Главная / История / Тематический классный час "Но разве о войне мечтают дети"

Тематический классный час "Но разве о войне мечтают дети"

Тематический классный час

Но разве о войне мечтают дети?”

к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне



Автор: Шиндяпина Зоя Александровна

учитель истории

филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в с.Ивано-Лебедянь

Обоснование.


В преддверии празднования 70- летия Победы в Великой Отечественной войне мы не должны забывать об этой трагичной дате. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству, к самому ценному на земле — человеческой жизни, тем более, что это жизнь ребенка.

Описание работы.

Электронное сопровождение к классному часу “Но разве о войне мечтают дети?” представлено в формате видеоприложения “Дети войны”, творческой работы учащихся.

Видеоприложение выполнено в программе Windows Movie Maker

Учебно-методические рекомендации:

Основная ученическая аудитория – учащиеся 9 – 11 классов, как наиболее подготовленные в содержательном и эмоциональном плане школьники способные критически мыслить, анализировать, делать выводы.

Форма проведения: интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией видеоматериала.

Мероприятие рассчитано на 1 час (классный час).

Место проведения: школьная краеведческая комната

Оборудование: видеопроектор, экран, ноутбук с подключением к Интернету, костюмы, одежда детей военных лет


Ход мероприятия

Цели:

  • усвоение уроков войны для воспитания толерантного сознания в современном мире;

  • формирование у школьников патриотической позиции.


Задачи:

  • ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Великой Отечественной войны;

  • воспитание у учащихся понимания опасности шовинизма, неонацизма.

  • рассказать учащимся о роли детей в годы войны.


1.Вступление

Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича. Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного.


Ведущий 1: Слушайте все – начинается лето! –

Первые горны пропели про это!

Первые тапочки, кеды, ботинки

Снова топочут по каждой травинке.

Первые песни в лесах зазвенели,

Первые брызги над речкой взлетели.

Первая грусть разбежалась кругами,

Первые письма отправлены маме.

Первая помощь колхозному саду:

Вымпел и первое место отряду!


В. Орлов

Звучит в записи 1-й куплет песни

"Священная война" сл. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)


Показ видеоприложения о начале войны.

Ведущий 2: Каждый человек должен помнить эти даты: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года. Каждый человек должен знать эти цифры: 27 миллионов человек, погибших на полях сражений, умерших от голода, замученных в концлагерях; 1418 дней длилась Великая Отечественная война, отчёт времени тогда вели не годами, не месяцами, а, именно, днями. Каждый день - это битва за свою жизнь, за жизнь родных людей, детей, за жизнь родной страны. Сегодня мы познакомимся с видеосвидетельствами зверств фашистов в концлагерях, сквозь стены которых и колючую проволоку слышатся стенания и плач детей, обреченных на гибель в крематориях и газовых камерах. Узнаем о детях блокадного Ленинграда, о подвигах детей на фронте и в тылу.

2. Работа в группах.

Мозговой штурм. Этимология понятия План Ост.


(Дети работают с Интернет-ресурсами Википедии http://ru.wikipedia.org



Чтец:

Муса Джалиль. Варварство. 1943 год

Они с детьми погнали матерей
     И яму рыть заставили, а сами
     Они стояли, кучка дикарей,
     И хриплыми смеялись голосами.
     У края бездны выстроили в ряд
     Бессильных женщин, худеньких ребят.
     Пришел хмельной майор и медными глазами
     Окинул обреченных… Мутный дождь
     Гудел в листве соседних рощ
     И на полях, одетых мглою,
     И тучи опустились над землею,
     Друг друга с бешенством гоня...
     Нет, этого я не забуду дня,
     Я не забуду никогда, вовеки!
     Я видел: плакали, как дети, реки,
     И в ярости рыдала мать-земля.
     Своими видел я глазами,
     Как солнце скорбное, омытое слезами,
     Сквозь тучу вышло на поля,
     В последний раз детей поцеловало,
     В последний раз...
     Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
     Он обезумел. Гневно бушевала
     Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
     Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
     Он падал, издавая вздох тяжелый.
     Детей внезапно охватил испуг,--
     Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
     И выстрела раздался резкий звук,
     Прервав проклятье,
     Что вырвалось у женщины одной.
     Ребенок, мальчуган больной,
     Головку спрятал в складках платья
     Еще не старой женщины. Она
     Смотрела, ужаса полна.
     Как не лишиться ей рассудка!
     Все понял, понял все малютка.
     — Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
     Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
     Дитя, что ей всего дороже,
     Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
     Прижала к сердцу, против дула прямо...
     — Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
     Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
     И хочет вырваться из рук ребенок,
     И страшен плач, и голос тонок,
     И в сердце он вонзается, как нож.
     — Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
     Закрой глаза, но голову не прячь,
     Чтобы тебя живым не закопал палач.
     Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
     И он закрыл глаза. И заалела кровь,
     По шее лентой красной извиваясь.
     Две жизни наземь падают, сливаясь,
     Две жизни и одна любовь!
     Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
     Заплакала земля в тоске глухой,
     О, сколько слез, горячих и горючих!
     Земля моя, скажи мне, что с тобой?
     Ты часто горе видела людское,
     Ты миллионы лет цвела для нас,
     Но испытала ль ты хотя бы раз
     Такой позор и варварство такое?
     Страна моя, враги тебе грозят,
     Но выше подними великой правды знамя,
     Омой его земли кровавыми слезами,
     И пусть его лучи пронзят,
     Пусть уничтожат беспощадно
     Тех варваров, тех дикарей,
     Что кровь детей глотают жадно,
     Кровь наших матерей...


Ведущий 1:Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “расовой борьбы”. Немцы уничтожали детей вследствие идеологических причин.

Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза. Подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях. Их судьба может быть разделена на следующие категории:

1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;

2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;

3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;

4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.


3.На фоне песни «Дети войны» в исполнении Тамары Гвердцители

Просмотр видеоприложения “Дети войны”, в котором использованы материалы следующих сайтов:



4. Обсуждение фильма.


5.Встреча с ветераном

Экскурсовод:

Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто работал в тылу: отцы на фронт – дети на завод, в поле.

В нашей краеведческой комнате собран материал о тружениках тыла в годы войны, в том числе и о жизни и работе детей в годы войны.


(Просмотр экспозиции школьной краеведческой комнаты:

«Боевой и трудовой подвиг жителей Абакумовки..)


Ведущий 2: Члены нашего Исследовательско-краеведческого кружка на протяжении многих лет встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми военных лет и делали видеозаписи или аудиозаписи этих встреч. Сегодня мы вновь вспомним встречу с человеком, детство которого оборвала война…


6.Просмотр видеовстречи с Иванниковой С.Г

(она не окончив школу, в годы войны стала учить детей, вместе со школьниками несла все тяготы войны)

Ведущий 1: Не забудем, друзья, тех, кто самоотверженно защищал Родину, кто отдал за нее жизнь. Память о погибших в Великой Отечественной войне 1941-45гг свята, не иссякнет благодарность живущих воинам-победителям.

Объявляется минута молчания.








Чтец:

Дети войны
Светлана Сирена.


Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!


Ведущие: Пусть наша встреча сегодня будет своеобразным памятником всем, кто подарил нам возможность жить на этой земле, по-своему устраивать свое счастье и нести грядущим поколениям эстафету добра, гуманизма!


Ведущие предлагают всем вместе исполнить песню "День Победы" муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.


Тематический классный час "Но разве о войне мечтают дети"
  • История
Описание:

В преддверии празднования 70- летия Победы в Великой Отечественной войне мы не должны забывать об этой трагичной дате. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству, к самому ценному на земле — человеческой жизни, тем более, что это жизнь ребенка. Это мероприятие-призыв "Войны не должно быть!"

Описание работы.

Электронное сопровождение к классному часу “Но разве о войне мечтают дети?” представлено в формате  видеоприложения “Дети войны”, творческой работы учащихся.

Видеоприложение выполнено в программе Windows Movie Maker

Учебно-методические рекомендации:

Основная ученическая аудитория – учащиеся 9 – 11  классов, как наиболее подготовленные в содержательном и эмоциональном плане школьники способные критически мыслить, анализировать, делать выводы.

Форма проведения: интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией видеоматериала.

Мероприятие рассчитано на 1 час (классный час).

Место проведения:школьная краеведческая комната

Оборудование: видеопроектор, экран, ноутбук с подключением к Интернету, костюмы, одежда детей военных лет

 

Автор Шиндяпина Зоя Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 576
Номер материала 35700
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓