слова по кругу и называйте ваши собственные, а также возможные способы наказания (все способы записываются на доске):

1.      Шлепают.

  1. Ставят в угол.
  2. Пугают полицией.
  3. Лишают развлечений, сладкого, подарков.
  4. Используют окрики.
  5. Читают нотации.
  6. Стараются объяснять, уговаривать.
  7. Переключают внимание.
  8. Обижаются.
  9.  Используют игровые приемы и т. д.

 

Ведущий:

     Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию, касающуюся наказания. Есть желающие?

Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т. д. Ребенку это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, упрашивает, начинает плакать, кричать, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

 

(В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод с точки зрения его значения для развития личности ребенка.)

 

III.IV. Негативные стороны наказания

Ведущий:

     Кто-нибудь помнит себя в детстве, когда вы еще не ходили в школу? Расскажите, пожалуйста, самое яркое, обидное, грустное наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И какие чувства вы при этом испытывали - унижение, обиду, страх, вину, горе, ответную агрессию, растерянность , может быть, ощущение, что не любят Вас, отвергают.

     Такие методы, как физические наказания, окрики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым, ущербным и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций. В результате таких воздействий взрослый, преследуя благую цель – развить положительное качество у ребенка, на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью.

 

III.V. Положительные выходы из ситуации

Ведущий:

     Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов, как:

1.      Объяснения.

2.      Уговоры.

  1. Переключение внимания.
  2. Игровые приемы.
  3. Игнорирование капризов ребенка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.

   

     Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребенок:

1.      Не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта с взрослым.

  1. Получает положительные образцы действий.
  2. Проявляет собственную инициативу.
  3. Сохраняет положительное самоощущение и пр.

 

(Если при проигрывании ситуации родители изначально используют метод с негативными формами наказания, то применяется сценарий с положительными выходами из ситуации. Если родители изначально предложили положительный вариант, то просто проводится беседа.)

 

III.VI. Модели личностного развития ребенка

Ведущий:

     Думаю, вы все знаете, что фундамент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет ее особенности в последующие годы жизни.

Реализация принципов авторитарной педагогики способствует накоплению у ребенка негативного опыта контактов с взрослым, формирует недоверие к миру, низкий уровень инициативности, любознательности, неуверенность в себе, тормозит развитие творческих способностей, проявлений детской непосредственности, жизнерадостности, часто провоцирует появление робости, конфликтности, агрессивности.

     Напротив, следование принципам личностно-ориентированной педагогики способствует накоплению у ребенка позитивного опыта общения со взрослыми, дает ему возможность развить инициативность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.

     Детское непослушание и нарушение запретов часто имеют важное психологическое содержание.

 

IV. Мышечная релаксация (обучение методам саморегуляции)

 

Ведущий:

      Сегодня мы выполним упражнение на напряжение и расслабление. Оно поможет вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Это упражнение довольно короткое и простое – вы можете выполнять его незаметно для окружающих. Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы упражнение принесло пользу:

- Вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным.

- Вы должны делать это очень старательно, прикладывая все силы.

- Вы должны прислушиваться к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и расслаблены.

·         Упражнение «Лимон»

Ведущий:

     Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Прочувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли! Прекрасно. Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Медленно потянитесь, откройте глаза.

      Это упражнение можно повторять дома вместе с детьми, при нарастающей конфликтной ситуации.

 

V. Рефлексия

Ведущий:

     А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним так называемую рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

Прошу каждого, передавая игрушку – символ слова, высказаться о том:

1.      Что он узнал сегодня.

  1. Было ли для него это полезно.
  2. Какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга.
  3. Что он хотел бы еще узнать.

 

·         Упражнение «Аплодисменты по кругу»

     И в завершение нашего тренинга сделаем упражнение «Аплодисменты по кругу». В ходе упражнения аплодисменты сначала звучат тихонько,  затем становятся все сильнее и сильнее. Я начну хлопать в ладоши, а вы по цепочке, друг за другом будете присоединяться. Например, я хлопаю, затем, мы хлопаем вдвоем, потом втроем, далее вчетвером и т. д. пока мы все вместе не будем хлопать, и у нас получатся бурные аплодисменты самим себе.

    И так, начинаем….

 

 Тренинг окончен.

 

 

 

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1354 Руденко Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Руденко Татьяна Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 1533
Номер материала 2179
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓