Главная / Информатика / Тематический план 6 класс ФГОС 2014-2015г

Тематический план 6 класс ФГОС 2014-2015г

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Воронцовская Средняя Общеобразовательная Школа»

Рассмотрено на ШМО учителей
математики, физики и информатики

Протокол № от __.09.2014 г.

Руководитель ШМО ______________ /Н.П.Попова/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________/О.А. Завьялова/

Утверждаю

Директор школы

_______________/Г.С. Доронина/

Рабочая программа по информатике и ИКТ
6
класса


Авторы: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова – М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Составлена на основе: примерной программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы и УМК по информатике и ИКТ для 5-7 классов Босовой Л.Л.


Учитель: Филяев Денис Фёдорович


2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Цели и задачи

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов — освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.



Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

9


Методы и формы решения поставленных задач

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 6 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна учащимся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) Организационный момент. 2) Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу). 3) Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях. 4) Работа за компьютером (работа с клавиатурным тренажером, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки). 5) Подведение итогов урока.

Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Начальная же школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 6 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 6 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума осуществлялось успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессом.





Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование. Организации тестирования в 6 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно объяснить им правила, которых придерживаемся при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 6 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» — с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 ч в неделю, 35 ч в год)


Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер и информация

12

6

6

2

Человек и информация

12

6

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

5


Резерв

3

1

2


Итого:

35

16

19


Тематические и итоговые контрольные работы


Тематика

Вид

Форма

1

Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Компьютер и информация

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа











СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

1. Компьютер и информация

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники1.. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».


2. Человек и информация

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».


3. Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».






















ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 6 «А» класс 2014-2015 учебного года



Дата

Тема

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных достижений)

По плану

Фактически


1



Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Понимать: Информация – Компьютер – Информатика

Знать: Файлы и папки.

Знать: Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Знать: Двоичное кодирование числовой информации.

Выполнять: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Знать: Тексты в памяти компьютера..

Понимать: Кодирование текстовой информации.

Выполнять: Создание документов в текстовом процессоре Word.

Различать: Растровое кодирование графической информации.

Различать: Векторное кодирование графической информации.

Знать: Единицы измерения информации.

2



Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

3



Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1)

4



Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2)

5



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

6



Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1)

7



Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)

8



Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

9



Растровое кодирование графической информации.

10



Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4.

11



Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

12



Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2)

13



Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4)

Понимать: Чувственное познание окружающего мира. ,понятие как форма мышления.

Знать: Как образуются понятия.

Знать: Структурирование и визуализация информации.

Знать: Содержание и объем понятия.

Знать: Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Знать: Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Знать: Определение понятия..

Знать: Классификация.

Знать: Суждение как форма мышления.

Знать: Умозаключение как форма мышления.

Знать: Что такое алгоритм.


14



Понятие как форма мышления. Практическая работа №7

15



Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2)

16



Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа

17



Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5)

18



Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3)

19



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7)

20



Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3)

21



Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3)

22



Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3)

23



Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6)

24



Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12.

25



Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

Знать: Исполнители вокруг нас.

Знать: Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Циклические алгоритмы

Знать: Циклические алгоритмы

26



Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

27



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

28



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

29



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

30



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

31



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

32



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

33



Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №15.

34



Повторение за курс 6 класса

35



Повторение за курс 6 класса























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ 6 «Б» класс 2014-2015 учебного года



Дата

Тема

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных достижений)

По плану

Фактически

1



Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Понимать: Информация – Компьютер – Информатика

Знать: Файлы и папки.

Знать: Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Знать: Двоичное кодирование числовой информации.

Выполнять: Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Знать: Тексты в памяти компьютера..

Понимать: Кодирование текстовой информации.

Выполнять: Создание документов в текстовом процессоре Word.

Различать: Растровое кодирование графической информации.

Различать: Векторное кодирование графической информации.

Знать: Единицы измерения информации.

2



Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

3



Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 (задание 1)

4



Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 (задание 2)

5



Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

6



Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 (задание 1)

7



Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)

8



Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

9



Растровое кодирование графической информации.

10



Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4.

11



Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

12



Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 (задания 1-2)

13



Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 (задания 3-4)

Понимать: Чувственное познание окружающего мира. ,понятие как форма мышления.

Знать: Как образуются понятия.

Знать: Структурирование и визуализация информации.

Знать: Содержание и объем понятия.

Знать: Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Знать: Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.

Знать: Определение понятия..

Знать: Классификация.

Знать: Суждение как форма мышления.

Знать: Умозаключение как форма мышления.

Знать: Что такое алгоритм.


14



Понятие как форма мышления. Практическая работа №7

15



Как образуются понятия. Практическая работа №8 (задания1-2)

16



Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа

17



Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 (задания 3 - 5)

18



Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 (задания 1-3)

19



Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 (задания 4-7)

20



Определение понятия. Практическая работа №10 (задания 1-3)

21



Классификация. Практическая работа №10 (Задания 1-3)

22



Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 1-3)

23



Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 (задания 4-6)

24



Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12.

25



Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

Знать: Исполнители вокруг нас.

Знать: Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Линейные алгоритмы.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Алгоритмы с ветвлениями.

Знать: Циклические алгоритмы

Знать: Циклические алгоритмы

26



Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

27



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

28



Линейные алгоритмы. Практическая работа №12.

29



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

30



Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №13.

31



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

32



Циклические алгоритмы. Практическая работа №14.

33



Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №15.

34



Повторение за курс 6 класса

35



Повторение за курс 6 класса
























Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  5. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  6. CD – набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7»


Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Модем ASDL

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса

  6. Сканер

  7. Web-камера

  8. Локальная вычислительная сеть


Программные средства.

  1. Операционная система

  2. Антивирусная программа

  3. Программа-архиватор

  4. Интегрированное офисное приложение

  5. Система оптического распознавания текста

  6. Среда программирования

  7. Мультимедиа проигрыватель.

  8. Система тестирования



1

Тематический план 6 класс ФГОС 2014-2015г
  • Информатика
Описание:

Современный период общественного развития характеризу­ется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усво­ение обучающимся определенной суммы знаний, но и на разви­тие его личности, познавательных и созидательных способно­стей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подго­товка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедис­циплинарный характер. К этим видам деятельности относят­ся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для об­разовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образователь­ного учреждения его изучение на пропедевтическом уровне ре­комендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Цели и задачи

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах является наиболее благоприятным этапом для форми­рования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдар­мом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов — освоенных обу­чающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях.

 

Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:

     формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладе­ние умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуаль­ную и коллективную информационную деятельность, пред­ставлять и оценивать ее результаты;

     пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакоми­тельное) изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное фор­мирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

     воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуаль­ных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

     показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

     организовать работу в виртуальных лабораториях, направ­ленную на овладение первичными навыками исследователь­ской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

     организовать компьютерный практикум, ориентирован­ный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и ме­тодами освоения новых инструментальных средств; фор­мирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

     создать условия для овладения основами продуктивно­го взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно фор­мулировать мысль в понятной собеседнику форме; умени­ем выступать перед аудиторией, представляя ей результа­ты своей работы с помощью средств ИКТ.

9

Методы и формы решения поставленных задач

В обучении младших школьников наиболее приемлемы ком­бинированные уроки, предусматривающие смену методов обу­чения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 6 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, реко­мендуется проводить объяснения в первой части урока, а на ко­нец урока планировать деятельность, которая наиболее интерес­на учащимся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить сле­дующие основные этапы: 1) Организационный момент. 2) Ак­тивизация мышления и актуализация ранее изученного (раз­минка, короткие задания на развитие внимания, сообразитель­ности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу). 3) Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презента­цией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет мате­риал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необхо­димости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях. 4) Работа за компьютером (работа с клавиатурным тренажером, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки). 5) Подведение итогов урока.

 

Основная школа отвечает за формирование учебной самосто­ятельности, которая является ключевой педагогической зада­чей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собст­венной инициативе. Начальная же школа строится на совмест­ной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 6 классе, при переходе ребят из на­чальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался вы­полнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, уче­ники 6 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формали­зованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последо­вательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума осу­ществлялось успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень вни­мательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, вы­явив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стре­миться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учеб­ным процессом.

Автор Филяев Денис Фёдорович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1146
Номер материала 43951
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓