Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыТематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Общество» 10 класс (на 235 минут)

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Общество» 10 класс (на 235 минут)

Скачать материал

 

 

 

 

Тематическая диагностическая работа

по подготовке к ЕГЭ

 

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

по теме

 «Общество»

 

 

 

10 класс

 

 

(на 235 минут)

 

  

 

 

 

 

Фамилия

Имя

Отчество 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция по выполнению работы

 

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 36 заданий. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответ к заданиям 1, 2, 5–7, 10, 13, 14, 17, 18, 23 запишите в бланк ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответом к остальным заданиям части 1 является  последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответа № 1.

Задания части 2 (28–36) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).  В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.  

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. 

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи  в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

 

 

Желаем успеха!

 

 

 

 

 

 

 

 

  4

 
Часть 1

 

Ответами к заданиям 1-27 являются цифра,или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работ, а затем перенесите в Бланк ОТВЕТОВ №1  справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведеными в блане образцами.

 

 

  1

 
 


 Общество как систему характеризует    

1) циклический характер развития  

2) независимость от условий среды  

3) наличие институтов и подсистем  

4) принадлежность к материальному миру 

 

 
 


Ответ:

 

 

 

  2

 
 


 Быст­рый скач­ко­об­раз­ный пе­ре­ход от од­но­го об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го строя к дру­го­му на­зы­ва­ет­ся

 1) про­грес­сом                             2) ре­во­лю­ци­ей

 3) контр­ре­фор­мой                       4) эво­лю­ци­ей

 


Ответ:      

 

 

 

 

  3

 
 


 Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Глобальные проблемы затрагивают жизненно важные интересы человечества.

Б. К глобальным проблемам относят проблему развития демократии.    

1) верно только А                   2) верно только Б 

3) верны оба суждения           4) оба суждения неверны 

 


Ответ:      

 

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы общественной жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.    

1) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.  

2) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.  

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.  

4) Постепенно складывается демократия.  

5) Преимущественное влияние на развитие общества оказывают природные факторы.  

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.  

 

Ответ: ___________________________. 

5

 
 


 К социальной подсистеме общества относятся    

1) отношения людей по поводу власти  

2) взаимодействия общества и природы  

3) отношения людей в процессе материального производства  

4) взаимодействия людей в малых и больших группах и групп между собой 

 


Ответ:  

  6

 
 


 На­прав­ле­ние раз­ви­тия об­ще­ства, для ко­то­ро­го ха­рак­те­рен пе­ре­ход от низ­ше­го к выс­ше­му, от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му, на­зы­ва­ют

 1) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ци­ей          2) об­ще­ствен­ным про­грес­сом

 3) куль­тур­ной ре­во­лю­ци­ей                4) со­ци­аль­ной адап­та­ци­ей

 


Ответ:      

 

  7

 
 


 Об­ще­ство, в от­ли­чие от при­ро­ды

1) раз­ви­ва­ет­ся за­ко­но­мер­но      2) под­вер­же­но из­ме­не­ни­ям

3) тво­рит куль­ту­ру                    4) яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской си­сте­мой

 

 


Ответ:      

 

 

 

12

 

  8

 
 Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве?

А. Ве­ду­щим со­ци­аль­ным лиф­том в ин­фор­ма­ци­он­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние.

Б. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства ха­рак­те­ри­зу­ет­ся при­ро­стом чис­лен­но­сти за­ня­тых в сфере услуг и сфере вы­со­ких тех­но­ло­гий.

 1) верно толь­ко А                                2) верно толь­ко Б

 3) верны оба суж­де­ния                        4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 


Ответ:   

9

 
 


 Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

  1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства

  2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти

4) фор­ми­ро­ва­ние наций

5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира

6) раз­ви­тие рынка

 

Ответ: ___________________________. 

10

 
 

При­ро­да, в от­ли­чие от об­ще­ства

      1) ис­пы­ты­ва­ет вли­я­ние че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти

2) яв­ля­ет­ся сре­дой оби­та­ния че­ло­ве­ка

3) из­ме­ня­ет­ся в на­прав­ле­нии от низ­ше­го к выс­ше­му

4) спо­соб­на раз­ви­вать­ся не­за­ви­си­мо от че­ло­ве­ка

 


Ответ:      

 

11

 
 


Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

    А. В самом ши­ро­ком смыс­ле об­ще­ство - это окру­жа­ю­щий че­ло­ве­ка ма­те­ри­аль­ный мир.

   Б. По­ня­тие «об­ще­ство» в ши­ро­ком смыс­ле сов­па­да­ет с по­ня­ти­ем «го­су­дар­ство».

 

1) верно толь­ко А                     2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния            4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 


Ответ:      

 

 Со­цио­ло­ги опро­си­ли 23-лет­них ра­бо­та­ю­щих юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Зачем Вы ра­бо­та­е­те, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мо­ти­ва­ция?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

http://soc.reshuege.ru/get_file?id=15668 

 Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

   1) По­ло­ви­на юно­шей ра­бо­та­ет для того, чтобы обес­пе­чить ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие.

   2) Доли де­ву­шек, свя­зы­ва­ю­щих тру­до­вую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и с воз­мож­но­стью пу­те­ше­ствий, об­ще­ния с раз­ны­ми лю­дь­ми, равны.

  3) Доля тех, кто ра­бо­та­ет, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они за­ни­ма­ют­ся, боль­ше среди де­ву­шек, чем среди юно­шей.

  4) Рав­ные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы при­ла­га­ют уси­лия, чтобы под­нять­ся по ка­рьер­ной лест­ни­це.

  5) Бóльшая доля юно­шей, по срав­не­нию с де­вуш­ка­ми, ра­бо­та­ет по­то­му, что их ра­бо­та очень нужна об­ще­ству.

 

Ответ: ___________________________.

 

17

 

13

 
В государстве Z невелико число образованных людей, так как образование доступно только высшим сословиям. Товарно-денежные отношения развиты слабо, основу экономики составляет полунатуральное сельскохозяйственное производство, основанное на хозяйственном опыте предков. К какому типу относится общество Z?    

1) традиционному  

2) индустриальному  

3) информационному  

4) постиндустриальному 

 

Ответ:      

14

 
 


 Ре­во­лю­ция и ре­фор­ма яв­ля­ют­ся

     1) со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми

2) фор­ма­ми об­ще­ствен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний

3) эле­мен­та­ми об­ще­ства как си­сте­мы

4) ви­да­ми со­ци­аль­ных свя­зей

 


Ответ:  

15

 
 


 Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

   А. По­ня­тие «об­ще­ство» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния груп­пы людей, объ­еди­нив­ших­ся для вы­пол­не­ния сов­мест­ной де­я­тель­но­сти.

   Б. По­ня­тие «об­ще­ство» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния пе­ри­о­да ис­то­рии че­ло­ве­че­ства.

      1) верно толь­ко А                         2) верно толь­ко Б

 3) верны оба суж­де­ния                 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 


Ответ:  

16

 
 


Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке де­мо­гра­фи­че­ские груп­пы. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)   молодёжь

 2)  муж­чи­ны

 3)  спортс­ме­ны

 4)  моск­ви­чи

 5)  ма­те­ри-оди­ноч­ки

 6)  фран­цу­зы

 

 

Ответ: ____________________________

 

 

Ин­ду­стри­аль­ное и ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ства объ­еди­ня­ет общий при­знак –

     1) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние со­ци­аль­ных сетей

2) со­зда­ние еди­ных ми­ро­вых фи­нан­со­вых цен­тров

3) пре­об­ла­да­ние круп­ной про­мыш­лен­но­сти и транс­пор­та

4) при­зна­ние цен­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­ной сво­бо­ды и част­ной соб­ствен­но­сти

 

Ответ:      

18

 
 


 Об­ще­ство как ди­на­ми­че­скую си­сте­му от­ли­ча­ет при­знак:

1) на­ли­чие опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и под­си­стем.

2) обособ­ле­ние от при­род­ной среды, утра­чи­ва­ние связи с ней.

3) воз­ник­но­ве­ние новых со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и от­ми­ра­ние ста­рых.

4) вхож­де­ние при­ро­ды и об­ще­ства в еди­ный ма­те­ри­аль­ный мир.

 

Ответ:      

 

19

 
  Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

    А. Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой за­кры­тую си­сте­му, не вза­и­мо­дей­ству­ю­щую с внеш­ней сре­дой.

    Б. Об­ще­ство яв­ля­ет­ся по­сто­ян­но раз­ви­ва­ю­щей­ся ди­на­ми­че­ской си­сте­мой.

         1) верно только А                   2) верно только Б  

        3) верны оба суждения             4) оба суждения неверны 

 


Ответ:

20

 
 


Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке осо­бен­но­сти ре­фор­мы как формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) су­ще­ствен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, вво­ди­мые за­кон­ным путём

2) смена пра­вя­щей груп­пи­ров­ки при со­хра­не­нии су­ще­ству­ю­щих об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

3) по­сте­пен­ное из­ме­не­ние в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ства, про­ис­хо­дя­щее под вли­я­ни­ем объ­ек­тив­ных фак­то­ров

4) круп­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, про­во­ди­мые по ини­ци­а­ти­ве вла­стей

5) мас­штаб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, не за­тра­ги­ва­ю­щие фун­да­мен­таль­ных основ жизни об­ще­ства

 

 Ответ:_______________.

25

 

21

 
В стра­не Z ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром про­из­вод­ства. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми нор­ма­ми.

2) Боль­шин­ство на­се­ле­ния за­ня­то в сфере услуг.

3) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хо­зяй­ства.

4) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие тех­но­ло­гии.

5) Про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни.

6) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства.

Ответ:_______________.

22

 
 


За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

СФЕРЫ ОБ­ЩЕ­СТВА

СФЕРЫ

УЧРЕ­ЖДЕ­НИЯ (ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИИ)

Эко­но­ми­че­ская

За­во­ды, фирмы, банки, рынки и др.

...

Го­су­дар­ство, пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, су­деб­ная си­сте­ма, пар­тии и др.

 Ответ:________________________.

23

 
 


 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.  

1) общественное развитие; 2) общественный прогресс;

3) общественный регресс; 4) социальная революция; 5) реформа.  

 


Ответ: 

24

 
 


Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство.

1) вне­эко­но­ми­че­ское при­нуж­де­ние к труду        

2) при­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей

3) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ных тех­но­ло­гий

4) пе­ре­ход к вы­пус­ку ма­ло­се­рий­ных из­де­лий

5) пре­вра­ще­ние ин­фор­ма­ции в фак­тор про­из­вод­ства

6) раз­ви­тие элек­трон­ных средств ком­му­ни­ка­ции

 

Ответ:

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между глав­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГЛАВ­НЫЕ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ                  СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

А) го­су­дар­ство                                  1) эко­но­ми­ка

     Б) ре­ли­гия                                        2) по­ли­ти­ка

     В) об­ра­зо­ва­ние                                 3) ду­хов­ная куль­ту­ра

     Г) про­из­вод­ство                                4) со­ци­аль­ные от­но­ше­ния

     Д) семья

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

  Ответ:

 

26

 
Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Со­вре­мен­ная наука на­чи­на­ет вы­сту­пать в ка­че­стве со­ци­аль­ной силы, не­по­сред­ствен­но вклю­ча­ясь в про­цес­сы со­ци­аль­но­го раз­ви­тия и управ­ле­ния об­ще­ством, вы­пол­ня­ет функ­цию про­из­во­ди­тель­ной силы об­ще­ства. (Б) Рос­сий­ская наука на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии кри­зи­са. (В) Па­де­ние ав­то­ри­те­та оте­че­ствен­ной науки, низ­кий уро­вень её фи­нан­си­ро­ва­ния, раз­рыв связи науки с про­из­вод­ством, утеч­ка идей и тех­но­ло­гий, па­де­ние пре­сти­жа на­уч­но­го труда и ощу­ти­мый уход среди учёных в дру­гие сферы — вот да­ле­ко не пол­ный пе­ре­чень кри­зис­ных яв­ле­ний. (Г) Од­на­ко, оп­ти­ми­сты от­ме­ча­ют такие бес­спор­ные по­зи­тив­ные из­ме­не­ния, как де­идео­ло­ги­за­ция, ин­те­гра­ция в ми­ро­вую науку, рост чис­лен­но­сти на­уч­ных учре­жде­ний, уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства док­тор­ских и кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций. (Д) Рос­сий­ское пра­ви­тель­ство, по­ни­мая ак­ту­аль­ность и не­об­хо­ди­мость раз­ви­тия оте­че­ствен­ной науки, раз­ра­ба­ты­ва­ет це­ле­вые про­грам­мы и вкла­ды­ва­ет до­пол­ни­тель­ные ре­сур­сы в раз­ви­тие от­рас­ли, на­при­мер стро­и­тель­ство ин­но­ва­ци­он­но­го цен­тра «Скол­ко­во».

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

27

 
Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«А. Кон­дор­се, как и дру­гие фран­цуз­ские про­све­ти­те­ли, счи­тал ис­точ­ни­ком со­вер­шен­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ства раз­ви­тие_______ (А). Со­ци­а­лист-уто­пист Сен-Симон счи­тал, что________ (Б) долж­но при­нять такую форму ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая при­ве­ла бы к осу­ществ­ле­нию прин­ци­па: все люди долж­ны от­но­сить­ся друг к другу как бра­тья. Не­мец­кий фи­ло­соф Ф. В. Шел­линг писал, что сто­рон­ни­ки и про­тив­ни­ки веры в со­вер­шен­ство­ва­ние че­ло­ве­че­ства за­пу­та­лись в спо­рах о кри­те­ри­ях________ (В). Одни рас­суж­да­ют о со­вер­шен­ство­ва­нии че­ло­ве­че­ства в об­ла­сти________ (Г), дру­гие — о раз­ви­тии науки и_________ (Д). Шел­линг пред­ла­гал своё ре­ше­ние про­бле­мы: кри­те­ри­ем в уста­нов­ле­нии ис­то­ри­че­ско­го про­грес­са че­ло­ве­че­ства может слу­жить толь­ко по­сте­пен­ное при­бли­же­ние его к______ (Е) го­су­дар­ству».

    Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 Спи­сок тер­ми­нов

         1) об­ще­ство

         2) разум

         3) пра­во­вое

         4) про­гресс

         5) ци­ви­ли­за­ция

         6) мо­раль

         7) ис­кус­ство

         8) тех­ни­ка

         9) ре­гресс

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работ.

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (28 – 36) используйт БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записвайте четко и разборчиво.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 28—31.

 Ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство

 Ста­нов­ле­ние ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства да­ле­ко не за­вер­ше­но, од­на­ко пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным вы­де­лить не­ко­то­рые его ха­рак­те­ри­сти­ки.

 

До­ми­ни­ру­ю­щим в эко­но­ми­ке ста­но­вит­ся сек­тор, свя­зан­ный с про­из­вод­ством зна­ний, об­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем ин­фор­ма­ции. В итоге, удель­ный вес за­трат на ис­сле­до­ва­тель­ские ра­бо­ты и мар­ке­тинг новой про­дук­ции пре­вы­ша­ет ма­те­ри­аль­ные за­тра­ты на ее вы­пуск. Так, в фар­ма­цев­ти­че­ских и ком­пью­тер­ных фир­мах США по­след­ние сни­зи­лись до 10-15%% ее сто­и­мо­сти (в ав­то­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти США они все еще выше 50%%, что ви­ди­мо, опре­де­ля­ет ее от­ста­ва­ние от япон­ской).

 

Доля про­даж «ноу-хау», т.е. тех­ни­че­ской ин­фор­ма­ции в общем объ­е­ме внеш­ней и внут­рен­ней тор­гов­ли на­чи­на­ет пре­вы­шать доли про­дук­ции аг­рар­но­го, до­бы­ва­ю­ще­го и об­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го сек­то­ров эко­но­ми­ки. По су­ще­ству­ю­щим оцен­кам, в США этот «порог» был пре­взой­ден еще в 1980-х гг.

 

Доля са­мо­де­я­тель­но­го на­се­ле­ния стра­ны, за­ня­то­го в со­зда­нии, об­ра­бот­ке и рас­про­стра­не­нии ин­фор­ма­ции, на­чи­на­ет пре­вы­шать чис­лен­ность ра­бо­чей силы, за­ня­той в сель­ском хо­зяй­стве и про­мыш­лен­но­сти. Здесь сле­ду­ет от­ме­тить, что сфера об­слу­жи­ва­ния диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся: часть ее ра­бот­ни­ков, даже в наи­бо­лее раз­ви­тых стра­нах, все еще за­ня­та до­ста­точ­но тя­же­лым фи­зи­че­ским тру­дом, в то время как боль­шин­ство из них на­чи­на­ют об­слу­жи­вать ин­фор­ма­ци­он­ный сек­тор эко­но­ми­ки.

 

Ин­фор­ма­ци­он­ные по­то­ки по­лу­ча­ют новый ма­те­ри­аль­ный но­си­тель, т.е. гло­баль­ную сеть те­ле­ком­му­ни­ка­ций, а также Ин­тер­нет. <...>

 

Су­ще­ствен­ным и ранее не учи­ты­вав­шим­ся фак­то­ром об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия ста­но­вит­ся фе­но­мен «кри­зи­са че­ло­ве­ка»... Че­ло­век, жи­ву­щий в раз­ви­тых стра­нах, под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию огром­ных по­то­ков ин­фор­ма­ции, воз­мож­но­сти осмыс­ле­ния ко­то­рой не без­гра­нич­ны. Это ведет к тому, что часть ин­фор­ма­ции осо­знан­но во­об­ще не вос­при­ни­ма­ет­ся, от­се­ка­ет­ся или по­гло­ща­ет­ся не­кри­тич­но. <...>

 

Можно го­во­рить о на­ча­ле про­цес­са воз­ник­но­ве­ния гло­баль­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства как новой ста­ди­аль­ной фазы ми­ро­во­го циви­ли­за­ци­он­но­го раз­ви­тия.

 

Н.В. За­гла­дин

28

 
 Какие че­ты­ре при­зна­ка ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства на­зва­ны ав­то­ром?

29­

 
 


36ом» ха­рак­те­ре куль­ту­ры?

 
 Не все уче­ные со­глас­ны с ха­рак­те­ри­сти­кой со­вре­мен­но­го об­ще­ства как ин­фор­ма­ци­он­но­го. Какие иные тер­ми­ны упо­треб­ля­ют­ся для обо­зна­че­ния со­вре­мен­но­го об­ще­ства? Ука­жи­те два таких тер­ми­на.

30

 
 


 Какие кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­зы­ва­ет автор? Ука­жи­те любой дру­гой не на­зван­ный ав­то­ром кри­те­рий, из­вест­ный вам из кур­сов об­ще­ст­во­зна­ния или ис­то­рии.

31

 
 


 Какую про­бле­му, свя­зан­ную с «кри­зи­сом че­ло­ве­ка» в усло­ви­ях ста­нов­ле­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства, на­зы­ва­ет автор? На­зо­ви­те любые две дру­гие про­бле­мы, со­став­ля­ю­щие суть «кри­зи­са че­ло­ве­ка», ко­то­рые вам из­вест­ны из курса об­ще­ст­во­зна­ния.

 

 

32

 
 


Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «об­ще­ствен­ный про­гресс»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о кри­те­риях об­ще­ствен­но­го про­грес­са, и одно пред­ло­же­ние,  со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­ти­во­ре­чи­вости об­ще­ствен­но­го про­грес­са.

 

33

 
 


 По­ка­жи­те на трех при­ме­рах тес­ную связь об­ще­ства и при­ро­ды.

 

34о­же­ние о «ре­прес­сив­ном» ха­рак­те­ре куль­ту­ры?

 
 


 По дан­ным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным при­чи­нам не по­се­ща­ют школу. 97% (около 110 млн че­ло­век) из них про­жи­ва­ют в стра­нах «тре­тье­го мира»: 48,5 млн че­ло­век – в стра­нах Южной и Юго-Во­сточ­ной Азии; 42,3 млн че­ло­век – в стра­нах Аф­ри­ки. Сде­лай­те два вы­во­да на ос­но­ве ана­ли­за при­ведённых дан­ных. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские дан­ные, ма­те­ри­а­лы СМИ, ука­жи­те одну из воз­мож­ных при­чин того, что имен­но стра­ны этих ре­ги­о­нов ли­ди­ру­ют по чис­лен­но­сти детей, не по­се­ща­ю­щих школу.

 

35бъ­яс­ня­ет­ся по­ло­же­ние о «ре­прес­сив­ном» ха­рак­те­ре куль­ту­ры?

 
 


Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­сти». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

 

Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1– 36.5).    

 

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл  в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). 

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)     

 

Фи­ло­со­фия: 

«Пока че­ло­век су­ще­ству­ет, он будет себя от­кры­вать» (Е. Богат)

36.1

 

 

 

Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: 

«Толь­ко тогда ста­нешь че­ло­ве­ком, когда на­учишь­ся ви­деть че­ло­ве­ка в дру­гом» (А. Ра­ди­щев)    

36.2

 
 

 

 

 

   Фи­ло­со­фия:   

 «Лич­ность — это че­ло­век как но­си­тель со­зна­ния» (К.К. Пла­то­нов).

36.3

 

 

 

 

     Фи­ло­со­фия:   

  «Че­ло­век — это живое про­ти­во­ре­чие и в этом ка­че­стве — живая за­гад­ка» (С. Бул­га­ков)

36.4

 

  

 

 

 

Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: 

  «Чем ярче про­яв­ля­ет себя ин­ди­ви­ду­аль­ность, тем боль­ше стре­мит­ся она к еди­не­нию со всем сущим» (Р. Тагор)   

36.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию 

 

Часть 1

 

№ задания

Ответ

1

3                      

2

2                 

3

1                     

4

16                        2     

5

4

6

2

7

3

8

3

9

146                    2

10

4

11

1

12

123                     2

13

1

14

2

№ задания

Ответ

15

3

16

125                  2

17

4

18

3

19

2

20

145                 2

21

245                       2

22

политическая

23

1

24

12

25

23314                    2

26

32111                    2

27

 214683        2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки:

1) до­ми­ни­ру­ю­щим в эко­но­ми­ке ста­но­вит­ся сек­тор, свя­зан­ный со зна­ни­я­ми, про­из­вод­ством и об­ра­бот­кой ин­фор­ма­ции;

2) доля про­даж тех­ни­че­ской ин­фор­ма­ции в общем объ­е­ме меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли пре­вы­ша­ет долю сель­ско­го хо­зяй­ства и про­мыш­лен­но­сти;

3) доля на­се­ле­ния, за­ня­то­го про­из­вод­ством и об­ра­бот­кой ин­фор­ма­ции, пре­вы­ша­ет долю на­се­ле­ния, за­ня­то­го ин­ду­стри­аль­ным и сель­ско­хо­зяй­ствен­ным тру­дом;

4) ин­фор­ма­ция по­лу­ча­ет новый ма­те­ри­аль­ный но­си­тель (Ин­тер­нет, ми­ро­вые те­ле­ком­му­ни­ка­ции).

                    Максимальный балл 2

 

29.  В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие тер­ми­ны, на­при­мер:

- пост­ин­ду­страль­ное об­ще­ство;

- тех­но­трон­ное об­ще­ство;

- об­ще­ство но­во­го ин­ду­стри­а­лиз­ма.

 

Максимальный балл 2

30.  Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 

1) кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са, на­зван­ные ав­то­ром:

— спо­соб про­из­вод­ства ма­те­ри­аль­ных благ (эко­но­ми­че­ский);

— по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве (об­ще­фи­ло­соф­ский);

 

2) не на­зван­ный ав­то­ром кри­те­рий, на­при­мер:

— раз­ви­тие ра­зу­ма, сте­пень ра­зум­но­сти об­ще­ствен­но­го устрой­ства (фран­цуз­ские про­све­ти­те­ли);

— со­сто­я­ние об­ще­ствен­ной нрав­ствен­но­сти (А. Сен-Симон);

— сте­пень со­зна­ния сво­бо­ды (Г.В.Ф. Ге­гель);

— усло­вия для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей че­ло­ве­ка (со­вре­мен­ные об­ще­ство­ве­ды).

 Максимальный балл 3

 

31.  1) Долж­на быть на­зва­на про­бле­ма, о ко­то­рой го­во­рит автор:

в усло­ви­ях ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства че­ло­век под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию огром­но­го по­то­ка ин­фор­ма­ции, осмыс­лить ко­то­рую он не в со­сто­я­нии; в ре­зуль­та­те зна­чи­тель­ная часть ин­фор­ма­ции либо от­се­ка­ет­ся, либо усва­и­ва­ет­ся не­кри­тич­но.

2) Могут быть ука­за­ны любые две дру­гие про­бле­мы, свя­зан­ные с «кри­зи­сом че­ло­ве­ка», на­при­мер:

- воз­ни­ка­ют труд­но­сти в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции, в том числе по­ли­ти­че­ской, уси­ли­ва­ют­ся тен­ден­ции к «бег­ству» людей от про­блем об­ще­ства;

- мно­жит­ся число ава­рий, тех­но­ген­ных ка­та­строф, вы­зван­ных ин­фор­ма­ци­он­ны­ми пе­ре­груз­ка­ми ра­бот­ни­ков;

- воз­рас­та­ние объ­е­ма ин­фор­ма­ции со­зда­ет слож­но­сти для по­ли­ти­ков, при­ни­ма­ю­щих от­вет­ствен­ные ре­ше­ния.

 

Максимальный балл 3

 

32. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер:  это на­прав­ле­ние раз­ви­тия от низ­ше­го (про­сто­го, не­со­вер­шен­но­го) к выс­ше­му (слож­но­му, со­вер­шен­но­му)»;;

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о фор­мах чув­ствен­но­го по­зна­ния, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: Одним из кри­те­ри­ев об­ще­ствен­но­го про­грес­са яв­ля­ет­ся воз­рас­та­ние сте­пе­ни сво­бо­ды, ко­то­рую об­ще­ство может предо­став­лять че­ло­ве­ку; Улуч­ше­ние ма­те­ри­аль­ных усло­вий жизни и уве­ли­че­ние ее про­дол­жи-тель­но­сти мно­гие счи­та­ют глав­ным кри­те­ри­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са

3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса осо­бен­но­сти обы­ден­но­го по­зна­ния, на­при­мер, Про­ти­во­ре­чи­вость об­ще­ствен­но­го про­грес­са про­яв­ля­ет­ся в том, что со­вер­шен­ство­ва­ние в одних об­ла­стях обо­ра­чи­ва­ет­ся по­те­ря­ми в дру­гих.

Максимальный балл 3

 

 

 

33.  Пра­виль­ный ответ может со­дер­жать при­ме­ры:

 

1) при­род­ные усло­вия обу­слов­ли­ва­ют за­ня­тия людей (на­при­мер, ры­бо­лов­ство у жи­те­лей при­бреж­ных тер­ри­то­рий);

2) по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, их на­ли­чие или от­сут­ствие, их раз­ра­бот­ка во мно­гом опре­де­ля­ют со­сто­я­ние эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия (на­при­мер, по­ло­же­ние стран, экс­пор­те­ров нефти);

3) при­род­ные ка­та­клиз­мы могут на­не­сти огром­ный ущерб об­ще­ству (на­при­мер, раз­ру­ше­ния в связи с зем­ле­тря­се­ни­я­ми, цу­на­ми).

Максимальный балл 3

 

 

34.  В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) вы­во­ды, на­при­мер:

− стра­ны Южной и Юго-Во­сточ­ной Азии ли­ди­ру­ют по числу детей, не по­се­ща­ю­щих школу;

− уро­вень об­ра­зо­ван­но­сти на­се­ле­ния в стра­нах «тре­тье­го мира» ниже, чем в стра­нах За­па­да;

2) воз­мож­ная при­чи­на, до­пу­стим:

− низ­кий уро­вень эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не поз­во­ля­ет не­ко­то­рым го­су­дар­ствам со­здать и со­дер­жать раз­ви­тую си­сте­му об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний;

− зна­чи­тель­ная часть на­се­ле­ния этих стран не­до­оце­ни­ва­ет зна­че­ние об­ра­зо­ва­ния в со­вре­мен­ную эпоху и пред­по­чи­та­ет школе для своих детей их ран­нее при­об­ще­ние к труду.

 

Максимальный балл 3

 

35. Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы

1) Со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы как часть гло­баль­ных про­блем  че­ло­ве­че­ства.

2) Сущ­ность «де­мо­гра­фи­че­ско­го взры­ва» и его связь с дру­ги­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми.

   3) Чем вы­зван де­мо­гра­фи­че­ский кри­зис в эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых странах?

   4) Про­яв­ле­ния и по­след­ствия «де­мо­гра­фи­че­ско­го взры­ва»:

а) мас­со­вые голод, бо­лез­ни, не­гра­мот­ность, от­сут­ствие нор­маль­но­го  жилья;

б) без­ра­бо­ти­ца;

в) мас­со­вые ми­гра­ции;

г) про­бле­мы ас­си­ми­ля­ции при­ез­жих.

5) Пути пре­одо­ле­ния со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем:

а) ре­ше­ние про­бле­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния чис­лен­но­сти на­ро­до­на­се­ле­ния;

б) осу­ществ­ле­ние про­ду­ман­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки;

в) меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство в ре­ше­нии со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ских про­блем.

 

Максимальный балл 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Общество» 10 класс (на 235 минут)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 449 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 11042
  • 197
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 862
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 2427
    • DOCX 241.8 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орлова Светлана Михайловна
    Орлова Светлана Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 14085
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 287 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе