Главная / Русский язык и литература / Тематическая неделя по русскому языку

Тематическая неделя по русскому языку


hello_html_43fc74cc.gifhello_html_43fc74cc.gifКазенное образовательное учреждение Воронежской области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-педагогического сопровождения».


































Подготовила и провела:

учитель русского языка

Столбинская Н.В.

























11.03.2014



Литературное чтение басен И.А.Крылова.



Цели занятия:

  • закрепить и пополнить знания детей о басне;

  • пополнить знания детей о жизни великого баснописца И.А. Крылова, о его творчестве;

  • развивать творческую и познавательную активность учащихся;

  • развитие навыков анализа поэтических произведений, выразительного чтения, исполнительского искусства;

  • воспитывать интерес к литературе, к слову;

  • воспитание у учащихся морально-нравственных качеств.


Участники литературного чтения.

Литературное чтение проводится среди учащихся 3-10 классов Казенного образовательного учреждения Воронежской области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-педагогического сопровождения».


Оборудование:

мультимедийная доска, презентация, портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова.


Ход занятия.



Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы собрались с вами для того, что бы раскрыть тайны... Великие тайны басен Ивана Андреевича Крылова. Жанр басни существует уже много столетий. И хотя героями басен традиционно являются животные, на самом деле в них высмеиваются чисто человеческие слабости и недостатки. Вам наверняка знакомы басни про лисицу, которая, подняв узкую морду, жадно глядит на ворону с кусочком сыра в клюве, про журавля, вынувшего кость из волчьей пасти, про кота Ваську, стащившего у повара курчонка, или как слона по улицам водили.


Учитель. Уже в юности Крылов сочинил несколько сатирических комедий для театра, но, ни одна из них не была допущена на сцену. И тогда он обратился к журналистике и издательской деятельности, смело обличая казнокрадство, кичливость, взяточничество.


Учитель. Первая книга его басен вышла в 1809 г. и мела огромный успех. За три десятилетия он написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Острая и смелая сатира баснописца вызывала недовольство Екатерины II, и Крылову пришлось на шесть лет уехать в провинцию. Он вернулся в Петербург только в 1806 г. И представил на суд публики сатирические комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». Они имели большой успех. С 1812 по 1841 г. И.А. Крылов служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке и продолжал писать басни.


Учитель. В своих баснях автор показал жизнь и нравы современников, их достоинства и недостатки. Особенно он осуждал невежество, косность, глупость, эгоизм. Вот, например, басня «Корни и листья». Когда кудрявые листья загордились своей красотой, корни им напомнили, что они их питают. Если корни высохнут, не станет ни дерева, ни листьев.


Учитель. Писатель не мог не откликнуться на события Отечественной войны 1812 г. В персонажах басен «Волк на псарне», «Ворона и курица» читатели легко узнавали и иноземных захватчиков, и народных мстителей.

Герои всех басен - звери, но ведут себя они как люди. Каждая басня - это небольшая картинка, сценка, которая заканчивается моралью. Многие выражения басен стали крылатыми. Мы повторяем эти крылатые слова, даже иногда не зная, из какой они басни: «А воз и ныне там», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», «А Васька слушает да ест».


Учитель. Вот уже больше ста лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь 13 февраля исполнилось 242 года со дня его рождения.
Он смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Ребята, вы сегодня вспомните некоторые басни Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь… 
А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь…



Учитель. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Басни «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, его не устарели, они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.



А сейчас мы послушаем выразительное чтение басен, которые подготовили ребята. Обратите на главную мысль, мораль басни.



Конкурс «Кто говорит?» Учащиеся должны угадать, кто и в какой басне произносит эти слова.

  1. Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей! (Стрекоза, «Стрекоза и Муравей»)



  1. Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь. (Лисица, «Лисица и Виноград»)



  1. Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)



  1. Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что не знаком

Ты с нашим Петухом:

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился. (Осёл, «Осёл и Соловей»)



  1. Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали? (Листья, «Листы и Корни»)



  1. Уж брать, так брать,

А то и когти что марать!

Бывают и орлы, как видно, плоховаты. (Воронёнок, «Воронёнок»)



  1. Коль ты умней не будешь,

То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.

На сей раз, Бог простит; но берегись вперёд

И знай, с кем шутишь! (Змея, «Мальчик и Змея»)



  1. Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью…(Ягнёнок, «Волк и Ягнёнок»)

  1. Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам…(Волк, «Волк на псарне»)



  1. Ничуть меня то не тревожит;

В нём проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. (Свинья, «Свинья под дубом»)







Просмотр мультфильмов по произведениям И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», «Кукушка и петух», «Ворона и лиса».











































Басня Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
http://deti-online.com/images/basni-krylova--strekoza-i-muravei.jpg

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!







Басня Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
http://deti-online.com/images/basni-krylova--lebed-shuka-i-rak.jpg

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука
.



Басня Трудолюбивый медведь

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: "Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?" -
"В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье".
http://deti-online.com/images/basni-krylova--trudolyubivyy-medved.jpg









Басня Квартет

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
http://deti-online.com/images/basni-krylova--kvartet.jpg

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.









Басня Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
http://deti-online.com/images/basni-krylova--vorona-i-lisica.jpg

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.





















Басня Волк и журавль

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
http://deti-online.com/images/basni-krylova--volk-i-zhuravl.jpg

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся".



Басня Чиж и голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
http://deti-online.com/images/basni-krylova--chizh-i-golub.jpg

"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело".

Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.











Басня Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
http://deti-online.com/images/basni-krylova--lisica-i-vinograd.jpg

Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".



Басня Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит:
 
"Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно".
http://deti-online.com/images/basni-krylova--petuh-i-zhemchuzhnoe-zerno.jpg

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.







Басня Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
http://deti-online.com/images/basni-krylova--martyshka-i-ochki.jpg

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.



























Олимпиада «Грамотный русский язык» является интеллектуальным соревнованием для учащихся 6-10 классов. Организатором Олимпиады является учитель русского языка и литературы Завалишина Ольга Викторовна.

Основные цели Олимпиады «Грамотный русский язык»:

  • стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

  • оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школе;

  • активизация творческих способностей учащихся;

  • популяризация русского языка как науки и школьного предмета;

  • поощрение детей, проявляющих способности в области русского языка.



Участники Олимпиады.

Олимпиада проводится среди учащихся 6-10 классов Казенного образовательного учреждения Воронежской области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-педагогического сопровождения».

Задания Олимпиады.

Предлагаемые задания школьной олимпиады по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания.

 Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 90 минут.







  





















Казенное образовательное учреждение Воронежской области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-педагогического сопровождения».


































Подготовила и провела:

учитель русского языка

Столбинская Н.В.

























15.03.2014



Конкурс-викторина по русскому языку

«Занимательная грамматика»

Цели:

  • Проверить знания участников по темам: словообразование, орфография, лексика.

  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.

  • Прививать любовь  и интерес к родному языку.

  • Развивать и обогащать активный словарь учащихся.

  • Способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.


Оборудование: мультимедийная доска, презентация.



Ход занятия.



Учитель.

Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы с вами сегодня  убедимся.

Сейчас состоится конкурс- викторина по русскому языку. У нас 2 команды. Нам предстоит выяснить, учащиеся, какой команды лучше  знают русский язык. Ждет нас путешествие непростое. Кто же окажется мудрее всех? Это мы узнаем только на финише. Желаю удачи!



Содержание конкурса-викторины

  • Задания командам

  • Найди спрятавшуюся букву

  • Кто больше составит слов

  • Буква заблудилась

  • Почему печален ежик

  • Определи часть речи

  • Отгадай пословицу

  • Прочитай ребус



Конкурс №1 Угадайте название команды.

Её название обозначает предмет, в предложении является подлежащим.

Существительное

Её название обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым.

Глагол



Конкурс №2 Составьте слово

УКВЫБ –

СЛГОИ –

АВОЛС –

ВЗУИК -



Конкурс №3Угадай буквы, которые спрятались в загадки

Эта буква широка

И похожа на жука.


На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра три.



Это легкая загадка

В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла,

Укатиться бы могла.



Конкурс №4 Кто больше слов составит из этих букв

«ТРАНСПОРТ»

1.Спорт 6.нос 11.пост

2.Рост 7.сон 12.нарост

3.Порт 8.рот 13.нора

4.Торт 9. тропа 14.пора

5.Тост 10.пот 15 стопа



















Конкурс №5 Упражнения по словообразованию

hello_html_2d8b598d.jpg

-ик hello_html_2d60e4e6.jpg

-ушка

-инный

-ость

-ый

по_______ел







Конкурс №6 Какая буква заблудилась?



Закричал охотник: «ОЙ!

Двери гонятся за мной!»


На виду у детворы

крысу красят маляры.

Тает снег. Бежит ручей.

На ветвях полно врачей.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!





Конкурс №7 Почему печален ёжик?



Под ольхой в тени ветвей

Я собрал своих друзей.

Усадил их всех на кочку,

Дал росы им по глоточку.

Но внезапно за бугром

Громкий-громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

Помоги ёжику


мед дя сук

бар ли ведь яц

тел за са



Конкурс №8. Найдите одинаковые слова, определите часть речи у выделенных слов



Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

Ведро дало течь, и оно дало течь.



Снежное покрывало все поле покрывало.

Мы ели мороженое. Вокруг росли ели.





Конкурс №9. Отгадай пословицу.



Свет – тьма (ученье свет, не ученье тьма)

Труд – лень (Труд кормит, а лень портит)

Погибай – выручай (Сам погибай, а товарища выручай)

Погонишься – не поймаешь (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)





Конкурс №10. Подбери синонимы

Рукой подать - близко

В час по чайной ложке - медленно

Во весь дух - быстро

Морочить голову - хитрить

Не покладая рук - работать активно

Бить баклуши - бездельничать

Ни пуха, ни пера - пожелать удачи

Назубок - отлично выучить




Конкурс №11. Замени существительные прилагательными





Радость – ясность -

Грусть – опасность -

Вкус – небеса -

Ужас – чудеса -

Река – молоко -

Рука – удача -

Печь - срок -







Конкурс №12. Отгадай ребусы.

14fe59dd60f3fe2ba8ec

Каток Мода



8f6b3266a92622dc04ba

Букет хомяк



fe12a1cba3893317728f

Лимон корова





Итак, наш конкурс-викторина подошел к концу.

Жюри подводит итоги.

И сейчас мы определим, какая команда лучше знает русский язык.

















Анкета по итогам недели русского языка.

  1. Понравилась вам неделя русского языка?

  2. Принимали вы участие, в каком либо мероприятии?

  3. В каком бы вы хотели участвовать, но не участвовали?

  4. Какое мероприятие больше всего вам понравилось?

  5. Нужно ли проводить неделю русского языка?

  6. Как часто нужно проводить неделю русского языка?




Тематическая неделя по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Каждый год традиционно в каждой школе проходят тематические недели. Наш центр не исключение.

Неделя русского языка  была посвящена великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.  Неделя была очень насыщеная различными внеклассными мероприятиями. Это и конкурс рисунков к басням Крылова, и конкурс стенгазет. 

Проходил конкурс литературного чтения басен. В этом конкурсе принимали участия дети с 3 по 8 класс. 

Цель:-закрепить и пополнить знания детей о баснях; о жизни и творчестве великого баснописца И.А.Крылова;

-развивать творческую и познавательную активность учащихся;

- развитие навыков анализа поэтических произведений, выразительного чтения, исполнительского искусства;

-воспитывать интерес к литературе, к слову;

-воспитание у учащихся морально-нравственных качеств.

Было проведено внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"

Итоги недели русского языка были подведены в виде анкеты.


Автор Столбинская Надежда Викторовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 679
Номер материала 19654
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓